Ершалаим. Евангельские сюжеты 




Скачать 129.85 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЕршалаим. Евангельские сюжеты 
страница1/7
Дата конвертации04.08.2013
Размер129.85 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
 
КОММЕНТАРИИ 
   
ЕРШАЛАИМ. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ 
И СПОРЫ О ХРИСТЕ В РОМАНЕ 
   
      Разговор Берлиоза и Бездомного  
      Антирелигиозная  пропаганда  в  СССР  к  середине 1920-х  годов  приобрела  государственный  масштаб. 
Атеистическими  агитками  наполнялись  практически  все  издания,  в  особенности  накануне  христианских 
праздников. В этом жанре творили В. Маяковский, А. Безыменский и др. Самой скандальной была поэма главного 
пролетарского  поэта  Д.  Бедного  «Новый  завет  без  изъяна  евангелиста  Демьяна» (1925), в  которой  Христос  был 
описан как «лгун, пьяница, бабник». К этому же жанру относится и поэма Бездомного (заказанная ему, вероятно, 
к  Пасхе).  Однако  Берлиоз  (в  данном  случае —  заказчик)  хочет,  чтобы  Иванушка  срочно  откорректировал  свою 
агитку, опираясь на научные исследования и доказательства.  
      Основные  положения  научно-популярной  лекции  Берлиоза  почерпнуты  из  двух  источников.  В  СССР 
огромными  тиражами  были  опубликованы  книги  представителей  так  называемой  мифологической  школы,  в 
особенности  был  популярен  А.  Древс (1865—1936): «Миф  о  Христе» (эта  книга  была  в  библиотеке  Булгакова), 
«Жил  ли  апостол  Петр?» (1924), «Миф  о  деве  Марии» (1926), «Жил  ли  Христос?» (1928), «Отрицание 
историчности Иисуса в прошлом и настоящем» (1930) и др. Мифологисты утверждали, что история о Христе — 
типичный солярный миф и имеет параллели во многих языческих религиях. В аргументах Берлиоза упоминаются 
египетский бог Осирис, Фаммуз (Таммуз)  — бог плодородия у народов Передней Азии, Мардук — главный бог 
города Вавилона, Вицлипуцли (Уицилопочтли) — верховное божество ацтеков, Адонис — божество финикийско-
сирийского происхождения, фригийский бог Аттис, древнеиранский мифологический персонаж Митра.  
      Вторая  часть  утверждения  мифологистов  касается  отсутствия  упоминаний  о  Христе  у  современных  ему 
авторов.  Берлиоз  называет  эллинистического  религиозного  философа  Филона  Александрийского  (ок. 25 г.  до  н. 
э. —  ок. 50 г.  н.  э.),  иудейского  историка  Иосифа  Флавия (37 г. —  после 100 г.),  римского  историка  Корнелия 
Тацита (ок. 55 г. — после 117 г.), которые не упоминают о Христе. «Солидная эрудиция» Берлиоза выборочна — 
он упоминает о «вставке» у Тацита и умалчивает об упоминании Христа у Иосифа Флавия.  
      Воланд  переводит  беседу  в  более  современное  русло —  на  тему  о  доказательствах  бытия  Божия.  Весь 
дальнейший  диалог  является  парафразом  статьи  «Бог»  из  Энциклопедического  словаря  Брокгауза  и  Ефрона, 
вплоть  до  прямых  цитат  (с  некоторой  путаницей  в  количественном  и  порядковом  определении  доказательств): 
немецкий  философ  Иммануил  Кант (1724—1804) считал  «невозможным  найти  какое  бы  то  ни  было 
доказательство  бытия  Божия  в  области  чистого  разума»,  разгромил  три  логических  доказательства  и 
«сформулировал  новое,  свое  собственное  доказательство  бытия  Божия. <...> В  нашей  совести  существует 
безусловное  требование  нравственного  закона,  который  не  творим  мы  сами  и  который  не  происходит  из 
взаимного  соглашения  людей...» —  это  и  называется  доказательством  Канта  (по  Брокгаузу  и  Ефрону, 
четвертым —  нравственным).  Далее  в  статье: «Шиллер  говорит,  что  Кант  проповедует  нравственность, 
пригодную только для рабов, Штраус насмешливо замечает, что Кант к своей системе... пристроил комнату, где 
бы поместить Бога» — упоминаются немецкий философ и поэт Фридрих Шиллер (1759—1805) и немецкий теолог 
Давид  Фридрих  Штраус (1808—1874)  — умеренный  представитель  мифологической  школы  (его  книга  «Жизнь 
Иисуса» (1835—1836, русский перевод 1907-го) была насыщена историческим материалом и послужила одним из 
источников «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита»). Глава названа «Седьмое доказательство» — от 
Воланда: «И доказательств никаких не требуется... Все просто...»  
      Заканчивается  идеологическая  беседа  неожиданным  предложением  Ивана  сослать  Канта  на  Соловки.  Иван 
имеет  в  виду  Соловецкие  лагеря  особого  назначения  (СЛОН; 1923—1939). На  Соловки  действительно  можно 
было  попасть  и  за  философские  взгляды.  Известно,  что  Булгакова  интересовали  книги  русского  философа  и 
богослова отца Павла Флоренского, против которого в начале 1930-х годов была развязана разгромная кампания в 
прессе. В 1933 году Флоренский был арестован и отправлен сначала на Дальний Восток, а потом в Соловки, где 
пробыл до ноября 1937 года, а потом перевезен в Ленинград и расстрелян.  
   
      Источники романа мастера о Понтии Пилате 
      Многие слова Иешуа цитатно связаны с евангельскими, цитатой является и знаменитая реплика Пилата «Что 
есть истина?», и многое  другое. Важную роль сыграла книга Э. Ренана (1823—1892) «Жизнь Иисуса», который 
видел  в  Христе  невероятно  обаятельного  и  доброго  человека,  изменившего  мир  проповедью  любви: «Заставить 
полюбить  себя  „до  такой  степени,  чтобы  и  после  смерти  его  не  перестали  любить", —  таково  было  мастерское 
дело  Иисуса,  и  именно  это  более  всего  поражало  его  современников. <...> Все,  что  осталось  от  него, —  это 
несколько  сентенций,  собранных  по  памяти  его  слушателями,  и,  в  особенности,  его  нравственный  тип  и 
произведенное  им  впечатление».  Образ  Иисуса,  созданный  Ренаном,  с  этой  точки  зрения  очень  похож  на 
булгаковский, но в романе Иешуа — не просто человек, он Бог и мессия — по меткому замечанию Г. А. Лесскиса, 
это «мессия, не сознающий того, что он мессия».  
      Многие подробности были заимствованы из книги «Жизнь Иисуса» капеллана английской королевы Виктории 
Ф.-В.  Фаррара.  Остальные  источники  менее  значительны.  Литература,  к  которой  обращается  Булгаков, 
объединена общим пафосом: рассказать о Христе-человеке то, о чем не рассказали Евангелия. Эта позиция была 
близка и Булгакову.  
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconЕвангельские сюжеты
Евангельские сюжеты в русской живописи XIX века (духовно-нравственный аспект). Поливарова Ю. Г
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconПервые сюжеты в игре ребенка
Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее...
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconЛитература  нуждается  в  систематическом  и  вместе  с  тем  доходчивом  описании  золотого
«Все  шедевры  мировой  литературы  в  кратком  изложении. Сюжеты  и  характеры»
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconСюжетно-ролевая игра
Учить детей отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconКурс лекций по литургическому богословию Предисловие к третьему изданию
Знакомые Евангельские слова коснулись твоего сердца, и ты взял в руки свои эти прекрасные полевые лилии для того, чтобы украсить...
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconАлексей Викторович Свиридов Александр  Бирюков Разорванное небо Серия «Истребители», книга 1     Sergius (s )
Многочисленные статьи и телевизионные сюжеты, посвященные  работе  и  жизни  президентов  сша
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconУтверждаю: Генеральный директор ООО «цт формула Профи»
Моделирование ногтей акриловой технологией сложный френч с росписью на безымянных пальцах ( иероглифы, флористика, античные сюжеты,...
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconМифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Многие образы и мотивы романа М. А. Булгакова «Мастер и
«Мастере и Маргарите»? Прежде всего, в способности романа отражать различные полимиры. Перед нами возникают бытийные миры (мифомир...
Ершалаим. Евангельские сюжеты  iconН. Ф. Катанова Учимся быть родителями
«  Молодые журна- хотим  трогательными  оказались  сюжеты,  листы  -  возможности  для  организации»  проводилась  для  тех,  кто ...
Ершалаим. Евангельские сюжеты  icon«Неоромантизм Роберта Льюиса Стивенсона»
Проза и поэзия, наполненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница