Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве




Скачать 176.23 Kb.
PDF просмотр
НазваниеДискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве
страница1/8
Дата конвертации15.08.2013
Размер176.23 Kb.
ТипСправочник
  1   2   3   4   5   6   7   8
 
Семинар «Русский язык в Интернете» 
Дискурс досуговых субкультур в интернет-пространстве 
ИЕДубчак 
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (Украина) 
idubchak@ukr.net 
Интернет-коммуникацияинституциональный дискурс 
Summary. In this paper communicative strategy of the hobby-discourse in the Internet are analyzed. 
Социальный  институт  является  естественно  структуриро-
Макростратегия  «Познание»  на  форуме  происходит  по 
ванной  средой  коммуникации.  В  зависимости  от  степени 
трем основным направлениям: освоение терминологии, при-
принадлежности  участников  коммуникации  к  социальному 
обретение практических навыков и теоретико-методическое 
институту  (деятельность  в  определенной  сфере,  освоение 
осмысление специальной деятельности. 
значения  терминов  и  наличие  специального  образования) 
При  создании  словаря  терминов  на  любительских  фору-
можно  вслед  за  С. Л. Мишлановой  [2:  38]  выделить  не-
мах активно используются возможности гипертекста (ссыл-
сколько  иерархических  типов  институционального  дискур-
ки  на  рисунки, фотографии, видеоролики). Различия регио-
са:  наивный,  практический,  профессиональный,  научный 
нальных терминологий, неточности в воспроизведении тер-
дискурсы. 
минов со слуха становятся поводом для дискуссий на фору-
Практический  дискурс  как  дискурс  людей,  активно  инте-
ме вплоть до образования отдельных тем: Cловарь «шитей-
ресующихся  определенной  темой,  но  не  имеющих  специ-
ных» терминов (Сезон); Прилепленасловарь танго-терми-
ального  образования,  реализуется,  как  правило,  в  нефор-
нов (Готанго); FAQ: Справочник терминовупотребляемых 
мальных речевых сообществах. Как отмечает В. И. Коньков, 
при описании элементов (Скейткласс).  
в  них  поддерживается  такая  ситуация  общения,  в  которой 
Приобретению  практических  навыков  в  интересующей 
возможно и желательно активное порождение текстов соот-
теме  посвящены  специальные  разделы  форумов:  «Лед»  (изу-
ветственно речевым предпочтениям участников [1]. Так фор-
чение элементов фигурного катания на «Скейтклассе»), «Тех-
мируется  специфический  подтип  институционального  дис-
ника — моложежи!» (Готанго), «Шитье от А до Я» (Сезон). 
курса  —  дискурс  досуговых  субкультур  (ДДС),  или  хобби-
Как  правило,  темы  для  новичков  имеют  заголовок  вопрос-
дискурс.  
ного  типа.  Темы,  посвященные  более  сложным  элементам, 
Общей чертой ДДС является небольшой набор субъектов, 
фигурам,  приемам  имеют  название  номинативного  типа: 
но не ограниченный парой «учитель — ученик» (как в педа-
«Сальхов» (Скейткласс), «Ocho milongero» (Готанго), «Крой 
гогическом  дискурсе),  а  основывающийся  на  активной,  ре-
по Злачевской» (Сезон). Сложные темы реализуются в жан-
гулярной  коммуникации  участников-учеников.  Таким  обра-
ре обсуждения, предполагают более или менее равный статус 
зом,  базовая  пара  субъектов  дискурса  трансформируется  в 
участников, аргументацию, описание собственного опыта. 
базовый треугольник «ученик — ученик — преподаватель». 
Изначальное  структурирование  коммуникативного  про-
Ср.:  в  любительском  фигурном  катании  взаимодействуют 
странства  форума  в  соответствии  с  понятийным  полем  оп-
только спортсмены-любители и тренер, причем коммуника-
ределенной  сферы  деятельности  способствует  тому,  что 
ция  «спортсмен  —  спортсмен»  не  менее  важна,  чем 
темы  сохраняют  свою  актуальность  на  протяжении  дли-
собственно обучение.  
тельного времени и могут заинтересовать и привлечь новых 
ДДС  развивается  веб-пространстве  и,  зачастую,  именно 
пользователей. Кроме того, новые данные сразу попадают в 
благодаря  Интернету.  Исследование форумов любителей фи-
соответствующий  раздел,  что  в  дальнейшем  обеспечивает 
гурного  катания  («Скейткласс»),  аргентинского  танго  («Го-
читателю  быстрый  поиск,  полноту  информации  и  систем-
танго»),  шитья  («Сезон»)  позволяет  говорить  о  сходстве 
ность ее восприятия.  
макростратегий в хобби-дискурсах. 
В  теоретико-методологические  разделы  форумов  входят 
Интернет-коммуникация  предлагает  участникам  различ-
темы  об  организации  (само)обучения  и  других  форм  дея-
ные  виды  самопрезентации,  стандартной  формой  которой 
тельности  в  рамках  субкультуры,  о  выборе  инвентаря,  об 
является профайл. Заголовком профайла является ник (ник-
истории  спорта,  танца,  моды  и  т. п.  Важной  целью  таких 
нейм), который в ДДС часто является номинацией по стату-
разделов  является  накопление  информации  в  форме  фото-
су  (SkiBeginner,  Dancerknight,  portnoy),  отсылает  к  реалиям 
графий,  видео,  электронных  книг,  ссылок  на  другие  ресур-
соответствующей  субкультуры  (в  т. ч.  к  терминологии  и 
сы, например: Танго в картинкахфото про тангокартин-
знаковому  языку).  В  автоподписи  увлеченность  определен-
ки с тангомузыка танготанго в mp3, танго видеопесен-
ной  темой  выражается  форме  афоризма.  Рубрика  «О  себе» 
кимувики — одним словомБАГАТСТВО! (Готанго). 
содержит  краткую  самохарактеристику  участника  с  указа-
К  кооперативным  макростратегиям  относятся  те  комму-
нием  на  интерес  к  теме  форума  и  смежным  темам,  на  при-
никативные  действия,  которые  направлены  на  снижение 
чины возникновения этого интереса. В профайле также мо-
конфликтности общения, способствуют поддержанию пози-
гут  быть  указаны  необходимые  идентифицирующие  атри-
тивной  атмосферы  внутри  сообщества.  Помимо  поддержки 
буты  (марка  инвентаря  и  т. п.),  уровень  специальных  навы-
новичков,  поощрения  коммуникативной  активности  с  по-
ков.  Те  же  категории  в  развернутой  форме  повторяются  в 
мощью  опции  «благодарность»  или  придания  институцио-
темах, посвященных встрече новичков. 
нально маркированного веб-статуса (юный фигурист и др.), 
Участники считают необходимым заявить о своих специ-
в круг кооперативных стратегий входит обмен мнениями на 
фических  социальных  признаках  и  используют  для  этого 
общие  темы.  Вынесение  таких  тем  в  отдельный  подфорум 
соответствующие  жанры.  Таким  образом,  стратегию  пре-
(«Флейм»,  «Общение»,  «ОFF:  О  жизни»)  позволяет  соче-
зентации  себя  через  причастность  к  основной  теме  и  осве-
тать  «чистоту»  специальных  тем  и  коммуникативную  ини-
домленность  в  смежных  темах  можно  считать  одной  из  ба-
циативу участников.  
зовых «на входе» в практический дискурс. 
Цель  эмоционального  общения  реализуется  в  темах,  где 
Во  всех  субкультурах  позитивно  оценивается  старание 
участники  хотят  поделиться  своей  радостью,  печалью,  впе-
участников освоить новую сферу деятельности. Для увлече-
чатлениями,  шутками,  найденными  в  Интернете  или  услы-
ний,  связанных  с  перемещением  в  пространстве,  важным 
шанными  в  процессе  специальной  деятельности: «Дополни-
критерием  принадлежности  к  «своим»  становится  умение 
тельная  энергия»  (просто  прикалываемся)!!  (Сезон),  Хочу 
двигаться  по  общепринятой  траектории,  быть  вниматель-
поделиться своим горем (Скейткласс).  
ным и вежливым с другими членами сообщества. Отступле-
Во  всех  досуговых  субкультурах  приветствуется  поиск 
ние  от  этих  правил  приводит  к  повышению  коммуникатив-
институционально  маркированных элементов в других сфе-
ной активности участников форума, появлению стилистиче-
рах  жизни,  тщательно  собираются  художественные  и  доку-
ски сниженных номинаций «чужаков».  
ментальные  фильмы, мультфильмы, старинные фотографии 
786  
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconПатриотический дискурс Министерство образования и науки Российской Федерации Вологодский государственный технический университет
Б 24 Современная русская поэзия: патриотический дискурс. – Вологда: Вогту, 2012. – 95 с
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconИнтернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление
Защита состоится «13» ноября 2009 г в часов на заседании диссертационного совета Д212. 155. 04 в Московском государственном областном...
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconК вопросу о проникновении тюремной субкультуры в российское общество  Гайдай М. К
Современная  культура  характеризуется  наличием  в  ней  различных  субкультур.  В 
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconПрограмма для вступительных экзаменов в магистратуру по направлению 230100. 68 "Информатика и вычислительная техника"
Решение интеллектуальных задач. Поиск в пространстве состояний и в пространстве задач
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconУрок геометрии в 10 классе Тема: «Углы в пространстве»
Егэ, научить учащихся применять знания по теме : «Углы в пространстве» при решении задач егэ
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconПолитический дискурс в русскоязычном  139 интернете

Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconА пространстве бывшего ссср уже как минимум в нескольких 
...
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconКак заработать на Интернет-аукционах?
Торговля на Интернет- аукционе отличается простотой и понятностью, за это ее любят новички Интернет-бизнеса. Вот основные виды Интернет-...
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconЯзык. Текст. Дискурс научный альманах выпуск 9
Рябов В. Н. Памяти ученого   7
Дискурс   досуговых   субкультур   в   интернет пространстве iconДискурс
Все, что мы можем сделать - это удивленно   вглядываться в многообразие дискурсивных  
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница