Скачать 194.13 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12. Программа изучения ребенка с проблемами в развитииСоставители: Педагог – психолог Гришанина Н.В. г. Арзамас, 2008 Актуальность. Последние десятилетия характеризуются неуклонным ростом количества детей с отклонениями в развитии; большинство из них в дальнейшем нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям. Большинство детей с нерезко выраженными отклонениями посещают обычные детские сады, обучаются в массовых школах. Школьный психолог должен уметь выявить ребенка с отклонениями в развитии, обследовать его, разработать индивидуальную психокоррекционную программу, дать квалифицированную консультацию родителям и педагогам. Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-психолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-й четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о выведении ребенка на городскую МППК. Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Задачи:
Основные направления психологического сопровождения учащихся:
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Структура занятий: Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. План изучения ребенка с трудностями в бучении
Литература:
Приложение ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ Занятие 1 1. Знакомство и приветствие Цель: развить произвольное внимание и коммуникативные навыки. Упражнение 1 « Давайте поздороваемся». Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается ему на своем пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок- за руку; 2 хлопка здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинками. Для полного тактильного контакта надо ввести полный запрет на разговоры. Упражнение 2. «Ищи безостановочно» Цель: развитие внимания. В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг сёбя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют. Упражнение З. «Маленькие обезьянки» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие внимания. Каждый из играющих принимает какую-либо позу. Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по сигналу), начинает копировать позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Водящий меняется, и игра продолжается, пока все не побывают в роли водящего. Упражнение 4. «Шалтай-Болтай» Цель: развитие двигательного контроля, развитие внимания. Шалтай-Волтай Сидел на стене, Шалтай-Волтай Свалился во сне. С. Маршак Ведущий читает четверостишие. Дети поворачивают туловище вправо и влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют корпус вниз. Упражнение 5. Итоги занятий (настроение в цвет.) Занятие 2 Упражнение 1. Приветствие. Игра «Снежный ком» Упражнение 2. «Слушай и исполняй» Цель: развитие внимания. Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. • Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову. • Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Упражнение 3. «Заметить все» Цель: развитие внимания и зрительной памяти. Положить в ряд 7—10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислитвсе. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменять местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Упражнение 4. «Ищи безостановочно» Цель: развитие внимания. В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют. Упражнение 5. “Найди отличие” Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. Занятие 3 Упражнение 1. Игра «Снежный ком» Упражнение 2. «Пуговицы» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в течение примерно З секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге. Упражнение З. “Кричалки—шепталки—молчалки” Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”. Упражнение 4. Рассматривание зашумованной картинки Задание: найти и перечислить все изображенные предметы. Как можно назвать одним словом каждую группу предметов? См. приложение, рис. 1. Упражнение 5 “Гвалт” Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово. Занятие 4 Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное» Цель: развитие коммуникативных навыков. Дети стоят по кругу, первый играющий называет свое имя и еще прилагательное, которое начинается с такой же буквы (например: Марина, милая). Упражнение 2. Игра на пространственную ориентацию на плоскости См. приложение, рис. 2. Цель: развитие мелкой моторики руки. По клеточкам игрового поля следует перемещать карточку с изображением персонажа. Перемещение персонажа с одной клетки на другую происходит по команде %< вверх», «вниз», «вправо >, «влево». Исходное положение персонажа указывается перед началом игры. Упражнение 3. Игра с сюжетной картинкой Цель: развитие внимания. Задание: внимательно посмотреть на рисунки и найти как можно быстрее все отличия одной картинки от другой. Можно задать детям вопросы по содержанию картинки. Упражнение 4. “Менялки” Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. 5. Итоги занятий (настроение в цвете) Занятие 5 Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное» См. занятие 4. Упражнение 2. упражнение «Запретное слово» Цель: развитие внимания. Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы: — Ты спишь в ванной? — Снег белый? — Ты умеешь летать? — Ты был на Луне? и т.д. Упражнение 3. Игра «Параллельный счет предметов» См. приложение, рис. 3. Перед детьми карточка с изображением трех предметов. Ребенок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и вести их счет таким образом: один цветок, один мяч, одна груша, два мяча, две груши, три мяча и т.д. Упражнение 4. «Какая бабочка на какой цветок прилетит?» См. приложение, рис. 4. задание: проследить полет каждой бабочки. Упражнение 5. “Броуновское движение” Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. Занятие 6 Упражнение 1. Игра «Снежный ком» Упражнение 2. Игра «утренняя гимнастика» Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Ведущий выполняет упражнения, дети должны их повторять одновременно с ним. Выполняются упражнения в разной последовательности, по два раза каждое и быстро переходя от одного упражнения к другому: два раза присели, два раза повернулись. Выиграет тот, кто допустит меньше ошибок. Упражнение 3. Игра «Круги» В игре используется таблица. См. приложение, рис. 5. Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Предложить отыскать круги в порядке уменьшения их размеров. двойные и тройные круги следует игнорировать. Чтобы сделать игру более азартной, предложите детям посоревноваться на время. Упражнение 4. Игра «Замысловатая картинка» Перед вами замысловатая картинка. Постарайтесь рассмотреть ее. См. приложение, рис. 6. Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции Задание Что нарисовано на картинке? Упражнение5. Упражнение «Дорисуй» См. приложение, рис. 7. Задание: дорисовать каждому домику окошко, яблоку — веточку, а цветочку — серединку. Упражнение 6 Час тишины и час «можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. “Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”). Занятие 7 Упражнение 1. Игра «Имя + прилагательное» Упражнение 2. Игра «Селектор» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие внимания. Один игрок выполняет роль «приемника» (он принимает сигнал), а остальные — «передатчики» (передают сигнал). Каждый передатчик передает свою информацию. Например, один считает вслух от 5 до 12, второй называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке, третий произносит название цветов радуги. Все это они делают одна- временно, примерно с одинаковой громкостью и непрерывно. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно усилить тот или иной сигнал, он может повелительным жестом заставить «передатчик» говорить громче, жезлом он останавливает игру. Упражнение 3 «Запретное слово» См. занятие 5. Упражнение 4. Игра «Запретное движение» Цель: развитие внимания. Ведущий последовательно дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: дает одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другую (хватается за нос). Задача группы — выполнять только то, что говорит ведущий. Упражнение 5. Итоги занятия (настроение в цвете) Занятие 8 Упражнение 1. Игра «Снежный ком» Упражнение 2. Игра «Четыре стихии» Цель: развитие внимания. Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», то все должны опустить руки вниз, еюли слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Упражнение 3. Игра «Узнай по голосу» Дети стоят в кругу, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу. Упражнение 4. Игра «Шерлок Холмс» Цель: развитие внимания. Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угыдать, что он изменил. Упражнение 5. Игра «Ассоциации» Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает. Упражнение 6. “Зеваки” Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее). Занятие 9 Упражнение 1. «Бип» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие внимания. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «Бип» и становится водящим. Упражнение 2. Игра «Изображение предметов» Цель: развитие внимания. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его угадывают. Кто правильно назвал, становится водящим. Упражнение З. «Пантомима для наблюдательных» Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу. Водящий показывает пантомиму, а остальные дети должны угадывать, что данное действие означает, для начала предлагается изобразить простые действия (как причесываетесь, чистите зубы, наливаете чай). Затем идут действия посложнее: например, как вы накрываете на стол, делаете уборку в квартире и т.д. Упражнение 4. Работа с сюжетной картинкой Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, развитие внимания. Задание. Посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь запомнить как можно больше информации (картинка показывается в течение 30 секунд). Что нарисовано на картинке? (далее ведущий задает детям как можно больше вопросов, с помощью которых они могут вспомнить детали рисунка.) Упражнение 5. Упражнение «Спасибо, до свидания!» Занятие 10 Упражнение 1. «Бип» См. занятие 9. Упражнение 2. Игра «Животные» Называются различные слова: стол, кровать, чашка, к4рандаш, тетрадь, собака и т.д. дети должны хлопками отреагировать на определенное слово — обозначающее, например, животное. Упражнение 3. «Пуговицы» См. занятие 3. Упражнение 4 . Игра «Сравни картинки» Цель: развитие наблюдательности, развитие внимания. Детей просят сравнить картинки и назвать все их различия. Упражнение 5. Игра «Треугольники» Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу. Детям дают листы бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда работа завершена, произносится инструкция: «Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник». Упражнение 6. Итоги занятия (настроение в цвете). |
![]() | Роль семьи в гармоничном развитии ребенка. Психологическая готовность к школе Безусловно, подобные занятия помогают в развитии детей, но этого недостаточно. Подготовка к жизни начинается с первых секунд жизни... | ![]() | Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов,... |
![]() | Родительское собрание «Речь наших детей» Ознакомление с требованиями к речи младших школьников и проблемами в её развитии | ![]() | Литература введение Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2006. 400 с. Isbn 5-9268-0166-4 |
![]() | Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании сборника нормативных документов: Математика / составители Э. Математика / составители Э. Д. Днепров, А. Г аркадьев. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008 и предназначена для обучающихся 5 классов... | ![]() | I. Физическое развитие ребенка до 3 лет Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка |
![]() | «О музыкальном развитии ребенка» Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у | ![]() | Инструкция к 1-й части задания Предлагаемый комплект методик фронтального изучения детей является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения... |
![]() | «Игрушка «современная» и«народная» как фактор в развитии личности ребенка» Для начало рассмотрим влияние современной игрушки на психическое развитие ребёнка | ![]() | Рабочая программа В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений... |