Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга




Скачать 165.91 Kb.
НазваниеСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга
Виноградова Наталья Сергеевна
Дата конвертации04.05.2013
Размер165.91 Kb.
ТипДокументы
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VI вида) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга.

Автор: Виноградова Наталья Сергеевна
Тип занятия:

А) по структуре: занятие обобщающего типа;

Б) по назначению: комбинированное.
Фонетическая тема: Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] в разных позициях.

Лексическая тема: Морское путешествие.

Грамматическая тема: Дифференциация разных частей речи.
Цель: Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] по артикуляторным и акустическим признакам и слов разных частей речи.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизация и обогащение словарного запаса учащихся по темам «Морское путешествие. Море», «Антонимы, синонимы, омонимы».

Дифференциация слов разных частей речи.

Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными и глаголами в единственном и множественном числе, женского и мужского рода.

Развитие орфографической зоркости.
Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляторной моторики.

Закрепление правильного произношения звуков Р и Л в разных позициях.

Развитие плавного и длительного выдоха, развитие диафрагмального и правильного речевого дыхания.

Развитие логического мышления.

Развитие зрительного внимания.

Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:

- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

- Развитие самостоятельности, самоконтроля.

- Воспитание умения слушать учителя-логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.
Используемые педагогические технологии:

- информационные;

- здоровьесберегающие (динамическая пауза, артикуляторная гимнастика, дыхательные упражнения и др.).
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-аналитический, репродуктивный, самоконтроля и контроля.
Материал и оборудование:

- индивидуальные зеркала;

- презентация, выполненная в Power Paint;

- элементы декорирования;

- карточки с заданием;

- элементы формы моряков: бескозырки или пилотки, гюйсы, тельняшки, белые или синие форменки, фуражка для капитана, тужурка.
Время реализации занятия: 40 минут.

Ход урока.

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся (создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций), ортопедическая минутка, развитие (активизация) словарного запаса.
Логопед и дети встают в круг. В руках учитель держит обруч или небольшой спасательный круг, который будет олицетворять собой «иллюминатор», через который матросы (т.е. учащиеся) поприветствуют друг друга.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь.

- А теперь поприветствуем друг друга через иллюминатор. Что называют этим словом?



Учащиеся и учитель-логопед приветствуют друг друга.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний. Это наш корабль. Разойдитесь, пожалуйста, по своим местам.

Далее следуют:

  1. Ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины, грузики на руку).



  1. Релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию»):

  • Принимаю удобную позу.

  • Закрываю глаза и расслабляюсь.

  • Мысленно говорю себе: «Я могу говорить красиво!» (3-4 раза)

  • Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.




Учитель-логопед и дети встают в круг.

Учащиеся приветствуют гостей.
Учащийся 1: Иллюминатор – это круглое или прямоугольное окно на борту корпуса корабля.

Учащийся 2: Иллюминатор – это герметически закрывающееся окно (на корабле, подводной лодке, на борту самолета).

Учащиеся и учитель-логопед приветствуют друг друга.

Занимают свои места.


Настраиваются на урок, используя карточки «Готовлюсь к занятию».



  1. Введение в тему урока.

Обогащение словарного запаса учащихся.

- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы не сбиться с пути?

- Правильно! Ребята, посмотрите внимательно на карту. Мы должны проделать длинный путь через исток реки Гимнастики, морскую бухту, проток Звуков, остров Загадочный, остров Физкультминутки, залив ОСА к Таинственному острову.

Вместе с учащимися уточняют лексическое значение слов исток, бухта, проток, пролив, залив. Слова записывает на доске.
- Ребята, запомните:

  • Исток место, где   (напр., река или ручей) берёт своё начало. 

  • Бухта небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши (выступами берегов, скалами и близлежащими островами) и защищенная ими от волн и ветра.




  • Залив  это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу и свободно сообщающаяся с океаном или морем. 



  • Проток – рукав реки, ручей, соединяющий два водоема.

  • Проливэто относительно узкое водное пространство между материками, островами или между материками и островами, соединяющее смежные океаны, моря или их части.


- Мы отправляемся в путь.





- Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы их не смог напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку и под контролем судового врача проходить ряд лечебных мероприятий.



Самомассаж лица и аурикулотерапия.
Ручки растираем (Учащиеся потирают ладони)

И разогреваем (хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим

Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки.

А потом руками

Растираем щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем.



  1. Повторение ранее изученного материала.


Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата; укрепление мышечной системы языка, губ, щёк, удержание определенной артикуляторной позы, увеличение амплитуды движений.
Артикуляторная гимнастика.

  • «Морячки все просыпайтесь!
    И скорее улыбайтесь! (улыбаются)
    И не надо удивляться (губы в «трубочку»)
    Поскорей же умываться (облизывают губы)
    Потянулись (высовывают язык как можно дальше)
    Подтянулись («парус»)
    И нагнулись («мостик»)
    И еще раз и вверх и вниз: кто быстрей – получит приз! (динамическое: «парус» + «мостик»)
    Мы рубашку одеваем (прячут язык за верхнюю губу)
    Рукав правый, рукав левый (упираются кончиком языка в правую щеку, левую)
    И про брюки не забудь (за нижнюю губу)
    Пояс надо застегнуть (проводят языком от одного угла рта к другому)
    Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)
    И кровать бы застелить (за нижние).
    Теперь можно пообедать (покусывают язык)…
    Солим мы еду немножко (покусывают кончик языка)
    Ну, а сахар - можно ложкой (высовывают сильнее и покусывают весь передний край языка)
    Мы наелись – улыбнулись (улыбаются),
    хорошенько облизнулись (облизывают губы)…
    Ждут на море нас друзья – нам опаздывать нельзя …



Вариант 2.

  • Упражнение «Улыбка»

  • Упражнение «Рупор» («Представьте, что вы капитаны. Чтобы вас услышали матросы, надо взять рупор, он усилит ваш голос. Вытяните губы широкой «трубочкой».)

  • Чередование «улыбка» - «трубочка»

  • Опускание и поднимание нижней челюсти.

  • Упражнение «Блинчики»

  • Упражнение «Мостик»

  • Упражнение «Парус»

  • Упражнение «Маляр» («Матросы на корабле каждый день драят палубу». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, кончиком языка погладить («помыть») нёбо)

  • Упражнение «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»)

  • Упражнение «Качели»


Развитие плавного и длительного выдоха, развитие диафрагмального дыхания.

Дыхательное упражнение «Морской воздух».

- А теперь давайте представим, что мы с вами стоим на берегу моря или на палубе. Слышите шум волн?

Учитель-логопед включает видеозапись «Звуки природы – шум волн, плеск моря».



- Давайте подышим прохладным морским воздухом. Как мы должны правильно дышать? Положили ручки на животики. Вдох делаем через нос, в животиках надуваем шарики, выдох медленный и плавный через рот.

- Молодцы!
- Ну что, команда, как ваше настроение?

Развитие речевого дыхания, закрепление правильных артикуляторно-акустических характеристик звуков Л и Р.

- Как рокочет волна под корпусом судна: вдох и на выдохе [р-р-р-р-р].

- А как корабль носом разрезает волны: вдох и на выдохе [л-л-л-л-л].

Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] на материале чистоговорок.

Ра-ра-ра – кораблям отплыть пора.

Вал-вал-вал – я держу штурвал.

Ли-ли-ли – в море вышли корабли.

Ря-ря-ря – покоряем мы моря.



- Чтобы не сбиться с правильного курса нам нужны карта, бинокль и компас.

Учащиеся внимательно слушают учителя-логопеда.


Учащиеся вместе с учителем-логопедом уточняют лексическое значение слов исток, бухта, проток, пролив, залив.

Дети слушаю внимательно учителя, а затем звук корабельного колокола – рынды.

Учащиеся потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Проводят по лицу ручками сверху вниз, как будто умываются.
Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Растирают ушки.
Сгибают ушки.

Тянут вниз за мочки.
Растирают руками щечки.

Разминают щечки и губки.
Оттягивают подбородок вниз, щипают.

Выполняют массажные движения от подбородка по шейке вниз.


Выполняют:

- упражнение «Улыбка»
- упражнение «Трубочка»
- упражнение «Вкусное варенье»
- упражнение «Иголочка»
- упражнение «Парус»

- упражнение «Мостик»

- чередование «Мостик» - «Парус» («Качели»)
- прячут язык за верхнюю губу

- упражнение «Орешек»
- упражнение «Мартышка»
- упражнение «Часики»

Покусывают язык.

Покусывают кончик языка.
Высовывают язык сильнее и покусывают весь передний край языка.
Улыбаются.
Облизывают губы.

Учащиеся выполняют артикуляторную гимнастику.

Учащиеся внимательно слушают инструкцию логопеда.

Делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот с зрительным и тактильным контролем за правильностью выполнения.
- Настроение у нас хорошее.

Учащиеся вместе с учителем-логопедом выполняют упражнение, повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звуков [л], [р] и акустические свойства этих звуков.

Четко проговаривают чистоговорки.

IV. Освоение нового материала.

- На любом корабле ведутся судовые журналы. Как вы думаете, для чего они нужны?



- Откройте свои судовые журналы и запишите дату нашего с вами путешествия – 29 ноября.
Согласование слов разных частей речи в числе и падеже, дифференциация звуков р и л на уровне предложения.

- Давайте запишем состав команды, в котором корабль отправиться в плавание.
Развитие логического мышления, зрительного внимания. Развитие орфографической зоркости. Дифференциация звуков Р и Л, Р’ и Л’.

- А куда мы должны плыть, мы узнаем из зашифрованного письма.

Текст письма: Во время шторма корабль потерпел крушение. Капитан со своей командой спаслись на лодке. Капитан закопал сундук на острове. Старинный сундук с сокровищами находится около дерева у горы. Сокровище сторожит ужасный осьминог. Надо найти клад.
У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (трех цветов по степени трудности: желтые – сильным учащимся, голубые – средним учащимся, розовые – слабым).
Примечание: карточки – смотри приложение.
- Укажите, какими частями речи являются слова в любом из этих предложений.

Развитие общей и мелкой моторики, координация речи и движения, развитие пространственной ориентировки.


Упражнение «Морские брызги»
Упражнение «Бескозырка»

Упражнение «Горизонт»
«Остров по курсу»

Ветер дует, задувает (движения руками вправо-влево)

Пальмы в стороны качает (кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены («крона»))

А под пальмой краб сидит (пальцы рук согнуты, растопырены («клешни»))

И клешнями шевелит (шевелит ими)

Чайка над волной летает (ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Учащиеся машут ими в воздухе)

И за рыбками ныряют (ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения)
V. Закрепление изученного материала.

Активизация и обогащение словарного запаса, актуализация знаний по теме: «Антонимы. Синонимы. Омонимы». Дифференциация звуков Р и Л, слов разных частей речи.

- Впереди залив ОСА. Это сокращенное его название. А полное: залив Омонимов, синонимов и антонимов. Что обозначают эти термины?

- Запишите синонимы и антонимы к словам.

Слова: друг, отважный, добрый, жадный, грустный.
-Составьте и запишите предложения с данными словами в тетрадь, так чтобы у нас получился небольшой текст. Укажите части речи.
- Найдите слова омонимы.

Там где нужен ключ обычный, Не поможет ключ скрипичный.

И лесным ключом, поверь,

Не откроешь эту дверь.

- Вот мы и добрались до таинственного острова. Вспомните, где находится сундук?

- А вот и он.


- Судовой журнал – это документ, в котором фиксируется все, что касается судна и его экипажа во время плавания.

Записывают число «Двадцать девятое ноября» в своих судовых журналах - тетрадях.

Проговаривают предложение, а затем записывают его в тетрадь:

- В плавание отправляется команда, состоящая из смелого капитана, штурмана, ловких матросов, боцмана, внимательных радистов, кока и судового врача.





Выполняют задание «Зашифрованное письмо».
У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (трех цветов по степени трудности: желтые – сильным учащимся, голубые – средним учащимся, розовые – слабым).

Указывают части речи в любом предложении.

Проверка выполнения, повторение понятий «части речи».

Учащиеся стряхивают «морские брызги», похлопывают тело от ног до плеч.

Поправляют ленточки бескозырки – поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.

Наклоняются и смотрят в стороны, в «бинокль» рассматривают горизонт. Элементы гимнастики, напоминающие морскую азбуку, сигналы флажками.

Движения руками вправо-влево.
Кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены («крона»).

Пальцы рук согнуты, растопырены («клешни»).

Шевелят пальчиками.

Ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Учащиеся машут ими в воздухе.

Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения.

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
Друг - приятель, товарищ – враг, недруг; отважный – храбрый - трусливый; добрый – сердечный, добродушный, гуманный – злой; жадный – скупой, щедрый, грустный – расстроенный – счастливый.
Выполняют задание.

- Ключ.


- Сундук капитан спрятал под деревом у горы.


  1. Подведение итогов занятия.


- О чем мы сегодня говорили? Какие части речи мы повторяли? Какое задание вам показалось самым интересным?

- Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы капитана и сумели открыть сундук. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы очень хорошо поработали и проявили себя отважными, внимательными и знающими путешественниками.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и сам урок.

После самооценки учеников учитель дает свою оценку.



Отвечают на вопросы логопеда.

Учащиеся оценивают свою работу и урок.


Похожие:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconЯ выбираю кашу
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида
Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао-югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида для учащихся по охране труда
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconКраснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconКоу красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Омского района Омской области Открытое внеклассное мероприятие в
Коу красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Омского района Омской области
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconЧувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
«Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconВ 3 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconРасписание уроков на 2012-2013 учебный год мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
Мбс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconКонспект классного часа 3 класс Тема: «Правила поведения в школе»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга iconЭкологическая сказка
Ргоу «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №2»
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница