Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования




Скачать 96.58 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРуководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования
страница1/6
Дата конвертации06.07.2013
Размер96.58 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО 
ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования)
И. В. Пятницкая,  
ассистент УО «Белорусский государственный медицинский университет»,
кандидат медицинских наук
Е. В. Ласый, 
доцент УО «Белорусский государственный медицинский университет»,
кандидат медицинских наук
Е. В. Навицкая, 
врач-психотерапевт УЗ «ГКДПНД»
Е. Л. Данилова,  
 врач-психиатр УЗ «ВОПНД»
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Республике Беларусь яв-
ляется одной из главных задач различных служб и ведомств. На фоне демографических 
проблем в мире вопрос сохранения психического здоровья и жизни подрастающего по-
коления приобретает особую значимость и социальную направленность.
Ежегодно во всём мире самоубийства совершают от  873 тысяч до 1 миллиона чело-
век, включая 163 тысяч в европейском регионе. По данным ВОЗ, самоубийство во всём 
мире является 13-й по счёту причиной смерти, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет 
оно занимает в Европе второе место после дорожно-транспортных происшествий.
Показатель суицидов среди детей и подростков в Республике Беларусь невысок и до-
статочно стабилен. В среднем за последние три года он составил 1,5 случая на 100 тысяч 
детского населения. 
Пугающим и настораживающим является тот факт, что год от года растет количество 
парасуицидов (незавершенных суицидальных попыток), особенно среди лиц подростко-
вого возраста. Только за последний год  показатель незавершенных суицидов в детско-
подростковой популяции вырос более чем на сорок процентов по сравнению с аналогич-
ным периодом 2007 года и составил 25,1 случая на 100 тысяч детского населения.
Психологическое и социальное воздействие самоубийства на членов семьи и обще-
ство в целом огромно. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное вли-
яние в среднем на шестерых других людей. Если самоубийство происходит в учебном 
заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на 
сотнях людей.
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой 
общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: об-
щегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педаго-
гическом, социально-психологическом и др.
К  условиям  успешности  профилактической  работы  можно  отнести  следующее: 
комплексность,  последовательность,  дифференцированность  и  своевременность. 
Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками. Известный 
факт: подростковые суициды в большинстве случаев совершаются на высоте аффекта. 
От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, пе-
дагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует или остановит свой 
суицидальный план подросток.
Таким образом, рост числа случаев суицидального поведения в детской популяции, 
низкий уровень осведомленности и недостаточный уровень сотрудничества и преем-
ственности  в  работе  специалистов  различных  служб  и  ведомств  указал  на  необходи-
мость разработки данной инструкции.
— 35 —

ВЕСТНИК МГИРО № 2(4)/2011 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
• 
Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
• 
Суицидальная  попытка  (синонимы:  парасуицид,  незавершенный  суицид, 
умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причине-
нию себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
• 
Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде 
фантазий,  мыслей,  представлений  или  действий,  направленных  на  самоповреждение 
или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явны-
ми или скрытыми интенциями к смерти.
Суицидальное поведение у детей и подростков  может нести в себе как черты «мани-
пулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как правило, суицидальный акт 
или  намерения  одновременно  обусловлены  противоречивыми  мотивациями:  с  одной 
стороны – «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «нака-
зать» обидчика, с другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. 
с помощью самоповреждения или смерти. 
Суицидальное  поведение  с  преимущественным  воздействием  на  значимых 
других
Суицидальные акты и намерения могут носить яркий, театрализованный характер. 
Действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внима-
ние, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или наказать обид-
чика, вызвав у него чувство вины или обратив на него возмущение окружающих и до-
ставив ему серьезные неприятности. Суицидальный акт часто совершается в том месте, 
которое связано с эмоционально значимым лицом, которому он адресован: дома – род-
ным, в школе – педагогам либо сверстникам и т.д. Такого рода действия, направленные 
«вовне»,  как  правило,  свидетельствуют  о  нарушенных  отношениях  между  ребёнком 
(подростком) и его ближайшим окружением (родители, сверстники и пр.). В данной си-
туации можно предположить, что либо ребёнок (подросток) не может проявить свои по-
требности иным (адаптивным) способом, либо его ближайшее социальное окружение 
игнорирует  «более  слабые»  сигналы.  Следует  помнить,  что  даже  «демонстративное» 
поведение может заканчиваться смертью. В качестве примера можно привести религи-
озные суициды: частым мотивом действий является протест, но следствием – смерть. 
Даже в случае полного отсутствия мотивов смерти, суицидальные акты могут носить 
тяжёлые последствия вследствие недоучёта ребёнком (подростком) обстоятельств, не-
знания  летальности  определённых  средств  (медикаменты,  химикаты).  Любая  форма 
аутоагрессии требует терапевтического подхода. Ярлыки «демонстративный», «мани-
пулятивный»  привносят  морализаторский  и  осуждающий  оттенок,  что  препятствует 
налаживанию отношений с ребёнком (подростком).
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться 
всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы 
и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью. 
Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается 
профилактике.
Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти
Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение 
строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффек-
тивной.  В  оставленных  записках  обычно  звучат  идеи  самообвинения.  Записки  более 
адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от 
чувства вины знакомых и близких.
— 36 —
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconТематическая консультация педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного и профессионального образования (повышения квалификации) специалистов городской...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconКолчина Т. В. Страхи у пожилых людей. Организация психологической помощи. Волгоград. 2011
Методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconРазличные аспекты развития 3
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconПод редакцией д-ра психол наук Г. Г. Аракелова
Для специалистов н студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconМетодические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград.
Методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconИ гиперактивности
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Руководство для педагогов, психологов и других специалистов учреждений образования iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)
Данные рекомендации предназначены для всех субъектов образования, участвующих в подготовке, сопровождении и проведении единого государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница