Скачать 271.32 Kb.
|
Программа развития толерантных способов поведения подростков, переживших психологическую травму Составитель: М. Н.Мясникова - заместитель директора областного ППМС центра г. Ростова – на – Дону, педагог – психолог. Введение. Психокоррекционая работа с подростками, пережившими ситуацию психологического, физического, сексуального насилия, горе из-за утраты близких строилась на основе понимания психотравмирующей ситуации, как ситуации интолерантного взаимодействия. Для интолерантных ситуаций общения является характерным нарушение права человека, соверщение физического и психического насилия над личностью подростка, оскорбление незаслуженное обвинение, ограничение поведения на основе этнических, половых, возрастных параметров и т.д. Подростки, попавшие в такие ситуации, становятся эмоционально – неустойчивыми, агрессивными, регидными. Они игнорируют свои чувства и чувства другого человека, у них «сворачивается» эмпатия, разрушаются навыки саморегуляции, возрастает подозрительность и недоверие. Травматический опыт обуславливает искажения в восприятии себя и других людей, снижает уровень рефлексии и приводит к переносу способов поведения, сформировавшихся в ситуациях интолерантного общения, в другие условия общения. Такой перенос закрепляет способы интолерантного поведения подростка. Окружающие его люди возвращают ему образ, включающий негативное отношение. Подросток попадает в ситуацию «порочного круга отношений», разорвать который он не может самостоятельно. Подросткам требуется квалифицированная помощь психолога, направленная на формирование у него толерантных способов общения. Методологической базой проводимой психокоррекционный работы стал гештальт – подход, предполагающий возвращение человека к «самому себе». Акцент в работе с подростками был сделан на актуализации осознавания ими способов взаимодействия: толерантных и интолерантных, на принятии травматического опыта, на изменении отношения к себе и другому. Цель программы: развитие толерантных способов поведения подростков, переживших психологическую травму Целями программы также являются:
Задачи: Обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей. Осознание своих трудностей в общении и способов интолерантного взаимодействия в связи с пережитой травмирующей ситуацией. Формирование толерантных способов реагирования на явления и события собственной жизни и окружающего мира. Развитие способностей к эмоциональной саморегуляции. Развитие доверия, эмпатии, принятия других людей и самого себя Основные методы Методы группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование, групповая дискуссия, беседа. Групповые психокоррекционные методы: арттерапия, психогимнастика, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация. Группа формируется при соблюдении следующих условий: Программа предполагает ведение группы с подростками 12 – 13 лет, имеющих травматический опыт (дети, пострадавшие от терракта; пережившие психологическое, физическое или сексуальное насилие; ставшие очевидцами смерти близкого, переживающие горе из-за утраты близкого человека). Комплектование группы проводится по принципу добровольности и в зависимости от характера реагирования подростка на травмирующее событие. Предполагается проведение предварительного собеседования с подростком и членами его семьи, в ходе которого устанавливается конкретное травматическое событие, специфические особенности травмы (эмоциональные и поведенческие нарушения) и диагностируются признаки ПТСР (используется индекс реакций при ПТСР (Пинус и сотр., 1987). По итогам собеседования выделяются две группы подростков: 1-ая - с эмоциональными нарушениями: агрессия, тревожность, раздражительность, депрессивные настроения, реакции эмоциональной блокады. 2-ая - с поведенческими нарушениями: трудности общения, избегание, отстраненность от других людей, отсутствие позитивного образа будущего. Исследование мотивации для участия в программе. Получение согласия/несогласия на участие в групповых занятиях. Занятия с подростками проводятся в закрытом режиме, т.е. в группе отсутствуют наблюдатели. В ходе реализации программы параллельно используются следующие формы работы: диагностика, индивидуальное консультирование подростка, консультации для родителей. Количество участников в группе 5-6 человек. Режим работы: Общее время, необходимое для реализации всей программы - 10 дней по 2 часа, в течение 3х недель, т.к. частота встреч 3-4 раза в неделю. Структура занятия: Подготовительная часть (разминка) – 15 минут. Цель: Создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия. В разминку включены игры и психогимнастические упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними. Основная часть – 1 час 30 минут. Цель: Решение задач, заявленных в программе. В основной части предполагается выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая этой части – задания с элементами арттерапии, направленные на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс – приемов. Заключительная часть – 15 минут. Цель: Подведение итогов, получение обратной связи. В заключительной части участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают свою оценку происходящего на занятии. Техническое оснащение программы: Магнитофон, аудиокассеты (с музыкальными фрагментами соответствующего характера – для расслабления и снятия эмоционального напряжения), изосредства – фломастеры, ручки, цветные карандаши, гуашь, пастель, пластилин, мягкие мячики, бланки телеграмм, листы ватмана и бумаги, блоки крупного конструктора «Лего», ножницы, старые журналы. Демонстративно – иллюстративный материал: карточки с изображением настроения. Проведение групповых занятий с подростками предполагает использование специального помещения (игровая комната, тренинговый зал), где можно обеспечить им свободное размещение и передвижение. Результаты реализации программы: Формирование у подростков толерантных поведенческих стратегий во взаимодействии и общении с другими. Развитие личностных ресурсов у подростков. Приобретение навыков саморегуляции эмоционального состояния у подростков. Этапы реализации: Программа психологической коррекции интолерантных способов общения подростков, переживших психологическую травму, состоит из 4 этапов: I этап ориентировочный (1 занятие) Задачи: знакомство участников друг с другом, установление первоначальных взаимоотношений, создание безопасной атмосферы и чувства доверия в группе. II этап психокоррекционный (4 занятия) Задачи: проработка и преодоление посттравматических нарушений, коррекция иррациональных установок подростков. III этап коррекционно - развивающий (4 занятий) Задачи: развитие адаптационных возможностей подростка. IV этап обобщающе- закрепляющий (1 занятие) Задачи: подведение личных итогов. Тематическое планирование занятий. Занятие 1. Тема: «Давайте познакомимся». Цель: знакомство участников друг с другом, создание благоприятных условий для работы группы, принятие правил для работы в группе. Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия, режим работы, вводятся правила групповой работы. Упражнение «Представление». Цель: установление первого контакта между участниками группы, создание позитивного настроя. Процедура проведения: участники передают мяч по кругу, называя свое имя, приветствуя несколькими словами членов группы. Оборудование: мяч. Упражнение «Молекулы». Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддержание доброжелательной атмосферы. Процедура проведения: все игроки – «атомы», которые беспорядочно двигаются, по сигналу ведущего, «атомы» объединяются в «молекулы» определенной величины (по 2,3 атома). «Молекулы» большей или меньшей величины, по сравнению с заданной, должны в течение 10 секунд перестроиться. Последний сигнал ведущего – это одна большая «молекула», в которой количество «атомов» соответствует количеству участников. Вопросы для обсуждения после 1 и 2 задания: Изменилось ли ваше самочувствие? Если «да», то как? Назовите чувство, которое было до выполнения заданий и после них. Как вы думаете, почему изменилось ваше настроение? Задание «Принятие правил». Ведущий предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом. Предлагаются следующие правила: Правило равных возможностей: называем друг друга по имени, на «ты». Правило 5 «не»: не критикуй, не оценивай, не перебивай, не осуждай, не советуй. Правило конфиденциальности рассказываемых ситуации, случаев из жизни. Подросткам предлагается дополнить список правил, затем они принимаются голосованием, участники ставят подписи под ними. Правила вывешиваются и действуют на протяжении всего периода работы группы. Оборудование: ватман, фломастеры. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне». Цель: расширение личностного пространства участников группы, самораскрытие, повышение внутригруппового доверия. Процедура проведения: участникам предлагается выбрать один предмет из своих вещей, с которыми они пришли на занятие. Далее один участник берет этот предмет в руку (это может быть ручка, часы, блокнот и т.п.) и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине, начиная предложение словами «Я – блокнотик Маши, я с ней дружу давно и могу кое – что о ней рассказать и вам…» На протяжении рассказа участники группы могут задавать вопросы, например: «Что любит хозяйка предмета? Чего терпеть не может? О чем мечтает?…» Эту процедуру выполняют последовательно все участники группы. Вопросы для обсуждения: Удалось ли ближе узнать друг друга? О чем легче было говорить – о своих положительных сторонах или о трудностях? Какой вопрос от участника группы был для вас самым интересным и почему? Упражнение «Задай свой ритм». Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие чувства сплоченности. Процедура: участники сидят в кругу, ведущий предлагает каждому по очереди отстучать ритм ладошками, задача остальных – уловить ритм и присоединиться к нему. Вопросы для обсуждения: Какие чувства могут возникать у людей, которые не могут уловить ритм? Как вы ориентировались, в какой момент необходимо присоединиться к другим? Релакс – упражнение «Цветок». Цель: саморегуляция психологического состояния. Процедура проведения: сначала проводиться одна из схем поэтапного расслабления, затем следует инструкция: «Представьте цветочный горшок с землей. У Вас на ладони – семечко цветка. Вы сажаете его в землю – и цветок начинает расти. Вот появляется стебель, он вытягивается…Листья…Бутон…Наконец, бутон раскрывается, и вы видите свой чудесный цветок….Рассмотрите его внимательно и отметьте, какие чувства он у вас вызывает…Вы берете горшок с цветком и уносите его в место, про которое никто не знает, кроме вас. Попрощайтесь со своим цветком… Вам пора возвращаться, но вы всегда сможете прийти к нему, когда вам будет грустно. Ваше дыхание становиться глубоким и энергичным. Вы отдохнули и чувствуете прилив сил… Откройте глаза, потянитесь…Вы вернулись из своего путешествия». Оборудование: магнитофон, аудиокассета. Вопросы для обсуждения: Удалось ли вам расслабиться? Если нет, то что помешало? Какие чувства, образные представления возникли в ходе релаксации? Знаете ли вы другие способы расслабления? Назовите их? Для чего необходимо овладевать различными приемами релаксации? Подведение итогов занятия. Упражнение «Волшебный мяч». Участники, сидя в круге, обмениваются впечатлениями о том, что понравилось или не понравилось и почему. В этой части занятия подростки могут получить или дать обратную связь отдельным участникам тренинга. Процедура проведения: упражнение проводят в 2 этапа. 1 этап – подростки бросают мяч друг другу по желанию, начиная предложение со слов обращения, называя имя того, кому направлен мячик, и продолжая: «Ира, на сегодняшнем занятии для меня самым полезным было…». 2 этап – текст предложения звучит так: «Саша, на следующем занятии я хотел бы…». Ведущий следит, чтобы мяч побывал на 1-м и 2-м этапах у всех участников. Занятие 2. |
![]() | Рабочая программа по географии (основного общего образования) Составитель: Васильева Н. В Заместитель директора школы по увр моу тургужанская основная общеобразовательная школа | ![]() | Лекции для родителей подростков Лекция Организация рационального питания подростков В последние годы распространение приобретают такие нарушения пищевого поведения как булимия и анорексия. При этом одним из важнейших... |
![]() | Программа Социально психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков» Социально – психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков» | ![]() | школа гражданского становления Автор-составитель: Р. А. Исманов, заместитель директора по воспитательной работе Муниципальной |
![]() | Российская Федерация Ханты- мансийский автономный округ Октябрьский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Заместитель директора по безопасности Лемешева Г. А. и заместитель директора по ахч ивченко | ![]() | Что нужно знать родителям о детях, переживших травму? Тяжелые психологические последствия могут быть не только у ребенка, который был жертвой жестокого обращения, но и у ребенка, которые... |
![]() | Реабилитационная программа направленная на снижение агрессивного поведения детей и подростков с отклонениями в развитии Подростковый период онтогенеза это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции... | ![]() | Варварины Святки Заместитель директора по дошкольному воспитанию моу «Лиманская сош №1. 2010 год, преподаватель уроков «Технологии» и «Мировой художественной... |
![]() | Задачи убедить подростков в важности нравственно-гигиенического поведения; способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стереотипов поведения Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой | ![]() | Реализует образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего/полного/общего образования, профильного изучения русского языка, обществознания, Ответственные должностные лица организации: Петрова Клара Георгиевна директор; Игнатьева Зоя Илларионовна – заместитель директора... |