Торговля




Скачать 43.52 Kb.
PDF просмотр
НазваниеТорговля
 Ковалев Игорь Юрьевич
Дата конвертации08.08.2013
Размер43.52 Kb.
ТипРешение
 
 
© ООО СНИИП-Софтел, 2005. Статья опубликована в журнале «Мобильные системы» №11, 2005. 
Автор: Ковалев Игорь Юрьевич, директор по развитию бизнеса. 
 
 
ТОРГОВЛЯ КОНТЕНТОМ В РЕЖИМЕ ON-LINE – 
КОМПАКТНОЕ РЕШЕНИЕ
 
2005  год  характеризуется  стремительным  развитием  рынка  мобильных  контент-услуг. 
Российские  операторы  связи  все  больше  внимания  уделяют  этому  направлению  бизнеса. 
Это естественно, ведь операторы заинтересованы как в сохранении своих абонентских баз, 
так  и  в  повышении  своего  совокупного  дохода.  А  достижение  успеха  в  этих  двух 
направлениях невозможно без расширения спектра услуг. 
 
СКАЧИВАНИЕ ФАЙЛОВ
 
Наиболее популярной группой контента являются услуги, ориентированные на получение 
файлов: мелодии, картинки, программы, игры. 
 
Исторически  закрепилась  технология  приобретения  подобного  контента  путем  отправки 
SMS  на  короткий  номер  провайдера  c  некоторым  идентификационным  кодом.  В  ответ 
абонент  получает  ссылку  для  скачивания.  Практику  не  назовешь  удобной  как  с  точки 
зрения  пользователя,  так  и  с  точки  зрения  рекламы  –  ведь  необходимо  довести  до 
абонента  огромный  набор  кодов  контента.  Тем  не  менее,  она  получила  широчайшее 
распространение и де-факто является стандартом.  
 
Такие  технологии  в  мире  обычного  Интернета  вызвали  бы  улыбку.  Представьте  себе 
рекламу  такого  содержания:  «Чтобы  получить  прекрасную  фотографию  водопада  для 
украшения  рабочего  стола  с  разрешением  1024x768  пошлите  письмо  с  кодом 
WALLPAPER-1234 на pictures@webcontent.com». Не правда ли, забавно?  
 
Вполне  естественно  с  точки  зрения  мобильного  абонента  зайти  на  сайт  контент-
провайдера 
с 
помощью 
броузера, 
выбрать 
нужный 
файл 
с 
возможностью 
предварительного  просмотра  или  прослушивания,  ознакомиться  с  ценой  и  нажать 
кнопочку  «купить».    Перед  покупкой  игр  весьма  полезно  прочитать  инструкцию  и 
посмотреть скриншоты.  
 
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 1/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 




 
 
 
Рис.1 Продажа файла - как это выглядит с точки зрения абонента. 
 
Получается  просто  и  естественно.  Теперь  можно  обсудить  технические  проблемы. 
Основная  трудность  –  авторизация  пользователя  на  стороне  контент-провайдера. 
Владелец  контента  видит  обращение  к  ресурсу  с  некоторого  IP-адреса,  который  надо 
связать  с  абонентом.  Следующая  проблема  –  взаимодействие  платформы  контент-
провайдера  с  биллинговой  системой  оператора  связи.  Вряд  ли  какой-нибудь  оператор 
разрешит третьей стороне списывать деньги со счета своего клиента, не имея достоверной 
информации  о  его  согласии.  Кроме  того,  необходимо  каким-то  образом  отследить 
обращение к URL-адресу, по которому находится запрашиваемый контент.  
 
Хорошее решение предлагают поставщики платежных платформ. Каждый абонент может 
открыть на платежной платформе свой баланс и перевести на него деньги со своего счета 
у сотового оператора с помощью той же отправки SMS на специальный номер или купив 
отдельную  карту  предоплаты.  Такая  платформа  интегрируется  с  Интернет-магазином 
контент-провайдера.  Казалось  бы,  проблема  решена.  Однако  и  этот  путь  не  лишен 
недостатков.  Во-первых,  сотовый  оператор  не  хочет  предоставлять  абонентам  очень 
дорогие сервисы (обычно указывается лимит 3$), в связи с чем ограничен максимальный 
размер платежа. Во-вторых, контент-провайдеры могут работать с  разными платежными 
системами,  поэтому  для  получения  полноценного  сервиса  пользователь  должен  иметь 
счет  в  каждой  системе.  В-третьих, нет  технологии  возврата  денег  из  платежной  системы 
на счет абонента у оператора связи.  
 
И все-таки выход есть. Проблема авторизации абонента и взаимодействия с биллинговой 
системой  решается  с  помощью  специальной  платформы  у  оператора  сотовой  связи  – 
назовем  ее  платформой  продажи  контента.  Транспорт  ссылки  на  купленный  файл  от 
провайдера к абоненту может осуществляться через промежуточный «буферный» сервер с  
использованием шифрованного протокола.  
 
Вариантов  решения  может  быть  несколько.  Говоря  сухим  языком,  нам  потребуется 
тарифицировать  для  мобильного  абонента  событие  загрузки  контента  на  основе  URL-
адреса.  Попробуем  сконструировать  систему  простым  способом,  свести  к  минимуму 
необходимые  инвестиции  как  со  стороны  оператора,  так  и  со  стороны  контент-
провайдера. Попытаемся избежать построения сложных сетевых элементов, шлюзов и т.д. 
Хорошо  было  бы  не  заниматься  ресурсоемким  анализом  всех  URL-адресов,  к  которым 
обращается абонент. 
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 2/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 

 
 
 
Сначала  нам  необходимо  придумать  интерфейс  между  контент-провайдером  и 
оператором.  Разместим  на  стороне  контент-провайдера  защищенный  Web-сервер  с 
доступом по шифрованному протоколу, на котором будут находиться файлы контента. На 
этом  сервере  работает  скрипт,  получающий  в  качестве  параметра  ID  файла  и  тарифную 
зону. Запрос на покупку контента от лица оператора будет иметь, например, такой вид: 
 
https://www.content-provider.ru/content/get.cgi?id=12345&tariff=10 
где  
www.content-provider.ru – сайт контент-провайдера; 
get.cgi – скрипт, выполняющий запрос; 
id=12345 – идентификатор файла; 
tariff=10  - номер тарифной зоны. 
  
По  этому  запросу  скрипт,  находящийся  на  стороне  контент-провайдера,  сформирует 
временную ссылку на файл и зафиксирует факт покупки контента в своем биллинге. Цена 
контента  определяется  номером  тарифной  зоны.  Скрипт  обязательно  проверит,  что 
запрошенный  ресурс  действительно  принадлежит  указанной  тарифной  зоне.  Таким 
способом  мы  избавимся  от  недоразумений  с  ценой.  Логин  и  пароль  доступа  известен 
оператору, но не абоненту. 
 
Итак,  у  нас  есть  простой  и  легко  реализуемый  механизм  взаимодействия  контент-
провайдера и оператора на последней стадии транзакции. Попробуем построить процесс с 
другого  конца.  Контент-провайдер  имеет  интернет-магазин  со  своей  специфической 
структурой  и  дизайном.  Абонент  занимается  серфингом  на  этом  сайте.  И  вот  он,  выбрав 
нужный  ресурс,  нажимает  на  ссылку  «Купить».  В  этот  момент  каким-то  образом 
необходимо  передать  управление  нашей  платформе  для  осуществления  транзакции. 
Давайте  действовать  прямолинейно:  кнопка  «Купить»  ссылается  на  сайт  оператора,  при 
этом  передаются  все  необходимые  параметры  для  выполнения  транзакции.  В  нашем 
примере ссылка будет выглядеть так: 
http://www.cellular-operator.ru/content/buy.cgi?provider=20&id=12345&tariff=10 
где  
www.cellular-operator.ru – сайт сотового оператора; 
buy.cgi  – скрипт платформы продажи контента, выполняющий запрос; 
provider=20  
– идентификатор контент-провайдера; 
id=12345  
– идентификатор файла; 
tariff=10   
- номер тарифной зоны. 
 
Возникает  вопрос:  каким  образом  определяется  сотовый  оператор?  Ответ  простой: 
абонент указывает своего оператора явно (см. рис. 1). Другой вариант менее надежен, но 
более  удобен:  контент-провайдер  автоматически  определяет  принадлежность  абонента, 
анализируя его IP-адрес. 
Платформа  на  всякий  случай  должна  удостовериться,  что  абонент  попал  в  точку 
инициирования  покупки  через  сервер  контент-провайдера.  Существует  вероятность того, 
что  некий  злоумышленник  решит  пошутить,  разместив  на  своем  сайте  ссылку  на  точку 
покупки  (хотя  никакой  материальной  выгоды  это  не  ему  не  даст).  Чтобы  полностью 
избежать недоразумений, платформа продажи контента перед началом транзакции должна 
сформировать  дополнительную  страницу  с  предупреждением  о  стоимости  услуги  и 
возможностью  отменить  операцию.  Таким  способом  оператор  информирует  абонента  о 
цене сделки, не полагаясь на контент-провайдера. 
  
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 3/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 

 
 
Итак, при входе в точку инициирования покупки платформа сотового оператора получает 
достоверную информацию о намерении абонента с известным IP-адресом купить файл за 
такую-то цену у такого-то контент-провайдера. 
 
Важный  и  сложный  момент  –  авторизация  абонента.  Для  этой  цели  будем  использовать 
интегрированный с нашей платформой RADIUS-сервер. Полная информация об абоненте 
известна  GGSN  (Gateway  GPRS  Support  Node -  узлу  поддержки  шлюза  GPRS).  Протокол 
RADIUS позволит создать связку  MSISDN абонента с IP-адресом. 
 
Теперь приступим к тарификации. Номер тарифной зоны у нас имеется в явном виде – он 
получен  от  контент-провайдера  в  виде  параметра.  По  тарифной  зоне  определяем 
стоимость  контента.  Если  тариф  задается  в  долларах,  а  расчеты  с  абонентом  ведутся  в 
рублях, потребуется конвертация валют. 
 
Обращаемся к биллинговой системе оператора с запросом на списание средств с баланса. 
Конечно  необходимо,  чтобы  АСР  имела  такой  открытый  интерфейс.  Если  списание  не 
прошло  (не  хватает  средств  на  балансе  или  другая  причина),  сообщаем  абоненту  о 
неудаче. Если все нормально, идем дальше. 
 
Следующая наша задача – известить контент-провайдера о завершении покупки и забрать 
контент. В нашем примере делаем защищенный запрос:  
https://www.content-provider.ru/content/get.cgi?id=12345&tariff=10 
Необходимые параметры (id и tariff) мы получили от контент-провайдера. 
 
В ответ контент-провайдер формирует и передает временную ссылку, например: 
http://www.content-provider.ru/temp/abcde/cat123.jpg 
 
Используя  эту  ссылку,  платформа  продажи  контента  генерирует  для  абонента 
заключительную страницу с сообщением о завершении транзакции. Теперь файл доступен 
для  скачивания.  На  заключительной  странице  полезно  разместить  обратную  ссылку  на  
Интернет-магазин контент-провайдера для продолжения серфинга. 
  
ПОЛУЧЕНИЕ ПОТОКОВЫХ ДАННЫХ 
 
Другая разновидность контента – потоковые данные: видео, аудио, новостные ленты и т.д. 
Конечно,  все  эти  сервисы  могут  предоставляться  для  самых  продвинутых  телефонов  – 
смартфонов,  снабженных  полноценными  Web-броузерами.  Но  не  так  далек  день,  когда 
они станут широко распространены.  
Если  мы  хотим  предоставлять  платные  услуги  такого  рода,  необходимо  сначала 
определить  способ  биллинга.  Можно  брать  плату  за  объем  трафика  –  это  наиболее 
приемлемо  в  большинстве  случаев.  Абонент  заходит  на  платный  сайт,  выбирает  ресурс, 
получает предупреждение о тарифе и начинает получать поток данных.  
 
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 4/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 




 
 
 
Рис.2  Продажа потока данных - как это выглядит с точки зрения абонента. 
 
Займемся  решением  технических  проблем.  В  качестве  идентификатора  тарифной  зоны 
выберем IP-адрес источника контента. Можно также использовать и номер порта, хотя это 
и  не  соответствует  традиции  закрепления  портов  за  разными  приложениями.  Итак,  нам 
необходимо  научиться  тарифицировать  объем  передаваемых  данных  на  основе  IP-
адреса/порта источника.  
 
Если  при  этом  поставить  задачу  реализации  строгого  pre-paid  биллинга,  мы  придем  к 
необходимости  построения  очень  дорогой  и  громоздкой  интеллектуальной  платформы. 
Давайте  подумаем:  а  так  ли  уж  важен  режим  строгой  предоплаты  для  услуги  получения 
потоковых  данных?  Плата  за  пользование  услугой  будет  суммироваться  с  платой  за 
GPRS-трафик,  получившийся  тариф  очень  быстро  обнулит  счет.  Чтобы  не  вызывать 
блокировку  телефонии  у  абонента,  услуга  должна  отключаться  при  достаточно  высоком 
пороге. Так что остановимся на технологии «горячего» биллинга. 
 
Для  «горячего»  биллинга  нам  потребуется  периодически  снимать  статистику  с 
маршрутизатора, через который осуществляется доступ. Получим данные в виде: 
 
IP-адрес 
IP-адрес 
Порт 
Объем данных 
абонента 
источника 
 
Связка  IP-адреса  с  MSISDN  абонента  хранится  на  RADIUS-сервере,  как  было  описано 
выше.  По  IP-адресу  источника  определяем  тарифную  зону  и,  собственно,  тариф  – 
стоимость  единицы  трафика.  Умножаем  тариф  на  объем  –  получаем  стоимость  порции 
трафика.  Если  тариф  задается  в  долларах,  а  расчеты  с  абонентом  ведутся  в  рублях, 
потребуется конвертация валют. 
 
Теперь обращаемся к биллинговой системе, пытаясь списать стоимость очередной порции 
с  баланса.  Кредитный  контроль  с  блокировкой  и  разблокировкой  возлагаем  на 
биллинговую систему. 
 
Для  управления доступом к платному контенту  нам потребуется  специальный механизм. 
Используем  уже  имеющийся  RADIUS-сервер,  на  котором  будем  хранить  профили 
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 5/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 








 
 
абонентов.  С  точки  зрения  биллинговой  системы  RADIUS-сервер  будет  представлять 
собой  платформу  управления  неким  абстрактным  устройством,  такая  платформа  обычно 
называется  Mediation  Device.  У  каждого  абонента  на  этой  платформе  будет  храниться 
статус  услуги  получения  потоковых  данных  –  доступна/блокирована.  Можно  разбить 
услуги  на  группы  с  отдельным  управлением.  Таким  образом,  биллинговая  система 
оператора  получает  возможность  осуществлять  кредитный  контроль  на  основе 
собственной системы порогов.  
 
Другой  способ  биллинга  -  брать  абонентскую  плату  за  доступ  к  IP-адресу.  Если  дневная 
или  месячная  плата  успешно  списана,  абонент  получает  доступ.  Это  можно  сделать 
стандартными  механизмами  биллинговой  системы,  учитывая  наличие  интеграции  с 
RADIUS-сервером. 
 
АРХИТЕКТУРА ПЛАТФОРМЫ 
 
Архитектура  платформы  должна  быть  разработана  таким  образом,  чтобы  вся  логика 
обработки  транзакции  была  сосредоточена  у  оператора  сотовой  связи,  а  к  контент-
провайдеру  применялись  минимальные  требования,  а  именно  –  специальная  структура 
Интернет-магазина.  Поддержка  нестандартных  протоколов,  использование  специальных 
средств разработки – ничего этого контент-провайдеру не потребуется. 
Подчеркнем, что авторизация должна происходить на стороне сотового оператора, чтобы 
осталось доказательство согласия на покупку.  
Рис. 3 – Архитектура платформы 
 
 
 
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 6/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 


 
 
ПЕРСПЕКТИВЫ 
 
Современный  мобильный  телефон  –  многофункциональное  устройство,  причем  один  из 
главных  его  элементов  –  Интернет-броузер.  Если  до  недавнего  времени  основным 
методом  доступа  к  ресурсам  был  WAP,  то  сегодня  стремительно  завоевывающие 
популярность смартфоны открывают пользователю полноценный Интернет-сервис.  
Растут  также  и  скорости  обмена  данными.  Крупнейшие  производители  мобильных 
телефонов  и  операторы  сотовой  связи  разрабатывают  и  внедряют  новые  стандарты 
передачи данных и голоса – super 3G, 4G.  
Странно,  что  простая  и  удобная  с  точки  зрения  потребителя  технология  торговли 
контентом до сих пор не получила широкое распространение. 
Может быть, причина в высокой стоимости конвергентных платформ биллинга? 
 
 
   
 
ООО «СНИИП-Софтел», 123060  Россия   Москва,  ул. Расплетина,  д. 14a 
Телефон  (495) 234-0612;  Факс (495) 784-7633  
E-mail: softel@billonline.ru  
Стр. 7/7 
WEB-site:  www.billonline.ru 
25.10.2005 
 


Похожие:

Торговля iconТорговля людьми    В чем заключается торговля людьми, и кто становится ее жертвами?   
Множество  лиц,  которые  стали  жертвами  торговли  людьми,  опасаются  заявить 
Торговля iconЮнисеф
Что такое торговля людьми? 
Торговля iconТорговля людьми - рабство нашего времени   1 
Торговля людьми – рабство нашего времени   1 
Торговля icon«Указатель направления 2012»: Интернет-торговля 
Когда  мы  имеем  дело  с  договором,  заключенным  с  помощью  средств  связи,  а 
Торговля iconТенденции в продвижении товаров элитарного класса
Электронная торговля как неотъемлемый компонент виртуального позиционирования люксовых брендов 17
Торговля iconЗначение корректирующего коэффициента К2 на 2012 год
Розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, имеющей торговые залы
Торговля iconУкраина сегодня. 
«Торговля людьми». В таком случае  гали, я лично перечислила 50 грн,  ников, но не знаю, как эта органи
Торговля icon  Этические аспекты маркетинга и рекламы  Сазонова В. С.,   научный руководитель Ветцель К. Я. 
Маркетинг    (от  англ.  marketing  —  продажа,  торговля  на  рынке)  –  это  вид 
Торговля iconУрок обществознания в 7 классе по теме «Обмен,торговля и ее виды»
Цели: формирование представлений учащихся о обмене как виде торговли, о формах торговли
Торговля iconСписок членов луганской региональной торгово-промышленной палаты
Производство кондитерских изделий в ассортименте, печенья с длительным сроком хранения. Оптовая и розничная торговля Услуги по переработке...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница