Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VI вида) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9 Калининского района Санкт-Петербурга.
Автор: Виноградова Наталья Сергеевна Тип занятия:
А) по структуре: занятие обобщающего типа;
Б) по назначению: комбинированное. Фонетическая тема: Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] в разных позициях.
Лексическая тема: Морское путешествие.
Грамматическая тема: Дифференциация разных частей речи. Цель: Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] по артикуляторным и акустическим признакам и слов разных частей речи. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизация и обогащение словарного запаса учащихся по темам «Морское путешествие. Море», «Антонимы, синонимы, омонимы».
Дифференциация слов разных частей речи.
Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными и глаголами в единственном и множественном числе, женского и мужского рода.
Развитие орфографической зоркости. Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляторной моторики.
Закрепление правильного произношения звуков Р и Л в разных позициях.
Развитие плавного и длительного выдоха, развитие диафрагмального и правильного речевого дыхания.
Развитие логического мышления.
Развитие зрительного внимания.
Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением. Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
- Развитие самостоятельности, самоконтроля.
- Воспитание умения слушать учителя-логопеда и действовать в соответствии с инструкцией. Используемые педагогические технологии:
- информационные;
- здоровьесберегающие (динамическая пауза, артикуляторная гимнастика, дыхательные упражнения и др.). Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-аналитический, репродуктивный, самоконтроля и контроля. Материал и оборудование:
- индивидуальные зеркала;
- презентация, выполненная в Power Paint;
- элементы декорирования;
- карточки с заданием;
- элементы формы моряков: бескозырки или пилотки, гюйсы, тельняшки, белые или синие форменки, фуражка для капитана, тужурка. Время реализации занятия: 40 минут.
Ход урока.
Деятельность учителя-логопеда
| Деятельность учащихся
| Организационный момент.
Психологический настрой учащихся (создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций), ортопедическая минутка, развитие (активизация) словарного запаса. Логопед и дети встают в круг. В руках учитель держит обруч или небольшой спасательный круг, который будет олицетворять собой «иллюминатор», через который матросы (т.е. учащиеся) поприветствуют друг друга. - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь.
- А теперь поприветствуем друг друга через иллюминатор. Что называют этим словом?

Учащиеся и учитель-логопед приветствуют друг друга.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний. Это наш корабль. Разойдитесь, пожалуйста, по своим местам.
Далее следуют:
Ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины, грузики на руку).

Релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию»):
Принимаю удобную позу.
Закрываю глаза и расслабляюсь.
Мысленно говорю себе: «Я могу говорить красиво!» (3-4 раза)
Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.
|
Учитель-логопед и дети встают в круг.
Учащиеся приветствуют гостей. Учащийся 1: Иллюминатор – это круглое или прямоугольное окно на борту корпуса корабля.
Учащийся 2: Иллюминатор – это герметически закрывающееся окно (на корабле, подводной лодке, на борту самолета).
Учащиеся и учитель-логопед приветствуют друг друга.
Занимают свои места.
 Настраиваются на урок, используя карточки «Готовлюсь к занятию».

| Введение в тему урока.
Обогащение словарного запаса учащихся.
- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы не сбиться с пути?
- Правильно! Ребята, посмотрите внимательно на карту. Мы должны проделать длинный путь через исток реки Гимнастики, морскую бухту, проток Звуков, остров Загадочный, остров Физкультминутки, залив ОСА к Таинственному острову.
Вместе с учащимися уточняют лексическое значение слов исток, бухта, проток, пролив, залив. Слова записывает на доске. - Ребята, запомните:
Исток – место, где (напр., река или ручей) берёт своё начало.
Бухта – небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши (выступами берегов, скалами и близлежащими островами) и защищенная ими от волн и ветра.

Залив – это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу и свободно сообщающаяся с океаном или морем.

Проток – рукав реки, ручей, соединяющий два водоема.
Пролив – это относительно узкое водное пространство между материками, островами или между материками и островами, соединяющее смежные океаны, моря или их части.
 - Мы отправляемся в путь.


- Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы их не смог напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку и под контролем судового врача проходить ряд лечебных мероприятий.

Самомассаж лица и аурикулотерапия. Ручки растираем (Учащиеся потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки.
А потом руками
Растираем щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
Повторение ранее изученного материала.
Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата; укрепление мышечной системы языка, губ, щёк, удержание определенной артикуляторной позы, увеличение амплитуды движений. Артикуляторная гимнастика.
«Морячки все просыпайтесь! И скорее улыбайтесь! (улыбаются) И не надо удивляться (губы в «трубочку») Поскорей же умываться (облизывают губы) Потянулись (высовывают язык как можно дальше) Подтянулись («парус») И нагнулись («мостик») И еще раз и вверх и вниз: кто быстрей – получит приз! (динамическое: «парус» + «мостик») Мы рубашку одеваем (прячут язык за верхнюю губу) Рукав правый, рукав левый (упираются кончиком языка в правую щеку, левую) И про брюки не забудь (за нижнюю губу) Пояс надо застегнуть (проводят языком от одного угла рта к другому) Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы) И кровать бы застелить (за нижние). Теперь можно пообедать (покусывают язык)… Солим мы еду немножко (покусывают кончик языка) Ну, а сахар - можно ложкой (высовывают сильнее и покусывают весь передний край языка) Мы наелись – улыбнулись (улыбаются), хорошенько облизнулись (облизывают губы)… Ждут на море нас друзья – нам опаздывать нельзя …
Вариант 2.
Упражнение «Улыбка»
Упражнение «Рупор» («Представьте, что вы капитаны. Чтобы вас услышали матросы, надо взять рупор, он усилит ваш голос. Вытяните губы широкой «трубочкой».)
Чередование «улыбка» - «трубочка»
Опускание и поднимание нижней челюсти.
Упражнение «Блинчики»
Упражнение «Мостик»
Упражнение «Парус»
Упражнение «Маляр» («Матросы на корабле каждый день драят палубу». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, кончиком языка погладить («помыть») нёбо)
Упражнение «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»)
Упражнение «Качели»
Развитие плавного и длительного выдоха, развитие диафрагмального дыхания.
Дыхательное упражнение «Морской воздух».
- А теперь давайте представим, что мы с вами стоим на берегу моря или на палубе. Слышите шум волн?
Учитель-логопед включает видеозапись «Звуки природы – шум волн, плеск моря».

- Давайте подышим прохладным морским воздухом. Как мы должны правильно дышать? Положили ручки на животики. Вдох делаем через нос, в животиках надуваем шарики, выдох медленный и плавный через рот.
- Молодцы! - Ну что, команда, как ваше настроение?
Развитие речевого дыхания, закрепление правильных артикуляторно-акустических характеристик звуков Л и Р.
- Как рокочет волна под корпусом судна: вдох и на выдохе [р-р-р-р-р].
- А как корабль носом разрезает волны: вдох и на выдохе [л-л-л-л-л].
Дифференциация звуков [р], [р’] и [л],[л’] на материале чистоговорок.
Ра-ра-ра – кораблям отплыть пора.
Вал-вал-вал – я держу штурвал.
Ли-ли-ли – в море вышли корабли.
Ря-ря-ря – покоряем мы моря.
|
- Чтобы не сбиться с правильного курса нам нужны карта, бинокль и компас.
Учащиеся внимательно слушают учителя-логопеда.
Учащиеся вместе с учителем-логопедом уточняют лексическое значение слов исток, бухта, проток, пролив, залив.
Дети слушаю внимательно учителя, а затем звук корабельного колокола – рынды.
Учащиеся потирают ладони.
Хлопают в ладоши.
Проводят по лицу ручками сверху вниз, как будто умываются. Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам. Растирают ушки. Сгибают ушки.
Тянут вниз за мочки. Растирают руками щечки.
Разминают щечки и губки. Оттягивают подбородок вниз, щипают.
Выполняют массажные движения от подбородка по шейке вниз.
Выполняют:
- упражнение «Улыбка» - упражнение «Трубочка» - упражнение «Вкусное варенье» - упражнение «Иголочка» - упражнение «Парус»
- упражнение «Мостик»
- чередование «Мостик» - «Парус» («Качели») - прячут язык за верхнюю губу
- упражнение «Орешек» - упражнение «Мартышка» - упражнение «Часики»
Покусывают язык.
Покусывают кончик языка. Высовывают язык сильнее и покусывают весь передний край языка. Улыбаются. Облизывают губы.
Учащиеся выполняют артикуляторную гимнастику.
Учащиеся внимательно слушают инструкцию логопеда.
Делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот с зрительным и тактильным контролем за правильностью выполнения. - Настроение у нас хорошее.
Учащиеся вместе с учителем-логопедом выполняют упражнение, повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звуков [л], [р] и акустические свойства этих звуков.
Четко проговаривают чистоговорки.
| IV. Освоение нового материала.
- На любом корабле ведутся судовые журналы. Как вы думаете, для чего они нужны?

- Откройте свои судовые журналы и запишите дату нашего с вами путешествия – 29 ноября. Согласование слов разных частей речи в числе и падеже, дифференциация звуков р и л на уровне предложения.
- Давайте запишем состав команды, в котором корабль отправиться в плавание. Развитие логического мышления, зрительного внимания. Развитие орфографической зоркости. Дифференциация звуков Р и Л, Р’ и Л’.
- А куда мы должны плыть, мы узнаем из зашифрованного письма.
Текст письма: Во время шторма корабль потерпел крушение. Капитан со своей командой спаслись на лодке. Капитан закопал сундук на острове. Старинный сундук с сокровищами находится около дерева у горы. Сокровище сторожит ужасный осьминог. Надо найти клад. У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (трех цветов по степени трудности: желтые – сильным учащимся, голубые – средним учащимся, розовые – слабым). Примечание: карточки – смотри приложение. - Укажите, какими частями речи являются слова в любом из этих предложений.
Развитие общей и мелкой моторики, координация речи и движения, развитие пространственной ориентировки.
 Упражнение «Морские брызги» Упражнение «Бескозырка»
Упражнение «Горизонт» «Остров по курсу»
Ветер дует, задувает (движения руками вправо-влево)
Пальмы в стороны качает (кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены («крона»))
А под пальмой краб сидит (пальцы рук согнуты, растопырены («клешни»))
И клешнями шевелит (шевелит ими)
Чайка над волной летает (ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Учащиеся машут ими в воздухе)
И за рыбками ныряют (ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения) V. Закрепление изученного материала.
Активизация и обогащение словарного запаса, актуализация знаний по теме: «Антонимы. Синонимы. Омонимы». Дифференциация звуков Р и Л, слов разных частей речи.
- Впереди залив ОСА. Это сокращенное его название. А полное: залив Омонимов, синонимов и антонимов. Что обозначают эти термины?
- Запишите синонимы и антонимы к словам.
Слова: друг, отважный, добрый, жадный, грустный. -Составьте и запишите предложения с данными словами в тетрадь, так чтобы у нас получился небольшой текст. Укажите части речи. - Найдите слова омонимы.
Там где нужен ключ обычный, Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
- Вот мы и добрались до таинственного острова. Вспомните, где находится сундук?
- А вот и он.
|
- Судовой журнал – это документ, в котором фиксируется все, что касается судна и его экипажа во время плавания.
Записывают число «Двадцать девятое ноября» в своих судовых журналах - тетрадях.
Проговаривают предложение, а затем записывают его в тетрадь:
- В плавание отправляется команда, состоящая из смелого капитана, штурмана, ловких матросов, боцмана, внимательных радистов, кока и судового врача.
Выполняют задание «Зашифрованное письмо». У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (трех цветов по степени трудности: желтые – сильным учащимся, голубые – средним учащимся, розовые – слабым).
Указывают части речи в любом предложении.
Проверка выполнения, повторение понятий «части речи».
Учащиеся стряхивают «морские брызги», похлопывают тело от ног до плеч.
Поправляют ленточки бескозырки – поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
Наклоняются и смотрят в стороны, в «бинокль» рассматривают горизонт. Элементы гимнастики, напоминающие морскую азбуку, сигналы флажками.
Движения руками вправо-влево. Кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены («крона»).
Пальцы рук согнуты, растопырены («клешни»).
Шевелят пальчиками.
Ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Учащиеся машут ими в воздухе.
Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения.
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Друг - приятель, товарищ – враг, недруг; отважный – храбрый - трусливый; добрый – сердечный, добродушный, гуманный – злой; жадный – скупой, щедрый, грустный – расстроенный – счастливый. Выполняют задание.
- Ключ.
- Сундук капитан спрятал под деревом у горы.
| Подведение итогов занятия.
- О чем мы сегодня говорили? Какие части речи мы повторяли? Какое задание вам показалось самым интересным?
- Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы капитана и сумели открыть сундук. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы очень хорошо поработали и проявили себя отважными, внимательными и знающими путешественниками.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и сам урок.
После самооценки учеников учитель дает свою оценку.
|
Отвечают на вопросы логопеда.
Учащиеся оценивают свою работу и урок.
| |