Скачать 73.09 Kb.
|
ТЕМА: «УМЕЙТЕ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ….» /подготовка к сочинению-рассуждению о самоуправлении личности/ Класс – 10-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему о себе. Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал по общей теме. Тема лингвистическая – создание текста-рассуждения. Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении). Средства обучения – технические (компьютер); дидактический материал – словарь по темам сочинения, небольшая выставка книг по теме «Самоуправление личности». Цели урока. 1. Познавательные: а) повторить изученное о строении текста; б) познакомить с особенностями построения текста на публицистическую тему о самоуправлении своей личности, жанра рассуждения о себе. 2. Практические: а) закрепить умение строить текс по разным признакам; б) сформировать умение создавать текст-рассуждение в публицистическом стиле о себе. 3. Общепредметные: а) воспитать:
б) развивать память, логическое мышление, речь, способности; в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе. Оформление доски. Высказывания:
ХОД УРОКА: 1. Краткое сообщение целей урока. 2. Вопрос к классу: -Нужно ли стремиться управлять собой? Нужно ли овладевать умением самоуправления? 3. Слово учителя о том, что такое самоуправление личности, о новой ступени в развитии школьников. А) Так как самоуправление личности – это процесс психологический, то и ответ на вопрос: «Что такое самоуправление?» дают психологи.
Задание классу: - Запишите в тетрадь слова САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОУПРАВЛЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ. Это слова – синонимы. - Выделите ключевые слова, составляющие основу определения самоуправления. - Запишите в тетрадь данное определение в виде схемы. Б) Вопрос к классу: - Когда возможно управлять собой? Процесс саморегуляции возможен тогда, когда человек знает себя, свои положительные и отрицательные стороны и постоянно находится в процессе самопознания. Осознание себя в юношеском возрасте – это «оформление» сознании молодого человека трёх Я: своего «физического я», «психологического я», «социального я». «Физическое я» Меняется физический облик. Узнавание своего нового физического облика доставляет много радостных и тревожных переживаний. Радостных – от осознания своего повзросления. Тревожных – от реальных и мнимых недостатков своей внешности. Роль внешности важна ещё и потому, что от неё в юношеском возрасте во многом зависит успех или неудача во взаимоотношениях со сверстниками, и особенно противоположного пола. В одной из своих книг психолог Юрий Орлов описывает случай из своей юности. Влюбившись в одну девочку из класса, он услышал от неё, что красивый. Юноша долго рассматривал в зеркало своё отражение и пытался увидеть на своём лице, на котором красовался нос картошкой, которое всё было усыпано веснушками, хоть какие-то следы этой самой красоты. «Но, несмотря на это, - продолжает автор, - я был счастлив. Я, наверное, красив особой мужской красотой, которую смогла усмотреть во мне милая Лида. Моя уверенность не была поколебима даже тогда, когда мне стало известно, одиннадцатиклассник, который был неравнодушен к Лиде, сказал, узнав о нашей любви: «Что она в нём могла найти? Ведь у него на лице явно проступают черты вырождения. В нём (значит, в моём лице), если вглядеться хорошенько, проступают черты умного шимпанзе» В тот же день я долго и вдумчиво вглядывался в зеркало и пришёл к выводу, что если человек произошёл от обезьяны, то я произошёл от красивой и умной обезьяны. Это изучение самого себя не поколебало моей уверенности, поддержанной Лидой». Что это за «особая мужская красота»? Наверное, Лидочка имела в виду красоту внутреннего мира. «Психологическое я» Юноши и девушки по-новому смотрят на себя, открывая свой внутренний мир. Открытие своего внутреннего мира психологи считают ценнейшим приобретением этого возраста. Велик интерес учащихся к собственной внутренней жизни, к качествам своей личности, своим способностям, потому что они утверждают себя, осознавая себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Оформление «социального я» связано с - выбором будущей профессии; - определением своего места в мире тех людей, с которыми взаимодействует, встречаются, дружат, которых любят, ненавидят. - Сделайте вывод по данному определению. Опираясь на ключевые слова, составьте сложноподчинительное предложение с придаточным предложением условия, употребив глаголы первого лица. /Если….., то…. . Если….,….. . Если я организую себя согласно поставленным целям, то достигну согласия с самим собой. / Д) Вопрос к классу: - Как уравновесить себя, научиться не поддаваться чрезмерным эмоциям, не выбиваться из колеи, обрести власть над своим Я, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным?
Пояснить: - Сила воли Представляет собою культуру и умение мышления, способность управлять своим умственным миром. - Самообладание Это и есть «власть над собой», выдержка. - Самоприказ Обеспечивает решительность действий «Я сейчас встану и сразу начну делать уроки», и надо сразу же встать и начать делать уроки. - Самоубеждение Это личностные установки, совершаемые, чтобы логически обосновать рациональность или пользу той или иной позиции. Эзоп советовал: «Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелее твоей». - Самовнушение Управление на уровне воображения. Внушить самому себе можно ощущение, желание, образ, мысль, состояние и т.д. - Самоирония Помогает человеку не зацикливаться на проблемах, с юмором относиться к неудачам, избавиться от самодовольства и т.д. -Самоподкрепление Опирается на внутреннюю установку положительного отношения к себе. Типичное самоподкрепление – дать себе отдых после хорошо выполненной работы. Мы часто пренебрегаем самоподкреплением: не расслабляемся несколько дней, переходим от задачи к задаче, не отблагодарённые даже собой. Накапливается усталость, мы становимся раздражительными. Здоровые способы самоподкрепления: прогулка, беседа с другом, чтение любимой книги и т.д. Нездоровые способы: алкоголь, сигарета, сидение допоздна у телевизора. - Анализ Самоисповедь. Проанализировать – постараться исправить. Помните, что всякое изменение, всякий шаг в развитии вашей личности происходит путём вашего выбора или сознательного решения, т.е. управляется вами, регулируется вами изнутри. 2. Представление тем для сочинения.
Ход этапа урока:
3. Повторение изученного по развитию речи.
Вспомните построение сочинения такого типа?
Каковы особенности этого стиля? 3. Выбор жанра сочинения: портретный очерк, заметка, страничка дневника, самоисповедь. 4. Проверка домашнего задания. В работе над языковыми средствами используется текст – образец – страницы дневника Печорина (повесть «Княжна Мери»). Ребята приводят примеры метафор, эпитетов, сравнений, вопросительных , восклицательных предложений, сложных синтаксических конструкций и т.д. Анализ текста должен показать учащимся, что подбор языковых средств полностью подчинён одной задаче – раскрыть внутренний мир героя, показать противоречивость его натуры, способность управлять собой во всех жизненных ситуациях. 5. Чтение текстов – образцов (отрывки из сочинений сверстников). 6. Задание учащимся. Пользуясь дидактическим материалом, составьте словарный диктант опорных слов, словосочетаний к выбранной теме сочинения. 4. Подведение итогов по уроку. Заповедь. Р.Киплинг. Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятения всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди не уставая, Пусть лгут лжецы не снисходи до них; Умей прощать и не кажись прощая Великодушней и мудрей других. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владение, Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК! 5. Работа учащихся над сочинением. |
![]() | Урок развития речи. Тема. Поговорим о здоровье. Цель урока: Образовательные: ознакомить уч-ся с новыми «словарными» Урок развития речи можно организовать как урок здоровья, одновременно сочетая занимательный материал с заданиями, позволяющими школьникам... | ![]() | Конспект урока по развитию речи в 3 классе Тема: «Профессии» Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях. Вы должны запомнить эти профессии (Учащиеся читают тему урока. На доске прикреплены... |
![]() | Тема урока: «знакомство со школьными принадлежностями» Способствовать развитию речи учащихся, навыка чтения, умению четко выражать свои мысли | ![]() | Урок по теме «Наречие» Цель урока Цель урока : 1 обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия |
![]() | План-конспект урока в 9 классе. Тема урока Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по теме: «Роль вводных слов в устной и письменной речи» | ![]() | Чащина Юлия Александровна Место работы: маоу «Першинская сош» Предмет: информатика Тема : «Текстовые редакторы» Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Сообщение темы урока (учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Формулирование... |
![]() | Тема урока: Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу Построение в 1 шеренгу. Команды “Равняйсь!”, ”Смирно!” Приветствие Сообщение задач урока | ![]() | По развитию речи Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе |
![]() | Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи План урока Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи | ![]() | План-конспект урока местоимение как часть речи (Тема урока) Воспитательная развивать интерес к предмету через проведение урока-путешествия |