Всероссийская олимпиада по обществознанию




Скачать 166.29 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада по обществознанию
Дата конвертации16.05.2013
Размер166.29 Kb.
ТипДокументы


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП (18 ноября 2012г.)

9 класс

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1. Для обозначения совокупности социально-значимых качеств человека традиционно используется понятие:

1) индивид;

2) гражданин;

3) индивидуальность;

4) личность.







2.Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты ученые обозначают понятием:

1) наука;

2) культура;

3) познание;

4) образование.







3.Антимонопольное законодательство является инструментом:

1) кредитной политики;

2) государственного предпринимательства;

3) налоговой политики;

4) правового регулирования экономики.







4. Верны ли суждения о государственном долге?

А. В структуру государственного долга входит задолженность государства перед своими гражданами и фирмами.

Б. В структуру государственного долга входят долги государства внешним кредиторам.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.







5. Варя перешла в 10 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается плаванием. На какой ступени образования находится Варя?

1) Основное общее образование;

2) среднее профессиональное образование;

3) полное (среднее) образование;

4) высшее профессиональное образование.







6. Высшим представительным органом государственной власти в России является:

1) Правительство РФ.

2) Министерство иностранных дел.

3) Общественная палата.

4) Федеральное собрание.







7. Верны ли следующие суждения о партиях?

А. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

Б. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.







8. Верны ли следующие суждения о РФ и ее субъектах?

А. Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки.

Б. Равенство субъектов РФ проявляется в равенстве их прав и обязанностей.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.







9.Правительство снижая налоги, ставит задачу:

1) увеличить потребление;

  1. 2) способствовать подъему производства;

3) устранить дефицит бюджета;

4) увеличить производительность труда.







10.Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социальный признак. Из этого ряда выпадает группа:

1) дети;

2) молодежь;

3) мужчины;

4) пожилые люди.







11. Что из перечисленного ниже является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

1) наводнение;

2) регистрация брака;

3) наступление 16 летнего возраста;

4) рождение человека.







12. Членом каких международных организаций является Россия?

1) Международный Уголовный Трибунал;

2) Всемирная торговая организация;

3) ООН;

4) Евросоюз.







13.К органам исполнительной власти в РФ относится:

1) Государственная Дума;

  1. 2) Генеральная прокуратура;

3) Правительство РФ;

4) Верховный Суд РФ.







14. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества

Б. Государство не определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.







15. К Античной цивилизации относится:

1) Египет;

  1. 2) Индия;

3) Китай;

4) Греция.







16. Формой правления не является:

1) республика;

  1. 2) монархия;

3) парламент;

4) федерация.







17. Национальная принадлежность человека является характеристикой:

1) социальной роли;

2) прирожденного статуса;

3) достигаемого статуса;

4) общественного престижа.







18. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.







19. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне?

1) проведение наблюдения;

2) описание экспериментальных данных;

3) измерение объектов;

4) выдвижение гипотезы.







20. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А.Права человека и ответственность не взаимосвязаны.

Б. У каждого человека есть неотъемлемые права.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.








II. Установите соответствие между видами знаний и утверждениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позиции из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.
21. Соотнесите виды знаний левого столбца с утверждениями из правого столбца, дав ответ в таблице.



Виды знаний

Утверждения

А) научное

1. Роман А.С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни»

Б) художественное

2. «Новая физика» «отменяла» эфир, абсолютное пространство и абсолютное время, ревизовала механику Ньютона.

В) народная мудрость

3. Человеческие возможности безграничны: при должной тренировке каждый из нас может научиться предсказывать будущее, передвигать предметы взглядом и т.п.

Г) паранаучное

4. Не ходи со своим уставом в чужой монастырь

Д) практическое

5. Клавиатура компьютера – устройство для ввода информации




6. Красота до венца, а ум до конца




7. Легенда о Великом Инквизиторе есть откровение о человеке


Ответы:

































III. Прочитайте текст и дайте аргументированный ответ на вопрос.

22. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

22.1. а) Государство проводит совокупность финансовых мероприятий, регулирующих правительственные расходы и доходы. б) Организуются широкомасштабные общественные работы за государственный счет. в) Проводится выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. г) Осуществляется повышение учетной ставки процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у государства и повысить процентные ставки по своим кредитам.

22.2. а) Происходит переход от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. б) Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. в) Классовое деление уступает место профессиональному. г) Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

22.3. а) «Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное». б) «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов». в) «Измените сознание, и вслед за этим изменится сама реальность». г) « Человек – суверенная личность, не привязан к той или иной социальной структуре, способен гибко строить свои отношения с другими людьми, погружаясь в различные социальные общности».
Ответы:

22.1.

22.2.

22.3.

IV. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»)



суждение


ответ

БАЛЛЫ

23. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.







24. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.







25.Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран.







26. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.







27. Политические партии неизменный спутник государства на всем протяжении его существования.







28. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.








V.

29. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) озаглавить колонки таблицы;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.
Ответы:















3. ___________________________________________________________

4.___________________________________________________________

VI. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание, что имен мыслителей больше, чем высказываний.
30.




Высказывания

Имена мыслителей

А. «Рыночная экономика, основная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе»

1. Г. Гегель



Б. « Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»

2. О.Конт


В. « История до сих пор существовавших обществ была борьбой классов»

3. Вольтер


Г. « свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона»

4. А. Смит

Д. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков»

5. К. Маркс





6. Ж.Ж. Руссо




7. Ж.П. Сартр











Ответы:


А

Б

В

Г

Д
















VII. Из приведенного перечня положений выделите полномочия, не относящиеся к ведению Государственной думы.


31. перечень положений, не относящихся к ведению Государственной думы

ОТВЕТ



БАЛЛЫ



1. Объявление амнистии.

2. Назначение выборов Президента РФ

3. Назначение на должность и освобождение от Председателя Центрального банка РФ.

4. Осуществление помилования.

5. Принятие федеральных законов.

6. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты.

7. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

8. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

9. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.









VIII. Решите задачи


32. Гражданин Граблин потребовал в Администрации г.п. Хмурое предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории микрорайона его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации г.п. гражданину Граблину в предоставлении запрашиваемых им сведений?

Какие дальнейшие действия он может предпринять?






33. После окончания школы 17-летние Ира, Ваня и Маша решили устроиться на работу: Ира - танцовщицей в ночной клуб, Ваня - грузчиком на вокзал а Маша - продавцом в табачный киоск.

Кого из них работодатель вправе принять на работу?

Ответ обоснуйте?




34. 15-ти летний гражданин Булкин в момент ограбления магазина был задержан охранниками и препровожден в отделение милиции. Следователю, который хотел его допросить, Булкин ответил, что он отказывается давать показания на основании статьи, закрепленной Конституцией РФ.

Вправе ли З. отказаться от дачи показаний?

Какую статью (если не номер, то по сути) подразумевал гражданин Булкин и какие права в этой статье закреплены?

Ответ обоснуйте.





IX.

35.

Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам.

Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, арбитражный, органы, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.
Ответ:

X.

36. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь.

Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.
«Для каждой экономической системы определяющими являются следующие вопросы: что производить, как производить, как распределять. (1) Так или иначе все эти вопросы должны быть решены. Но, различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся традиционная, рыночная, тоталитарная. (2) В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы. (3) В рыночной экономике цену определяет соотношение предложения и доходов населения. (4) Известный английский философ и экономист Томас Гоббс (5) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», сделал вывод, что рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. В рыночной экономике производители конкурируют друг с другом. (6) Слабее всего (7) конкуренция в тех сферах, где много продавцов и покупателей. В случае монополии цена, как правило, выше, чем при конкуренции». (8)
Ответы:

1.________________________________________

2.________________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________

6.________________________________________

7. _______________________________________

8.________________________________________

XI. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

37.

1. Философия – «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс).

2. Социальная психология – «Человек – общественное существо, его жизнь…

невозможна в отрыве от общества, от группы, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений» (Р. Роллан).

3. Экономика - «Значение непроизводственных активов сегодня растет.

Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазми, наконец, знания» (А. Веббер).

4. Социология – «Образование создает разницу между людьми» (Дж. Локк).

5. Политология – «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». (У. Черчилль)

6. Правоведение - «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1.Обоснованность выбора темы. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: её значимость для развития одной из базовых наук, отражённых в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего интереса к данной теме и т.д.).

2. Раскрытие понимания того, о чём говорит автор высказывания, в чём состоит его позиция.

3. Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы. (Будет оцениваться суть и умение её сформулировать).

4. Определение задач, которые вы ставите перед собой в работе.

5. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений. (Оценивается качество аргументов, данных в пользу вашей точки зрения).

6. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

7. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (т.е. насколько органично и сообразно соединены пп. 6 и 7, названные выше).

9.Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).



Похожие:

Всероссийская олимпиада по обществознанию icon«Всероссийская  Олимпиада научных и студенческих работ в сфере наркомании и                  наркопреступности»
...
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconШкольная олимпиада по обществознанию 9 класс
А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ №1-15) (Время выполнения 25 минут)
Всероссийская олимпиада по обществознанию icon-
«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconВсероссийская олимпиада по литературе 
Что объединяет эти фрагменты стихотворений? Напишите 5-10 предложений об их общих 
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconИнтервью с кандидатами в 
Вуза  большую  часть  времени  университете  прошла  Всероссийская  олимпиада  по  экономике,  на 
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconВсероссийская олимпиада по русскому языку 
Какой фонетический закон проявляется в рифмованных русских пословицах? Проиллюстрируйте 
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconВсероссийская олимпиада по литературе
Напишите 5-10 предложений о том, какой символ объединяет данные произведения. 10 баллов
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconВсероссийская олимпиада школьников по литературе 
Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, 
Всероссийская олимпиада по обществознанию icon 1(1) - олимпиада школьников «Ломоносов»  по обществознанию 
Автор афоризма (задание 1) также писал в своих «Правилах для руководства ума»: «Мы обладаем четырьмя способностями, которые  
Всероссийская олимпиада по обществознанию iconВсероссийская олимпиада школьников ПО литературе 
Из каких произведений взяты эти отрывки? Напишите кличку собаки, автора и название 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница