Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска  




PDF просмотр
НазваниеДосуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска  
Дата конвертации19.05.2013
Размер47.5 Kb.
ТипДокументы
 
Е. Б. Скачкова 
(Санкт­Петербург) 
ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ  
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА  
В  статье  описан  опыт  вовлечения  подростков  группы  риска  в  культурно­досуговую  деятель­
ность  посредством  участия  в  досуговых  объединениях  на  базе  социально­реабилитационного 

центра.  Рассмотрены  основные  принципы  профилактики  девиантного  поведения  подростков 
данной  группы  и  реализации  коммуникативного,  интеллектуального,  творческого  потенциала 
воспитанников. 

В современном обществе семья и ближай‐
нальную  среду.  В  обществе  в  целом,  а  следо‐
шее  окружение  играют  важнейшую  роль  в 
вательно, и у подростков как представителей 
становлении  и  развитии  личности  ребенка. 
социальной  группы  размываются  духовные 
Для подростка семья представляет собой мо‐
ценности, личностные ориентиры, усиливает‐
дель  отношений,  на  основе  которой  он  орга‐
ся недоверие к институтам власти. Эти явле‐
низует свое взаимодействие с окружающими 
ния представляют собой один из факторов уг‐
людьми.  Исходя  из  полученного  опыта  взаи‐
розы национальной безопасности России [1]. 
модействия в семье, подросток строит собст‐
Среди  наиболее  актуальных  социокуль­
венную жизнь. Однако в настоящее время от‐
турных  причин  девиантного  поведения  под‐
мечается  возрастание  числа  так  называемых 
ростков,  связанных  с  деформацией  мировоз‐
подростков  группы  риска  –  подростков,  ха‐
зренческой, идеологической, духовно‐нравст‐
рактеризующихся  девиантным  и  делин‐
венной  сферы  бытия  ребенка,  подростка, 
квентным  поведением,  т.е.  риском  соверше‐
можно выделить следующие: 
ния правонарушений.  
–  разрушение  механизма  ценностно‐ори‐
Отсутствие  в  семье  эмоционально  благо‐
ентационной  преемственности  поколений 
приятного и доверительного общения с роди‐
вследствие  общей  дезинтегрированности 
телями,  теплоты  и  ласки  приводит  к  состоя‐
культуры,  размывание  ее  консолидирующих 
нию  психической  депривации  у  ребенка. 
ценностных  оснований  и  разрушение  тради‐
«Кризис  семьи»  выражается  в  том  числе  и  в 
ционных форм общественной морали; 
форме  обострения  таких  социальных  про‐
–  отсутствие  мировоззренческих  основа‐
блем,  как  детская  беспризорность,  усиление 
ний  смыслоориентации  и  социально‐куль‐
девиантных и делинквентных форм социаль‐
турной идентификации детей и подростков; 
ной  (школьной,  семейной)  дезадаптации  де‐
–  снижение качества организации детско‐
тей  в  подростковом  возрасте.  Подросток,  пе‐
го  и  подросткового  досуга  и  сокращение  со‐
реживший  различные  стрессовые  ситуации, 
ответствующей  инфраструктуры  вследствие 
испытывает  сильнейшие  негативные  пере‐
низкой эффективности молодежной культур‐
живания – боль, раздражение, агрессию, утра‐
ной политики; 
ту смысла жизни, что может спровоцировать 
–  снижение  интереса  детей,  подростков  к 
девиантное  и  делинквентное  поведение.  Ес‐
отечественной  культуре,  ее  истории,  тради‐
тественно,  что  все  метаморфозы,  происходя‐
циям, к носителям национального самосозна‐
щие в душе подростка, скрыты от обществен‐
ния; 
ного взгляда, но во внутреннем мире отноше‐
–  падение  престижа  образования  как  спо‐
ния и ценности могут меняться кардинально, 
соба социальной адаптации, культурной пре‐
в том числе и в негативную сторону [5]. 
емственности  и  формы  личностной  самореа‐
Исходя из этого, все более опасным стано‐
лизации; 
вится  процесс  распространения  детской  без‐
–  низкая активность молодежи в решении 
надзорности  и  беспризорности,  зачастую 
общенациональных,  региональных  и  мест‐
приводящих  несовершеннолетних  в  крими‐
ных проблем; 
 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования 
80 

Е .   Б .   С к а ч к о в а .     Д о с у г о в ы е   о б ъ е д и н е н и я   к а к   р е с у р с   п р о ф и л а к т и к и   д е в и а н т н о г о   п о в е д е н и я   …
 
–  трудности  в  трудоустройстве  детей  и 
ка», которую необходимо заполнить социаль‐
подростков,  низкая  оплата  и  пренебрежи‐
но‐полезным практическим опытом. 
тельное отношение [5]. 
Культурно‐досуговая  деятельность,  по 
Профилактику деструктивных форм пове‐
своей  сути,  является  воспитательной  дея‐
дения  (правонарушения,  алкоголизм,  нарко‐
тельностью;  она  носит  человекотворческий 
мания,  суициды,  проституция)  психолого‐пе‐
характер,  ориентирована  на  человека,  на  ис‐
дагогическими,  социально‐экономическими, 
черпывающее  раскрытие  заложенного  в  нем 
культурно‐просветительными  средствами  и 
духовного  потенциала.  В  процессе  этой  дея‐
технологиями  рассматривали  такие  специа‐
тельности направленно изменяются социаль‐
листы,  как  Ю. В. Верминенко,  Г. Г. Зайдулина, 
ные и культурные отношения и связи между 
Ю. А. Клейберг,  М. А. Ковальчук,  Н. М. Плато‐
людьми, сами люди и окружающая их реаль‐
нова, Я. Ю. Смирнов, и др. [1, 2, 5, 6, 8]. 
ная действительность [6]. 
В  ходе  проделанного  нами  исследования 
Культурно‐досуговую  сферу  в  качестве 
расширено  педагогическое  знание  о  возмож‐
приоритетной  области  профилактической 
ностях  использования  ресурса  досуговых 
деятельности  в  социально‐реабилитацион‐
объединений  в  профилактике  девиантного 
ных  центрах  позволяют  рассматривать  не‐
поведения  подростков  группы  риска  за  счет 
сколько причин. 
систематизации  и  выделения  сущности  про‐
Во‐первых,  культурно‐досуговая  сфера 
цесса  профилактики  девиантного  поведения 
привлекательна  для  воспитанников,  так  как 
подростков, воспитывающихся в условиях со‐
предоставляет  им  возможность  проявить  се‐
циально‐реабилитационного центра. 
бя  в  качестве  субъекта  социально  значимой 
Акцентируя  внимание  на  профилактиче‐
деятельности,  ощутить  себя  творцом,  полу‐
ской работе, необходимо говорить о том, что 
чить  непосредственное  признание  результа‐
система  психолого‐педагогических  меро‐
та  своей  деятельности.  Это  область  самовы‐
приятий должна охватывать длительный пе‐
ражения,  социального  признания  и  самоут‐
риод развития и широкий спектр деятельно‐
верждения  личности,  обеспечивающая  само‐
сти детей и подростков, отнесенных к группе 
развитие,  реализацию  социально  значимых 
риска.  Наряду  с  учебной,  трудовой,  общест‐
качеств,  формирование  общественно  актив‐
венной  деятельностью,  меры  профилактики 
ной личности, у которой социально позитив‐
ные ценности приняты на уровне убеждений 
должны охватывать и область досуга. На наш 
(ценностных  ориентаций)  и  служат  ведущи‐
взгляд,  культурно‐досуговая  деятельность 
ми регуляторами поведения. 
является  эффективным  инструментарием 
Во‐вторых,  культурно‐досуговая  деятель‐
профилактики  девиантного  поведения  под‐
ность как обусловленная нравственно‐интел‐
ростков  группы  риска.  Психолого‐педагоги‐
лектуальными  мотивами  общественно  целе‐
ческую  помощь  детям  и  подросткам  группы 
сообразная деятельность по созданию, освое‐
риска  необходимо  объединять  в  комплекс‐
нию,  сохранению,  распространению  и  даль‐
ную  систему  профилактических  и  коррекци‐
нейшему развитию ценностей культуры обес‐
онно‐реабилитационных  мер,  направленных 
печивает вовлечение человека в мир культу‐
не  только  на  развитие  познавательных  и 
ры,  в  систему  сложившихся  в  обществе  цен‐
коммуникационных процессов, но и на повы‐
ностных и нормативно‐регулятивных устано‐
шение  самостоятельности  при  формирова‐
вок. 
нии системы ценностных установок, в укреп‐
В‐третьих, прикладная культурология как 
лении  социальной  позиции  и  личностных 
наука,  находящаяся  на  стыке  фундаменталь‐
проявлений. 
ной культурологии с политологией, юриспру‐
Таким образом, важно и актуально прово‐
денцией,  социологией,  психологией,  педаго‐
дить  с  детьми  группы  риска  различные  про‐
гикой, этикой и использующая их методики и 
филактические  мероприятия  посредством 
технологии,  обеспечила  культурно‐досуго‐
культурно‐досуговой  деятельности.  Участие 
вую  деятельность  необходимым  инструмен‐
детей,  подростков  в  культурно‐досуговой 
тарием  по  практическому  воздействию  на 
деятельности  –  это  упражнение  в  социально 
сознание и поведение несовершеннолетних с 
положительном  поведении.  По  словам  А.С. 
целью  выявления,  изменения  и  формирова‐
Макаренко,  между  нравственным  сознанием 
ния социально‐регулятивных механизмов по‐
и  реальным  поведением  существует  «канав‐
ведения  личности  (правосознания,  ценност‐
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ  № 1 (26) 2011  
81

В о с п и т а н и е ,   с о ц и а л и з а ц и я ,   о б щ е к у л ь т у р н о е   р а з в и т и е   л и ч н о с т и  
 
ных  ориентаций,  стереотипов  поведения, 
Реализация принципов направлена на соз‐
стиля общения и т.д.). 
дание  условий  для  духовного  развития  лич‐
Культурно‐досуговая  деятельность,  осу‐
ности,  раскрытие  творческих  способностей, 
ществляющая  контроль  и  профилактику  де‐
ресоциализацию  ценностно‐ориентационной 
виантного  поведения  среди  социальных  си‐
деятельности,  проявление  активности,  ком‐
рот  (беспризорники,  сироты,  дети  из  небла‐
муникативных  качеств,  противостояние  раз‐
гополучных семей), определяется следующи‐
личным  девиациям,  повышение  уровня  ин‐
ми социально‐педагогическими и социально‐
формированности, а также умение эффектив‐
культурными  принципами:  гуманистической 
но  проводить  свободное  время,  формирова‐
ориентации;  приоритета  общечеловеческих 
ние здорового образа жизни. 
интересов; педагогизации окружающей соци‐
Профилактика  девиантного  поведения  – 
ально‐культурной  среды;  добровольности  и 
это комплекс мероприятий, направленных на 
сотрудничества;  дифференцированности  и 
его  предупреждение.  Культурно‐досуговая 
доступности;  диалектического  единства  и 
деятельность  рассматривается  в  качестве 
преемственности  культурно‐исторического, 
ключевой  сферы  социализации  и  профилак‐
социально‐педагогического,  национально‐эт‐
тики  девиантного  поведения  воспитанников 
нического  опыта,  традиций  и  инноваций; 
СПб ГУ «Социально‐реабилитационный центр 
ориентации  на  культурно‐ценностные  отно‐
для несовершеннолетних «Прометей». 
шения  и  организацию  культуротворчества; 
Основываясь  на  опыте,  отметим,  что  дей‐
личностно‐деятельностного  подхода;  профи‐
ствует на подростков то, что создает поддер‐
лактической  направленности,  обеспечиваю‐
живающее  социальное  благополучие,  позво‐
щий превенцию девиантных форм поведения 
ляет получать информацию о разнообразных 
в социозащитных учреждениях [4]. 
формах  более  безопасного  поведения,  брать 
Принцип личностно‐деятельностного под‐
на себя ответственность за собственное пове‐
хода исходит из того, что только в деятельно‐
дение  и  предоставляет  необходимую  под‐
сти  происходит  развитие  личности.  Органи‐
держку  в  виде  социального,  психологическо‐
зация  разнообразной,  творческой  и  эмоцио‐
го, медицинского, правового, культурно‐досу‐
нально  насыщенной  деятельности  способст‐
гового обслуживания. Все усилия культурно‐
вует  познанию  себя  и  окружающего  мира, 
досуговой  деятельности  одновременно  на‐
способов  и  правил  взаимодействия  с  други‐
правлены  на  формирование  общественного 
ми,  приобретению  жизненного  опыта  и  фор‐
сознания, на воспитание молодежи в духе об‐
мированию  нравственных  ценностей.  Разви‐
щечеловеческих ценностей, гуманизма, демо‐
тие  целенаправленной  позитивной  активно‐
кратических  идеалов.  Потенциал  культурно‐
сти  личности  подростков  группы  риска  мо‐
досуговой  деятельности  способен  предупре‐
жет  реализовываться  через  различные  виды 
дить,  изменить  проявления  девиантных 
культурно‐досуговой деятельности: социаль‐
форм поведения подростков с помощью педа‐
ной  (общественно  значимой);  интеллекту‐
гогизации  окружающей  среды,  личностного 
альной, 
познавательно‐образовательной; 
подхода,  ориентации  на  культурно‐ценност‐
естественно‐научной, 
научно‐технической; 
ные  отношения  и  организацию  культуро‐
художественно‐творческой;  спортивно‐оздо‐
творчества. Основываясь на ведущих функци‐
ровительной,  туристической;  развлекатель‐
ях,  основополагающих  социально‐культур‐
но‐игровой; коммуникативной. 
ных и педагогических принципах, средствах и 
Принцип профилактической направленно‐
формах  культурно‐досуговой  деятельности, 
сти  предполагает  включение  подростков 
возможно  добиться  положительных  резуль‐
группы  риска  в  культурно‐досуговую  дея‐
татов, изменив поведение подростков. 
тельность,  которая  требует  социальной  ак‐
Опыт  вовлечения  воспитанников  СРЦ 
тивности:  проявлений  инициативы,  творче‐
«Прометей»  в  культурно‐досуговую  деятель‐
ства,  самостоятельности,  а  также  волевого 
ность с очевидностью показывает, что одним 
усилия для преодоления негативного воздей‐
из  эффективных  инструментов  профилакти‐
ствия окружающей среды, для выработки оп‐
ки  девиантного  поведения  подростков  груп‐
ределенных  способов  этого  преодоления, 
пы  риска  являются  досуговые  объединения. 
адекватных  индивидуальным  особенностям 
Посредством вовлечения подростков в подоб‐
личности. 
ные  объединения  происходит  выработка 
 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования 
82 

Е .   Б .   С к а ч к о в а .     Д о с у г о в ы е   о б ъ е д и н е н и я   к а к   р е с у р с   п р о ф и л а к т и к и   д е в и а н т н о г о   п о в е д е н и я   …
 
наиболее адекватных форм поведения в усло‐
каждом человеке креативность и в своем про‐
виях микросоциальной среды. 
явлении  использует  не  инструментарии,  от‐
На  сегодняшний  день  в  СРЦ  «Прометей» 
шлифованные  тысячелетиями  человеческой 
через  досуговые  объединения  реализуется 
цивилизации,  а  естественные  природные  и 
коммуникативный,  интеллектуальный,  твор‐
«природосообразные»  формы  воплощения. 
ческий потенциал воспитанников. В качестве 
Первичное  творчество  основано  на  первич‐
примеров  успешно  реализуемых  в  СРЦ  досу‐
ном  восприятии,  сущность  которого  состав‐
говых  объединений  можно  привести  «Клуб 
ляет неосознаваемое и предсознательное.  
любителей умного кино» и программу «Твор‐
Использование техник первичного творче‐
ческая мастерская». 
ства не предполагает наличия у воспитанни‐
1.  «Клуб  любителей  умного  кино».  Воспи‐
ков  навыков  рисования,  лепки,  декорирова‐
танники СРЦ участвуют в просмотре темати‐
ния.  Это  положительно  влияет  на  ощущения 
чески  подобранных  художественных  и  доку‐
социального  комфорта.  Подросток  изначаль‐
ментальных  фильмов.  Фильмы  подбираются 
но компетентен в предлагающейся ему твор‐
на  основе  актуальной  общественной  пробле‐
ческой  деятельности.  Также  удается  снизить 
матики  и  значимого  личного  опыта  воспи‐
сознательное  сопротивление  творчеству,  бо‐
танников  (взаимоотношения  личности  и 
язнь  чистого  листа,  избежать  ненужного  в 
группы  /  общества,  детско‐родительские  от‐
творчестве  «надо»,  так  называемой  «логики 
ношения,  проблемы  сиротства,  наркомании, 
преодоления».  Таким  образом,  первичное 
алкогольной,  игровой  и  др.  зависимостей, 
творчество  способствует  естественному  и 
одиночества,  личностной  идентификации, 
спонтанному  самораскрытию,  погружает  в 
поиска смысла жизни). После просмотра орга‐
альтернативный  мир  искусства,  активируя 
низуется  дискуссия:  участники  Клуба  выска‐
исследовательский  и  креативный  потенциал 
зывают  аргументированное  мнение  о  филь‐
человека.  На  его  основе  можно  выстраивать 
ме,  делятся  впечатлениями,  эмоциональны‐
логику художественного воспитания. 
ми  переживаниями,  ценностными  суждения‐
В  программу  «Творческая  мастерская» 
ми. 
входят следующие занятия: основы компози‐
Совместный  просмотр  фильмов  способст‐
ции; работа  с  декоративным  материалом 
вует  взаимному  эмоциональному  саморас‐
(тканями,  бисером,  пайетками,  блестками, 
крытию,  росту  доверительных  отношений  в 
кружевами,  природным  декоративным  мате‐
коллективе  воспитанников.  За  счет  иденти‐
риалом  и  др.);  декупаж; декорирование  стек‐
фикации  с  персонажами  просмотренного 
лянных изделий (роспись по стеклу, витраж‐
фильма  воспитанники  осознают  значимые 
ная  роспись);  монотипия;  водяная  печать; 
для них личные и социальные проблемы, мо‐
лепка  (пластилин,  глина,  гипс,  воскопласти‐
гут  выразить  собственное  отношение  к  ним, 
ка); сухое  валяние; бумагокручение,  скрапбу‐
обсудить с другими участниками Клуба. Рост 
кинг  (оформление  альбомов  и  открыток);  
осознания  позволяет  воспитанникам  лучше 
вязание мягких игрушек крючком. 
понимать свои потребности и находить соци‐
Воспитанники  создают  статуэтки,  игруш‐
ально одобряемые пути их реализации. 
ки, подсвечники, декорируют плафоны, вазы, 
2. Занятия по программе «Творческая мас­
дощечки,  цветочные  горшки.  Все  мастер‐
терская». В СРЦ «Прометей» реализуется про‐
классы  сопровождаются  демонстрацией  ил‐
грамма  «Творческая  мастерская»,  где  воспи‐
люстративного  материала  и  наглядных  ра‐
танники изучают традиционные и новые тех‐
бот.  Возможно  знакомство  со  специальной 
нологии  декоративно‐прикладного  искусст‐
литературой:  книгами  по  различным  техни‐
ва,  знакомятся  с  культурой  разных  нацио‐
кам  творчества,  сборниками  графических 
нальностей, взаимодействуют с природными 
изображений,  различных  образцов  орнамен‐
и  художественными  материалами  и  просто 
тальных узоров. 
получают удовольствие от процесса. Занятия 
Занятия  направлены  на  стабилизацию 
предполагают  создание  каждым  участником 
эмоционального  состояния  подростков,  раз‐
своих неповторимых изделий. 
витие мелкой моторики, навыков последова‐
Предлагаемая  программа  основана  на  ис‐
тельности  и  волевой  регуляции,  психотера‐
пользовании «первичного творчества» (поня‐
пию эмоциональных состояний (посредством 
тие  введено  Я. Б. Частоколенко  [7]).  Первич‐
работы с художественными образами и мате‐
ное творчество имеет в основе заложенную в 
риалами)  и  межличностных  отношений  (по‐
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ  № 1 (26) 2011  
83

В о с п и т а н и е ,   с о ц и а л и з а ц и я ,   о б щ е к у л ь т у р н о е   р а з в и т и е   л и ч н о с т и  
 
средством  коммуникации  воспитанников  в 
Опыт  организации  досуговых  объедине‐
процессе совместного творчества). Кроме то‐
ний СРЦ «Прометей» может использоваться в 
го, занятия демонстрируют подростку спосо‐
работе специалистов, работающих с подрост‐
бы  раскрытия  его  личностного  творческого 
ками группы риска. Системы досуговых объе‐
потенциала, позволяют направить энергию и 
динений на базе социозащитных учреждений 
активность  в  социально‐позитивное  русло, 
могут  реализовывать  опыт  эстетического, 
дают возможность получить удовольствие от 
патриотического  и  духовно‐нравственного 
процесса  творчества  и  признание  результа‐
воспитания, интеллектуального, творческого 
тов собственной деятельности. Все это суще‐
и физического развития подростков, реализа‐
ственно  уменьшает  вероятность  попыток 
ции  их  научно‐технического  и  творческого 
«самореализации»  посредством  девиантного 
потенциала. 
и делинквентного поведения. 
Л и т е р а т у р а  
1.  Дивицина  Н.  Ф.  Социальная  работа  с  неблагополучными 
детьми и подростками. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2005. – 287 с. 
2.  Коробкина  З.  В.,  Попов  В.  А.  Профилактика  наркотической 
зависимости  у  детей  и  молодёжи  :  учеб.  пособие  для  студентов 
вузов. – М.: Академия, 2002. – 189 с. 
3.  Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост‐
ков  /  под  ред.  Ю.  Б.  Гиппенрейтер,  В.  Я.  Романова.  –  СПб.:  Речь, 
2009. – 256 с. 
4.  Прихожан  А.  М.,  Толстых  Н.  Н.  Психологическая  помощь  в 
воспитании  детей‐сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  ро‐
дителей. – М., 1998. 
5.  Рудакова И. А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю. Девиант‐
ное поведение : учеб. пособие. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2005. – 
156 с. 
6.  Словарь‐справочник  по  социальной  работе  /  под  ред. 
Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 417 с. 
7.  Частоколенко Я. Б. Динамика первичного творчества в ком‐
муникативном  процессе  тренинга  креативности  :  дис.  ...  канд. 
психол. наук. – Томск, 2004. – 178 с. 
8.  Энциклопедия социальной работы : [в 3‐х т.] : пер. с англ. – 
М.: Зорис. Т.3. – 1994. – 498 с. 
 
⎯⎯⎯⎯   ⎯⎯⎯⎯ 
 Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования 
84 


Похожие:

Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   icon«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Подготовила: педагог психолог
Работа с педагогическим коллективом по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconОвсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков
...
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   icon  наркомания как форма проявления  девиантного поведения детей  
Наркомания  как  форма  проявления  девиантного  поведения  детей  и  подростков.  Методические  рекомендации.  Баку: 
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconЛекции для родителей подростков Лекция Организация рационального питания подростков
В последние годы распространение приобретают такие нарушения пищевого поведения как булимия и анорексия. При этом одним из важнейших...
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconПрофилактика девиантного поведения подростков
Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших на­правлений движения
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconКонкурс плакатов «Мы выбираем зож»
Основным направлением работы в школе является профилактика правонарушений, преступлений и употребления пав, а цель работы: коррекция...
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   icon-
Что такое суицид, и кто на него способен? (рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска)
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconПривлечение подростков группы риска к участию в  профилактических программах 
Щербакова С. А., участник международного волонтерского движения по профилактике аддик
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   icon  Всемирный Молитвенный Уикэнд за Детей Группы Риска 20011  вместе 
Тысячи христиан по всему миру откликаются на нужды детей группы риска и многие из них 
Досуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска   iconПриказ от 11 января 2012 года №3 с. Косяково о создании объединения юдм (по основной деятельности)
В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница