 На правах рукописи Ипатова Надежда Геннадьевна АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВЕТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЛИТЕРАТУРЕ 1920–1930-х ГОДОВ Специальность 10.01.01 – русская литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Красноярск – 2010
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Куляпин Александр Иванович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент Ковтун Наталья Вадимовна (ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») кандидат филологических наук, доцент Мансков Сергей Анатольевич (ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул) Ведущая организация: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Защита состоится 21 июня 2010 г. в !5:00 часов на заседании диссертаци- онного совета ДМ 212.099.12 по защите диссертаций на соискание уче- ной степени доктора филологических наук при ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 70, ауд. 204. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Сибирского федерального университета. Автореферат диссертации размещён на сайте Сибирского федерального университета www.sfu-krasu.ru. Автореферат разослан «20» мая 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент И.В. Башкова 2
Общая характеристика Актуальность выбранной темы связана с живым научным интересом к истории чувственного восприятия. Исследования в этом направлении все чаще обращаются к советскому прошлому, раскрывая его с новой стороны. Наиболее плодотворным с этой точки зрения представляется внимание к первым двум пострево- люционным десятилетиям, которые становятся истинно революци- онными в плане культурных достижений: появляются технические новшества, утверждаются новые формы и средства искусства, пе- реосмыслению подвергаются основные эстетические категории. Складывающиеся в 1920-е и утвердившиеся в 30-е годы представления советского человека о мире, отраженные в литера- туре, указывают, в частности, на качественно новое чувственное восприятие окружающего. Перерождение, сотворение нового Ада- ма, «прозрение слепых» – устойчивые метафоры времени, свиде- тельствующие как о трансформации основных чувств, так и пла- номерности такого изменения. Зрительное и аудиальное восприятие находятся очень близко к сфере когнитивного познания реальности, более того, логическая интерпретация объекта напрямую зависит от его чувственного уз- навания. Понятно поэтому стремление сформировать новый взгляд, адекватно созерцающий новую картину мира. Взгляд – понятие, стоящее между зрением как физиологиче- ским явлением и видением, включающим «весь комплекс явлений, связанных с психологией восприятия», обогащенным «культурой и социальным опытом» (М. Ямпольский); точно так же и слух пред- полагает разницу между «слушать» и «слышать». Однако одно- временно можно говорить и о том, что физиология советского времени становится в большой степени социологизирована и поли- тизирована. Такого рода социальная оптика и акустика предполагает соз- дание соответствующего времени визуального и аудиального стандарта с его социокультурным и эстетическим символизмом. Литература чутко улавливает изменения, способствует осознанию и зарождению новых явлений в истории чувственного восприятия. 3
|