Реферата




НазваниеРеферата
страница1/3
Спирькова Елизавета
Дата конвертации18.12.2012
Размер359 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 77

Направление:

Культура и искусство

Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности


Исполнитель:

ученица 9 А класса

Спирькова Елизавета

Руководитель:

Климова Марина Станиславовна,

учитель литературы,

высшая квалификационная категория

Екатеринбург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….... 1

ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен ……… 3

    1. Место свадебных песен в системе русского фольклора ………… 3

    2. Русский народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования ……………………………………………………. 5

ЧАСТЬ 2: Художественные особенности свадебных народных

песен …………………………………………………………………….. 23

ЧАСТЬ 3: Свадебный обряд в литературе ………………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………. 43

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Словарь литературоведческих терминов

  2. Таблица «Классификация жанров фольклора»

  3. Таблица «Классификация свадебных обрядовых песен»

  4. Таблица «Художественно-выразительные средства в свадебных народных песнях»

  5. Видеоряд «Свадебная одежда невесты и жениха»

  6. План анализа народной песни

  7. Ноты свадебных народных песен

  8. Мультимедийная презентация проекта

ВВЕДЕНИЕ
Издавна на Руси свадьба была огромным праздником, на который приглашалось большое количество людей. На протяжении веков сложилось огромное количество традиции и обычаев, связанных как с самой свадьбой, так и с ее подготовкой. Многие из них хорошо сохранились и сегодня, многие свадебные традиции сейчас находятся на стадии возрождения.

И вместе со свадебными обрядами возрождается свадебная народная песня, поэтичная, красивая, несущая в себе память о русских истоках, о русской истории.

Тема реферата: «Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности».

Цель исследования:

Определить художественные особенности русских свадебных народных песен.

Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:

  • Дать литературоведческое определение свадебной песни

  • Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен

  • Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен

  • Изучить реминисценции русских свадебных песен, нашедшие отражение в современной поэзии

Объектом нашего исследования являются русские народные свадебные песни.

Предмет исследования – художественные особенности русских народных свадебных песен.

Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках литературы.

ЧАСТЬ 1: История свадебного обряда и свадебных песен

Глава 1: Место свадебных песен в системе фольклора

Из раздела семейно-обрядовых песен я выделяю в своей работе свадебно-обрядовые песни. Обрядовые песни выражают поэтическе творчество народа, причём характер и содержание песни определяется характером его быта. В основе песен лежал крепкий семейный союз, который повлиял на коренные источники поэзии. При этом свадебно обрядовые песни не обособлялись в профессиональное искусство. В свадебно обрядовых пенях выражались реальные чувства и образы из жизни. Вследствие этого свадебные песни охватывали весь круг понятий и обычаев, которыми жил народ.

Говоря о свадебных народных песнях, необходимо рассмотреть их место в системе фольклора.

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего, именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа [ 2, 464].

Фольклор делится на две группыобрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники) [4, С. 35].

Данную классификацию можно посмотреть в Приложении № 1 «Классификация жанров фольклора»

Глава 2: Русский народный свадебный обряд: история, особенности и заимствования

Остановимся подробнее на свадебных обрядовых песнях.

Они делятся на лироэпические, лирические, величальные, плясовые. Подробнее об этом в Приложении № 2 «Классификация свадебных народных песен».

Свадьба на Руси состояла из нескольких элементов: смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник.

История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как говорит начальная летопись, у русских в язычестве вместо браков, у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.
          Кроме языческих обрядов, в русские свадебные обряды вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные. В греческих и римских обрядах бракосочетания задействованы венки, кольца обручальные, соединение рук, свечи, свадебные дари и др. Венера, покровительница браков звалась Suada– слово, близкое к нашей свадьбе. Осыпание хмелем новобрачных у русских пришло к нам от греков, римлян и древних пруссов. В Афинах, как и в России до XVIII века существовал обряд охранять брачных в первую брачную ночь. Ключ у римлям, древних немцев как и у русских при свадебных обрядах.


          Служил символом хозяйской власти, которая предоставлялась женам вместе ключом. Русский свадебный каравай, как важный символ бракосочетания имеет сильное сходство с римским обрядом – confarreatio. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. Снимание сапога, что в древности на Руси значило покорность, пришел из Германии. В Германии молодая должна была снимать сапог с молодого и класть его в изголовье постели в знак господства мужчины над женщиной.
          В язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему к постели жареную перепелку и часть отдавал жене. У немцев подавали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовную. Такую же жареную курицу в первый день подносили новобрачным у русских, как видно из описания старинных свадеб с XVвека.

           История свадебного обряда - надевание на новобрачную кокошника, разделение косы на две и заплетание их заимствовано русскими от татар. С введением европейских обычаев Петром I, многие русские старинные обряды уничтожились. При Петре I старинные русские обряды, обычаи и традиции превратились в потеху.

Со временем свадьбы изменились до неузнаваемости. Многие обряды стерты благодаря перестройке и сейчас в наше время свадьба стала официальным мероприятием.

  Женятся пермяки очень рано. Редко возраст достигает 25 лет в холостом состоянии. Свадьба пермяков представляет собой цепь предварительных обрядов; нужно спросить дозволение у своего начальства, священника. Свадьба практически всегда решаются без участия жениха.
           Случается, что жених узнает свою суженую только в день свадьбы. После окончательного решения – какую девушку сватать, начинается сватовство (корасем). Это дело всегда принадлежит старшему в семействе или человеку, опытному в таких делах. Принявший на себя обязанность свата, наряжается в праздничное платье и идет в дом невесты, летом – верхом, а зимой на санях и обязательно покрытых рогожей. Сват при входе в дом отворяет двери трижды. Сначала, отворив немного, снова затворяет дверь глухо, потом отворяет вторично и опять затворяет быстро, наконец в третий раз отворяет дверь совсем. Во время входа в избу, перенеся через порог правую ногу, сват пристукивает о порог пяткой и потом наступает на полкомнаты. Этот обряд, по суеверному понятию пермяков, нужен для успеха дела. Далее сват молится Богу, молча кланяется хозяевам и садится на лавку и до тех пор молчит, пока хозяева не спросят о причине прихода. Сват сразу же начинает говорить, предлагать жениха, расхваливать его. Отец и мать по обычаю отговариваются тем, что девка молода, выдавать рано.       
            Так начинается первое сватовство. Но если отец невесты не захотел отдавать дочь, то по обычаю говорит свату: «У меня нет невесты; ищи ее в другом доме, а ко мне с этим делом не приходи. А если хошь, приходи просто за бражкой».

          Вообще отец невесты на первых порах бывает в ответах уклончив, и свату не раз приходится приходить, чтобы получить согласие. Интересно, что сватов не угощают у невесты, не смотря на то, что сваты сидят по 3-5 часов. В день, назначенный для рукобитья, сват берет у жениха вина, пива, рыбный пирог и идет в дом невесты в сопровождении одного из родственников жениха. После полного согласия, в день, назначенный для рукобитья, отец притворно отнекивается. Только родственники невесты, напоминают ему о данном слове, заставляют как будто удержаться от отказа и дать согласие.

         Сват ставит с вином посуду кроме одной, которую оставляют на нужды невесты. Отец приказывает зажечь свечу перед иконой, принести хлеб и соль на стол. Затем все в избе молятся, затем отец заходит за стол, к столу подходит сват, они берутся правыми руками и проговаривают «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», сват говорит отцу.

Если присутствует жених, то он тоже получает подарок. После даров свата и его сопровождающего угощают праздничным обедом, состоящего из рыбного пирога, студня, щей, жаркого, меда. 

          Рукобитье у пермяков заменяет сватанье. В этот день приглашается вытница (плакальщица) и подруги. Вытницей она называется потому – что во время ее пения невеста «воет», то есть плачет. В первые дни после рукобитья все родственники приглашают к себе в гости невесту с вытницей и подругами, для чего присылается «зватый». Невеста угощает зватого вином и дарит ему крестик и два пояса.  Невеста одевается в гости по праздничному, вплетает в косу разноцветные ленточки. Стоя посреди избы она поет песню отцу, в которой спрашивает разрешения на дорогу. Отец дает благословение, затем невеста поет песню матери и другим старшим в доме. Она обязательно кланяется в ноги. Если невеста едет к тетке, то подойдя к переднему крыльцу, подруги расстилают войлок перед дверями, встают на него и поют.

Тетка выстилает войлок в избе, выходит в сени со стаканом теплой браги для невесты и подруг. Невеста при этом падает тетке в ноги, девушки поют песню о кручине невесты (тоску о деревенской жизни). Поднесенную брагу все пьют, молятся и садятся за праздничный стол. Когда все сыты, подруги поют песню, в которой от лица невесты славят тетку, благодарят за угощение.За это невесте дарят деньги. Затем поются песни разные и тетка получает от невесты холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину портки или опояску с тельником и двумя поясками. В один из последних дней перед свадьбой, отец жениха или сват приезжает в дом невесты условиться о дне свадьбы (по – пермячки держать совет). Сват привозит вино, пиво, рыбный пирог и челпан, завернутые в платок и обвитые тельником и двумя поясками. Вино отдают отцу, а пирог с платком, тельником и поясками матери невесты. В ответ мать посылает такие же подарки жениху от лица невесты.
          «Свадебный поезд» составляется таким образом: крестный отец, старший брат или дядя жениха, крестная мать или тетка, замужняя сестра, свахи, младшие братья и знакомые жениха, колдун или знахарь. Присутствие колдуна или знахаря, по мнению пермяков, отводит великий злой умысел, злых врагов.

          Гости приглашаются на свадьбу накануне свадьбы в дом жениха. Приглашение это делается со стороны отца, брата или дядя жениха, получающих по этому случаю «зватых». Каждому гостю «зватый» привозит в подарок хлеб и кусок говядины или сырую баранью лопатку. В это же время похожие приготовления происходили в доме невесты.В последний день перед свадьбой (девичник) невесте расплетают косу и водят в баню. В баню отправляются с песнями. Из бани мать всех угощает брагой и благословляет словом, затем ужин, после которого девушки поют благодарственные песни от имени невесты. Отец благословляет дочь, она дарит ему белье, а затем невеста делает всем остальным подарки.
          После девушки садятся на лавку вместе с невестой и в последний раз ей вплетают ленточки в косу, сопровождая песней. Потом с одной или двумя подругами невеста ложится спать за стол на лавку противоположную дверям. Между тем у жениха в избе моют пол и застилают соломой. Этот обряд обозначает богатство.

         В день свадьбы девушки от лица невесты поют песни. Затем невеста встает, просит благословения умыться, одеться. Она кланяется в ноги родителям, которые благословляют невесту. После этого невеста идет в подполицу одеваться. Сначала она умывается с мылом, надевает чистую рубашку, китайник, на плечи шаль или ситцевый платок, на голову – ленту и сверху фату, на ноги чулки и коты. Но прежде всего этого совершается следующий обряд: голое тело опоясывается лыком (символизирует защиту от колдунов), под пазуху правой руки кладется немного льна, шерсти, мыла (символизирует желание невесты всегда носить льняную и шерстяную одежду, ходить чисто и богато) и на грудь три кренделя (символизирует чтобы у мужа никогда не переводился хлеб) и три пряника (символизирует сытую жизнь). Девушки и невеста выходя из подполицы поют песню, где от лица невесты выражают здоровье Царю и Царице, детям, родному отцу и матери. Потом происходит поклонение всем иконам.

          Окончив молить девушки с невестой садятся на лавки и поют. В продолжение этой песни невеста плачет. По окончании этой песни, девушки расплетают невесте косу и опять поют песню.

          После песни начинается ожидание жениха с поездом. Жених обычно одет в белое белье, черный зипун и сапоги. В первый сапог жених кладет три медных копейки. Жених молится, кланяется отцу и матери в ноги, спрашивает благословления и прочитав молитву становится за стол, к которому с той же молитвой подходят все и отдают жениху через стол подарки. Подарки состоят из печеной лопатки или куска сырой свинины и всегда на хлебе. Затем жених принимает подарки и кладет их сначала на голову, потом на стол и подчует всех пивом и брагой. Гость кланяется жениху.     По приглашению отца жениха, все садятся за стол по обе стороны от жениха. Все едят сначала рыбный пирог, затем уху, каравай. Что касается жениха, то по обычаю – он ничего не ест.

         Родители жениха заходят за стол с молитвой. Отец и мать в это время выходит из-за стола. Отец берет икону из переднего угла, челпан хлеба со стола и становятся перед столом спинами к переднему углу. Жених кладет перед образами три поясных поклона, два земных, потом падает в ноги отцу и матери. Родители благословляют жениха. Такой же обряд исполняют над женихом старшие в доме после отца и матери. Далее образ кладут за пазуху жениха. Затем в сопровождении родных жених выходят с заднего крыльца во двор, где с молитвой каждый садится на свое место в «свадебном поезде». Колдун или знахарь между тем читает заговор, обходит всех лошадей, передвигает экипажи, потрясывает колокольцы и бубенчики.

          Отец жениха угощает всех вином, обходя всех три раза. Вслед за отцом, мать и брат жениха подносят пиво и брагу. В продолжение этого, дружки, обращаясь к жениху, поют песни. После этого поезд отправляется к невесте. Сваха везет подарки невесте.

          Свадебный поезд состоит из нечетного числа человек. Когда поезд у ворот невеста садится против печи на лавку, покрытую войлоком или подушкой. Этот обряд означает желание жить богато.

          Когда посланный отправится отворять ворота, то в избе перед образами зажигают одну или две свечи и девицы в это время поют небольшой куплет, выражающий упрек отцу за то, что она не послушавшись ее, молодой девушки, отворил ворота и впустил ее разлучников и супостатчиков. Потом поезд заезжает во двор к заднему крыльцу. Отпиравшему ворота, дружка дает в особой посуде вино с молитвой, кладет нагайкой крест на воротах и на ближнем к нему углу дома.  Дружка кладет за пазуху восковую свечку, а на особое блюдо для отца невесты ставит вино. Для матери кладет пирог с рыбой, для невесты – челпан. Невеста идет в дом и молится. Дружка снимает с блюда подарок, кладет его на стол, потом продолжает.  В ответ на это девушки поют от лица невесты.   

       Дружка молится и просит отца благословить невесту на принятие даров от жениха. Отец из-за стола дает благословение. Затем точно такая же песня повторяется матери невесты, затем родственникам. Все родственники благословляют невесту на принятие подарков. Невеста принимает подарок – челпан. Она поднимает челпан на голову, потом отломив от него кусочек, дает матери, затем кладет в коробку и через дружка передает жениху. Взаимное одаривание челпаном имеет тайный смысл. Жених дает понять невесте, что у него будет достаточно хлеба для семьи. А невеста свои подарком показывает целомудренна ли она? Целомудренная посылает жениху самый черствый хлеб, а нецеломудренная – мягкий. Отдав жениху невестин челпан, дружко кладет на блюдо другие подарки невесте: фату, чулки, мыло и др. Вместе с женихом и гостями, отворяет двери в три приема, прочитав молитву, говорит через порог невестиной свахе. Невестина сваха тихонько подходит к дверям с вином или пивом; из сеней низко кланяется женихова сваха, тоже с вином или пивом. Когда невестина сваха подойдет к порогу и перенесет через него одну ногу, дружки выводят ее в сени и запирают двери. Здесь свахи меняются стаканами, поцеловавшись, выпивают. Тогда жених с поездом входят в избу.

        Тысяцкий окупает место, оплачивая его деньгами. Жених садится. Дружка берет свечку, зажигает, читает молитву. Потом происходит монолог отца и дружка. Один из гостей, подчерпнув ковшом воды из кадки, дает умыться невесте. Женихова сваха покупает невесту у девушек за деньги, потом одевает ее в платье и обувь, привезенные от жениха и ,проговорив молитву, берет обеими руками фату, обносит ее по солнцу вокруг головы, относит на сторону, встряхивает, повторяет это три раза и одевает фату на голову. Это обряд делается для защиты головы от плохого. Интересно, что невеста находясь в своем платье, обязана была надевать платье жениха и все его подарки, поэтому на свадьбе невеста чаще всего находилась в двух платьях.
           После одевания, мать невесты дает невесте подаренный ей пирог с рыбой и невеста кладет его за пазуху. Когда невеста оденется, между дружком и отцом происходит диалог.

         Выводящий невесту (брат, дядя), помолясь, просит благословения вывести невесту. Получает благословение, берет от иконы свечку и идет в куть, где девушки от лица невесты поют каждому члену семейства песню, где она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Тогда невесту выводят за конец платка (выкуп), который невеста держит в руках. Выводящий подводит ее к столу, вместе с ней молится, обводит вокруг стола, ставит возле жениха и предает ему конец платка.       В это время женихова сваха заходит в куть и с поднятыми руками вверх говорит три раза: «Обманули – провели!». Девушки просят у дружки рыбный пирог, который он отдает с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они поют песню.

Когда жених получит невесту, тысяцкий угощает всех вином и первую рюмку подносит выводящему невесту, потом подносит по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносится вино и говорит молитву «Господи Иисусе».

После этого угощения гости садятся за стол и подается закуска, состояшая из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана. Всякое кушанье подают под прикрытием деревянных блюд. Снимает покрышку с каждого блюда тысяцкий, а потом хозяйка приносит челпан в знак того, что пора окончить закуску. Пока продолжается закуска, дружки угощают всех родных невесты, девушек и вытницу пивом, которое они привезли с собой от жениха. Перед окончанием закуски, девушки поют песни для жениха, бояр, свахи и гостей.  Когда окончится закуска девушки целуют гостей; за песни и поцелуи гости гости дарят девушкам деньги.

Гости выходят из-за стола и становятся среди избы, а вместо жениха и невесты на теже места садятся отец и мать невесты. Посидев немного, они выходят из-за стола. Дружка читает молитву. Потом начинается благословение иконой и хлебом. Икона и хлеб передается невестиной свахе. Дружки берут из переднего угла войлок или подушку, на которой жених с невестой сидели за столом. К этому времени пиво жениха выпивается. Родители невесты в пустую посуду наливают пиво, чтобы им угостить гостей после венца у церкви.

         Подруги садятся на подушку невесты или войлок и не трогаются с места, требуя выкуп. От имени жениха, тысяцкий выкупает захваченную вещь. Затем жених, невеста и гости выходят из избы на двор и поют.

На дворе жених берет в охапку невесту и сам усаживает ее в сани вместе со свахой, а сам верхом едет вместе с тысяцким. Гости выходят во двор и усаживаются. Их нужно угостить; в это время девушки поют трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходит кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяет ворота и «свадебный поезд» отправляется в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлещут нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома; хозяин в след поезду иногда стреляет.

         После того девушки в сопровождении вытницы возвращаются в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывают пирогом и расходятся по домам.           

Если дом жениха далеко, то отец с матерью отправляют с братом или дядей вещи невесты с новой родней. Пермяки очень суеверны и поэтому строго соблюдали обряд, во время которого свадебный поезд должен кланяться всем проходящим. Когда поезд приблизился к церкви, свахи ставят жениха и невесту рядом и дают им держаться руками за концы ширинки и в этом положении ведут их в церковь. Тысяцкий на жениховы деньги покупает свечи. Когда священнику надлежит подвести бракосочетающихся к алтарю, невестина сваха кладет ей под ноги пару поясков, а поезжане окружают молодых, каждый держит свечку.

          По окончании венчания, свахи покрывают голову молодой фатой и уводят ее с женихом в сторону или угол церкви, где надевают на молодую женский головной убор, не заплетая косы, а молодая, вынув из – за пазухи рыбный пирог, ест его с мужем, если священник не против. В противном случае им приходится кушать за оградой.

         После свадьбы поезд отправляется в дом жениха. Поезд, въехав в дом жениха, встречается родителями и родственниками жениха. Отец встречает с образом, мать с хлебом – солью, братья и сестры с пивом и брагою. Интересен следующий обряд, который иногда случается на свадьбе. Мать жениха встречает молодых грязной, одетой в лохмотья с целью показаться молодухе страшною и внушить к себе боязнь.

          Подают вина и все заходят в избу. Отец с матерью становятся близ стола лицом к дверям. Молодые, не доходя до отца с матерью, молятся на образ, который держит отец и после трех поклонов подходят за благословением отца и матери. Затем свахи уводят молодых в кутью или за печь. Молодой расплетают косу на две и надевают на голову головной убор. Потом вводят молодых в избу и ставят перед столом. Все садятся за стол, молодые садятся так, чтобы были лицом к дверям. Подле жениха сажают тычяцкого, подле невесты – сваха. Дружко произносит молитву и начинается ужин. Молодые в знак единодушия едят одной вилкой и одной ложкой одновременно, пью из одного стакана. У богатых за каждым кушаньем бывает круговая подача вина, у людей среднего достатка - через кушанье, у бедных – три раза. Молодые сами угощаются вином. Для этого за каждой круговой встают на ноги: молодой наливает рюмку, а молодая подносит ее на тарелке. За каждой новой круговой, гости не пьют до тех пор, пока молодые не выпьют вина. При каждой подаче, гости поздравляют с законным браком, целуют и дарят деньги. Ужин состоит из рыбного пирога, студени, щей, трех жарких (бараньей лопатки, утки, индейки) и челпана. В постные дни – пирог, судак с уксусом, уха, кисель, мед и челпан.

         Интересно требование дружки следующего кушанья по окончании прежде подданного: «Отец родимый! Мать родимая! У нас князь молодой, сокол ясный, с княгиней – молодицей, сидят за столом дубовым и скатертью шитой – бранною и тысяцкий воевода – просят перемену. Поднашивай!. Нет перемены – челпан на стол, поклон воздай! Мы от хлеба соли сыты, от пива и браги пьяны и веселы. Что в руках вожено, во двор пущено, что есть в печи, все носи на плече. Вы не можете, мы дружки подскочим и поможем.
          Спустя час молодых ведут спать в сопровождении отца, матери, свахи и все поезжане, включая знахаря (колдуна) и дружек. Дружки приносят рыбный пирог, пиво, брагу. Отец и мать называют молодую хозяйкой и предоставляют ей право угощать всех, знахарь достает свой пирог и подает молодым. Они его едят вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны. Поезжане пьют и закусывают, целуют молодых по три раза, дарят деньги. Молодая произносит молитву, разувает мужа, сначала с правой ноги и вынутый пятак из сапога берет себе. Этим обрядом она выражает повиновение и покорность мужу. Верхнее платье молодой снимает сам. Затем гости уходят, остаются только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просят обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложится сама. Когда они лягут сваха от радости пляшет. Знахарь поправляет постель, обходит вокруг и нашептывает заговор. В заключении говорит: «Слово мое крепко! Дай Бог совет и любовь, да великого счастья!». Затем молодых оставляют до утра.

          Утром к молодым приходит знахарь и будит их. Потом свахи удостоверяются справедливо ли то, что в действительности, если молодой получил черствый хлеб. Если молодой накануне получил мягкий хлеб, то свахи ходят. Молодая одевается и одевает молодого в чистое белье.
          В этот день бывает большой стол. Все приглашаются позавтракать. Молодые опять едят одними приборами. Потом всех собирают к большому столу.
          Тестя и тещу весьма редко приглашают. Когда все соберутся, молодая приглашает всех мыть руки. В этом простом обряде кроется следующий смысл: молодая выражает покорность и смирение не только перед мужем но и перед всеми родственниками. После умывания все одариваются подарками.
          Молодые подходят к отцу и матери и кланяются по очереди в ноги. В это время сваха подает молодой, а дружка – молодому на блюдах дары, вино, сыр в кусочках, каравай и медную монету. Отец принимает дары, пьет, закусывает, трет усы и бороду медной монетой, целует молодых и одаривает деньгами, которые кладет на блюдо. Затем получает подарки мать, потом все остальные. Деньги, которые подарили, молодая берет себе. Затем накрывают обеденный стол, который по продолжительности обряда раздачи подарков начинается около трех часов. В четвертом часу молодых приглашают к столу.
          Все разъезжаются по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправляется за молодой. Молодая, по приказанию свекрови, заводит хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправляется спать. На третий день свадьбы бывает пирожный стол, где молодые подчуют гостей пирогами, в знак того, что они желают с новой родней водить хлеб-соль. Всех гостей приглашают за стол, в это время молодые не садятся, так как обязаны подавать блюда и угощать напитками. По окончании пирожного, жизнь молодых вступает в обыденность – хлебины. Хлебины бывают разными, обычно продолжаются до масленицы или Рождества. До этого зять не бывает у тестя. Хлебины справляются у родителей невесты.

          Существует обряд угощения зятя блинами от тещи. Теща подает на стол блины, накрытые блюдом и платком. Молодой берет платок себе, а вместо него кладет деньги, потом снимает блюдо. В доказательство любви к теще, по ее просьбе, после верхних двух блинов молодой должен съесть нижний блин, не трогая верхних и не пролив масла, для этого молодой накрывает блины блюдом и быстро переворачивает. В этом искусстве теща усматривает степень ловкости молодого.

         Что касается значения угощения блинами, то пермяки объясняют это так: платок – девственность дочери, блины – дочь. Взятие платка и раскрытие блинов – сохранение девственности до замужества. Деньги – выкуп за девственность, целование – благодарность. Если жених недоволен своей невестой, то он не снимает платка и блюда, не ест блинов и не целует родителей жены [3].

  1   2   3

Похожие:

Реферата iconРешение задачи по теме «Личное страхование»
Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции. Структура реферата должна включать в себя
Реферата icon1. Четко сформулируйте тему реферата, которая бы кратко выразила его суть
...
Реферата iconТребования
При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства,...
Реферата iconРеферата – Работа с текстовым редактором Word или PowerPoint  

Реферата icon2. Методические указания к написанию реферата  
Составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Сер- висная деятельность». 
Реферата iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению реферата Южно-Сахалинск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферата iconКак написать реферат
Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Реферата iconТема реферата
Вопреки распространенному мнению, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, ее значение не уменьшается и у...
Реферата iconТемы для реферата Солнце. Классификация и характеристика звезд
Черная дыра. Формирование и действие черных дыр Земля. Внутреннее строение и атмосфера планеты
Реферата iconВыбрав для своего реферата эту тему, я ставила перед собой
Очень часто в сложных и порой самых неожиданных ситуациях нам приходится рассчитывать в первую очередь на самих себя
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница