КОММЕНТАРИИ ЕРШАЛАИМ. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ И СПОРЫ О ХРИСТЕ В РОМАНЕ Разговор Берлиоза и Бездомного Антирелигиозная пропаганда в СССР к середине 1920-х годов приобрела государственный масштаб. Атеистическими агитками наполнялись практически все издания, в особенности накануне христианских праздников. В этом жанре творили В. Маяковский, А. Безыменский и др. Самой скандальной была поэма главного пролетарского поэта Д. Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» (1925), в которой Христос был описан как «лгун, пьяница, бабник». К этому же жанру относится и поэма Бездомного (заказанная ему, вероятно, к Пасхе). Однако Берлиоз (в данном случае — заказчик) хочет, чтобы Иванушка срочно откорректировал свою агитку, опираясь на научные исследования и доказательства. Основные положения научно-популярной лекции Берлиоза почерпнуты из двух источников. В СССР огромными тиражами были опубликованы книги представителей так называемой мифологической школы, в особенности был популярен А. Древс (1865—1936): «Миф о Христе» (эта книга была в библиотеке Булгакова), «Жил ли апостол Петр?» (1924), «Миф о деве Марии» (1926), «Жил ли Христос?» (1928), «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем» (1930) и др. Мифологисты утверждали, что история о Христе — типичный солярный миф и имеет параллели во многих языческих религиях. В аргументах Берлиоза упоминаются египетский бог Осирис, Фаммуз (Таммуз) — бог плодородия у народов Передней Азии, Мардук — главный бог города Вавилона, Вицлипуцли (Уицилопочтли) — верховное божество ацтеков, Адонис — божество финикийско- сирийского происхождения, фригийский бог Аттис, древнеиранский мифологический персонаж Митра. Вторая часть утверждения мифологистов касается отсутствия упоминаний о Христе у современных ему авторов. Берлиоз называет эллинистического религиозного философа Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.), иудейского историка Иосифа Флавия (37 г. — после 100 г.), римского историка Корнелия Тацита (ок. 55 г. — после 117 г.), которые не упоминают о Христе. «Солидная эрудиция» Берлиоза выборочна — он упоминает о «вставке» у Тацита и умалчивает об упоминании Христа у Иосифа Флавия. Воланд переводит беседу в более современное русло — на тему о доказательствах бытия Божия. Весь дальнейший диалог является парафразом статьи «Бог» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, вплоть до прямых цитат (с некоторой путаницей в количественном и порядковом определении доказательств): немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал «невозможным найти какое бы то ни было доказательство бытия Божия в области чистого разума», разгромил три логических доказательства и «сформулировал новое, свое собственное доказательство бытия Божия. <...> В нашей совести существует безусловное требование нравственного закона, который не творим мы сами и который не происходит из взаимного соглашения людей...» — это и называется доказательством Канта (по Брокгаузу и Ефрону, четвертым — нравственным). Далее в статье: «Шиллер говорит, что Кант проповедует нравственность, пригодную только для рабов, Штраус насмешливо замечает, что Кант к своей системе... пристроил комнату, где бы поместить Бога» — упоминаются немецкий философ и поэт Фридрих Шиллер (1759—1805) и немецкий теолог Давид Фридрих Штраус (1808—1874) — умеренный представитель мифологической школы (его книга «Жизнь Иисуса» (1835—1836, русский перевод 1907-го) была насыщена историческим материалом и послужила одним из источников «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита»). Глава названа «Седьмое доказательство» — от Воланда: «И доказательств никаких не требуется... Все просто...» Заканчивается идеологическая беседа неожиданным предложением Ивана сослать Канта на Соловки. Иван имеет в виду Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН; 1923—1939). На Соловки действительно можно было попасть и за философские взгляды. Известно, что Булгакова интересовали книги русского философа и богослова отца Павла Флоренского, против которого в начале 1930-х годов была развязана разгромная кампания в прессе. В 1933 году Флоренский был арестован и отправлен сначала на Дальний Восток, а потом в Соловки, где пробыл до ноября 1937 года, а потом перевезен в Ленинград и расстрелян. Источники романа мастера о Понтии Пилате Многие слова Иешуа цитатно связаны с евангельскими, цитатой является и знаменитая реплика Пилата «Что есть истина?», и многое другое. Важную роль сыграла книга Э. Ренана (1823—1892) «Жизнь Иисуса», который видел в Христе невероятно обаятельного и доброго человека, изменившего мир проповедью любви: «Заставить полюбить себя „до такой степени, чтобы и после смерти его не перестали любить", — таково было мастерское дело Иисуса, и именно это более всего поражало его современников. <...> Все, что осталось от него, — это несколько сентенций, собранных по памяти его слушателями, и, в особенности, его нравственный тип и произведенное им впечатление». Образ Иисуса, созданный Ренаном, с этой точки зрения очень похож на булгаковский, но в романе Иешуа — не просто человек, он Бог и мессия — по меткому замечанию Г. А. Лесскиса, это «мессия, не сознающий того, что он мессия». Многие подробности были заимствованы из книги «Жизнь Иисуса» капеллана английской королевы Виктории Ф.-В. Фаррара. Остальные источники менее значительны. Литература, к которой обращается Булгаков, объединена общим пафосом: рассказать о Христе-человеке то, о чем не рассказали Евангелия. Эта позиция была близка и Булгакову.
|