Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей




НазваниеПроектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей
страница1/16
Дата конвертации18.12.2012
Размер1.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


g:\фото семья\я\2012-10 (окт)\сканирование0001.jpg

Год рождения: 1972
Образование: высшее

закончила: Московское педагогическое

училище № 7,

по специальности воспитатель детского сада;

В 2009г закончила МГПУ г. Москвы.
Педагогический стаж работы в данном учреждении: 4 года (старшим воспитателем – с марта 2010г)
Повышение квалификации: 2011 – 2012 учебный год

Содержание работы старшего воспитателя в условиях модернизации и совершенствования дошкольного образования 144 часа,

Работа начинающего старшего воспитателя в современном дошкольном образовательном учреждении 72 часа

Специальные компьютерные инструменты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 12 часов.
План по самообразованию:

ТЕМА: Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей.

1. Актуальность темы

2. Литература, методики, пособия

3. Планирование

4. Анализ проведенной работы


1. Актуальность темы



  1. На сегодняшний день проектированию воспитательно - образовательного процесса уделяется особое внимание. С введение новых федеральных государственных требований необходимо построить педагогический процесс в детском саду так, чтобы он соответствовал современным требованиям.

На сегодняшний день «Федеральные государственные образовательные требования» являются, обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
     Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Основными четырьмя направлениями развития ребенка являются интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной образовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ :

здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.

Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Одно из требований программы -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот  термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Творческой группой нашего ГБОУ была написана программа развития, далее была разработана образовательная программа, годовой план работы, модель воспитательно-образовательной работы на год.
2. Литература, методики, пособия.


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Конвенция о правах ребенка 5 декабря 1989г

  1. Козакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера,2010

Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ.(1,2 часть) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

Возная В.И., Коновалова И.Т., Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ Колл.авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а также их родителях Метод пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1 – М.: Национальный книжный центр, 2012.

Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2 – М.: Национальный книжный центр, 2011

Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. В.С.Басюка, Е.А.Мухарской – ООО «Национальный книжный центр», 2012.

Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. – М.: 2007.

Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера,2012.

3. Планирование


В соответствии с утверждением и введением ФГТ были внесены изменения и дополнения в Образовательной программе детского сада: формы работы с детьми, интеграция образовательных областей, раздел содержание коррекционной работы, особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста, разновозрастных группах, в группах для детей старшего возраста.

В работе с детьми детский сад реализует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

В прошедшем 2010-2011 учебном году в нашем детском саду функционировало

6 групп:

1 - группа раннего возраста

1- вторая младшая группа

1 - средняя группа.

1 - старшая группа.

1- подготовительная к школе группа.

  1. старшая-подготовительная группа.




  • Изучить инклюзивные формы и принципы образования с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.



  • Повысить качество воспитательно-образовательной работы с детьми через интеграцию различных видов деятельности в области «Здоровье» с целью формирования осознанной потребности, ценности здорового образа жизни.



По 1-ой годовой задаче проведены мероприятия, направленные на решение данной задачи:

1.Консультации:

«Создание предметно-развивающей среды в ГОУ», «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе», «Об опыте инклюзивного образования в нашей стране» – ст. воспитатель Вивдич О.Н.

«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду – воспитатель группы раннего возраста» Гуднова Н.П.

«Офтальмологические и гигиенические требования к проведению фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения», «Лекотека для незрячих детей и их родителей в системе дошкольного образования» – учитель-дефектолог Антонова А.Г.

«Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольника» – воспитатель мл. группы Сярмина А.Н.

2.Открытые просмотры:

Интегрированное занятие: «Хлеб – всему голова» - подготовительная группа №3, воспитатель Клименкова Г.Ю.

Лепка из теста: «Золотая осень» - средняя группа №5воспитатель Ледкова Е.В.

Тематический вечер «День пожилого человека» подготовительные№3,6 и старшая №7 группы.

Были проведены тематические недели: «Неделя игры», «Неделя игры и зимних забав», тематические дни: «День матери», «День здоровья».

Дети подготовительной группы участвовали в районных соревнованиях «Веселые старты», где взяли призовое 3-е место.

Было проведено анкетирование родителей по выявлению игровых интересов и предпочтений ребенка.

С 24.10 по 24.11 проводился тематический контроля по теме: «Состояние воспитательно - образовательной работы по социальному развитию детей разных возрастных групп»
В рамках тематического конроля были обследованы знания умения и навыки детей в свободной деятельности и на занятиях: уровень развития коммуникативных навыков и эмоций показал старший возраст – норма 72 %, низкий – 25%.

Дети применяют в повседневной жизни полученные знания в НОД, в совместной игровой и продуктивной деятельности у детей подготовительных групп № 6,3 сформированы навыки активного слушания, дети настроены на сотрудничество, социальные навыки контроля и самоконтроля сформированы, дети умеют выражать свое мнение. Воспитателям старшей группы необходимо продолжать работу по этому направлению.
Оценка профессионального мастерства воспитателей проводилась во время непосредственной образовательной деятельности, тематических досугов, праздников, развлечений (Праздник осени, День матери, День здоровья) обследование показало: воспитатели применяют знание программных целей и задач в практической работе с детьми. Воспитатели владеют методами и приемами организации трудовой деятельности детей, умеют организовать знакомство детей с социальным миром. В группах воспитатели планируют различные формы ознакомления детей с социальной действительностью. Они используют активные методы, позволяющие наиболее эффективно знакомить детей с социальным миром. Педагогам необходимо повысить уровень речевого общения и партнерское взаимодействие детей в игровой деятельности, режимных моментах, в разных видах непосредственной образовательной деятельности. Это обусловлено тем, что воспитатели не уделяют должного внимания речевому общению межу детьми. Необходимо уделить этому вопросу большее внимание.

При посещении занятий было выявлено, что педагоги владеют методами организации трудовой деятельности, используют интеграцию различных видов деятельности.

В группах созданы условия:

для развития сюжетной игры, театрализованной игры, подвижных игр детей, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей. Достаточное количество дидактических игр по всем областям. Всем группам рекомендовано доделать картотеки игр по образовательным областям.
Общий показатель социального развития детей по детскому саду составил 80%.

Было проведено анкетирование родителей по выявлению игровых интересов и предпочтений ребенка. Педагоги подбирали интересующую информацию и литературу, которую размещали на стендах, в папках-передвижках и ширмах. Воспитатели регулярно проводили беседы и консультации.

На основании выше изложенного можно сделать вывод: работа велась в системе, но т.к. данное направление педагоги считают необходимым и важным следует его совершенствовать и углублять знания детей.

По итогам тематического контроля и проведённых мероприятий в детском саду был проведён педагогический совет. Где была показана презентация по инклюзивному образованию, подготовленная старшим воспитателем Вивдич О.Н., проведен КВН с педагогами, для обобщения опыта работы по данному направлению.1-ым заданием было - Домашнее задание - Анализ программ социально-личностного развития детей. Во 2-ом задании педагоги отвечали на ряд вопросов по очереди. В 3-ем задании: Участники отгадывали кроссворд, ключевым словом которого было – социализация.

Было принято решение: продолжить работу по социальному развитию детей. Пополнить материально-техническую базу: приобрести педагогическую литературу по данному направлению; дополнить предметно-развивающую среду групп играми и условиями для развития игр-экспериментирований; больше времени уделять непосредственной образовательной деятельности в помещении игровой комнаты, уголке русской избы, библиотеке, камерном зале.


  • По 2-ой годовой задаче проведены мероприятия, направленные на решение данной задачи:

Консультации: «Использование интеграции различных видов деятельности в образовательных областях», семинар «Ребенок и его здоровье». Занятие1. Образовательные области: «Здоровье» и «Физическая культура» - семинар-практикум по авторской программе «Двигаясь – растем, двигаясь – развиваемся!» – старший воспитатель Вивдич О.Н.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни» - воспитатель Филоненко О.В.

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» - воспитатель Федорова Н.П.

Семинар. Ребенок и его здоровье. Занятие 2Формы работы с детьми и родителями.- Гришина Н.И.

Семинар - Ребенок и его здоровье. Занятие 3. Представление разработанных циклов занятий – Трошина Л.А.

НОД в группе № 3 (подготовительная) "Путешествие в город «Витаминки»" Федорова Н.П.

Комплексная экологическая игра в группе № 7 (старший возраст) с элементами основных движений: "Путешествие за витаминами" Филоненко О.В.

В рамках выполнения этой годовой задачи бы проведен «День здоровья».
С 1.02.12 по 29.02.12 проводилась тематическая проверка выполнение программы в области «Здоровье и Безопасность».

В рамках тематического конроля были обследованы знания умения и навыки детей. Детям групп № 5(средний возраст), 3, 6, 7 (старший и подготовительный возраст) был предложен ряд вопросов(14). Беседу с детьми проводил ст. воспитатель Вивдич О.Н., учитель-логопед Черняева Е.В. Опрос показал: знания детей в области Здоровье и Безопасность соответствуют возрасту, и программе воспитания и обучения детей. Уровень выполнения программы в процентном соотношении составил: группа №5 – 80%, группа №3 – 87%, группа №6 – 100% , группа №7 – 80%.

Оценка профессионального мастерства воспитателей показала, что воспитатели знают цели и задачи области "Здоровье" и "Безопасность", владеют методикой, используют в работе интеграцию различных видов деятельности. Необходимо шире использовать интеграцию образовательных областей.

Созданы безопасные условия пребывания детей в группах д/с это:

безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);

В методическом кабинете была организована выставка методической литературы из областей «Здоровье» и «Безопасность».

Введена система проведения утренней гимнастики в помещениях: физкультурного и музыкального зала.

Анализ календарных планов работы показал: необходимо более тщательно прописывать интеграцию образовательных областей: в НОД; в дидактических играх; в подвижных играх; в режимных моментах.

Совместно с родителями были проведены физкультурные досуги в группах: №5 (средний возраст), №6 (старший-подготовительный возраст), №7+3 (старший и подготовительный возраст).

Был проведен опрос "Забота о здоровье детей и взрослых в условиях семьи", который показал:

1. Считают проблему здоровья актуальной в своей семье – 52%;

2. Считают приемлемыми виды закаливания: контрастный душ, обливание прохладной водой, плавание в бассейне – 32% ;

воздушные ванны, гуляние на свежем воздухе – 21% ;

не закаливают своих детей – 36% ;

используют закаливающие процедуры только летом – 11%

3. Знают как укрепить здоровье своих детей – 68% ;

4. Считают, что д/с может оказать помощь в укреплении здоровья детей и готовы сотрудничать по этому вопросу – 95%;

5. Придерживаются в выходные дни режима д/с – 14%:

6. Ложатся спать в 10 часов – 85%:

7. Чистя зубы ежедневно – 47%

8. Играют в подвижные, спортивные игры – 52% ;

9. Посещают спортзал, бассейн: 21% ;

Педагогический коллектив решил, что необходимо более тесно работать с родителями в области укрепления здоровья, с целью формирования осознанной потребности, ценности здорового образа жизни. В группах оформить консультации для родителей по формированию здорового образа жизни. В уголке для родителей создать постоянно действующую рубрику по физическому воспитанию и оздоровлению детей совместно воспитатель – воспитатель по ФИЗО – старший воспитатель.

В детском саду осуществлялся медико-педагогический контроль за физическим воспитанием, включающий:

  • медицинское обследование детей;

  • распределение по группам здоровья с учётом патологии;

  • проведение утренней гимнастики;

  • соблюдение и проведение режима двигательной активности.

В группах проводились следующие виды закаливания путём строгого соблюдения гигиенических условий:

  • проветривание помещений (в том числе сквозное);

  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

  • сон при открытых фрамугах;

  • прогулки на свежем воздухе (не менее 4 часов с обязательным использованием подвижных игр);

  • дыхательная гимнастика;

  • игровой массаж.


В течение года ежемесячно проводился анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общий по детскому саду. Анализ заболеваемости со средне списочным составом детей 90 человек составил 8,5%.

Дети распределены по группам здоровья следующим образом:

I группа – 29 чел

II группа – 61 чел.

III группа – 9 чел.

IV группа – нет

V группа (дети инвалиды) – нет

Детей с нарушением зрения - 32

В ДОУ проводилась работа для успешного решения физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание, утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия, в группах созданы уголки физической культуры, где расположены различные пособия. Большое внимание уделялось профилактике плоскостопия: с детьми проводились специальные упражнения, использовалось такое физкультурное оборудование, как массажные коврики, дорожки.

В специализированных группах ежедневно проводилась коррекционная гимнастика для глаз. Посадка детей осуществляется в зависимости от остроты зрения, окклюзии. В течение года посадка меняется, если изменяется диагноз.

Для развития прослеживающей функции глаза в группах имеются:

- дорожки;

- лабиринты;

- различные игры.

Для снятия зрительного напряжения и тренировки аккомодационных мышц проводится гимнастика для глаз. Используется комплекс игр и упражнений, рекомендованных Л.А. Григорян.



Результат

Выздоровление


Улучшение


Без изменений


2011 -2012


11 %


89 %


-


Педагоги в своей работе используют разнообразные интегрированные виды деятельности, обеспечивающие смену статических и динамических поз у детей. Одним из этапов НОД является обязательное проведение физкультминутки и зрительной гимнастики.
Питание детей осуществлялось на основании 20-ти дневного меню, которое согласовано с учреждением Госсанэпиднадзора. В рацион питания включены все продукты, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка. В целях оздоровления детям давали напитки из шиповника и кураги, чай с лимоном.

Педагогами и медицинскими работниками ДОУ велся поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривал повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Медицинской службой ДОУ планировалось усиление санпросветительной и профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогическим коллективом, строгое выполнение плана физкультурно-оздоровительной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconКонспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание»
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconВариант оформления планирования воспитательно-образовательной работы
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconПлан программа интеграции образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе доу разработала старший воспитатель доу №14
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно речевого и художественно – эстетического...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с учетом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с учетом интеграции образовательных областей: «Коммуникация»,...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей icon«Наши врачи», для самостоятельного рассматривания
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8» разработана с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconВ подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи интеграция образовательных областей «коммуникация» «социализация» «познание» «музыка»
Цель: с помощью интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Познание» закреплять у детей познавательные...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconОсновная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 года
Моусош №16, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconПояснительная записка: Первая часть (обязательная). Организация режима пребывания детей в доу содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в доу с учетом принципа интеграции образовательных областей iconПротокол №48 доу №4 «Сказка»
Содержание работы по освоению детьми образовательных областей
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница