Программа вступительного экзамена 




Скачать 40.21 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма вступительного экзамена 
повествователь  Образ автора  Персонаж
Дата конвертации04.11.2013
Размер40.21 Kb.
ТипПрограмма

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ 
 
ФЕДЕРАЦИИ 
ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный 
педагогический университет» 
СМК ДП 4.2.3. 02 Управление документацией 
СМК МИ  4.2.3. 09 - 2008 
Программа вступительного экзамена  
______№________ 
 
 
УТВЕРЖДАЮ 
Ректор ФГБОУ ВПО «БГПУ» 
_________Ю.П. Сергиенко 
______________2012 г. 
 
 
 
 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 
 
 
 
 
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Благовещенск 2012 

 
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В БГПУ  
 
Преимущественно  зачисление  в  вузы  Российской  Федерации 
осуществляется  по  результатам  Единого  государственного  экзамена  (ЕГЭ), 
являющегося основная форма итоговой государственной аттестации в школе. 
В связи с этим программа по литературе для поступающих в Благовещенский 
государственный  педагогический  университет  в  2010  году  опирается  на 
«Кодификатор  элементов  содержания  и  требований  к  уровню  подготовки 
выпускников 
общеобразовательных 
учреждений 
для 
единого 
государственного экзамена 2010 года по литературе». 
Основные разделы, элементы и требования кодификатора. 
Раздел 1.
 Перечень элементов содержания, проверяемых на едином 
государственном экзамене по литературе 
1.1 
Художественная литература как искусство слова. 
1.2 
Устное  народное  творчество  и  литература.  Жанры  устного 
народного творчества. 
1.3 
Художественный образ. Художественное время и пространство. 
1.4 
Содержание и форма. Поэтика. 
1.5 
Авторский  замысел  и  его  воплощение.  Художественный 
вымысел. Фантастика. 
1.6 
Историко-литературный  процесс.  Литературные  направления  и 
течения:  классицизм,  сентиментализм,  романтизм,  реализм,  модернизм 
(символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм. 
1.7 
Литературные  роды:  эпос,  лирика,  драма.  Жанры  литературы: 
роман,  роман-эпопея,  повесть,  рассказ,  очерк,  притча;  поэма,  баллада; 
лирическое  стихотворение,  песня,  элегия,  послание,  эпиграмма,  ода,  сонет; 
комедия, трагедия, драма. 
1.8 
Авторская  позиция.  Тема.  Идея.  Проблематика.  Сюжет. 
Композиция.  Антитеза.  Стадии  развития  действия:  экспозиция,  завязка, 
кульминация,  развязка,  эпилог.  Лирическое  отступление.  Конфликт.  Автор-
повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. 
Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные 
темы"  и  "вечные  образы"  в  литературе.  Пафос.  Фабула.  Речевая 
характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. 
1.9 
Деталь. Символ. Подтекст. 
1.10 
Психологизм. Народность. Историзм. 
1.11 
Трагическое  и  комическое.  Сатира,  юмор,  ирония,  сарказм. 
Гротеск. 
1.12 
Язык  художественного  произведения.  Риторический  вопрос. 
Афоризм.  Инверсия.  Повтор.  Анафора.  Изобразительно-выразительные 
средства  в  художественном  произведении:  сравнение,  эпитет,  метафора 
(включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. 
1.13 
Стиль. 

1.14 
Проза и поэзия.  Рифма.  Системы стихосложения. Стихотворные 
размеры:  хорей,  ямб,  дактиль,  амфибрахий,  анапест.  Ритм.  Рифма.  Строфа. 
Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 
1.15 
Литературная критика. 

Из древнерусской литературы 
2.1 
«Слово о полку Игореве». 
3. Из литературы XVIII века 
Д.И. ФОНВИЗИН. Пьеса «Недоросль». 
Г.Р. ДЕРЖАВИН. Стихотворение «Памятник». 
4. Из литературы первой половины XIX века 
4.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». 
4.3 А.С. ГРИБОЕДОВ. Пьеса «Горе от ума». 
4.4 А. С. ПУШКИН. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине 
сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», 
«Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес 
багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах 
Грузии  лежит  ночная  мгла…»,  «Я  вас  любил:  любовь  еще,  быть  может…», 
«Зимнее  утро»,  «Бесы»,  «Разговор  книгопродавца  с  поэтом»,  «Туча»,  «Я 
памятник  себе  воздвиг  нерукотворный…»,  «Погасло  дневное  светило...», 
«Свободы  сеятель  пустынный…»,  «Подражания  Корану»  (IX.«И  путник 
усталый  на  Бога  роптал…»)  «Элегия»,  («Безумных  лет  угасшее  веселье...»), 
«...Вновь  я  посетил…».  Повесть  «Капитанская  дочка».  Поэма  «Медный 
всадник». Роман «Евгений Онегин». 
4.8  М.Ю.  ЛЕРМОНТОВ.  Стихотворения:  «Нет,  я  не  Байрон,  я 
другой…», 
«Тучи», 
«Нищий», 
«Из-под 
таинственной, 
холодной 
полумаски…»,  «Парус»,  «Смерть  Поэта»,  «Бородино»,  «Когда  волнуется 
желтеющая  нива…»,  «Дума»,  «Поэт»  («Отделкой  золотой  блистает  мой 
кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И 
скучно  и  грустно»,  «Нет,  не  тебя  так  пылко  я  люблю…»,  «Родина»,  «Сон» 
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою 
толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». «Песня про… 
купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени». 
4.12  Н.В.  ГОГОЛЬ.  Пьеса  «Ревизор».  Повесть  «Шинель».  Поэма 
«Мертвые души». 
5. Из литературы второй половины XIX века 
А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза». 
И.С. ТУРГЕНЕВ. Роман «Отцы и дети». 
Ф.И. ТЮТЧЕВ. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских 
волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», 
«Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», 
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я 
встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...». 
А.А.  ФЕТ.  Стихотворения:  «Заря  прощается  с  землею...»,  «Одним 
толчком  согнать  ладью  живую...»,  «Вечер»,  «Учись  у  них  –  у  дуба,  у 

березы...»,  «Это  утро,  радость  эта...»,  «Шепот,  робкое  дыханье...»,  «Сияла 
ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». 
И.А. ГОНЧАРОВ. Роман «Обломов». 
Н.А.  НЕКРАСОВ.  Стихотворения:  «Тройка»,  «Я  не  люблю  иронии 
твоей...»,  «Железная  дорога»,  «В  дороге»,  «Вчерашний  день,  часу  в 
шестом...»,  «Мы  с  тобой  бестолковые  люди...»,  «Поэт  и  Гражданин», 
«Элегия»  («Пускай  нам  говорит  изменчивая  мода...»),  «О  Муза!  я  у  двери 
гроба...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». 
5.8  М.Е.  САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.  Сказки:  «Повесть  о  том,  как  один 
мужик  двух  генералов  прокормил»,  «Дикий  помещик»,  «Премудрый  пис-
карь». «История одного города» (обзорное изучение). 
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Роман-эпопея «Война и мир». 
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «Преступление и наказание». 
Н.С. ЛЕСКОВ. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).  
6 Из литературы конца XIX - начала XX века 
6.1 А.П. ЧЕХОВ. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», 
«Дама  с  собачкой»,  «Смерть  чиновника»,  «Хамелеон».  Пьеса  «Вишневый 
сад». 
6.3  И.А.  БУНИН.  Рассказы:  «Господин  из  Сан-Франциско»,  «Чистый 
понедельник». 
7. Из литературы первой половины XX века 
М. ГОРЬКИЙ. Рассказ «Старуха Изергиль». 
М. ГОРЬКИЙ. Пьеса «На дне». 
7.3 
А.А.  БЛОК.  Стихотворения:  «Незнакомка»,  «Россия»,  «Ночь, 
улица,  фонарь,  аптека...»,  «В  ресторане»,  «Река  раскинулась.  Течет,  грустит 
лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я 
в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», 
«О, я хочу безумно жить...». Поэма «Двенадцать». 
7.5  В.В.  МАЯКОВСКИЙ.  Стихотворения:  «А  вы  могли  бы?»,  «По-
слушайте!»,  «Скрипка  и  немножко  нервно»,  «Лиличка!»,  «Юбилейное», 
«Прозаседавшиеся»,  «Нате!»,  «Хорошее  отношение  к  лошадям»,  «Необы-
чайное  приключение,  бывшее  с  Владимиром  Маяковским  летом  на  даче», 
«Дешевая  распродажа»,  «Письмо  Татьяне  Яковлевой».  Поэма  «Облако  в 
штанах». 
7.7  С.А.  ЕСЕНИН.  Стихотворения:  «Гой  ты,  Русь,  моя  родная!..»,  «Не 
бродить,  не  мять  в  кустах  багряных...»,  «Мы  теперь  уходим  понемногу...», 
«Письмо  матери»,  «Спит  ковыль.  Равнина  дорогая...»,  «Шаганэ  ты  моя, 
Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «О красном 
вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Русь», «Пушкину», 
«Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». 
7.8 М.И. ЦВЕТАЕВА. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так 
рано...»,  «Стихи  к  Блоку»  («Имя  твое  –  птица  в  руке...»),  «Кто  создан  из 
камня,  кто  создан  из  глины...»,  «Тоска  по  родине!  Давно...»,  «Книги  в 
красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов  – как семь колоколов!..» (из 
цикла «Стихи о Москве»). 

7.9 
О.Э.  МАНДЕЛЬШТАМ.  Стихотворения:  «Notre  Dame», 
«Бессонница.  Гомер.  Тугие  паруса...»,  «За  гремучую  доблесть  грядущих 
веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». 
7.10  А.А.АХМАТОВА.  Стихотворения:  «Песня  последней  встречи», 
«Сжала  руки  под  темной  вуалью...»,  «Мне  ни  к  чему  одические  рати...», 
«Мне  голос  был.  Он  звал  утешно...»,  «Родная  земля»,  «Заплаканная  осень, 
как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не 
с  теми  я,  кто  бросил  землю...»,  «Стихи  о  Петербурге»,  «Мужество».  Поэма 
«Реквием». 
7.12  М.А.  ШОЛОХОВ.  Роман  «Тихий  Дон».  Рассказ  «Судьба  челове-
ка». 
7.14  М.А.  БУЛГАКОВ.  Роман  «Белая  гвардия».  Роман  «Мастер  и 
Маргарита» (допускается выбор). 
7.15  А.Т.  ТВАРДОВСКИЙ.  Стихотворения:  «Вся  суть  в  одном-
единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...». 
Поэма  «Василий  Теркин»  (главы  «Переправа»,  «Два  бойца»,  «Поединок», 
«Смерть и воин»). 
7.17  Б.Л.  ПАСТЕРНАК.  Стихотворения:  «Февраль.  Достать  чернил  и 
плакать!..»,  «Определение  поэзии»,  «Во  всем  мне  хочется  дойти...»,  «Гам-
лет»,  «Зимняя  ночь»,  «Никого  не  будет  в  доме...»,  «Снег  идет»,  «Про  эти 
стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». 
7.18 Б.Л. ПАСТЕРНАК. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с 
анализом фрагментов). 
7.19 А.П. ПЛАТОНОВ Одно произведение (по выбору экзаменуемого). 
7.20  А.И.  СОЛЖЕНИЦЫН.  Рассказ  «Матренин  двор».  Повесть  «Один 
день Ивана Денисовича». 
8. Из литературы второй половины XX века 
8.1 
Проза  второй  половины  XX  века.  Ф.А.  Абрамов,  Ч.Т. Айтматов, 
В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Дов-
латов, 
В.Л. Кондратьев, 
В.П. Некрасов, 
Е.И. Носов, 
В.Г. Распутин, 
В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех 
авторов по выбору). 
8.2 
Поэзия 
второй 
половины 
XX 
века. 
Б.А. Ахмадулина, 
И.А. Бродский, 
А.А. Вознесенский, 
В.С. Высоцкий, 
Е.А. Евтушенко, 
Н.А. Заболоцкий, 
Ю.П. Кузнецов, 
Л.Н. Мартынов, 
Б.Ш. Окуджава, 
Н.М. Рубцов,  Д.С. Самойлов,  Б.А. Слуцкий,  В.Н. Соколов,  В.А. Солоухин, 
А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору). 
8.3  Драматургия  второй  половины  XX  века.  А.Н. Арбузов, 
А.В. Вампилов,  А.М. Володин,  В.С. Розов,  М.М. Рощин  (произведение 
одного автора по выбору). 
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, 
достижение  которых  проверяется  на  едином  государственном  экзамене 
по литературе 

В  результате  изучения  литературы  на  профильном  уровне  абитуриент 
должен:  

знать/понимать  
1.1. образную природу словесного искусства;  
1.2. содержание изученных литературных произведений;  
1.3.  основные  факты  жизни  и  творчества  писателей-классиков 
XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;  
1.4.  историко-культурный  контекст  и  творческую  историю 
изучаемых произведений;  
1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; 
сведения  об  отдельных  периодах  его  развития;  черты  литературных 
направлений и течений;  
1.6. основные теоретико-литературные понятия.  
уметь  
2.1 воспроизводить содержание литературного произведения;  
2.2 
анализировать 
и 
интерпретировать 
литературное 
произведение,  используя  сведения  по  истории  и  теории  литературы 
(художественная  структура,  тематика,  проблематика,  нравственный 
пафос,  система  образов,  особенности  композиции,  художественного 
времени  и  пространства,  изобразительно-выразительные  средства 
языка,  художественная  деталь);  анализировать  эпизод  (сцену) 
изученного  произведения,  объяснять  его  связь  с  проблематикой 
произведения;  
2.3  соотносить  художественную  литературу  с  фактами 
общественной  жизни  и  культуры;  раскрывать  роль  литературы  в 
духовном и культурном развитии общества;  
2.4  раскрывать  конкретно-историческое  и  общечеловеческое 
содержание  изученных  литературных  произведений;  связывать 
литературную классику со временем написания, с современностью и с 
традицией;  выявлять  «сквозные  темы» и  ключевые проблемы  русской 
литературы;  
2.5  соотносить  изучаемое  произведение  с  литературным 
направлением  эпохи;  выделять  черты  литературных  направлений  и 
течений при анализе произведения;  
2.6  определять  жанрово-родовую  специфику  литературного 
произведения;  
2.7  сопоставлять  литературные  произведения,  а  также  их 
различные художественные, критические и научные интерпретации;  
2.8  выявлять  авторскую  позицию,  характеризовать  особенности 
стиля писателя;  
2.9  аргументированно  формулировать  свое  отношение  к 
прочитанному произведению;  
2.10 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения 
различных жанров на литературные темы.  
3  использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической 
деятельности и повседневной жизни для:  

3.1.  создания  связного  текста  (устного  и  письменного)  на 
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  
3.2. участия в диалоге или дискуссии;  
3.3  самостоятельного  знакомства  с  явлениями  художественной 
культуры и оценки их эстетической значимости;  
3.4  определения  своего  круга  чтения  и  оценки  литературных 
произведений.  
 
Внутренний  экзамен  по  литературе  в  БГПУ  проходит  в  форме 
письменного  теста,  составленного  с  учѐтом  элементов  содержания  и 
требований приведѐнного выше кодификатора. 
Тест состоит из частей А, В и С.  
В  части  А  (15  заданий)  необходимо  ответить  на  вопрос,  выбрав 
правильный  ответ  из  предложенных  вариантов.  Задания  данной  части 
проверяют знание фактического материала. 
Пример:  
А1.  Кому  из  персонажей  романа  И.А.Гончарова  «Обломов» 
принадлежит следующая характеристика: «Это был человек лет тридцати 
двух-трѐх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тѐмносерыми 
глазами,  но  с  отсутствием  всякой  определѐнной  идеи,  всякой 
сосредоточенности в чертах лица»? 

1. 
Штольцу. 
2. 
Обломову. 
3. 
Тарантьеву. 
4. 
Захару. 
 
Пять заданий части В предполагают письменный ответ в форме слова 
или словосочетания на предложенные вопросы. 
Пример: 
В1.  С  каким  поэтическим  направлением  начала  ХХ  столетия  связано 
творчество В. Маяковского? 
Ответ: футуризм 
 
В  части  С  необходимо  выбрать  один  из  3  предложенных  вопросом  и 
дать на него связный аргументированный ответ в объѐме 4-6 предложений 
Примеры вопросов: 
С1.1. Какие произведения отечественной классики посвящены крупным 
событиям русской истории? 
С1.2. О чем предупреждает Чехов в рассказах «Ионыч» и «Человек в 
футляре»? 
С1.3. Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Спит ковыль. Равнина 
дорогая…» и ответьте на вопрос: что входит в образ «есенинской Руси»? 
 


Похожие:

Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена по приему в докторантуру по специальности 6D070100 Биотехнология
Программа вступительного экзамена одобрена методической комиссией Агропромышленного факультета «29» 04 2011г., протокол №9
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма «Математическое образование» Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе государственного образовательного стандарта магистерской
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» магистерская программа «Математическое...
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма и задания для вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072900 «строительство»
Перечень дисциплин вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072900 – «строительство»
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 280400. 68 «природообустройство»
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 280400. 68 – «природообустройство»
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена 
И.  И.,  Павлов  И.  П.,  Опарин  А.  И.,  Северцев  А.  Н.,  Тимирязев  К.  А., 
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена утверждаю
Благовещенский государственный педагогический университет в 2010 году опирается на «Кодификатор элементов содержания и требований...
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена 
Временные        требования        к        уровню        подготовки  выпускников 
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена для абитуриентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование (профиль Образование в области иностранного языка) Сургут 2012
Английский язык: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование...
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма вступительного экзамена 
«Справочнике  для  поступаю- щих  в  высшие  учебные  заведения».  В  тестовые  задания  включаются  важ
Программа вступительного экзамена  iconПрограмма комплексного вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6M070400 Вычислительная техника и программное обеспечение «Технология программирования»
Программа как формализованное описание процесса обработки данных. Программное средство
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница