Развиваем мелкую моторику




Скачать 93.08 Kb.
НазваниеРазвиваем мелкую моторику
Дата конвертации17.08.2013
Размер93.08 Kb.
ТипДокументы

«Концепция здорового образа жизни ребенка в

детском саду»


РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Пальчиковые игры и упражнения

Старшая группа

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.

Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности. Упражнения с детьми проводят и воспитатель, и учитель-дефектолог, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель. Р абота проводится систематически.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с максимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Тексты пальчиковых игр составлены так, чтобы в одном эпизоде содержалось как можно больше пальчиковых движений и они сочетались по смыслу с произносимыми стихами. Для того, чтобы результативность оказалась наибольшей, сначала можно проделать простые пальчиковые движения – изображение бытовых действий ( мытье рук, работа ножницами, стирка, шитье и т.д.). затем можно перейти к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После этого можно переходить к моделированию предметов, растений, животных. Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. Вначале в упражнениях должны содержаться две – три пальчиковые фигуры, затем их количество может увеличиваться.

Во время игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, настроение, желание и возможности. Главное – чтобы игра была в радость.

Пальчиковые игры со стихами (игровые разминки)

Сентябрь.

Психолого-педагогическое обследование.

Октябрь

1 неделя. Овощи.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим , (двигать прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем , (трем правым кулаком по левой ладони)

Мы капусту солим, (пальцы в щепотку)

Мы капусту жмем. (сжать обе кисти в кулак)

От засолки, не от скуки, (встряхнуть кистями рук)

Ох, устали наши руки!

2 неделя. Фрукты.

Компот.

Будем мы варить компот.

Фруктов надо много, вот (показывают пальчики)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному)

Будем груши мы крошить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (мешают)

Угостим честной народ. (движения кистями от груди вперед)

3 неделя. Грибы.

В лес с корзинкою пойду, («человечек идет»)

Много там грибов найду ( «гриб» )

Позову друзей домой ( «дом»)

Угощу грибной лапшой. («миска»)

И.А.Ткаченко

4 неделя. Семья.

1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать (сжимать и разжимать кулачки)

Этот пальчик – дедушка (загибают пальцы по одному)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

этот пальчик – мамочка,

этот пальчик – я .

вот и вся моя семья. (поднять руки вверх)

ноябрь

1 неделя. Осень.

Осенний букет.

1, 2, 3, 4, 5 (сгибание и разгибание кулачков)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают пальцы по одному)

Листья рябины,

Листики дуба,

Листья осины.

Листики тополя мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (движения кистями от груди вперед)

2 неделя. Наш детский сад.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (хлопки)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. ( сжимают и разжимают кулачки)

Этот пальчик Сашенька, (загибают по одному)

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Женечка,

Этот пальчик Сенечка,

Этот пальчик Ренат.

Вот какие мы дружные (пальцы в замок)

3 неделя. Деревья и кусты.

Деревья.

В поле дерево стоит. (поднимают руки над головой)

Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)

Весной набухли почки, (сжимают руки в кулаки)

Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)

4 неделя. Посуда.

Посуда.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила: (показать большой палец)

«Салфетки должны быть в салфетнице. (поочередно соединить большой палец с

Масло должно быть в масленке, остальными)

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Декабрь.

1 неделя. Одежда.

Мы шьем.

(дети показывают, что умеют их пальчики)

Нитку вдеть – два пальца

Непосильный труд.

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять в поле пашут, строят города.

Где ладошки? – тут? Тут!

2 неделя. Зима.

Как на горке снег, снег . (показывают горку)

И под горкой снег, снег . (выгибают руки)

И на елке снег, снег. («елка»)

И под елкой снег, снег, (движения кистями рук вправо и влево)

А под елкой спит медведь. (складывают ладошки вместе и под щеку)

Тише, тише, не шуметь! (палец к губам)

И.Токмакова

3 неделя. Обувь.

Новые кроссовки.

Как у нашей кошки (загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так, (шагать по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

Новые кроссовки.

Н. В.Нищева

4 неделя. Головные уборы.

Выгладим платочек для мамы и дочки.

(игра с бумагой)

Перед каждым ребенком положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его. Возможны варианты: двумя большими пальцами, указательным и т.д.

Январь.

1, 2 неделя – психолого-педагогическое обследование.

(повторяются знакомые пальчиковые игры)

3 неделя. Зимние забавы.

Елка.

Рядом с елкой в Новый год («елка»)

Дети водят хоровод (поворот кругом)

На ветвях для детворы («елка)

Есть гирлянды и шары («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят («колокольчик»)

Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

Т. А. Ткаченко

4 неделя. Игрушки.

Игрушки.

Все, что только захотим, (хлопки в ладоши)

Из песка мы смастерим.

Миша лепит колобок (ладошки сложить « ковшиком», лепить колобок)

А Танюша – теремок. (соединить прямые ладони над головой «крыша»)

Леера лепит разных рыб (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево)

Ну, а Настя – белый гриб (одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки)

Февраль.

1 неделя. Домашние животные.

Довольна корова своими телятами, (показать поочередно пальцы, начиная с большого,

Овечка довольна своими ягнятами, Сначала на одной, затем на другой руке)

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

2 неделя. Дикие животные.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится - (показать большой палец, вращая его.)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (соединить большой палец правой руки с указательным

Напетлял – и был таков! Пальцем левой и наоборот)

3 неделя. Домашние птицы.

Есть у курицы цыпленок, (большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с

У гусыни есть гусенок, мизинца)

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши, (показать все пальчики, «играя» ими)

Все красивы, хороши!

4 неделя. Зимующие птицы.

Птички-невелички.

Птички полетели («птички»)

Крыльями махали, (махи кистями)

На деревья сели, («дерево» показать каждую ладошку)

Вместе отдыхали. («птица» каждой ладонью)

Т.А.Ткаченко.

Март.

1 неделя. Праздник мам.

Помощники.

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки. (изобразить лепку пирожков)

Валюшке – две сушки («сушки»)

Анке – три баранки, («баранки»)

Ну а мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной! (руки в стороны)

Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Профессии.

Что принес нам почтальон?

Что принес нам почтальон? (сжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагать» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибать по одному пальчику,

В бандероли – два кассеты начиная с большого)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

3 неделя. Мебель.

Мебель я начну считать: (пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал - (поднять зажатые кулачки вверх)

Десять пальчиков зажал!

4 неделя. Продукты питания.

Кормилица.

Я коровушку свою («корова»)

Ранним утром подою, (движения пальцев как при дойке)

Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)

- Дай, детишкам молока. («корова») Т.А.Ткаченко.

Апрель

1 неделя. Перелетные птицы.

Тили-тели, тили-тели - (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка - (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с

Серенькое перышко. Мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (снова скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцем сделать «клюв» - птицы

Поют)

2 неделя. Труд людей весной.

Замок.

На двери висит замок. (соединить пальцы рук в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули... (дети тянут руки в стороны)

Покрутили... (волнообразные движения кистями рук)

Постучали... (стучат ладошками друг о дружку)

И открыли! (пальцы разъединили)

3 неделя. Времена года.

Весна-красна.

Галдят грачи и там и тут, («птица»)

Летают и по веткам скачут, («деревья»)

Весной сосульки вниз растут («сосульки»)

И потому все время плачут. (изобразить плач)

Т.А.Ткаченко.

4 неделя. Насекомые.

Дружно пальчики считаем - (сжимать и разжимать пальцы)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, (поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого)

Это жук с зеленым брюхом,

Это кто же тут звенит? (вращать мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (спрятать руки за спину)

Май

1 неделя. Цветы.

Аленький цветочек.

У нас в саду расцвел цветок, («цветок с закрытыми лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок, («цветок с открытыми лепестками»)

Раскрыл наутро лепестки, (пальцы врозь – вместе)

Должны работать корешки! («корни»)

Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Ягоды.

По ягоды.

Я малину собираю, (изображать сбор ягод)

С веток ягоды снимаю,

Подожди еще немножко,

Будет полное лукошко. («корзина»)

Т.А.Ткаченко.

3, 4 неделя – психолого –педагогическое обследование.

Проводятся знакомые пальчиковые игры.

Используемая литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Составители: Т.В.Калинина, О.В.Павлова , С.В.Николаева, И.Г.Смирнова издательство «Учитель» Волгоград

2. «Развиваем мелкую моторику» развитие интеллекта, речевых навыков, памяти, внимания, пластики у детей 3 – 6 лет. Т.А.Ткаченко Москва 2008 эксмо

3. «Умные пальчики». Е.Синицына Лист Москва 1999

Похожие:

Развиваем мелкую моторику iconРазвиваем мелкую моторику
Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать...
Развиваем мелкую моторику iconКонспект Эвритмической гимнастики в разновозрасной группе от 5 до 7 лет
Задачи: Формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентировки. Закреплять двигательные...
Развиваем мелкую моторику iconИ г р ы , и г р у ш к и , т о в а р ы д л я д е т е й
Эти наборы развивают мелкую моторику и творческое мышление и абсолютно безопасны
Развиваем мелкую моторику iconТема: Моделирование из бумаги. Изготовление фигурки лебедя
Развивать память учащихся, мелкую моторику, аккуратность при выполнении работы
Развиваем мелкую моторику icon«волшебное тесто»
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей
Развиваем мелкую моторику iconТема: Прогулка в осенний лес
Цель: развивать чувство ритма, слуховое внимания, общую и мелкую моторику, мимику, эмоциональную отзывчивость на музыку
Развиваем мелкую моторику iconКонспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Кораблик» (квиллинг)
Развивать мелкую моторику, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие окружающего мира
Развиваем мелкую моторику iconИгры и упражнения на развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве
Цель: уметь подбирать соответствующие по размеру и цвету геометрические формы. Развивать мелкую моторику
Развиваем мелкую моторику iconМастерим и рисуем
Рисование и изготовление поделок – не только весёлые и увлекательные, но и очень полезные занятия: они развивают фантазию и пространственное...
Развиваем мелкую моторику iconКонспект интегрированной совместной образовательной деятельности «Сказочная история Филимоново»
Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета, эстетическое восприятие
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница