



     
Государственное казённое специальное (коррекционное)образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
«Логопедическая минутка»
для учащихся 1 – 4 классов
Исполнитель:
Учитель-логопед:
Найдёнова Ю.В.
2011 г.
Пояснительная записка.
В специальной (коррекционной) школе-интернат VIII вида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи; развитие связной речи, обучение грамоте.
Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – классного руководителя, воспитателя, родителей.
В связи с вышесказанным, была подготовлена методическая разработка для учителей, воспитателей и родителей, которая даёт возможность учащимся закрепить полученные знания на занятиях, а также помогает воспитателю организовать внеурочную деятельность с помощью различных речевых игр.
Логопедическая минутка предназначена для учащихся 1 – 4 классов, составляется с учётом лексической темой и имеет следующие разделы.
Развитие общей моторики;
Развитие мелкой моторики;
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие фонематического восприятия и автоматизация поставленных звуков;
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;
Формирование навыка чтения;
«Логопедическая минутка № 1»
для учащихся 1 – 4 классов. Лексическая тема: «ОВОЩИ»
Дата: 19.09.11 г. – 23.09. 11 г.
1.Развитие мелкой моторики.
А)Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).
Тук-тук-тук,тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко-
Поцарапаем немножко-
Не ребята мы, а кошки.
(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
А лягушки проскакали -
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)
Солнышко пригревало -
Червячки уползали.
Солнышко убежало -
Червячки выползали.
(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потом медленно разжимаются.)
Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)
С утра пальчики старались -
в своем доме убирались.
(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)
По веселой по дорожке
Быстро пробегут две ножки.
(Пальцы по парам "бегут" по столу.)
Б).Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы морковку трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) /
2. Развитие артикуляционной моторики. Сказка о «Весёлом язычке». -Жил-был язычок, проснулся он рано утром, открыл окошко (открыть рот и удерживать под счёт до 5). Посмотрел налево, направо (тянемся к левому, правому ушку), вверх, есть ли солнышко, вниз, нет ли луж (тянемся к подбородочку, носику). Холодно стало (произносим Д-Д-Д). Побежал в ванну. Прибежал. Открыл дверь (произносим : И-И-И-И). Включил свет (ЧИК). Включил водичку (чик-чик-чик); Полилась горячая водичка (ш-ш-ш).«Ой», - испугался язычок. (Покажи как он испугался.) Надо открыть, какую воду? – правильно, холодную (с-с-с-с-с). Водичка соединилась и стала тёплой. Язычок умылся и решил почистить зубки (рот в улыбке, чистим зубки внутри, снаружи)….
Продолжение следует.
3. Развитие общей моторики.
ФИЗМИНУТКА «Капуста», «Репка».
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили, (имитация движения)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим.
И будем мы от репки здоровыми и крепкими.
(показываем силу)
| 4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.
А). Ец-ец-ец - созрел зеленый …… огурец.
Ор-ор-ор - вырос крупный… ….помидор.
Ук-ук-ук - очень горький…… лук.
Овь-Овь-овь – съел я сладкую … морковь
Ан-ан-ан – а у нас бакла….жан
Б.) Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение. (Можно использовать игру «договори словечко).
Огород.
В огороде много…… (гряд),
Тут и репа, и………. (салат).
Тут и свекла и……. (горох),
А картофель разве….. (плох?)
Наш зеленый огород
нас накормит…….. (круглый год).
5. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи
А). Дидактическая игра “Что лишнее?”
Морковь, лисичка, огурец, капуста
Картошка, баклажан, банан
Помидор, кабачок, редиска, яблоко.
Морковь, огурец, капуста, картошка, кабачок – это…….. (овощи)
Б). Дидактическая игра “Повар и овощи».- Сделаем из овощей салат
- Какой получился салат? (Получится овощной салат)
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок - томатный сок. В). Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай»
1 помидор, 2 помидора, 3…, 4…., 5 помидоров
1 огурец, 2…., 3….,4…., 5….
1 репа, 2….., 3….4…., 5….
1 кабачок, 2…., 3…., 4…., 5…. и т.д
6.Формирование навыка чтения
(правильность, беглость, выразительность)
А) . Узнай названия овощей. (Вставь пропущенные буквы и прочитай)
…ТОШКА, КА…ТА, О..РЕЦ, ПО...ДОР, …КОВЬ, КАБА…, РЕ…КА, ТЫК..
Б). Найди и прочитай слово.
ааааПааааааОаааааЛааааааЕаааааЗааааНааааНааааааЫааааааЕоооооОоооооВооооооОоооооЩоооооооИВ). Составление предложений из слов, данных в Н. ф. Помидор лежать, куст, под. Картошка, расти, огород, в.Составление сложноподчиненных предложений. Упражнение «Закончи предложение»Мама почистила картошку, чтобы…Мама помыла овощи, чтобы…Мама купила свеклу, чтобы…
| «Логопедическая минутка № 2»
для учащихся 1 – 4 классов.
Лексическая тема: «ФРУКТЫ, ЯГОДЫ»
Дата: 03.10 – 07.10
1.Развитие мелкой моторики.
А)Соединяют пальцы подушечками, начиная с мизинца, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз – большие
Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
Б). Три румяные соседки,
(Показать 3 пальчика, руки на бочок)
Три черешенки на ветке:
(Показать 3 пальчика, сделать колечко из 2-х пальчиков, показать «ветку»)
- Ах! А вдруг, – твердит одна,
(Взмах руками вверх, погрозить пальчиком)
- Птица украдёт меня
(Взмах «крыльями», прижать ладошки к груди)
А вторая: – Ой! Боюсь, что от ветки оторвусь.
(Показать2 пальца. прижать ладошки к щекам, резко присесть)
И лишь меньшая мне, вижу
(Показать маленькое расстояние между большим и указательным пальцем, затем показать на себя и сделать «бинокль» руками)
Глазки строит: – Подойди же!
(Повернуть голову в сторону и посмотреть хитро «как лисичка»)
2. Развитие артикуляционной моторики. Сказка о «Весёлом язычке
Побежал язычок завтракать на кухню, а на кухне мама лепёшку печёт. Говорит мама: «Помогай мне тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Приготовили лепёшку, положили остывать на подоконник (упр. «Блинчик» широкий язык лежит на нижней губе). Подуем на лепёшку! Надо намазать лепёшку вареньем. А варенье у нас из яблока. Это, какое варенье? (яблочное). Упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.) Отправился язычок погулять (язычок «прыгает» за верхними зубами), вышел во двор на улице ветерок У-У-У-У. Пришёл он на детскую площадку, а там качели, решил он покачаться (упр. «Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. )……
Продолжение следует.
3. Развитие общей моторики.
А.
Садовник
Мы вчера в саду гуляли,
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
— Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
| Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.
Движение правой рукой вверх-вниз.
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.
Ведут диалог.
На каждое название фруктов загибают по одному пальцу
на обеих руках, начиная с больших
| Б. (Дети маршируют, образуют круг)
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Отожмём лимонный сок, («отжимают»)
Слив положим и песок. («кладут)
Варим, варим мы компот. (приседают)
Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)
(Н.В. Нищева)
| 4. Развитие фонематического восприятия, чёткого звукопроизношения. Слоговая структура слова.
Игра «Доскажи словечко»
Выучить
Мы делили апель….!(апельсин)
Много нас
А он о…..
Эта долька для ко..(котят)
Эта долька для у.. (утят)
Эта долька для у..(ужа)
Эта долька для чи..(чижа)
Эта долька для боб..(бобра)
А для волка кожу….! (кожура)
Разозлился волк -- беда,
Разбегайтесь кто куда!
| |