На правах рукописи МУЗЕНИТОВА Эльмира Адиловна Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ростов-на-Дону 2009
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» на кафедре дошкольной педагогики Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Куликовская Ирина Эдуардовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, член-корр. РАО Данилюк Александр Ярославович доктор педагогических наук, профессор Гогоберидзе Александра Гививна Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Защита состоится 16 октября 2009 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.18 при Южном федеральном университете по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, 33. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института Южного федерального университета. Автореферат разослан 15 сентября 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета П.П.Пивненко 2
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально- экономического развития всех народов. Необходимым условием регулирования отношений человека с миром является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов. В исследованиях последних десятилетий проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. Сформировалось представление о толерантности в работах зарубежных (П. Кинг, Дж. Милль, К. Поппер, А. Тейлор) и отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, М. Поташник, Г.У.Солдатова и др.) ученых. Единство подходов заключается в понимании толерантности как уважения прав человека, его свободы, человеческого достоинства, забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть. Развитию представлений о сущности толерантности способствовали исследования терпимости как морального качества личности (Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин), терпимости как условия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей (В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова), установок толерантного поведения (А.Г. Асмолов). Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер. По выражению К.Леви-Стросса, ассоциативность становится доминирующей 3
|