Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса




НазваниеПравила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса
страница1/10
Дата конвертации29.10.2013
Размер1.1 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Оглавление


Оглавление 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 2

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ
ХАРАКТЕРНЫХ ТРАВМАХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ 9

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРИИ
К МЕСТАМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
И СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ 11

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ
ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ 16

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
По охране труда и мерам безопасности заведующего спортзалом 19

ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда и мерам безопасности для учителя физкультуры 19

ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда для учащихся по мерам безопасности
при занятиях на открытых спортивных площадках 22

ИНСТРУКЦИЯ №.____
По мерам безопасности для учащихся при занятиях в спортивном зале 24

ИНСТРУКЦИЯ №.____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях в тренажерном зале 26

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
По мерам безопасности для учащихся по предмету «Физическая культура» 28

ИНСТРУКЦИЯ №. ____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях легкой атлетикой 29

ИНСТРУКЦИЯ №. ____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях спортивной гимнастикой 32

ИНСТРУКЦИЯ №._____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол, гандбол) 34

ИНСТРУКЦИЯ № _____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми 37

ИНСТРУКЦИЯ №._____
для учащихся по мерам безопасности
при занятиях атлетической гимнастикой 39

ИНСТРУКЦИЯ №___
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях аэробикой 40

ИНСТРУКЦИЯ №. _____
Для учащихся по мерам безопасности при занятиях плаванием 43

ИНСТРУКЦИЯ № ____
По мерам безопасности для учащихся при проведении прогулок
и туристских походов 45

ПРИЛОЖЕНИЯ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58



НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ


(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ)
В предлагаемый раздел включены извлечения и выдержки из основных нормативно-правовых актов, документов, инструкций государственных органов, регламентирующих деятельность руководителей, специалистов и работников, отвечающих за безопасность занятий физической культурой и спортом в образовательном учреждении.

«Об основах охраны труда Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 17.071999 г. № 181-ФЗ (Извлечения)

Статья I. Понятие охраны труда

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Должностные обязанности по охране труда являются дополнением к должностным инструкциям руководителей и специалистов образовательных учреждений, утверждаются руководителем по согласованию с профкомом или другим органом, представляющим интересы трудового коллектива, и доводятся до соответствующих работников, ежегодно под роспись.

Извлечения из закона РФ «Об образовании», гл. III

Статья 32. Пункт 22

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Извлечения из закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ», принятого 29.04 1999 г. № 80-ФЗ

Статья 34

Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.

Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью.

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Извлечения из санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.-1178-02)

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных заведений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Спортивный зал следует размещать на 1-м этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физическому воспитанию обучающихся и возможность внеурочных спортивных занятий.

При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физическому воспитанию, медпункт или помещение для медицинского обеспечения.

Для предупреждения утомления обучающихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных уроков (особенно четвертых и пятых) на 5— 10 минут (кроме урока физкультуры).

Основные причины травматизма
при занятиях физкультурой и спортом
и медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся


Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Учитель физкультуры проводил на уроке соревнования по встречной эстафете в зале, где совсем не было предусмотрено расстояние для гашения скорости. Ученик IX класса не смог затормозить, руками уперся в стену зала, по инерции тело сильно прогнулось. Исход— перелом позвоночника.

Учитель физкультуры разделил ребят VIII класса на две шеренги, дал им гранаты, показал, как метать, и стал заниматься с девочками. Мальчики метали гранаты шеренга в шеренгу, пока не попали одному из учеников в голову. Исход— тяжелая черепно-мозговая травма.

На занятиях по вольной борьбе в спарринге боролись два девятиклассника при разнице массы тела почти в 30 кг. В результате тяжелая травма: перелом плеча.

Учитель разрешил ребятам заниматься самостоятельно. Один из учащихся взобрался по канату, а другой раскрутил его конец. В результате — падение с высоты, перелом костей предплечья и сотрясение головного мозга.

Ученик М. по болезни был отстранен от занятий по физкультуре на 6 месяцев. В конце срока освобождения учитель самостоятельно допустил ученика к зачетным прыжкам в длину. Печальный финал — перелом костей правой голени.

При проведении школьных соревнований в морозную ветренную погоду в одном месте лыжня была проложена на спуске на открытом месте и при встречном ветре. В результате этих нарушений некоторые школьники получили отморожения I и II степени.

На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит прежде всего от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

а) все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б) по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться в свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) под снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.

Для предупреждения травматизма необходима прежде всего систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов — кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела — поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь «проводкой»; поддержка «фиксаций»; помощь подталкиванием.

Страховка — это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка — способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

Одна из важнейших функций физкультурных работников — это профилактика спортивного травматизма. Причины травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

- плохое качество или изношенность снарядов, матов;

- наличие на местах занятий посторонних предметов;

- плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;

- несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся.

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.

Используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций.

Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава.

Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стоп и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаще связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к травмам и падениям.

Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре.

Для профилактики спортивного травматизма учителя физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПравила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях. Ушибы, растяжения
При ударе о твердый предмет или падении может произойти повреждение мягких тканей, растяжение связок. Проявляется это в виде припухлости...
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПравила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения СССР 19 апреля 1979 г.)
Требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса и спортивному инвентарю
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconИнструкция по оказанию первой доврачебной помощи Оказание первой доврачебной помощи при ушибах
К ушибленному месту приложить «холод» (лед, холодную воду, ткань, смоченную холодной водой)
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПоследовательность действий при оказании первой медицинской (доврачебной) помощи   при различных несчастных случаях. 
Последовательность действий при оказании первой медицинской (доврачебной) помощи  
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconИнструкция ПО оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях НА  производстве 
Инструкция  по  оказанию  первой  доврачебной  помощи  при  несчастных  случаях  является 
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconИнструкция по оказанию первой помощи пострадавшему Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи.
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся...
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПриказ Департамента образования правительства Москвы от 30. 01. 2003 №54 «Об усилении работы по обеспечению антитеррористической безопасности»; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ппб 01-03) (утв приказом мчс россии от 18.
Одна из приоритетных задач руководителя образовательного учреждения (далее оу) создание безопасных условий образовательного процесса,...
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  icon1-й вопрос. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
Обеспечить все необходимое для ликвидации угрозы, возникшей для жизни пострадавшего (улучшение или восстановление сердечной деятель­ности...
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПорядок оказания первой медицинской само- и взаимопомощи при неотложных состояниях
Оказание первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударах и при эпилептическом припадке 44
Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях 9 требования безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса  iconПравила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе: Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.
Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Меры первой помощи при поражении электрическим током
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница