 
Зиновьева В.И.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебное пособие
ТОМСК - 2003
Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники Кафедра истории и социальной работы
Зиновьева В. И.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебное пособие
2003

Корректор: Воронина М.А.
Зиновьева В.И. Отечественная история. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования – 2003. – 170 стр.
Цель данного издания - помочь студентам в изучении дисциплины “Отечественная история” и подготовке к экзамену. Учебное пособие содержит обзор основных направлений социально-экономического развития, эволюции политического устройства и определяющих тенденций культурной жизни России с древнейших времен до конца ХХ века.
В основе изложения исторического материала лежит проблемно-хронологический принцип. Ему подчинена структура издания, состоящего из семи глав, охватывающих основные периоды российской истории. В разделах глав дается характеристика наиболее важных и актуальных проблем того или иного этапа развития страны. В пособии содержатся также словарь исторических и политических терминов и таблица основных дат российской истории.
Настоящее пособие рекомендуется для студентов первого курса, обучающихся с применением дистанционной образовательной технологии и всем, интересующимся Отечественной историей.
Зиновьева В.И., 2003
Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
| 5
| ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ……………………………………………………………………….1.1 Восточные славяне в древности ……………………………………..
1.2 Возникновение Киевской Руси……………………………………….
1.3 Государственное устройство и общественные отношения в Киевской Руси……………………………………………………………..
1.4 Язычество и принятие христианства в Киевской Руси……………..
1.5 Правление Ярослава Мудрого………………………………………..
1.6 Культура Киевской Руси……………………………………………..
|
11
11
13 16
18
20
21
| ТЕМА 2. РОССИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………………..
2.1 Политическая раздробленность русских княжеств…………………
2.2 Татаро – монгольское завоевание русских земель………………….
2.3 Возвышение Москвы и формирование русского государства……..
2.4 Россия в XVI в. Время Ивана IV……………………………………..
|
25
25
27
29
33
| ТЕМА 3. СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО и КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVII вв……………………………………………………..
3.1 Причины Смутного времени………………………………………...
3.2 События Смутного времени………………………………………….
3.3 Экономическое развитие……………………………………………..
3.4 Социально – политическое развитие………………………………..
3.5 Внешняя политика…………………………………………………….
3.6 Русская культура XIV – XVII вв…………………………………….
|
38
38
40
44
45
47
49
| ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII веке………………………………………..
4.1 Эпоха реформ Петра I. Рождение империи…………………………
4.2 Дворцовые перевороты. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II……………………………………………………………….
4.3 Развитие российской культуры………………………………………
| 54
54 58
63
| ТЕМА 5. РОССИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ИНДУСТИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ……………………………………………………..
5.1 Политическое развитие……………………………………………….
5.2 Экономическое развитие……………………………………………..
5.3 Социальная структура российского общества……………………..
5.4 Общественно-политическая жизнь революции начала XX века …..
5.5 Внешняя политика…………………………………………………….
5.6 Развитие культуры, ”золотой” и “серебряный” века……………….
|
66
66
71
83
86
97
104
| ТЕМА 6. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ….
6.1 Первые преобразования Советской власти. Гражданская война и НЭП………………………………………………………………………..
6.2 Образование СССР……………………………………………………
6.3 Политика ускоренного развития страны в 30-е годы………………
6.4 Актуальные вопросы Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.)………………………………………………………………………….
6.5 Послевоенный мир. СССР на этапе индустриального общества….
| 111
111 116
117 127
138
| ТЕМА 7. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИИ………………………………………………………………………..
7.1 Курс на перестройку политики и экономики страны во второй половине 80-х годов………………………………………………………
7.2 Либеральная революция 1991 г. Распад СССР. Реформы и их итоги…………………………………………………………………………..
Словарь исторических и политических терминов……………………..
Основные даты истории………………………………………………….
|
149 149
153 161
165
|
ВВЕДЕНИЕ История как понятие относится к числу древнейших. В переводе с древнегреческого (“historia”) оно означает узнавание, расспрашивание и первоначально этот термин относился ко всем видам изучения окружающего мира. Представление о мире в древности основывалось на мифологическом сознании. Это первичное сознание человека, когда он ощущал себя частью природы и наделял ее, в свою очередь, человеческими чертами. Например, в мифах многих народов говорилось, что дыхание у человека от ветра, глаза – от солнца и т.п. Мифологическое сознание было господствующим до середины I тыс. до н.э. Развитие потребности общества в самопознании, в более глубоком понимании логики смены событий привело к становлению истории как науки. “Отцом истории” считается древнегреческий ученый Геродот. Он, в отличие от своих предшественников, которые, главным образом, описывали, регистрировали события и факты прошлого, поставил задачу – объяснить ход этих событий и рассказать о деяниях людей, чтобы эти деяния не были забыты потомками. Оценивая вклад Геродота и, проводя различие между историей и мифологией, Р. Коллингвуд в своей книге “Идея истории” (1946 г.) писал, что:
история как наука начинается с постановки вопросов, в то время как создатель легенд рассказывает о том, что знает;
история гуманистична, так как задает вопросы о сделанном людьми в определенные моменты прошлого;
история рациональна, так как обосновывает ответы, обращаясь к документам, источникам и другим доказательствам;
история служит самопознанию человека, так как, повествуя о прошлом, помогает ему понять самого себя.
Таким образом, уже в V веке до нашей эры, следуя этим принципам, Геродот заложил основы научного понимания исторического процесса. С тех пор и до сегодняшнего дня многие исследователи давали определение истории, ее предмету, связи истории и политики, истории и морали. Одни из них видели в истории только необъятную груду фактов, которую человек пытается расположить в хронологической последовательности. Другие исследователи сводили задачу истории к отделению действительных фактов от ложных, третьи усматривали главную проблему в преодолении субъективности в исторических трудах и т.п. В современном значении истории выделяются два подхода:
история – это все то, что происходило в прошлом (факты, события);
история – это рассказ о прошлом, объяснение событий и фактов.
Наиболее распространенным сегодня является определение истории как науки о закономерностях общественного развития, связанных с деятельностью людей во времени и пространстве. Таким образом, предметом истории является прошлое человеческого общества во всем многообразии его связей.
Важнейшими принципами истории являются объективность и историзм. Они требуют объективности и доказательности в обобщениях, а также рассмотрения фактов, явлений в связи с конкретно-исторической обстановкой, в связи с предшествующим опытом и в развитии.
История как наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:
научно - познавательную, т.е. как любая другая наука стремится раскрыть непознанное, обнаружить новые факты, события, источники и т.п. и ввести их в научный оборот;
воспитательную, то есть воспитывает патриотизм, любовь к родине как никакая другая наука; формирует нравственность, гуманизм, общечеловеческие моральные ценности;
социального прогноза, так как без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Моделировать социальный прогноз очень сложно, поскольку на развитие общества оказывают влияние многообразные факторы. Поэтому прогноз является многовариантным;
социальной памяти. История – есть социальный опыт человечества, который передается от поколения к поколению и включает в себя знания и оценку прошлого.
Историческая наука формирует в обществе историческое сознание. Историческое сознание – это осмысление людьми своего прошлого, отношение к прошлому, связанное с современными социальными и политическими течениями. Историческое сознание может быть индивидуальным и массовым. В массовом и индивидуальном историческом сознании научные знания могут переплетаться с мифологизированными представлениями. В историческом сознании различают три уровня:
элементарное – непосредственная встреча с историей, т.е. знакомство с отдельными фактами, процессами по книгам, кино и т.д. Это сознание присуще каждому человеку;
систематическое – представление об истории как информационно-хронологическом процессе;
на уровне научного осмысления, анализа. Носителями этого знания являются ученые, исследователи.
Любое общество заинтересовано в формировании целостного исторического сознания, непротиворечивого взгляда на свое прошлое, свободного от мифов. Целостное историческое сознание выступает как фактор стабильности общества.
В переломные эпохи сторонники преобразований стремятся разрушить сложившиеся стереотипы массового исторического сознания, а консерваторы сосредоточивают усилия на защите устоев. В такие времена научные подходы соседствуют в массовом сознании с эмоциями, заблуждениями, и поэтому в эти периоды история играет особую роль. Она создает на основе научного осмысления реалистическую картину прошлого, настоящего, прогнозирует будущее.
Развиваясь как наука, выполняя многообразные функции, история опирается на источники. Источники – это информация, отражающая развитие человеческого общества и являющаяся основой для его научного познания. Источники имеют разное происхождение, характер и степень достоверности. Они разделяются на типы и виды по способам хранения информации и происхождению:
вещественные – предметы материальной культуры прошлого;
письменные – законодательные акты, летописи, документы делопроизводства, периодические издания, мемуары и т.д.;
аудиоисточники: памятники устного народного творчества, предания, сказания, песни и пр., записи на магнитных пленках, виниловых дисках и т.д.;
видеоисточники – кинофотодокументы;
электронные - компьютерные базы данных это источники сравнительно позднего времени.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достоверную картину исторического процесса. Изучая прошлое, исследователи также создают различные теории, концепции, объясняющие ход развития человеческого общества. Первые концепции исторического познания сформировались в рамках религиозных воззрений.
В средние века господствующим был теологический подход. Смысл истории усматривался в последовательном движении человечества к богу, т.е. нравственном совершенствовании личности, преодолевшей свою зависимость от природы, ее стихийных сил. Христианство дало истории идею универсальности, единства человеческой истории, единых законов развития и идею хронологии (если есть начало и конец света, то должны быть и периоды). С началом нового времени религиозная интерпретация истории была подвергнута критическому переосмыслению. Выступив против религиозного догматизма, рационализм XVII – первой половины XVIII вв. исходил из идеи познания мира посредством разума, который выступает источником познания и критерием его истинности. Впервые с философских позиций к истории подошел Г. Гегель. Он рассматривал историю как логический процесс развития по спирали, от низших ступеней к высшим, в отличие от природы, где, как он считал, развитие идет по замкнутому циклу. В человеческой истории, считал Г. Гегель, если и происходят сходные события, но они не повторяются, ибо люди извлекают опыт и действуют иначе. Критерий развития человеческого общества он видел в степени человеческой свободы и нравственности. Его последователь К. Маркс создал модель универсального развития человеческого общества, взяв в качестве первоосновы экономический фактор. Сущность теории формаций заключалась в том, что в истории наблюдается смена способов производства, от первобытно-общинного к рабовладельческому, затем – феодальному и капиталистическому. Сама смена одного общества другим происходит в ходе классовой борьбы и революций. Это была цельная и стройная теория и блестящее достижение науки XIX в., но главными ее недостатками были: европоцентризм и неизбежная абсолютизация экономического фактора. Однако техногенный подход Маркса имел огромное значение в дальнейшей разработке концепции линейного поступательного развития человеческого общества. Сегодняшние последователи этого направления выделяют три основных периода человеческой истории:
традиционное (аграрное);
индустриальное;
постиндустриальное (информационное).
Развитие традиционного (аграрного) общества началось с неолитической революции (IV – III тыс. до н.э.) – перехода от присваивающих форм хозяйства (собирательства) к производящим (скотоводству и земледелию). В таком обществе господствовало сельское хозяйство (производство продуктов питания), натуральное хозяйство, внеэкономическое принуждение к труду. Для таких обществ характерна сословная структура, религиозное сознание, преемственность обычаев и традиций. Статус человека определяет присвоение вещей.
Становление индустриального общества началось с развития промышленности, которая постепенно становилась господствующей сферой занятия населения, и промышленной революции. Промышленная революция означала переход от ручного труда к машинному (техническая сторона) и формирование основных классов индустриального общества: буржуазии и класса наемных работников - пролетариата (общественная сторона). Таким образом, складывается классовая структура общества, заменяя собой сословное деление. Кроме этого, на этапе индустриального общества возникает экономическое принуждение к труду, статус человека определяет присвоение отношений. Традиции и обычаи, тщательно хранимые в традиционном обществе, разрушаются, складывается рациональное сознание, возникает представительная демократия.
В целом, эта концепция в большей мере учитывает общие черты тех или иных обществ на сходных стадиях развития и неизбежно создает вертикаль, в которой есть передовые страны и отстающие от них.
В начале XX в. на фоне кризиса линейной интерпретации истории появилась новая теория, объясняющая развитие человеческого общества – теория локальных цивилизаций. Ее авторами были Н.Данилевский (Россия), А. Тойнби (Англия), О. Шпенглер (Германия). Сущность этой теории заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство различных локальных цивилизаций, каждая из которых в своем существовании проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты, войны и могут только ускорить гибель одной из них. Эта теория преодолевала европоцентризм и обосновывала самоценность каждой цивилизации. Каждый из авторов выделял определенные типы цивилизаций. Так, Н. Данилевский насчитывал их 13, А. Тойнби – 6, О. Шпенглер – 8.
Дальнейшее свое развитие эта теория получила сегодня в т.н. цивилизационном подходе, который активно разрабатывается в отечественной исторической науке. В частности, в работах Л.И. Семенниковой (“Россия в мировом сообществе цивилизаций” и других) многообразие цивилизаций сводится к трем основным типам:
непрогрессивные (народы которых живут в экстремальных условиях, по законам природного цикла и видят цель своего существования в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой);
циклические (в которых стадия укрепления централизованной власти сменяется кризисом власти, ее упадком и социальной катастрофой, на этапе которой происходят реформы, изменения и далее – новый цикл развития);
прогрессивные (общества, построенные на господстве частной собственности, товарном производстве, динамическом технико-экономическом развитии и демократических институтах).
Представляется, что цивилизационный (культурно-исторический) подход особенно продуктивен при рассмотрении истории традиционных обществ, в которых существовала слабая динамика хозяйственно-экономического развития, и было много элементов культурно-национальноного своеобразия.
Кроме этих концепций в исторической науке продолжает существовать множество разных школ, теорий, научных направлений. Авторы в своем изложении опираются на концепцию всемирно-исторического (линейного) развития истории, согласно которой человечество в своем развитии идет от традиционного (аграрного) общества к индустриальному и постиндустриальному. Применительно к российской истории динамика этих этапов была замедленной в сравнении с западными обществами, но совпадала в основных направлениях. Так, оставаясь долгие века аграрной страной, Россия под влиянием европейского опыта вступила на путь промышленной революции и индустриализации. На сегодняшнем этапе в ходе трудных, не во всем последовательных реформ, при росте социальной напряженности идет поиск своей модели постиндустриального развития.
|