МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
7 -9
Специальных коррекционных классов VII вида
на 2006 – 2007 учебный год
Учителя физики
Пеунковой О. Г.
2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом школы-интерната № 9 (по 2 учебных часа в неделю в 7, 8, 9 классах соответственно). За основу данной Рабочей программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000, стр.44-51). Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов коррекции VII вида с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) (ж. «Дефектология» № 4, 1993г.)
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов КРО требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Физика -7класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические (тема)
| Контрольные и диагностические материалы (тема)
| 1
| Физика и физические методы изучения природы
| 6
| 1ч.
Лаб. работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки»
| К/тест по теме «Физические методы изучения природы»
| 2
| Первоначальные сведения о строении вещества
| 5
|
| К/тест «Первоначальные сведения о строении вещества»
| 3
| Взаимодействие тел
| 23
| 4ч.
Лаб. работа №2 «Исследование равномерного движения»
Лаб. работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лаб. работа №4 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)
Лаб. работа №5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром.»
| 1ч
С/знаний по т. «Механическое движение»
К/работа по т. «Взаимодействие тел Сила.»
| 4.
| Давление твердых тел, жидкостей и газов.
| 18
| 2ч.
Лаб. работа №6 «Измерение архимедовой силы»
Лаб. работа №7 «Выяснение условий плавания тел»
| 1ч.
К/работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
| 5.
| Работа и мощность. Энергия.
| 13
| 2ч.
Лаб. работа №8 «Условие равновесия рычага»
Лаб. работа №9 «Определение КПД наклонной плоскости»
| К/тест по теме «Работа и мощность. Энергия.»
| 6.
| Повторение
| 3
|
| 1ч.
К/работа за курс физики 7 класса
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Итого
| 70
| 9
| 3
| Физика - 8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические (тема)
| Контрольные и диагностические материалы (тема)
| 1
| Тепловые явления
| 27
| 3ч.
Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»
Л/р №2 «Определение удельной теплоемкости вещества.»
Л/р №3 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.»
| 2ч.
К/работа№1 по теме «Тепловые явления»
.К/работа№2 по теме «Тепловые явления»
| 2
| Электрические явления
| 24
| 3ч.
Л/р №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи»
Л/р №5 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.»
Л/р №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
| 1ч.
К/работа по теме «Электрические явления.»
| 3
| Электромагнитные явления
| 6
| 1ч.
Л/р №7 «Сборка электромагнита и испытание его действия.»
|
| 4.
| Световые явления
| 10
| 1ч.
Л/р. № 8 «Получение изображения при помощи линзы»
| К/тест по теме «Световые явления»
| 5.
| Повторение
| 2
|
| 1ч.
К/работа за курс физики 8 класса
|
| Резерв
| 1
|
|
|
| Итого
| 70
| 8
| 4
|
Физика - 9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
№№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические (тема)
| Контрольные и диагностические материалы (тема)
| 1
| Законы взаимодействия и движения тел
| 27
| 1ч.
Л/р №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
| 2ч
К/работа по теме «Кинематика»
К/работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
| 2
| Механические колебания и волны. Звук
| 11
| 2ч.
Л/р №2. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
Л/р №3. «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»
| 1ч
К/работа по теме «Механические колебания и волны. Звук»
| 3
| Электромагнитные явления
| 13
| 1ч.
Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
| 1ч.
К/работа по теме «Электромагнитные явления»
| 4.
| Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.
| 13
| 2ч.
Л/р №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Л/р №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
| К/тест по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
| 5.
| Повторение
| 3
|
| 1ч.
Итоговая контрольная работа
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Итого
| 70
|
|
|
|