План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура»




Скачать 66.27 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура»
Дата конвертации25.10.2013
Размер66.27 Kb.
ТипУрок
План-конспект урока физики с применением ЭОР в 10 классе по теме «Температура»

Учитель физики Самсонова Елена Анатольевна, МОУ «СОШ №12»

города Магнитогорска Челябинской области

 
Тема урока: Температура.
Тип урока: Урок изложения нового материала.
Форма проведения: урок - лекция-беседа
Цели урока:
Образовательные:

  1. Сформировать понятие температуры, абсолютной температурной шкалы, абсолютного нуля температуры.

  2. Сформировать умения перевода температуры из одной шкалы в другую.


Развивающие:

1.Развивать практические умения учащихся слушать и выделять главную мысль из рассказа учителя.

2. Развивать умения учащихся управлять своим вниманием.
Воспитывающие:

  1. Отрабатывать навыки учебного труда по ведению конспекта материала в виде таблицы.

  2. Расширить мировоззрение учащихся по истории создания температурных шкал, вкладе ученых в становление молекулярно- кинетической теории газов.



Оборудование:

телевизор,

компьютеры,

рабочие листы для учащихся,

термометры медицинский, комнатный,

ссылки на ресурсы:

http://fcior.edu.ru/card/10159/osnovnye-polozheniya-mkt.html
http://fcior.edu.ru/card/7547/model-idealnogo-gaza.html

http://fcior.edu.ru/card/10182/sredstva-dlya-izmereniya-temperatury.html

http://fcior.edu.ru/card/9462/termometriya-registraciya-dannyh-izmereniya-temperatury-tela.html

http://fcior.edu.ru/card/13621/absolyutnaya-temperatura-zakony-idealnogo-gaza-izoprocessy-1-y-zakon-termodinamiki.html

План урока:

  1. Организационный момент. 1-2 мин.

  2. Активизация учащихся, проверка домашнего задания. 2-3 мин.

  3. Мотивация учащихся на изучение нового материала. 1-2мин.

  4. Объяснение нового материала. 29 -26 мин.

  5. Закрепление материала. 3 -4 мин.

  6. Домашнее задание. 1 мин.

  7. Подведение итогов урока. 2 мин.


План – конспект:1.Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей, присутствующих на уроке.

Ознакомление учащихся с развивающими и воспитывающими целями урока, оцениванием их деятельности на уроке.

2. Активизация учащихся, проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы начали изучать новый раздел физики «Молекулярно - кинетическая теория идеального газа».

http://fcior.edu.ru/card/10159/osnovnye-polozheniya-mkt.html

Вопросы учащимся:

  1. Какой газ называют идеальным?

  2. Почему такая модель газа была введена в физику?

  3. Приведите пример идеального газа?

http://fcior.edu.ru/card/7547/model-idealnogo-gaza.html

Вывод учителя: Любой газ состоит из огромного числа молекул. Невозможно быстро определить положение и скорость каждой молекулы в отдельности, да и смысла в этом нет. Физики воспользовались статистическим (обобщенным) подходом для определения поведения молекул. Основателем статистической физики считается Людвиг Больцман. Для характеристики системы, состоящей из большого числа частиц, ввели микро и макроскопические параметры (величины).

Вопросы учащимся:

  1. Назовите микроскопические параметры?

  2. Назовите макроскопические параметры?

  3. Существует ли взаимосвязь между ними?

3. Мотивация учащихся на изучение нового материала.

Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос более подробно. А также вы узнаете нечто новое о физической величине, которую каждый день упоминают в сводках погоды, которую мы начинаем измерять, когда заболеем. Назовите эту физическую величину (Температура) и запишем тему урока в рабочий лист. Понятием «температура» мы часто пользуемся в обыденной жизни. «Надо посмотреть, сколько градусов на улице, чтобы знать, как одеться», – говорим мы. Или: «Не заболел ли ваш ребенок? Измерьте ему температуру». И каждый хорошо понимает, что означают эти слова.

Вопросы учащимся:

Что вы знаете о температуре как физической величине?

Выписать на доске, что знают и сразу записать рядом возникшие вопросы.

4. Объяснение нового материала.

Наука о теплоте начала делать первые шаги в первой четверти 18 века – начали изготавливать термометры с двумя опорными (реперными)точками. (Раздел физики назывался термометрия).

В то время термометры были большой редкостью и цена каждого доходила до 30 шведских далеров (что эквивалентно месячному заработку кузнеца или стоимости мушкета).

Гильом Амонтон.

Андерс Цельсий.

Габриэль Фаренгейт.

Кельвин.

http://fcior.edu.ru/card/10182/sredstva-dlya-izmereniya-temperatury.html

Вывод учителя: Итак, измерение температуры проводится термометром. Можно использовать три шкалы.

Вопросы учащимся: Каких? Когда используют?

Работа с формулой по переводу из одной шкалы в другую (устно).

Демонстрация термометров (медицинского, комнатного).

Вопросы учащимся: Как вы думаете, существуют ли правила измерения температуры тела? Какие?

Правила измерения температуры тела:

  1. Тело необходимо привести в тепловой контакт с термометром.

  2. Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела.

  3. Показания термометра следует считывать после наступления теплового равновесия (через 5-8 минут).

http://fcior.edu.ru/card/9462/termometriya-registraciya-dannyh-izmereniya-temperatury-tela.html

Вопрос учащимся: Можно ли измерить температуру капли горячей воды термометром?

Разберемся с физическим смыслом температуры.

М. В. Ломоносов. Начало развития «Калометрии»- были установлены основные понятия о теплоте.

Людвиг Больцман.

При тепловом равновесии газы имеют одинаковую температуру, независимую от рода вещества. Можно предположить, что средние кинетические энергии молекул всех газов одинаковы (при условии, что Р и V газа данной массы постоянны). Больцман вывел основное кинетическое уравнение газов: Р=2/3nЕ, где n концентрация частиц в объеме газа. n=N/V. РV/ N зависит только от температуры! РV/N=2/3Е. Опыты показали, что это отношение можно рассматривать как естественную меру температуры, отсюда Е =3/2 kТ. Вот вам и доказательство, что существует взаимосвязь между микроскопическими и макроскопическими параметрами газа.

Температура тела – мера средней кинетической энергии хаотического поступательного движения молекул. (стр. 240)

В отношении РV/N все величины только положительные! Величина Е тоже положительная, значит и термодинамическая температура не может быть отрицательной, абсолютный нуль температуры (0 К) недостижим.

Абсолютный нуль температуры (0 К) – температура, при которой должно прекратиться движение молекул. (стр.240)

Техника получения очень низких температур (Т< 120 К) называется криогенной (от греч. Kryos – холод). Методами магнитного охлаждения удается получить температуру порядка мК. (стр.242)

  1. Закрепление материала

Вывод учителя: Итак, мы рассмотрели тему «Температура», в процессе моего рассказа вы записывали наиболее важный материал в таблицу, т.о. у вас получился конспект урока по новому материалу.

Проверим взаимопроверкой, что вы записали на уроке.


Происхождение слова

От лат. temperatura - надлежащее смещение




1. Фамилии ученых, изучающих данную величину

Амонтон, Фаренгейт, Цельсий, Ломоносов, Кельвин, Больцман




2. Характеризуемое свойство

Состояние термодинамического равновесия макроскопической системы



3. Прибор для измерения

Термометр




4. Частные случаи

Температура плавления, кипения, критическая температура




5.Буквенное обозначение

t , Т, F




6. Единица в СИ

Кельвин (К)




7. Что определяет

Степень нагретости тела,

среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул тела




8. Связь с другими величинами (формула)

Е = 3 / 2 кТ




9. Интервал измерения величины

0< Т <1028




10. Границы применимости

Применяется только для систем, состоящих из большого числа частиц



11. Определение величины

Температура – мера средней кинетической энергией поступательного движения молекул тела



Выполним небольшой тест

http://fcior.edu.ru/card/13621/absolyutnaya-temperatura-zakony-idealnogo-gaza-izoprocessy-1-y-zakon-termodinamiki.html

  1. Дом. задание: параграф 50, вопросы 2,3,4 устно, задачи 1,2,3 письменно.

  2. Подведение итогов урока. Выставим оценки. Спасибо всем.



Примечание: Красным в тексте выделен материал, имеющийся в презентации.

Приложение: презентация, рабочий лист для учащегося.

Похожие:

План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconКонспект урока математики в 5 классе с применением эор на тему : «Все действия с десятичными дробями»
План – конспект урока математики в 5 классе с применением эор на тему: «Все действия с десятичными дробями»
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconУрока:  Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный  Тема: «Плотность вещества»
План-конспект урока физики с применением цоров и в 7-м классе по теме "Плотность вещества"
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан-конспект урока физики с применением презентации в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"
Образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных...
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан конспект   урока   в  6, 7  классе   по   теме : 
План-конспект урока в 6, 7 классе по теме:  Рисование Экзотического цветка  и бабочки 
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан-конспект урока с применением эор «Электронная таблица. Основные параметры электронных таблиц»
Цель: познакомить учащихся со структурой электронной таблицы и её основными параметрами
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан урока химии с использованием эор по теме «Катализ и катализаторы»
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме «Скорость химических реакций»
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан-конспект урока по теме Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение с использованием эор
«Биология 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан конспект урока по информатике в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологии
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, в памяти компьютера файлы – заготовки
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconПлан-конспект урока в 9 классе. Тема урока
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по теме: «Роль вводных слов в устной и письменной речи»
План-конспект урока физики с применением эор в 10 классе по теме «Температура» iconКонспект урока физики в 7 классе по теме «Атмосфера и атмосферное давление»
Цель урока: осуществление на данном учебном материале умственного и нравственного воспитания детей, развитие мышления и самостоятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница