МИНОБРНАУКИ РОССИИ ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» Кафедра социально-культурных технологий Л.И. Атнашева. Л.В. Лисицына Т.А.Никитина Н.Ф.Старыгина Л.В.Шевырина Русский язык и культура речи Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей по дисциплине «Русский язык и культура речи» Екатеринбург 2011
Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета Протокол № 3 от 9.12. 2010 г. Рецензент – д.ф.н. профессор Попова Т.В. Редактор Компьютерная верстка Подписано в печать Формат Поз. № Плоская печать Печ. л. Тираж экз. Заказ № Цена ____________________________________________________________________________ Редакционно-издательский отдел УГЛТУ Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
Оглавление Введение 4 1. Цели и задачи дисциплины 4 2. Требования к знаниям, умениям и навыкам 5 3. Примерный перечень и содержание лекционных и практических занятий 5 4. Самостоятельная работа студентов 5 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7 6. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине 8 7. Вопросы к зачету 8 8. Рекомендации студентам по выполнению контрольной работы 10 9. Варианты контрольной работы 11
Введение Методические указания предназначены для подготовки студентов заочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат требования Государственного стандарта по дисциплине, тематику лекционных и практических заданий, а также варианты домашних контрольных работ по основным разделам курса. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование современного специалиста, обладающего высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции; повышение общей речевой культуры и уровня гуманитарной образованности студентов, обучение приемам общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности, совершенствование навыков устной и письменной речи, повышение грамотности. Основные задачи изучения дисциплины: Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных тенденциях его развития в ХХ1 веке, об актуальных проблемах языковой культуры общества.
|