Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников 




Скачать 42.14 Kb.
PDF просмотр
НазваниеКруговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников 
Дата конвертации28.11.2013
Размер42.14 Kb.
ТипДокументы
Круговая тренировка как метод развития основных 
физических качеств младших школьников 
 
 
        При  определении  методики  занятий  и  подборе  упражнений  на  уроках 
физической  культуры  необходимо  учитывать,  что  с  5  до  12  лет  ребенок 
осваивает  примерно  90  %  общего  объема  двигательных  навыков,  то  есть  в 
этот  период  он  овладевает  большим  объемом  движений.  Все  это 
способствует  развитию  основных  физических  качеств:  силы,  ловкости, 
быстроты,  выносливости,  гибкости,  а  также  повышению  общего  обмена 
веществ,  развитию  и  укреплению  сердечно-  сосудистой  и  дыхательной 
систем, помогает воспитать у ребенка такие двигательные качества, которые 
необходимы  не  только  для  успешного  овладения  более  сложными 
движениями  в  старших  классах,  но  и  решения  функциональных 
возможностей в обучении в целом. 
        Я считаю, что одним из эффективных методов физического воспитания 
является метод круговой тренировки. Особенность ее в том, что с помощью 
специально  разработанных  комплексов  решаются  задачи  развития 
двигательных  качеств,  закрепления  техники  движений.      Используя  такой 
метод,  я  убедилась,  что  определенные  показатели  учебной  работы 
значительно  улучшаются.  С  помощью    этого  метода  дифференцированно 
развиваются двигательные качества (сила, быстрота, выносливость и др.), но 
главным  образом  такие  комплексные  качества,  как  силовая  выносливость, 
скоростная  сила,  скоростная  выносливость.    А  также  можно  повысить 
физическую работоспособность и подготовленность. 
                На  уроках  физической  культуры    в  начальной  школе            часто    
использую  метод      и  добиваюсь  положительных      результатов,  когда  на 
станциях сочетаются различные упражнения, направленные на       развитие 
силовой  выносливости,          ловкости,  быстроты  и  гибкости,        сочетаю    
упражнения  на  развитие  силы  и  гибкости.  Очень  важно,  чтобы  после 



упражнения на силу обязательно следовало упражнение на гибкость, причем 
именно тех групп мышц, которые участвовали в силовой работе. 
         Комплексы круговой тренировки составляю из упражнений основной и 
спортивно-вспомогательной  гимнастики,  а  также  легкой  атлетики, 
упражнений с предметами и т. д.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Для  организации  и  управления  самостоятельной  деятельности 
обучающихся на станциях круговой тренировки использую карточки-задания 
с символическим описанием упражнений.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
      Попеременная  нагрузка  на  основные  мышечные  группы  выражается  с 
помощью  графической  схемы  круговой  тренировки.  Схема  указывает,  что 
нагрузка  на  основные  группы  мышц  на  разных  станциях  изменяется.  На 
одной  из  них  определенная  группа  мышц  работает  наиболее  активно,  а  на 
следующей  -  получает  активный  отдых.  Упражнения  и  подбираю  согласно 
схеме  -  для  мышц  ног,  рук  и  плечевого  пояса,  брюшного  пресса,  спины. 
Степень нагрузки на  сердечно-сосудистую и дыхательную системы зависит 
от  объема  общей  нагрузки  и  методического  варианта  круговой  тренировки. 
Этим достигается не только развитие двигательных качеств, но и укрепление 
внутренних органов, что и является особенностью цели применения круговой 
тренировки . 

           Для  проведения  занятий  по  круговой  тренировке  составляю  комплекс 
из  8-10  относительно  несложных  упражнений.  Каждое  из  них  должно 
воздействовать  на  определенные  группы  мышц.  Простота  движений 
позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном 
темпе  и  из  различных  исходных  положений  влияет  на  развитие 
определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических 
движений  в  искусственно-  циклическую  структуру  путем  серийных  их 
повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств 
и способствует повышению общей работоспособности организма. 
       В  зависимости от числа упражнений  в комплексе класс  делю  на  8-10 
групп по 2-3 человека. 
       Заранее  (перед  уроком  )  размечаю  места  (  станции  )  для  выполнения 
упражнений.  Для  более  четкой  организации  занятий  на  каждой  станции 
закрепляю  лист  бумаги  с  графическим  изображением  и  кратким 
описанием упражнения, выполняемого на этом месте. 
        Последовательность  прохождения  станций  устанавливаю  по  кругу, 
прямоугольнику  или  квадрату  –  в  зависимости  от  того,  как  более 
рационально  использовать  площадь  зала  и  оборудование.  Стараюсь 
использовать  все  снаряды  и  подручный  инвентарь,  который  есть  в  зале. 
Круговая  тренировка  требует  достаточного  количества  и  разнообразия 
спортивного  инвентаря  и  оборудования.  Указываю  каждой  группе,  на 
каком  месте  она  начинает  упражняться  и  в  каком  порядке  переходит  от 
станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. 
       Упражнения на каждой станции повторяются многократно, однако не 
произвольно, а установленное число раз или определенное время. В одних 
случаях  ученики  выполняют  весь  комплекс  непрерывно,  дважды  или 
трижды подряд, в других - с остановками для отдыха. 
       Любые  упражнения  провожу  так,  чтобы  они  укрепляли  здоровье 
школьников.  Это  осуществимо  лишь  в  одном  случае  –  если  упражнения 
выполняются  с  тем  минимумом  интенсивности,  который  вызывает  в 

человеческом организме импульсы развития. А это значит, что нагрузку в 
процессе  упражнения  надо  устанавливать  оптимальную.  А  она 
неодинакова для каждого из учеников. 
        Одна  из  важнейших  особенностей  круговой  тренировки  и 
предусматривает удачное сочетание жесткого нормирования нагрузки с ее 
индивидуализацией. 
         Круговая  тренировка  с  учащимися  младших  классов  должна 
опираться на следующие принципы : 
-на каждой станции должны работать не более 2-3 учащихся ; 
-количество станций – не менее 10 ; 
-упражнения должны быть доступны и интересны детям ; 
-время работы на каждой станции – 30 секунд ; 
-время отдыха и перехода на следующую станцию – 15-30 секунд. 
        Большое  количество  станций  позволяет  добиться  стопроцентной 
двигательной  активности  учащихся,  а  также  лишает  их  возможности 
заниматься  в  этот  момент  другими  видами  деятельности,  подчас  весьма 
далекими  от  учебной.  Развить  физические  качества  можно  лишь  при 
достаточно  большом  объеме  выполняемых  упражнений  –  отсюда  и 
большое количество станций . 
       Доступные 
и  интересные  упражнения  позволяют  выполнять 
необходимый объем работы на стабильном фоне положительных эмоций. 
Кроме того, время работы каждого ученика на каждой станции не менее 
20 секунд обеспечивает необходимый прирост физических качеств. 
       С  упражнениями,  которые  используются  в  круговой  тренировке, 
первоклассники знакомятся на первых же уроках и далее в течение первой 
и второй четвертей незаметно для себя набирают «багаж». Со второго по 
четвертый  класс  ученики  на  базе  набранного  «багажа»  отрабатывают 
упражнения  с  увеличением  нагрузки,  с  большим  количеством  раз  и  с 
усложнением упражнений. 

       В  1-4  классах  приемлем  такой  вариант  выполнения  упражнений  - 
прохождение  круга  с  заданием  выполнить  упражнение  в  обусловленное 
время (30 сек.) в произвольном темпе, но по возможности более точно. 
      Организм  учеников  постепенно  приспосабливается  к  дозируемой 
нагрузке.  Поэтому  необходимо  постепенно  повышать  ее,  увеличивая 
дозировку упражнений, количество кругов. 
       Для  лучшей  организации  класса  в  каждой  из  групп  назначаю 
старшего, который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует 
их, следит за соблюдением установленной дозировки. Сама выбираю себе 
место, откуда мне более удобно наблюдать за классом, но всегда нахожусь 
рядом  с  той  станцией,  где  нужна  моя  помощь.  По  секундомеру  я 
регулирую  время  при  выполнении  упражнений  и  использую  его  для 
подсчета  пульса.  Пульс  дети  подсчитывают  до  выполнения  комплекса, 
сразу же после прохождения круга и затем еще через 2 минуты в течение 
10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за 1 минуту ). 
         Подсчет  пульса  дает  возможность  контролировать  реакцию 
организма  на  предложенную  физическую  нагрузку.  Ученикам,  пульс 
которых после выполнения упражнений превышает 180 ударов в минуту, 
рекомендую  снизить  дозировку  в  упражнениях  при  последующем 
прохождении круга или на следующем уроке.   
    Для того, чтобы ученики могли самостоятельно подсчитать свой пульс, 
заранее учу их этому. 
     Сравнение  реакции  пульса  на  стандартные  нагрузки  (комплекс 
упражнений,  неоднократно  повторяемый  на  уроках)  позволяет  мне 
сделать  выводы  о  приспособлении  сердечно-сосудистой  системы  к  ним. 
Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты 
пульса  после  стандартной  нагрузки.  Все  это  обеспечивает  четкий 
педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими 
реакциями организма. 

       Обычно комплекс из 8-10 упражнений выполняется примерно за 10-12 
минут (время на каждое упражнение –30-45 секунд, на паузы для отдыха –
20-30 секунд). 
        Упражнения  с  дозировкой  «один  круг»  целесообразно  проводить  в 
первые  или  последние  15  минут  урока,  с  дозировкой  в  «два  круга»  –  в 
последние 20 минут, в «три круга» – в последние 35 минут урока. 
        Комплекс 
упражнений,  выполняемый  по  методу  круговой 
тренировки,  обычно  повторяется  без  изменения  на  4-5  уроках.  В 
дальнейшем  целесообразно  не  заменять  все  упражнения,  а  лишь 
усложнять  некоторые  так,  чтобы  комплекс  более  разносторонне 
воздействовал на организм . 
         В  зависимости  от  поставленных  задач  круговую  тренировку  я 
планировать  в  подготовительной,  основной  или  заключительной  части 
урока.  Ее  построение  будет  также  зависеть  от  контингента  учащихся,  от 
года обучения, от физической подготовленности учащихся. Включение ее 
в  подготовительную  часть  урока  связано  с  предстоящей  еще  более 
интенсивной  работой  в  основной  его  части,  требующей  большого 
напряжения,  усилий  в  освоении  определенных  умений  и  навыков 
различных  движений.  Роль  такого  комплекса  заключается  в  подготовке 
организма  к  предстоящей  работе  и  носит  характер  подводящих 
упражнений к основной части урока. 
        Применение  круговой  тренировки  в  основной  части  урока  связано  с 
развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и 
готов  выполнить  работу  в  большом  объеме  и  оптимальных  условиях 
нагрузки.  Комплексы,  входящие  в  основную  часть  урока,  носят 
общеразвивающий  характер  с  силовой  направленностью.  В  них 
достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений. 
        В  заключительной  части  урока  комплексы  круговой  тренировки 
планирую  реже  и  в  основном  тогда,  когда  плотность  нагрузки  на  уроке 

недостаточна. Цель таких комплексов - совершенствование, закрепление и 
повторение пройденного материала основной части урока. 
        Круговая  тренировка  на  уроках  физического  воспитания  хорошо 
увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным 
играм  и  особенно  гимнастике,  способствует  повышению  не  только 
плотности  урока,  но  и  положительно  воздействует  на  организм  в  целом. 
Эффективность  концентрации  нагрузки  позволяет  в  кратчайший  срок 
успешно  развивать  физические  качества,  общую  и  специальную 
физическую подготовку. 
          В  младших  классах  я  очень  осторожно  отношусь  к  дозировке 
упражнений;  не  предлагаю  максимальных  нагрузок.  Количество 
повторений  упражнений  должно  быть  на  уровне  половины  среднего 
результата  при  выполнении  того  или  иного  упражнения  для  данного 
класса. 
         Важно постепенно доводить урок до уровня тренировочного занятия. 
А  у  детей  должно  быть  четко  сформировано  представление  о  том,  что 
физические нагрузки будут повышаться от урока к уроку, из года в год. 
          Подбирая  комплексы,  я  соблюдаю  основные  дидактические 
принципы, т. е. от простого к сложному, чередую активный отдых одних 
мышечных  групп  с  отдыхом  других.  После  тяжелого  упражнения 
подбираю  более  легкие,  дающие  возможность  восстановить  силы  и 
успокоить дыхание,  также постепенно увеличиваю  количество  станций с 
упражнениями на силу. 
      Применяя  структуру  круговой  тренировки  на  уроках  физической 
культуры  в  начальных  классах  (подбор  упражнений  с  учетом 
анатомической  классификации  –  для  рук,  туловища,  ног;  с  учетом 
развития  специфических  качеств;  карточек-заданий  со  схемой  основных 
положений  упражнения,  поочередно  выполняющихся  на  станциях 
круговой тренировки), я добиваюсь: 





  понимания  учащимися  конкретной  задачи  на  станции  и  правильного 
выполнения упражнения; 
  самостоятельности и сознательности при выполнении упражнений; 
  развития  двигательных  качеств  в  оптимальном  темпе  за  относительно 
короткий промежуток времени; 
  совершенствования  техники  выполнения  упражнений  в  различных 
видах школьной программы ( баскетболе, гимнастике, лѐгкой атлетике 
и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
Практические рекомендации 
      Чтобы  повысить  эффективность  урока  физической  культуры  в  процессе 
круговой тренировки, необходимо:  
-создать благоприятный климат в процессе обучения; 
-дифференцировать  учащихся  по  уровню  их  физического  развития  и 
физической подготовленности; 
-использовать  различные  комплексы  круговой  тренировки  в  различных 
разделах школьной программы; 
-использовать музыкальное сопровождение; 
-использовать разнообразный инвентарь и спортивные снаряды; 
-развивать  физические  качества  с  учетом  возрастных  особенностей 
учащихся, сенситивных периодов; 
-давать  индивидуальные  домашние  задания  по  каждому  разделу  школьной 
программы. 
 


Похожие:

Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  icon важное средство развития основных физических качеств
Ору в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ору объясняется тем что возможные...
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconI. Круговая тренировка в комплексном уроке физической культуры
Круговая тренировка с направленностью на восстановление конкретного физического качества в комплексном уроке
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconС. И. Рыбалова Ю. В. Рыбалов Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов
Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных...
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconУтомляемость младших школьников и меры по ее устранению
О влиянии физических нагрузок во время учебного процесса на работоспособность младших школьников
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconПлан Понятие физических качеств и их формирование в старшем дошкольном возрасте 2 Подвижная игра ее определение, специфика и роль в формировании физических качеств старшего дошкольника 8
Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconМониторинг здоровья учащихся Разработки преподавателя-организатора обж красночетайской гимназии Романова Эдуарда Васильевича Оценка развития физических качеств учащихся 5-11
Оценка развития физических качеств учащихся 5-11-х классов на уроках физической культуры
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconМетодическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: «Физическая культура»
Круговая тренировка позволяет развивать сразу несколько способностей, разнообразить занятия физической культурой, а также закрепить...
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconМодель организации проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения как условие системного подхода к процессу формирования исследовательской культуры младших школьников
Направление работы: формирование у младших школьников опыта проектной деятельности
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconТребования к одежде детей дошкольного возраста на прогулке в летнее время года
Совместная деятельность с детьми по закреплению основных видов движений и развитию физических качеств
Круговая тренировка как метод развития основных  физических качеств младших школьников  iconВ. Т. Чепиков воспитание нравственных качеств младших школьников
Белорусского государственного педагогического университета им.  М. Танка   зав.  кафедрой  доктор  педагогических  наук
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница