Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г




Скачать 166.68 Kb.
НазваниеПротокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г
Дата конвертации05.05.2013
Размер166.68 Kb.
ТипПротокол
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения

(протокол заседания педагогического совета № 19 от 03.11.2010 г )

Обучать без вреда для здоровья - это не задача школы, а обязательное условие её работы!

Н.К.Смирнов

Цель: формирование положительного отношения педагоги­ческого коллектива к приоритетности здоровья и здоровому об­разу жизни в организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи: создать здоровьесберегающую среду в образова­тельных учреждениях; формировать у школьников осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; рас­крыть здоровьесберегающий потенциал педагогических техно­логий, урока и условий его проведения.
Неблагополучие здоровья подрастающего поколения, в ча­стности школьников, налицо, и об этом говорят неутешительные факты и статистика. Каковы причины такого неблагополучия? Известно, что состояние здоровья человека зависит от ряда фак­торов:

• наследственность;

  • экология;

  • уровень развития здравоохранения;

  • образ жизни.



Результаты медицинского осмотра, проводившегося в апреле 2010 года.




сколиоз

кариес

тонзиллит

астма

1994г.р.(32)

2

2

2

-

1995г.р.(26)

13

1

6

-

1 кл (12)

1

1

1

1




Зададимся естественным вопросом: а какова роль системы образования в этом неблагополучии?

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

(Гуляева О.Б. – учитель начальных классов)


Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:


1. интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

2.несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

3.несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Остановимся на анализе каждого из этих факторов:

Интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки.

(Амельченко Л.В. – заместитель директора по УВР)



Не секрет, что здоровьезатратными факторами в учебно-воспитательном процессе являются:

  • объективная сложность и большой объём учебного мате­риала;

  • несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся;

  • «клиповое» построение расписания уроков (5-7 уроков в день, все по разным предметам);

  • трафаретность построения годового учебного плана и рас­пределения в нём учебных предметов, например: по одному или двум урокам в неделю в течение всего года;

  • традиционно жёсткая схема урока (например, 8 этапов и всегда в одном и том же порядке);

  • недостаточное знание учителем динамики работоспособ­ности учащихся в ходе учебного процесса;

  • недостаточное знание учителем физиологической и психо­логической сущности обучения и учения, а также «цены» усвое­ния материала;

  • влияние климатографических и других внешних факторов, ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих учебную деятельность;

  • боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, ус­лышать грубое замечание, получить плохую оценку;

  • ориентация учеников, родителей, учителей, руководителей преимущественно на отметки в журнале, дневнике;

  • обсуждение промахов и ошибок ученика при всём классе;

  • сообщение о домашнем задании в конце урока, «под зво­нок», когда нет времени проинструктировать о его выполнении и ученики уже не воспринимают слова учителя;

  • монотонность учебного процесса;

  • ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза;

  • очень большая зрительная нагрузка;

  • неблагоприятные отношения ученика и учителя;

  • повышение среднего возраста учителей и снижение уровня их здоровья.

Несоответствие технологий обучения возрастным

особенностям учащихся.

(Гуляева О.Б. – учитель начальных классов)


Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в условиях школы, можно отнести:

разнообразие и адекватность приёмов установления и под­держания контакта и педагогического общения;

использование привлекательной мотивации (кроме отме­ток), способствующей активной самореализации учеников;

  • формулирование цели урока вместе с учащимися, опреде­ление ими задач, которые следует решить для достижения цели;

  • проверка домашнего задания в начале урока, сочетание с выявлением «зон ближайшего развития»;

  • сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;

  • использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2-4 человека); для всех групп может быть одно задание либо разные, дополняющие друг дру­га; результаты работы представляет один ученик из группы, ос­тальные отвечают на вопросы или дополняют;

  • разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работах пользоваться вспомо­гательными средствами, например конспектом;

  • гибкость структуры уроков в соответствии не только с це­лью урока и спецификой учебного материала, но и с особенно­стями класса; лучше всего - вместе с учениками;

  • кратковременное напоминание учителем перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена рабо­та, каков порядок её выполнения; оказание тихой индивидуаль­ной поддержки в ходе её выполнения; при сообщении о резуль­татах работы - указание на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок;

  • при появлении признаков утомления у учащихся на уроке - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимании учеников (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки);

  • во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы не­большой организованной двигательной активности, например физкультминутки на 20-25-й минуте урока, во второй половине урока - указание работать в парах переменного состава, разреше­ние поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, даже подсказы­вать с помощью жестов (рисование в воздухе букв или цифр);

  • для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная ок­раска помещения, гимнастика для глаз и шеи и др.;

  • в начале урока полезно проведение небольшой (10-15 се­кунд) разминки:

  • для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

  • для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи; для речевого аппарата - произнесение

  • слов, слогов, скоро­говорок, тихо и громко, с разной акцентировкой;

  • для кистей и пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в

лучезапястном и локтевом суставах.

  В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для его развития в процессе обучения и воспитания.

Несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.

(Шабанова Н.И. – директор школы)


«Учебный процесс требует соблюдения гигиены!»
Все гигиенические условия регламентированы Санитарными правилами и нормами. Влияние этих факторов на здоровье детей составляет до 30 % всех внутришкольных воздействий. А их оп­тимизация способствует улучшению здоровья учащихся и педа­гогов на 11 %.

Условия освещенности.

Дневной свет стимулирует работу мозга. По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года нужно точно определить время включения искусственных источников света. Задача педагога - следить, чтобы все светильники горели в ком­нате. Не допускать также, чтобы люминесцентные лампы жуж­жали, даже слабо. Необходимо следить за тем, чтобы рабочие места были правильно освещены, то есть основной поток света падал слева.

Воздушно-тепловой режим.

Воздух помещений во время занятий меняет свои физиче­ские, химические и биологические качества. Обеспечить опти­мальные микроклиматические условия помещений можно толь­ко при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления. В течение урока температура в классе повышается на 3-4 градуса, ухудшается качество воздуха. На каждой перемене следует проводить сквозное проветривание в отсутствие детей и под контролем термометра. Тепловой комфорт учащихся обес­печивается при температуре воздуха +18 ... + 20 градусов.

Проветривая помещение, мы очищаем воздух от внутренних загрязнителей, однако впускаем вредные вещества из атмосфе­ры. Чтобы этого избежать, необходимо использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха.

Воздействие шума.

Нельзя обойти вниманием такой существенный факт, как шум. Полная тишина плохо влияет на психику человека, по­скольку не является для него привычным окружающим фоном.

Но сильный шум увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии - риск развития многих серьезных заболеваний.

Невротических состояний, депрессии, хронической усталости. В образовательных учреждениях должны предусматриваться спе­циальные акустические мероприятия. Актуальная задача уменьшение внутреннего шума от чрезмерно громких разгово­ров, криков. Шум на перемене превышает допустимые показа­тели. С этих позиций следует осторожно относиться к включе­нию радиотрансляции, особенно повышенной громкости.

Санитарно-гигиеническое состояние.

Оно включает соблюдение чистоты, регулярное и правиль­ное проведение уборки всех помещений, дезинфекции. Если внимание администрации будет сосредоточено только на инно­вациях, а в учреждении будет грязно, дети неопрятные, то здо­ровья у выпускников в таком учебном заведении не прибавится.

Требования к эксплуатации школьной мебели.

Сегодня уделяется очень много внимания эстетическому оформлению кабинетов. Но порой забываются и тем самым на­рушаются другие требования. Школьная мебель должна способ­ствовать правильной, удобной позе ребенка. Она должна соот­ветствовать его анатомо-физиологическим особенностям.

Технические средства обучения.

Сегодня все образовательные учреждения прекрасно осна­щены разнообразными средствами обучения.

Бесспорно, это помогает в работе педагогам, развивает интеллектуальные спо­собности наших воспитанников.

Но не стоит забывать о вреде, который они могут нанести человеческому организму. Специалисты предлагают нам 5 пра­вил, которые помогут свести к минимуму неблагоприятные воз­действия компьютера:

  1. компьютер надо расположить в углу или задней поверх­ностью к стене;

  2. необходима ежедневная влажная уборка в комнате;

  3. до и после работы протирать экран чистой тряпкой;

  4. кактусы перед экраном уменьшат негативное воздействие компьютера;

  5. чаще проветривать комнату.

Предупредить переутомление можно, ограничив время рабо­ты, правильно обустроив место. Следует использовать качест­венные программы, проводить гимнастику для глаз.

«Озеленение помещений как средство создания здоровьесберегающей среды в учреждении»

Сейчас практически в любом помещении, будь то магазин, офис, детский сад или школа, можно встретить большое количе­ство комнатных растений. Но всё ли мы знаем о том, какое рас­тение и где более уместно, принесёт более пользы, нежели вре­да, какие растения подходят более для офиса, а какие для каби­нета химии в школе? Я познакомлю вас с некоторыми свойствами комнатных растений, и мы разберёмся, где лучше разместить то или иное растение.

Итак, многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами. Это значит, что они снижают общее со­держание патогенных клеток в воздухе помещений. Согласно данным исследований, достаточно 5-7 хорошо развитых расте­ний на помещение стандартного размера (15-25 кв. м), чтобы значительно снизить количество болезнетворных микроорга­низмов, в том числе таких опасных, как стафилококк, стрепто­кокк, а также вирус гриппа. В этой группе растений следует на­звать бегонию (за определённое время очищает воздух от пато­генных микроорганизмов на 80 %), диффенбахию (80 %), тра­десканцию (70 %) и многие другие.

Ещё одно свойство комнатных растений - очищение воздуха от вредных высокотоксичпых веществ. По данным учёных, воз­дух, которым мы дышим в закрытых помещениях, содержит около 1000 вредных веществ, причём порядка 15 канцерогенных соединений. Все современные материалы – древесностружечные плиты, пластмассы, пенопласт и т. п. содержат формальдегид, окись углерода, азота, бензол, трихлорэтилен и многие другие высокотоксичпые вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Отсюда - самые разнообразные заболевания, вплоть до рака.

Многие растения прекрасно справляются с задачей очище­ния воздуха от вредных примесей: алоэ (нейтрализует формаль­дегид на 90 %), хлорофитум, филодендрон, плющ, спатифиллум, сциндапсус. Целесообразно размещать эти растения в кабинете химии, во всех помещениях, при отделке которых используются современные материалы.

Ещё одно свойство комнатных растений - выделять биоло­гически активные вещества, которые положительно влияют на здоровье человека. Например, летучие вещества алоэ нормали­зуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышают работоспособность и выносливость к физиче­ским нагрузкам, стимулируют защитные функции организма. То есть это универсальное растение, способное очищать воздух, одновременно выделяя целебные для человека вещества. Запах таких растений, как роза, жасмин, лимон, пеларгония, способст­вует восстановлению сил, помогают при переутомлении и по­вышенной нервозности. Запах мяты регулирует сердечный ритм, устраняет стрессы.

Следует сказать о свойстве комнатных растений - очищать воздух от пыли, причём лучше всего с этим справляются опу­шённые растения (сенполия, или узумбарская фиалка, гинура, глоксиния), а также растения с большой поверхностью листовой пластинки (фикусы, монстеры, диффенбахии и др.). Такие рас­тения полезно размещать в рекреациях.

Все комнатные растения увлажняют воздух, насыщают его отрицательно заряженными ионами кислорода, что немаловаж­но для нашего здоровья. Общение с зелёными питомцами бла­гоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии че­ловека.

Однако к некоторым растениям при озеленении следует от­нестись с осторожностью. Например, растения, содержащие ядовитый сок, такие как диффенбахия, молочай, не следует раз­мещать там, где находятся дети, особенно младшего возраста. При попадании на слизистые сок этих растений может вызвать сильное раздражение. Кактусы, особенно колючие, также не ре­комендуется размещать там, где находятся дети.

Существуют данные, что некоторые растения, например монстера, кипарис, забирают у нас энергию. Так что эти расте­ния нежелательны в учебных кабинетах, то есть там, где дети находятся большую часть времени.

И в заключение хотелось бы сказать, что к озеленению по­мещений надо подходить очень внимательно, взвесив все «за» и «против». Я советую воспользоваться памятками по озелене­нию, которые мы для вас подготовили. Ведь правильно подоб­ранные растения для кабинета химии, информатики по­могут нам сохранить здоровье и физическое, и психическое.


Отсутствие у учащихся элементарных знаний о том,

как стать здоровым.

(Иванова Н.М. – руководитель Центра эстетического воспитания «Закаменка»)




Что делается

Что необходимо сделать

Обучение школьников вопросам здоровья, воспитание у них культуры здоровья (начальные классы)

Огромный потенциал в организации подобных мероприятий, а также дней здоровья, уроков здоровья, имеют учреждения до­полнительного образования. И я имею в виду не только спор­тивные школы, ДЮЦ, станцию туристов и эколого-биологическую станцию, которые по содержанию своей деятельности должны пропагандировать ЗОЖ, но и центры детского творче­ства, музыкальная, хореографическая и художественная школы.

Не случайно в последнее время рас­тет популярность профилактики и лечения забо­леваний посредством искусства. Это позволит привлечь внима­ние ребят, не вовлеченных в кружковую работу. А чем больше будет увлеченных школьников, тем меньше будет тех, кто бро­дяжничает или часами просиживает у экранов телевизора и компьютера.


Сведения о здоровье, здоровом образе жизни распылены по школьной программе и в основном даются через отдельные темы таких предметов, как естествознание, биология, ОБЖ, физ­культура, обществознание.

проводится месячник по профилактике вредных привычек, но больший акцент делается в ходе месяч­ника на сами вредные привычки.

Решение:

1. Объявляется конкурс на лучший «зелёный класс». Перед Новым годом жюри

подведёт итоги конкура.

2. Привлечь ребят с отклонениями в здоровье в кружковую работу.

3.При планировании урока учителям необходимо особое внимание уделить

созданию комфортных условий обучения.


Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

4.Материалы ИНТЕРНЕТ

Похожие:

Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г icon«начальная общеобразовательная школа №5» приказ 16. 11. 2011 №506
«О порядке работы в актированные дни», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа...
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПротокол №1 заседания Совета мбдоу мо г. Краснодар «Центр детский сад №110»
Утверждена Советом Бюджетного учреждения протокол №1 заседания Совета мбдоу мо г. Краснодар
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПротокол заседания Наблюдательного совета
Наблюдательного совета краевого государственного автономного учреждения «Центр социальной защиты населения по Кишертскому, Суксунскому,...
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПротокол №11 от «05» мая 2010 г. Содержание решений, принятых Советом директоров акционерного общества: Провести годовое общее собрание акционеров Открытого акционерного общества «Первое коллекторское бюро»
Дата проведения заседания совета директоров акционерного общества, на котором принято соответствующее решение: «05» мая 2010 г
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПротокол №1 заседания ученого совета факультета искусств спбгу от 26 января 2012 г
Докладчики: заместитель председателя Ученого совета, профессор уралов и. Г., советник проректора, зав кафедрой дизайна, доцент поздняковак....
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconРегламент работы точек доступа к сети Интернет Точки доступа к информационным Интернет -ресурсам в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Принято на заседании Совета школы протокол №7 от 20 августа 2011года, обсуждено на заседании педагогического совета протокол №1 от...
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconУтвержден
Кодекс) разработан на основании Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных...
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconРешение педсовета. Самоуправление нельзя «взять»
Создание инициативных групп по подготовке заседания педагогического совета, разработке замысла теоретической и практической частей...
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПрограмма согласована на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения Протокол №1 от 30 августа 2012г. «Утверждаю»
Программа согласована на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения
Протокол заседания педагогического совета №19 от 03. 11. 2010 г iconПротокол заседания экспертного совета размещаем на нашем сайте
Председательствовал: Кулиш А. В. заместитель руководителя Иркутского уфас россии
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница