Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия




Скачать 69.82 Kb.
PDF просмотр
НазваниеИсчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия
Дата конвертации18.12.2012
Размер69.82 Kb.
ТипРуководство
ВСЕ 
О ДЕТЯХ
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей 
и заботе о них от рождения до совершеннолетия
Хелен Анделин
Санкт-Петербург
2010

Originally published in English under the title:
ALL ABOUT RAISING CHILDREN
by Helen Andelin
Copyright © 1981 by Helen B. Andelin
Published by PACIFIC PRESS SANTA BARBARA
P.O. Box 219 Pierce City, Missouri 65723
ISBN 0-911094-07-5
Анделин Х.
Все о детях / Пер. с англ. — СПб.: МРО ХВЕП «Христианская Миссия», 
2010. — 480 с.
ISBN 978-5-8445-0236-1
© Издание на русском языке. Издательский Дом «Христофор», 2010
Все права защищены. Воспроизведение всей книги или любой ее части, со-
хранение и передача текста данной книги в какой-либо форме и какими-ли-
бо средствами (электронные или механические, фотокопирование, запись 
на магнитные или оптические носители, а также любые другие средства) 
запрещается без письменного согласия издательства.
Благодарим авторов за разрешение использовать цитаты из следующих из-
даний:
«Мои несколько миров», Перл С. Бак (издательство Harper and Row, Нью-
Йорк).
Статьи Энн Ландерс (правообладатель — Field Newspaper Syndicate, Чикаго; 
опубликованы в газете Chicago Sun-Times).
«По эту сторону невинности», Тейлор Колдуэлл, издательство Scribner's Sons, 
Нью-Йорк.
«Династия смерти», Тейлор Колдуэлл, издательство Scribner's Sons, Нью-Йорк.
«Вся неправда о грамотности», Пол Копперман, издательство William Morrow 
and Co., Нью-Йорк.
«Серьезный разговор», Роберт М. Хатчинс, из «Великих книг Западного 
мира», Образовательное объединение энциклопедии Британика, Чикаго.
«Как взобраться на вершину творчества», Дэвид Огилви, Ogilvie, Mather 
Advertising Agency, Нью-Йорк.

ОСОБАЯ БЛ АГОДАРНОСТЬ
Я хотела бы выразить признательность Роберту Д. Форсайту за со-
веты и поддержку, предоставленные мне в ходе работы над этой 
книгой. Доктор Форсайт — президент образовательного фонда 
Family Living International, задачей которого является развитие и 
укрепление семьи. Он приобрел богатый опыт в своей профес-
сии, работая главным психологом в районной психиатрической 
клинике, наставником в университете и консультантом в школах, 
больницах и других общественных учреждениях. В довершение 
ко всему он и его жена Дикси многому научились, воспитывая 
шестерых детей.


Оглавление
Введение .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  7
Часть 1.  К акими должны быть родители 
и что они должны дел ать
  1.  Семейная обитель  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  15
  2.  Семья  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  28
  3.  Какими должны быть родители   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  50
  4.  Родительская любовь  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  68
  5.  Помогите детям совладать с эмоциями.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  82
  6.  Когда у детей проблемы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  97
  7.  Постройте хорошие отношения  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .107
Часть 2 .  Воспитание
  8.  Основные принципы воспитания  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .119
  9.  Методы воспитания  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .130
10.  Хорошее поведение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .152
11.  Благовоспитанность.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .176
12.  Труд и ответственность .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .190
Часть 3 .  Развитие
13.  Становление характера .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .215
14.  Формирование личности   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .248
15.  Развитие интеллекта   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .264
16.  Поощрение чувства собственного достоинства  .  .  .  .  .  .  .291
17.  Уверенность в себе.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .303
18.  Обучение самостоятельности и независимости  .  .  .  .  .  .  .315

19.  Пробуждение талантов  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .323
20.  Раскрытие творческих способностей .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .335
21.  Научите детей ценить деньги  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .346
22.  Развитие навыков общения  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .372
Часть 4 .  Советы родителям 
23.  Повседневные заботы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .399
24.  Питание семьи  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .418
25.  Болезни и травмы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .428
26.  Праздники и подарки .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .440
27.  Наши женатые и замужние дети  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .453

ВВЕДЕНИЕ
В одной из важнейших сфер человеческой жизни — в воспита-
нии детей — родители сталкиваются со множеством различных 
проблем и часто оказываются не в состоянии справиться с ними. 
Может быть, сами по себе они замечательные люди, движимые са-
мыми лучшими намерениями и любовью к своим детям, но дале-
ко не факт, что они хорошие родители. Возможно, это так потому, 
что они не понимают детей или не знают, как стимулировать их к 
хорошему поведению. Сталкиваясь с трудными задачами, многие 
родители чувствуют, что им не хватает необходимых знаний и 
умений.
Цель этой книги — научить родителей успешно справляться 
со своими обязанностями. Здесь вы прочтете, какими качествами 
должны обладать родители, какую атмосферу они должны под-
держивать в семье, сколько детям требуется заботы и внимания, и 
какие тесные дружеские отношения с детьми необходимо иметь, 
чтобы быть хорошим отцом или матерью. В книге ясно и доступ-
но объясняется, как научить детей послушанию и ответственно-
сти, максимально развить их характер и интеллект и сформиро-
вать чувство собственного достоинства.
К чему мы должны стремиться в воспитании детей? Во-первых, 
на нас лежит серьезное обязательство помочь им быть счастли-
выми
. Для того чтобы счастье стало возможным, мы должны спо-
собствовать их успеху
 в важных сферах повседневной жизни: в 
учебе, работе, личных достижениях и отношениях.

8
Все о детях
Чтобы преуспеть во всех этих сферах, мы должны созидать ре-
бенка. Мы обязаны развивать его характер так, чтобы он вырос 
ответственным и достойным человеком с твердыми и непоколе-
бимыми моральными ценностями. Наш долг — научить его быть 
культурным, вежливым, воздержанным и внимательным к нуждам 
и чувствам других людей. Мы должны развивать его ум, чтобы он 
мог здраво рассуждать, сосредоточиваться, выносить объектив-
ные суждения и принимать мудрые решения. Мы должны внушать 
ребенку уверенность, что ему под силу осуществить задуманное, и 
учить его самостоятельности, чтобы он умел сам восполнять свои 
потребности и твердо стоять на ногах. Мы должны культивиро-
вать в нем творческое начало, чтобы он был способен нестан-
дартно мыслить и действовать, и зажечь в нем желание прожить 
свою жизнь с пользой.
Если мы достигнем этих целей, что это даст нашим детям? Во-
первых, это обеспечит им успех и счастье. Это вовсе не означает, 
что у них в жизни все будет гладко, но они будут обладать внут-
ренними ресурсами, чтобы эффективно справляться с любыми 
проблемами. Вместо того чтобы обузой лечь на плечи общества, 
как это делают многие, они будут созидать и поддерживать его.
Родители получат от этого большую пользу. Они будут избав-
лены от тревоги, беспокойства и обычных невзгод, которые вы-
падают на долю тех, у кого «трудные дети». Они будут испытывать 
гордость и удовлетворение, видя, что их дети выросли достой-
ными и счастливыми людьми. Они порадуются добрым плодам, 
которые взойдут после многих лет посвящения и самопожертво-
вания. Успех детей будет успехом и их родителей. Царством отца 
будет его семья, а славой матери — счастье детей.
Всего одно поколение выдающихся детей могло бы оказать ог-
ромное влияние на наше общество. Мы могли бы искоренить по-
роки, коррупцию, насилие и большинство проблем современного 
общества. Тогда наша молодежь повела бы страну по правильному 

9
Введение
пути. Наши дети стали бы величайшим достоянием страны. Как ска-
зал однажды ныне покойный религиозный деятель Дэвид МакКей: 
«Самое драгоценное сокровище страны — не бескрайние равнины, 
на которых пасутся стада, не процветающие фермерские хозяйства, 
не леса, не шахты, рудники или нефтяные скважины, приносящие 
сказочное богатство. Величайшее сокровище страны — это дети».
Какова вероятность того, что нам удастся правильно воспитать 
детей? Достижимо ли все то, чего мы для них желаем? Кажется, 
достижимо — если верить следующей теории.
Скульптура
Я взял кусок глины однажды
И стал задумчиво его лепить,
Я пальцами разминал его, и он
Превратился в некий образ.
Прошло с тех пор времени много:
И кусок глины затвердел.
Но образ прежний в нем сохранился.
И изменить я его не мог!
Потом я взял кусок живой глины
И день за днем мягко разминал в руках,
И своей силой и искусством
Формировал податливое и мягкое детское сердце.
Прошли годы и я снова вернулся:
Тот мальчик вырос и стал мужчиной.
Но он по-прежнему носил тот образ,
И изменить его я не мог.
Автор неизвестен
Нам дана огромная власть формировать личность ребенка. Мы 
можем «лепить» его характер, вдохновлять его веру в Бога, разви-

10
Все о детях
вать чувство собственного достоинства и практически гаранти-
ровать его дальнейший успех и благополучие. Однако же ребе-
нок не так пластичен, как кусок глины. От самого рождения в нем 
уже заложены некие черты. Успех в воспитании ребенка зависит 
от того, сумеем ли мы распознать уникальность его личности и 
направить его по верному пути. Помимо прочего, мы способны 
добиваться высоких целей, находить и развивать самые лучшие, 
благороднейшие его качества.
С таким отношением нужно подходить к воспитанию всех де-
тей, а не только подающих самые радужные надежды. Было бы 
серьезной ошибкой махнуть рукой на какого-то ребенка только 
потому, что с ним подчас нелегко справиться. Некоторые родите-
ли позволяют себе пренебречь одним трудным ребенком, утеша-
ясь тем, что у них есть и другие дети, которые вполне оправдыва-
ют ожидания. Когда речь идет о воспитании детей, нам не следует 
довольствоваться статистикой. Мы обязаны как следует воспитать 
каждого из них.
Роль родителей требует усердия, жертвенности и мудрой рас-
становки приоритетов. Однако успеха можно достичь и не при-
нося всю свою жизнь в жертву. Если честно, это даже немудро — 
становиться заложниками семейной жизни. Не в меру заботливых 
родителей, которые живут исключительно ради своих детей, хо-
рошими не назовешь. У отца и матери должна быть разносторон-
няя жизнь, всяческие интересы, и они должны приносить пользу 
людям за пределами семьи.
Родителям вполне возможно иметь собственную жизнь даже 
при наличии большой семьи. Когда дети правильно воспитаны 
и обучены, ими легко управлять. По мере того, как они учатся 
самостоятельности и ответственности, они становятся полезны 
своим родителям и дают им возможность заниматься другими 
делами. Родители могут наслаждаться жизнью уже сейчас, вместо 
того чтобы дожидаться, когда же их ненаглядные чада вырастут. 

11
Введение
Способы достижения успеха в деле воспитания детей описаны в 
четырех разделах этой книги.
При изложении данного материала не обошлось без некото-
рых повторений — в силу того, что на каждой новой стадии раз-
вития ребенка применяются специфические приемы и методы, 
которые могут частично совпадать. Кроме того, определенные 
приемы (как, например, похвала) одинаково важны на всех эта-
пах развития, поэтому на них необходимо делать акцент на про-
тяжении всей книги.


Часть 1
К АКИМИ  ДОЛЖНЫ  БЫТЬ 
РОДИТЕЛИ И ЧТО ОНИ 
ДОЛЖНЫ ДЕЛ АТЬ
Чтобы правильно воспитать детей, мало просто следовать пра-
вилам и методикам. Несмотря на то, что проверенные методы 
играют важную роль, все же процесс воспитания не ограничива-
ется лишь ими. Важнее всего то, что представляют собой сами 
родители и что они дают своим детям. Чтобы достичь успеха, 
родители должны быть ответственными людьми и обладать 
определенными качествами. Необходимо также, чтобы родите-
ли оберегали, любили, понимали своих детей и строили близкие 
взаимоотношения с ними: только тогда, когда заложено это 
основание, дети будут послушны родительскому наставлению и 
обучению.



Глава 1
СЕМЕЙНАЯ ОБИТЕЛЬ
В первую очередь родители обязаны позаботиться о жилище для 
семьи. Каким бы ни был ваш дом, он будет важен для ребенка. 
Жилище — это физическая защита от внешнего мира и в какой-
то степени его пристанище. Это место, которое он может назвать 
своим, где он может хранить свои вещи и жить вместе с самыми 
близкими ему людьми. В стенах своего дома он находит безопас-
ность и укрытие от какого-либо вреда или непогоды. Когда эти 
основные потребности удовлетворяются, пребывание дома созда-
ет чувство душевной и физической защищенности.
Выбирая место жительства, родителям следует учитывать, где 
будет лучше всего их ребенку. Подчас в этом вопросе взрослые 
думают только о себе: для них главное — приглашать гостей и 
производить на них впечатление декором и размерами своего 
жилья. Однако вот каковы важнейшие характеристики хорошей 
семейной обители.
СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ
Родителям следует выбирать дом по средствам. Он не должен 
стоить дороже, чем семья в состоянии купить. С другой стороны, 
жилье не должно быть меньше и хуже, чем позволяет бюджет. 
Некоторые родители покупают посредственное жилье, пытаясь 

16
Все о детях
сэкономить деньги или же купить на них предметы роскоши и 
другие вещи. Это может быть немудро. Поскольку семье в первую 
очередь необходим дом, то ему и должен отдаваться основной 
приоритет.
Решая, сколько денег потратить на покупку дома, вспомните 
другие учреждения, где дети проводят много времени. Например, 
школы, как известно, вкладывают огромные деньги в строитель-
ство и благоустройство своих помещений. Здания школ должным 
образом проектируются, оснащаются отопительными системами, 
освещением и новейшим оборудованием, которое способствует 
процессу обучения. А дом — это еще более значимое учебное за-
ведение, нежели школа.
Церковные служения проводятся в самых удобных помещени-
ях, которые прихожане могут себе позволить и в которых имеется 
все самое лучшее — иногда даже витражные стекла и украшенный 
алтарь. Все это призвано создать соответствующую духовную ат-
мосферу в здании церкви и сделать это место подходящим для 
поклонения Богу. Но ведь и дом так же священен, как церковь, и 
тоже оказывает на ребенка сильное духовное влияние.
Если рассматривать дом как место, где ребенок обретает зна-
ния, духовные ценности, которое является центром всей семей-
ной жизни, то сознательные родители должны сделать все от них 
зависящее, чтобы обеспечить комфортное, обустроенное и кра-
сивое жилье в рамках семейного бюджета.
ПРОСТОР И ВОЗМОЖНОСТЬ УЕДИНИТЬСЯ
Расположение дома важно для благополучия детей. Им необходи-
мо пространство, место для игр и каких-то своих занятий. Боль-
шая детская площадка перед домом как раз то, что нужно. Сельская 
местность — идеально. Близлежащий парк тоже будет весьма кста-
ти. Такие удобства не всегда доступны, но им следует отдавать боль-
ший приоритет, чем престижности района или внушительному 

Семейная обитель
17
виду приобретаемого жилья. Асфальт и грязь нравятся детям даже 
больше, чем аккуратно постриженные лужайки. Им ведь нужно где-
то играть в мяч, катать кукол в колясках и прыгать в «классики».
В стенах дома детям нужно иметь «собственное местечко». Это 
может быть отдельная комната или какая-то ее часть. Если это 
лишь часть комнаты, то там должны быть шкафы или полки для 
личной утвари и одежды ребенка. Обязательно выделите ему мес-
то для таких вещей, как игрушки, коллекции камешков и т.п. Это 
может быть даже обыкновенная коробка, которая хранится под 
кроватью. Личный уголок ребенка нужно уважать и не вторгаться 
на его территорию.
Отдельная проблема может возникнуть, когда в семье ожида-
ются гости с ночевкой, и ребенку предстоит уступить им свою 
комнату, хотя ему ничего не объяснили заранее, не посчитавшись 
с его чувствами. До приезда гостей родители должны выкроить 
время, чтобы объяснить ребенку ситуацию и заручиться его по-
мощью в подготовке комнаты для приема гостей.
Кроме того, ребенку требуется место, где он может побыть 
один, — уединенное укрытие, где остальные члены семьи не будут 
его тревожить. Это особенно важно для ребенка постарше. Если 
вы не можете предоставить ребенку отдельную комнату или ук-
ромный уголок — например, на чердаке, — то позвольте ему про-
водить какое-то время в одиночестве в одной из комнат. Право 
ребенка на уединение распространяется и на ванную и туалетную 
комнаты, которые непременно должны запираться.
ЧИСТОТА И ПОРЯДОК В ДОМЕ
Дитя имеет право расти в доме, где царят чистота и порядок. Это 
не только воспитывает соответствующие качества в нем самом, 
но и значительно сказывается на его ощущении благополучия на 
протяжении всего детства. Если мама поддерживает в доме чисто-
ту, она таким образом показывает, что по-настоящему заботится 

18
Все о детях
о нем. Если у него такой дом, которым можно гордиться, то он 
может приводить в гости своих друзей без страха или стеснения. 
У детей, которые стыдятся своего дома, может развиться комплекс 
неполноценности. От этого они порой теряют уверенность в себе, 
находясь среди друзей, подавляют свой характер, что в целом па-
губно сказывается на их желании и умении общаться.
Детям настолько важно жить в чистоте и порядке, что для ма-
тери это должно быть главнейшим приоритетом. Может быть, она 
не самая искусная домохозяйка, возможно, ей не нравится ее ра-
бота, но это не должно умалять ее чувства ответственности перед 
детьми — ей следует делать для них все, что в ее силах. На ней 
лежит обязанность, от которой не отвертеться с чистой совестью. 
Потерпеть неудачу в устроении семейного гнездышка — значит 
потерпеть неудачу в очень важной сфере жизни. А преуспеть — 
значит сказать детям, что вы их любите.
Бывает, женщины говорят: «Гораздо важнее проводить время с 
детьми, чем постоянно следить за чистотой в доме». Может оно и 
так, но женщины способны и должны делать и то и другое, если 
хотят быть хорошими матерями. Когда они понимают, что обе 
эти роли важны, и стараются исполнить их, то обычно им это уда-
ется. Многие многодетные мамы поддерживают дома порядок и 
чистоту и успевают при этом уделить внимание каждому ребенку 
в отдельности.
Дети, пока они еще маленькие, не всегда ощущают губительное 
влияние беспорядка в доме. Зато когда они становятся старше, им 
бывает трудно организовать свою жизнь и даже мысли. Беспечная 
жизнь порождает беспечное мышление. В детстве человек может 
и не замечать беспорядка, но когда он вырастает и сравнивает 
себя с другими, он может устыдиться своего неряшливого дома и 
чувствовать себя неполноценным. Ребенок может гордиться сво-
им чистым и аккуратным домом, в котором вырос, но точно так 
же ему может быть стыдно за царивший в доме бардак.

Семейная обитель
19
Стремление к порядку в доме не нужно приравнивать к не-
здоровому перфекционизму, когда люди становятся не в меру 
организованны и превращаются в рабов собственной системы. 
Если избегать такой крайности, то порядок пойдет всем только 
на пользу. Когда в доме все на своих местах, это значительно эко-
номит время, создает приятное ощущение и комфорт и благопри-
ятно влияет на будущую жизнь детей.
Чтобы в доме был порядок, у каждой вещи должно быть свое 
место: у всей кухонной утвари, у каждой кастрюли, тарелки и мис-
ки, у всех простыней, белья, одежды, крема для обуви, у всех ху-
дожественных, швейных и канцелярских принадлежностей, фо-
тографий, фототехники, ножниц, инструментов, красок и кистей. 
Даже старые газеты и бумажные пакеты должны храниться в спе-
циально отведенном для них месте. Все обитатели дома должны 
точно знать, где что находится, чтобы можно было проснуться 
среди ночи и, не включая света, нащупать в своем жилище все 
что угодно. Когда каждой вещи в доме будет отведено свое место, 
члены семьи должны старательно и терпеливо приучаться класть 
вещи на место, когда они ими не пользуются.
Кроме того, установите правила, которые помогут вам под-
держивать в доме чистоту. Ведь легче избежать уборки, чем на-
водить порядок. Чтобы полы не пачкались, давайте детям молоко 
и другие напитки в стаканах, которые не так легко опрокинуть, 
и следите, чтобы дети ели только на кухне. Запачканную обувь и 
верхнюю одежду пусть оставляют в прихожей. Чтобы на стенах и 
мебели не оставались грязные следы, заставляйте детей чаще мыть 
руки — каждый раз, когда приходят с улицы, выходят из-за стола 
или когда они у них просто испачканы. После каждого пользова-
ния ванной и умывальником, дети должны оставлять их чистыми 
и следить, чтобы полотенца висели ровно. Дети также должны ре-
гулярно помогать родителям делать уборку. Об этом подробнее 
мы поговорим в главе, посвященной труду и ответственности.

20
Все о детях
РЕМОНТ
Обязанность ремонтировать и чинить вещи в большинстве семей 
возлагается на отца. Это и привычно, и логично, поскольку папа 
сильнее, лучше управляется со слесарными инструментами и по-
скольку большинство ремонтных работ — дело сугубо мужское. 
Если у него нет ни времени, ни желания заниматься этими делами 
самостоятельно, тогда он обязан нанять того, кто их выполнит, 
или поручить это старшему сыну. Главное, чтобы мужчина при-
знавал свою ответственность за то, чтобы эта работа была так или 
иначе выполнена, и не вынуждал беспокоиться об этом жену.
Когда отец семейства следит, чтобы все работало и ничего не 
ломалось, остальные члены семьи чувствуют себя защищенными. 
Дети любят наблюдать, как папа делает что-то по дому с молотком 
и гвоздями или с кистью и краской в руках. Тогда они понимают, 
что папе небезразличен их общий дом и он так о них заботится, 
что не жалеет сил ради их удобства.
Во многих семьях ссоры вспыхивают именно на почве ремон-
та. Обычно мама первой замечает, когда что-то неисправно. Муж 
возвращается домой, и она быстренько говорит ему, что нужно 
отремонтировать. Если муж устал после работы, возможно, он 
считает, что по праву заслуживает отдых. Если супруга станет 
напоминать или упрашивать его взяться за дело, он может ре-
шить, будто она его «пилит». И тогда он может нарочно избегать 
ремонтных работ, откладывая их в долгий ящик либо вообще не 
желая ими заниматься. Это, в свою очередь, может вывести жену 
из себя. Она начнет обижаться на то, что муж ничего не делает и 
мало заботится о доме.
Чтобы решить эту проблему, муж и жена должны честно и 
откровенно ее обсудить. Для начала им необходимо оценить си-
туацию и признать, что у них назрела проблема, которую нужно 
как-то устранять. Супругам следует решить, каким они хотят ви-
деть свой дом. Хотят ли они оба, чтобы все в нем было исправно? 

Семейная обитель
21
Насколько им это небезразлично? Насколько каждый со своей 
стороны готов участвовать в этом? Жена должна стараться береж-
но обращаться с вещами, чтобы они не ломались и не выходили 
из строя. А если это все же происходит, муж должен быть готов 
ремонтировать их.
Супругам следует выработать систему, как им поступать. Мо-
жет быть, муж захочет записывать в блокнот необходимые ре-
монтные работы. Предпочитает ли он сам подмечать, что в доме 
нужно починить, или будет лучше, чтобы жена ставила его в из-
вестность? С этим тоже нужно определиться. Затем мужу следует 
выделить время, чтобы заняться ремонтом самому или же дого-
вориться с кем-то еще. Если вдруг он забудет, стоит ли жене на-
помнить ему об этом? Если муж совершенно забросит свои обя-
занности, что делать жене? С этим тоже необходимо разобраться 
с самого начала.
ДОМАШНИЙ УЮТ
Для того чтобы дома чувствовать себя по-домашнему, необходи-
мо создать уют. Мама может привнести этот уют, повесив кру-
жевные занавески, положив на пол необычный плетеный коврик, 
расстелив на столе самотканую скатерть, поставив вазу с фрукта-
ми — и многое другое, благодаря чему в доме станет приятнее и 
уютнее. Отец семейства тоже может внести свою лепту — сделать 
своими руками половик, сколотить деревянный книжный шкаф, 
украсить стены картинами, а полки — предметами искусства, по-
строить кирпичное патио или насадить прекрасный сад. Дерево, 
посаженное отцом, будет особенно дорого детям, когда они будут 
наблюдать, как год за годом оно растет. Все эти важные мелочи 
создают ощущение защищенности и в эмоциональном плане 
сильнее привязывают детей к дому. Буквально на каждом шагу 
дети видят, какую заботу проявляют к ним родители, делая дом 
красивым и комфортным.

22
Все о детях
ЗНАЧЕНИЕ К АЧЕСТВА И ИСКУССТВА
Если ребенок растет в неухоженном доме, в окружении хлипкой 
мебели и предметов быта, у него может недоразвиться умение 
судить о качестве или ценности вещей. Но если он будет расти 
в хорошем доме, то научится оценивать качество материальных 
вещей, будет знать цену долговечным предметам, что послужит 
стимулом самому делать все качественно и на совесть.
То же можно сказать и о художественном аспекте. Если ребе-
нок растет в доме, лишенном всякой эстетики, если стены голые, 
цветовая гамма — тусклая, а мебель — неприглядная, то творчес-
кое начало у ребенка может развиться не в полной мере. С другой 
стороны, если ребенок с детства окружен искусством и красотой, 
то вероятность, что у него выработается художественный вкус и 
талант, гораздо больше. Он научится разбираться в искусстве, це-
нить красоту и станет более наблюдательным и находчивым.
ЛЮБОВЬ К ДОМУ
Полезно прививать детям любовь к своему дому. Спросите их, 
знают ли они, для чего им нужен дом, или что он для них значит. 
Затем поговорите о назначении каждой комнаты. Можно даже 
пройтись вместе по дому и поспрашивать, для чего нужна каждая 
комната. Нежно и ласково спросите детей, как они могут показать, 
что по-настоящему заботятся о своем доме. Поинтересуйтесь, как 
можно сделать так, чтобы в каждой комнате было приятно нахо-
диться. Хорошо, если дети в ответ скажут, например: «Я могу уб-
рать свои вещи, не проливать ничего на пол, не ходить по дому 
в грязных ботинках». Таким образом мы учим детей ценить свой 
дом и помогать нам поддерживать его в хорошем состоянии.
АТМОСФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА
Разрешайте детям приглашать в гости друзей, особенно в подрос-
тковом возрасте. Это не значит, что вы должны предоставить дом 

Семейная обитель
23
в полное их распоряжение или позволять им злоупотреблять до-
мом. Подросток с гордостью будет приглашать своих друзей в гос-
ти, будучи в полной уверенности, что здесь их примут с радушием. 
К тому же это дает возможность родителям познакомиться поближе 
с этими друзьями, которые так или иначе будут влиять на их детей.
ОПЛ АТА ЖИЛЬЯ
Большинство ипотечных кредитов рассчитано на столь дли-
тельные сроки, что очень редкие семьи владеют собственными 
домами. Отличный способ поскорее выплатить за дом всю необ-
ходимую сумму — найти способ увеличить размер ежемесячных 
выплат. Это очень выгодно по многим причинам. Во-первых, 
вы сэкономите тысячи долларов за счет процентов. Во-вторых, 
как только вы внесете последний платеж, отец семейства сможет 
вздохнуть с облегчением, потому что ему больше не надо будет 
тревожиться об этом и станет легче и спокойнее исполнять свою 
роль отца. Кроме того, вся семья будет чувствовать себя намного 
увереннее, испытывать гордость за свое приобретение и появятся 
средства на покупку других вещей.
Чтобы приступить к делу, родители вместе с детьми долж-
ны сесть и обсудить намеченную цель. Отец должен объяснить 
преимущества владения домом и изложить, как все вместе чле-
ны семьи могут достичь желаемого. Настрой должен быть опти-
мистическим — будьте уверены, что «все получится». Папа может 
предложить способы, как экономить деньги, избегать чрезмер-
ных и напрасных трат и всем вместе идти на некоторые жерт-
вы. Он может объяснить, что если им удастся сэкономить лиш-
ние пятьдесят-сто долларов и внести их в счет оплаты кредита, 
то проценты будут ниже. Будет замечательно, если он составит 
таблицу, отображающую конкретные цифры. Такой проект по-
может воспитать в детях такую добродетель, как бережливость, и 
сблизит членов семьи. Вы можете устроить празднование, когда 

24
Все о детях
дом будет полностью выкуплен, и посвятить его высоким жиз-
ненным стремлениям. Когда будет достигнута одна важная цель, 
семья будет настроена поставить перед собой и другие достойные 
финансовые планы.
ПЕРЕЕЗДЫ
Самый идеальный вариант для семьи — прочно обосноваться на 
одном месте. Благодаря этому дети успеют подружиться с сосед-
скими детишками и хорошенько освоиться в доме, чтобы впо-
следствии у них сохранились приятные воспоминания. Однако 
порой переезд бывает лучшим решением. Родителям следует с 
мудростью обдумывать, в каком случае переехать будет правиль-
но, а в каком — нет.
Во избежание ошибок родителям необходимо объективно 
оценить обстоятельства. Поможет ли переезд решить серьезные 
финансовые затруднения? Обеспечит ли он семье лучшие усло-
вия жизни? Будет ли на новом месте у детей лучший круг обще-
ния? Каковы истинные причины нашего переезда? Переезжаем 
ли мы ради существенной пользы для всех членов семьи? Или же 
нам просто наскучила жизнь на одном месте, и мы хотим сменить 
обстановку? Как переезд повлияет на детей? А может, мы потеря-
ем больше, чем приобретем?
Не обманывайтесь, если ваши дети, по всей видимости, рады 
переезду. Им может недоставать опыта и мудрости, чтобы оце-
нивать вещи трезво. Причины, по которым они хотят переехать, 
могут оказаться поверхностными. Возможно, они желают убежать 
от сложной проблемы или им кажется, будто в новом окружении 
будет легче с ней справиться. Быть может, на новом месте их при-
влекает близость к морю или парку развлечений. Или же, подобно 
родителям, они просто жаждут перемен. Когда родители все же 
решили, что переезд необходим, они могут помочь своим детям, 
предприняв следующие шаги:

Семейная обитель
25
1.  Подготовка. Объясните детям свои веские аргументы в 
пользу переезда. Пусть они зададут вам вопросы о новом месте 
и о самом переезде. Расскажите им о преимуществах, но не да-
вайте лишних надежд, чтобы дети не ждали слишком многого. 
Намеренно утаите некоторые детали — пусть они будут для них 
приятным сюрпризом. Покажите им фотографии нового города 
или района, а в особенности — нового дома. Помогите им живо 
представить себе переезд, от начала до конца. Пусть дети вообра-
зят, как вся семья будет собирать вещи, прощаться с друзьями и 
старым привычным домом. Обрисуйте им картину того, как подъ-
едет фургон для мебели и вещей и как вся семья покинет старый 
дом и приедет в новый. Все будут заниматься новыми делами, по-
сещать новые места и заводить новых друзей. Что-то будет весело 
и приятно, а в чем-то будут и трудности. Помогите своим детям 
пережить все это заранее. Когда перед их мысленным взором 
предстанет яркая картина новых впечатлений, когда они будут 
думать об этом снова и снова — и о хорошем, и о плохом, — они 
свыкнутся с мыслью о переезде, и им будет гораздо легче адапти-
роваться на новом месте.
2. Собственно переезд. Чтобы облегчить стресс от смены места 
жительства, привезите с собой как можно больше привычной ме-
бели и предметов домашней обстановки и декора: светильники, 
половики, картины, покрывала, полотенца и т.д. Расставьте все 
эти вещи по своим местам, как можно скорее. Затем установите 
определенный распорядок: время завтраков, обедов и ужинов, 
время семейной молитвы, семейных обсуждений и развлечений. 
Это дает детям ощущение, что с собой на новое место они при-
везли важную часть своей жизни.
3. Привыкание к новому месту. Постарайтесь на место старых 
семейных традиций ввести новые. Например, регулярно водите де-
тей в определенный ресторан или закусочную. Ходите в одно и то 
же место снова и снова. Берите с собой детей в один и тот же про-

26
Все о детях
дуктовый магазин. Регулярно посещайте церковь. Гуляйте с детьми 
по одним и тем же улочкам. Не заставляйте их сразу же заводить 
друзей — на это потребуется время. Напротив, особенно тесно об-
щайтесь со своими детьми в это время. Разговаривайте с ними или 
рассказывайте им истории. Как показывает практика, подобные 
повседневные дела помогают привыкнуть к новому месту.
Когда вы переезжаете, не считаясь с детьми и не потрудившись 
познакомить их с новым местом жительства, это может их трав-
мировать. Это может влиять на них непосредственно во время 
переезда, в последующие годы после него и отчасти может по-
служить причиной проблем в их семейной жизни как таковой. 
К вопросу о переезде необходимо подходить с немалой долей 
рассудительности — только так можно облегчить детям связан-
ный с этим стресс.
ЭМОЦИОНА ЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ
Когда ребенок получает в доме все потребное для жизни, у него 
может развиться сильная эмоциональная привязанность к этому 
дому. Вырастая и покидая родительский дом, он вдруг поймет, 
как много для него значит это место. Он будет вспоминать, как 
горел свет в окошках, когда он возвращался домой холодным 
темным вечером. Ему будет вспоминаться пламя огня, часы над 
камином, стройные ряды книг на полках, картины и знакомые 
сувениры. Он будет помнить любимое старое кожаное кресло, за-
пах печеного лука и скрип двери. Он будет хранить нежные вос-
поминания о качелях, висевших в саду, а каждое деревце, кустик 
и растеньице будет ценить так, как никогда прежде. Он запомнит 
свой дом не как простое укрытие от окружающего мира, но как 
часть его самого, часть радости и боли, часть всего того, что он 
любил и знал.
Что заставляет ребенка так сильно любить свой дом? Ответ 
прост: он был здесь счастлив. Ему было здесь хорошо вместе с 

Семейная обитель
27
родными, он чувствовал их любовь и заботу. Невозможно любить 
дом или какую-то материальную вещь, если она не связана с по-
ложительными переживаниями. Ребенок, выросший в роскошном 
доме, не всегда вспоминает его с теплотой. Все зависит от полу-
ченных в этом доме впечатлений. У него не будет нежных вос-
поминаний о дорогих коврах, зеркальных ванных комнатах или 
изысканных канделябрах, если все эти предметы ассоциируются 
у него с неприятными событиями детства. И наоборот, некоторые 
дети растут в тесных лачугах с непокрытыми полами и убогой ме-
белью, и при этом у них остаются самые что ни на есть приятные 
воспоминания о родительском доме.
В то время как дом играет не последнюю роль, все же не самое 
главное,  каков этот дом. Будь то роскошный особняк, доброт-
ный средний дом или же самое скромное жилище, ребенок бу-
дет вспоминать его с теплотой, если он был там счастлив, любим 
и окружен заботой. Его сердце будет учащенно биться при виде 
своей детской кроватки или старенькой кастрюльки, в которой 
готовила мама. Все эти обрывки прошлого, связанные с домом, 
превращаются в настоящие сокровища, как в стихотворении 
«Старое кресло».
Я люблю его, я люблю его! И кто осмелится
Упрекнуть меня в любви к старому креслу?
Я ценил его как великое сокровище.
Я обливал его слезами и покрывал вздохами,
Оно привязалось к моему сердцу многими нитями;
И ни одна не порвалась и не ослабела.
Знаете, в чем секрет? Моя мама в нем сидела!
О, что за сокровище это старое кресло!
Автор неизвестен


Похожие:

Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconПодарки ко дню рождения
Интегрированное занятие по гендерному воспитанию и художественному творчеству в младшей группе на тему Подарки ко дню рождения
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconКонспект классного часа в 5 классе Тема : «День рождения. Обычаи, традиции празднования в разных странах»
Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования дня рождения в разных странах, расширить социокультурные знания детей,...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconМетодические рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения
Родители,  использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей,...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconПамятка для подростка по правовому статусу, правам, обязанностям и ответственности от рождения до достижения совершеннолетия
Дорогой друг, ты, наверное, знаешь, что когда тебе исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских,  трудовых,  административных,...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconТема: «Содержание, организационные формы и методы совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей»
Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconСистема имитационно-игровых упражнений для дошкольников Подражательные упражнения
Они считают, что традиционная система физического воспитания детей недостаточно совершенна. Это побуждает воспитателей дошкольных...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconКонвенция о правах ребенка Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения
Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconОткрытое занятие по трудовому воспитанию. День рождения Чебурашки. Программное содержание
Программное содержание: учить детей правильно раскладывать столовые приборы, развивать мелкую моторику пальцев, закрепить умения...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconКонкурсов по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Тест по теме «Первая мировая война»
Представленные задания составлены в формате кимов егэ. Они могут использоваться для подготовки к егэ, к школьным и городским олимпиадам...
Исчерпывающее руководство по воспитанию детей  и заботе о них от рождения до совершеннолетия iconДень рождения у данилы
День рождения – это самый любимый праздник всех детей. И очень важно, чтобы прошел он не так, как проходят другие дни. Этот день...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница