Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков»




Скачать 193.66 Kb.
НазваниеМетодическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков»
Камынина Л В
Дата конвертации04.08.2013
Размер193.66 Kb.
ТипМетодическая разработка
Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 1

Методическая разработка

(Педагогические чтения)

Тема: «Суицидальное поведение подростков»

Выполнила:

педагог-психолог Камынина Л.В.

2010 г.

Содержание.

Введение

Возрастные особенности суицидального поведения


Половые различия

Формы суицидального поведения

Истинный суицид

Демонстративный суицид

Скрытый суицид (косвенное самоубийство

Факторы, способствующие суициду

Неблагополучные семьи

Школьные и училищные проблемы

Сексуальные проблемы

Депрессия

Аддиктивное поведение

Стресс

Незрелость личности и определенные черты характера

Профилактика суицидального поведения


Шаги неотложной помощи – кризисной ситуации.

Заключение

Список литературы

Введение

Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для некоторых людей она приобретает особое значение.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид, как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

  • собственно суицидальные действия;

  • суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Суицидальное поведение особенно актуалено для подросткового возраста, поскольку у них наблюдаете множество форм суицидального поведения.

Возрастные особенности суицидального поведения


Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Соотношение суицидных попыток и смертельных случа­ев самоубийства составляют 12:1 у подростков и 5:1 у взрослых. Пропорция суицидных попыток и суицидов меняется год от года и связана с большим или меньшим напряжением в обществе или значительными социальными событиями.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

По данным исследования детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение.

Считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Половые различия

Женщины покушаются на самоубийство чаще мужчин, но их попытки реже заканчиваются смертельным исходом. Женщины чаще угрожают самоубийством, чем реально это делают, исполь­зуя при этом более пассивные и менее опасные способы (погло­щение таблеток, употребление вредных веществ и т. п.). Мужчи­ны выбирают более активные, и жестокие способы: вешаются, кидаются с высоты, стреляются, закалывают себя ножом.

Суицидальное поведение подростков относится к области «пограничной психиатрии» — области психопатий и непсихо­патических реакций на фоне акцентуаций характера, свойствен­ных подростковому возрасту. Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по евро­пейской статистике приходится 20-30%, а остальное — на «под­ростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди подростков одинаково в случае психопа­тий и акцентуаций характера.

Суицидные действия у подростков часто носят демонстра­тивный характер, который обретает черты «суицидного шанта­жа». Кроме истинного суицида и демонстративных попыток можно выделить особый подростковый тип суицидального поведения — «недифферен­цированный», где трудно определить истинность намерения. Такие «неясные» попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно. Объективно малоопасный способ самоубийства мог быть субъективно чрезвычайно эффективен. Так, 15-летний подросток принял, сколько таблеток пипольфена, которые не могут привести к летальному исходу. Однако этот юноша имел опыт употребления пипольфена, когда одна таблетка привела к развитию тяжелой аллергической реакции. Несколько таблеток он считал надежным средством совершения самоубийства.

Формы суицидального поведения

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни, намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собствен­ной вины, самобичевания, забота о близких, которые не долж­ны чувствовать причастности к совершенному действию.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обид­чику. Место совершения попыт­ки самоубийства указывает на ее адресат: дома — родным, в компании сверстников — кому-то из них, в общественном мес­те — обществу в целом, властям. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и се­рьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффективной ситуации опреде­ляет и колебания намерения суицидального поведения. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Мнение ученых

«Себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека».

Факторы, способствующие суициду

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

Мотивы, которыми подростки объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для них в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в подростковом возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или училища, различными конфликтами.

Неблагополучные семьи

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают кон­фликты между родителями, родителями и подростками, порой с при­менением насилия. Родители относятся к своим детям недобро­желательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотично и матери отягощает положение подростка в семье.

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, ЧУВСТВО беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

Школьные и училищные проблемы

Эти проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно юношей, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной (значимой) группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения, освоении гендерных ролей. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию. (отвергнутый подросток, изгой группы).Это фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сенситивностью и уязвимостью.

«Школьные и училищные» проблемы связаны с 29% аффективных суицидов, 26% — демонстративных и 12% — истинных.

Сексуальные проблемы

Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, мо­гут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суи­циду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может при­вести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности под­ростка, которая характерна для детей из неблагополучных се­мей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей. Беременность девушки-подростка, импотенция, неудачный уличный половой контакт, страх гомосексуализма («паника») — все это может толкнуть подростка к суи­цидальному поведению.

Сексуальные проблемы становятся более значимыми в пу­бертатном возрасте, тогда как для предпубертата на передний и план выступают семейные проблемы. Проблемы полового созревания в возрасте 12-17 лет более всего отягощены суицида­ми у подростков, выросших без отца при чрезмерной привязан­ности к матери.

Депрессия

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способству­ющих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потере объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут по­являться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации, печаль, несвойственное ребятам бессилие, снижение веса. Часто депрессия может носить скрытые формы: она маскиру­ется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а ино­гда социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными половыми связями, чувство скуки и усталости, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи.

Аддиктивное поведение

Риск самоубийств более высок среди молодых людей, употреб­ляющих алкоголь или наркотики. Употребление алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать импульсив­ное поведение, осознать последствия своих действий. Бывает, что смерть наступает от передозировки наркотиком и является непреднамеренной.

Стресс.

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, училище, институте, на работе, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации. Стрессовые ситуации, вызывающие острые аффективные реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения.

Незрелость личности и определенные черты характера

Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонные к самоубийству молодые люди отличались высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что необходимо для чув­ства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.

Некоторые подростки, склонные к самоубийству, харак­теризуются высокой внушаемостью или подражанием. Эти фак­торы обнаруживаются при анализе случаев «эпидемий само­убийств», в нашей стране, когда несколь­ко подростков совершают самоубийства вместе или друг за другом. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц. 93% подростков, пытавшихся покончить с собой, были знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства.

Самоубийства подростков часто связаны с проблемами межличностных отношений. В этих случаях обида партнёра, товарища переносится на самого себя. Внешняя агрессия, направленная на противника, обидчика, трансформируется на внутреннюю агрессию, на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Попытка самоубийства — это крик о помощи, желание на самом деле привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка ока­зать давление на окружающих. Попытка самоубийства не все­гда обусловлена желанием умереть, а скорее намерением обра­тить на себя внимание, просьбой о помощи, сострадании.

Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Эти подростки особенно чувстви­тельные, тонкие, с чувством ответственности за свои поступки, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, не­уверенные в себе, в своих возможностях. Жизненные пробле­мы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

Профилактика суицидального поведения


Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию.

Особенно актуальна психологическая помощь подросткам с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых являются практически здоровыми людьми.

Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера

Знание особенностей разных типов характера позволяет про­гнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность су­ицидов. Разные типы акцентуированных характеров также про­являют склонность к разным формам суицидального поведе­ния.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суици­дальному поведению совершенно не характерна. Подростки это­го типа не наносят себе ни физический, ни социально-психоло­гический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушитель­ным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипертимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, причем они избегают ста­дии привыкания, поскольку часто меняют свой выбор.

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимно­го типа. Однако в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидальные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например, родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

Уязвимым звеном в характере сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зави­сят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, под­держке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможно­сти и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

Психоастеническая акцентуация вообще не предрасполо­жена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения.

Шизоидные подростки не склонны к суицидальному поведению, к нанесению себе физического ущерба. Для них в некоторой степени привлекательно аддиктивное поведение, ко­торое облегчает неформальные контакты со сверстниками.

Эпилептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. При акцентуациях характерна демонстратив­ная форма суицидального поведения. Мотивом служит жела­ние причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь сво­их целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилептоидов могут стать неконтролиру­емыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпи­лептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповреждения го­рящими предметами как проявление мазохистических тенден­ций эпилептоидов.

Главной чертой истероидного характера является демонстративность, что обусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружаю­щих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчёту усилий или последствий поступка.

При неустойчивом типе акцентуаций характерными являются слабость волевой сферы в организации поведения или гедонистическая направленность подростка. Риск суицида отствует из-за невозможности нанести себе физические повреждения. Представители этого типа скорее составляют группу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечения в асоциальные группы, но не суицидального поведения.

Главная цель неотложной помощи - предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.

Шаги неотложной помощи – кризисной ситуации.

Решающее значение имеет первый шаг- беседа (1,5-2 ч). Первая важная задача - установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать подростка в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас или тебя?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида «1» - у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).

Угроза суицида «2» - у обратившегося есть суицидальные мысли план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему...»).

Угроза суицида «3» - обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг- интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно тебя или вас так беспокоит?»).

Третий шаг- заключение контракта - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для подростка. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу подростка от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг - активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе:

  • логическая аргументация,

  • убеждение,

  • рациональное внушение,

  • актуализация личностных ресурсов.


На завершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.

Таким образом, понимание дифференциальных основ подростка позволяет предсказать возможное поведение подростка, его склонность к суицидальному поведению предотвратить психогенные факторы, способствующие трагическому исходу.

Заключение

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хули­ганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких под­ростка.

Суицидальное поведение может быть обусловлено и психиче­скими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нару­шения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли.

Как мы видим, причины суицидального поведения многообраз­ны, но во всех случаях помощь подростку необходима.

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2. Баттерворт Дж.., Харрис м. Принципы психологии развития. М., Когито-центр, 2000.

3. Вайзер Г.А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: 3-4 симпозиумов. М., 2001.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1986.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений., М.: Изд-во МГУ, 1987.

6. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

7. Личко А.Е. психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л.: Медицина, 1983.

Похожие:

Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconТема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconПрофилактика суицида среди детей и подростков
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях в россии частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconРазличают следующие типы суицидального поведения
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconСуицидальное поведение подростков
Характерные для подросткового возраста неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики – в конфликтной...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconМетодическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconНаучно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.»
Тема об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях –различных субкультурах в наше время крайне актуальна, так как поведение...
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Суд над сигаретой»
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин
Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема: «Суицидальное поведение подростков» iconМетодическая разработка урока литературного чтения во 2 классе (умк «Перспективная начальная школа») Учитель: Ершова Т. А., Мбоу «сош №18» г. Бийска Тема
Развитие речи, развитие эмоциональной чуткости учащихся, тонкости восприятия художественной речи, творческого воображения, развитие...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница