Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте




Скачать 371.06 Kb.
НазваниеРегиональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте
страница1/4
Дата конвертации21.11.2013
Размер371.06 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4
Региональный конкурс

«Грани педагогического исследования»

АГРЕССИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Автор работы: Скакалина Надежда Дмитриевна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место выполнения работы:

МБОУ «СОШ п.Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

П.Молодёжный

2012 г
Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1 Агрессия как психологический феномен
1.1 Понятие агрессии и агрессивности ………………………………… стр.4

    1. Виды агрессивности младших школьников ……………………..… стр.5

1.3Причины агрессии …………………………………………………… стр.6
Глава 2 Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста

2.1 Организация, задачи и методы исследования агрессивности

у младших школьников…………………………………………………… стр.7

2.2 Анализ и описание результатов исследования …………………… стр.9

2.3 Оценка эффективности снижения агрессивности

младших школьников……………………………………………………. стр.13

Заключение…………………………………………………………… стр.15
Список литературы…………………………………………………… стр.17
Приложение………………………………………………………… стр.18

Введение

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает. Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя. В чем причина? В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой на различных уровнях. И среди психологов проводится множество конференций, симпозиумов по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Повышенная агрессивность младших школьников является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы, несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Агрессивное поведение вызвано суммацией целого ряда факторов:

- ухудшением социальных условий жизни детей;

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

-увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения младших школьников.

Объектом исследования является агрессивное поведение учащихся .

Предмет исследования – динамика агрессивного поведения младших школьников.

С учетом цели, объекта и предмета были определены задачи:

1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2) Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности детей младшего школьного возраста.

3) Проведение исследования и анализ его результатов.

Методологической базой исследования явились труды:

- В.Д. Менделеевич; А. Налчаджян; И.П. Подласый в области изучения агрессии и агрессивности.

- А.К. Осницкий; Г.Э. Бреслав; И.А. Фурманов в области исследования проблем детской агрессивности.

- Т.П. Смирнова; Е.К. Лютова, Г.Б Монина; М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина в сфере коррекции и в области профилактики агрессивного поведения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов.

Для проведения исследования были отобраны следующие методики:

1. Методика «Несуществующее животное»

2. Опросник Басса - Дарки

База исследования. В исследовании были задействованы учащиеся 3 класса. В классе обучаются 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей 9-10 лет. Дети занимаются по обучающей системе Н.Ф. Виноградовой.

Глава 1 Агрессия как психологический феномен

1.1. Понятие агрессии и агрессивности.
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

По предложению А.Басса определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Л. Беркович считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Зильманн ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

В настоящее время принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению.

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.
  1   2   3   4

Похожие:

Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconРазвитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте обязательно связано с развитостью познавательных процессов
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном...
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconПонятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике. Типология агрессивности
Генезис человеческой агрессивности Причины, особенности, варианты проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconТема: «Вредные привычки профилактика в раннем возрасте»
Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconКонкурс научно-исследовательских работ педагогов «Грани педагогического исследования»
Специфика различий стилей семейного воспитания в обычных семьях и в семьях с нетипичными детьми
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconРазвитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку
Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconРодительское собрание на тему "Курить — здоровью вредить"
Цель: информировать родителей о вреде курения среди школьников; о системе профилактике вредных привычек в младшем школьном возрасте....
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconПсихологическая готовность к школе
Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте....
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconРазвитие внимания учащихся-логопатов
В младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания; его развитие связано с формированием у ребёнка волевых качеств...
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Тема исследования
Теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «конфликтность»
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» агрессивность в младшем школьном возрасте iconЧто же такое одаренность в младшем школьном возрасте?
Е подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются....
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница