Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков




НазваниеОвсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков
страница1/8
Дата конвертации29.04.2013
Размер1.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Белоусова З.И.

Овсянникова В.В.
Социально-психологические проблемы

девиантного поведения

детей и подростков


г.Запорожье 9^^

1998 ^
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовили:
Белоусова Зинаида Игнатьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Запорожского государственного университета,

читает лекции по общей и возрастной психологии,

психологии личности, конфликтологии,

криминальной психологии, психологии общения
Овсянникова Виктория Витальевна,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Запорожского государственного университета,

читает лекции по общей, возрастной,

педагогической и социальной психологии,

проводит практические и семинарские занятия
Научный редактор:

Мищик Людмила Ивановна,
декан факультета Социальной Психологии и Педагогики

профессор, доктор педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики и психологии

Запорожского государственного университета,

читает лекции по педагогике и социальной педагогике, спецкурсу

"Психолого-педагогаческие проблемы развития личности"
Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного

поведения детей и подростков" утверждено учебно-методическим советом

Запорожского государственного университета IV уровня аккредитации.
Изменения социальных ценностей, происходящие в период реформи-

рования политической и социально-экономической жизни страны, отражают-

ся на всем населении Украины. Однако, по мнению социологов, социальных

психологов, социальных работников и медиков наиболее незащищенными

являются пожилые люди, дети, подростки и "трудовые семьи".
Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную сте-

пень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоя-

щее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и

подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат

к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям. Недостатки се-

мейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфлик-

ты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подрост-

ка.
Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социаль-

ной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общест-

ва, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в

распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве

детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений,

пьянстве и наркомании.
Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее

важной причиной переосмысления и реформирования политики в области

детства и необходимости срочных социальных мероприятий по отношению к

детям.
Проблемы могут быть различного свойства, они могут проявляться в

семье, школе, колебаться от незначительных до видимых девиаций, обычно

связываемых с детской беспризорностью и плохим обращением, так же как и

с детьми группы риска.
В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как

"проблемы детей, создающих проблемы для общества", в действительности

эти дети имеют проблемы с обществом.
Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности,

например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несо-

вершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние ста-

новятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается аг-

рессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло

число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Как

свидетельствует криминальная хроника, наблюдается устойчивая тенденция

к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подро-

стков более младшего возраста.
Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, состоящих

на учете в милиции, в отношении которых в возбуждении уголовного дела

отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности.
Как свидетельствуют социологические исследования все чаще анали-

зируются специалистами факты насилия и жестокости по отношению к детям

и подросткам. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической сла-

бостью. психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчи-

ненным положением по отношению взрослым - родителям, опекунам, вос-

питателям, учителям, родственникам.
Опыт работы психологической службы показывает, что постоянная

обстановка насилия в микросоциуме сверстников, способствует процессу

виктимизадии определенных сграт подростков, характеризующихся низкой

самооценкой, низким уровнем адаптации, отсутствием самоконтроля, кон-

фликтностью, эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью фруст-

рационной напряженности.
Как считают специалисты, особую категорию девиантного поведения,

независимо от возрастных характеристик, составляют представители разных

направлений, которые указывают на различные причины этого феномена. Ч.

Ломброзо с позиций антропологии полагал, что у самоубийц якобы имеются

характерные особенности строения черепа, оказывающие воздействие на его

мозг и поведение. Э. Дюрктейм развивал социологическую теорию суици-

дального поведения, связывая его с процессом дезинтеграции социальных

институтов.
По мнению представителей психологического направления, причины

суицида - в настроениях и переживаниях субъекта, а не во внешних обстоя-

тельствах. Они утверждают, что ослабление жизненного тонуса, исчезнове-

ние жизненного инстинкта - единственная и истинная причина само-

убийств. Определенное распространение получили взгляды, отождествляю-

щие суициды с психической болезнью. Необоснованность отнесения суици-

дов .тишь к сфере психиатрии была доказана последующими исследования-

ми.
Ведущий специалист суицидологии А. Г. Амбрумова выдвинула кон-

цепцию суицида как социально психологической дезадаптации личности в

условиях микросоциального конфликта. Человек приспосабливается к среде

путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями. В

отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социаль-

но-психологическая имеет активный характер. На уровне личности акцент

переносится на социальные взаимодействия, опосредствованные психической

деятельностью и ее высшей формой - сознанием.
Процесс социально-психической адаптации протекает по всем четырем

направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразова-

тельному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти

направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в ко-

торой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и

энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и

интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей

не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адапта-

ции в экстремальных условиях, ноне все личности одинаково перестраивают

свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пла-

стичности и резервов сохраняют прежний общий "нормальный" уровень

адаптации, другие снижают этот уровень, но без его существенной деформа-

ции. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный ха-

рактер и является "лимитирующей" ( непатологической).
Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адап-

тации и меньшую ее пластичность в силу различных причин (психических)

или соматических, заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоцио-

нальности, серии жизненных неурядиц и т.п., в экстремальных (конфликт-

ных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической деза-

даптации, которая характеризуется качественной "трансформирующей" лом-

кой процесса адаптации.
Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в

поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов,

отклонений, девиаций.
По мнению специалистов (А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюри-

на, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова и др.) Анализ причин девиация детей и

подростков позволяет на первое место поставить грубость родителей, часто

занимающих низкий статус в социальном отношении. Им свойственны ран-

няя алкоголизация, ранние сексуальные опыты, проституция, психическая

нестабильность, тюрьма и т.п. Таким образом, сами родители являются как

бы переносчиками ненависти на своих детей из собственного неблагополуч-

ного детства.
Кроме того, дополнительным фактором, способствующим девиации

детей и провоцирующим ее являются условия жизни, событийная сторона. На

фоне общего экономического кризиса, нестабильности социальных отноше-

ний в обществе все чаще рождаются и проявляются различного рода агрес-

сивные идеи и намерения, поведенческие акты, вплоть до криминальных

действий и поступков. Девиация родителей и детей проявляется в замедлен-

ном развитии всего организма, нарушается адекватное поведение, появ-
.1яются неясные беспричинные волнения, апатия, гиперактивность и гипер-

привя^анность родителей к детям и наоборот, а также агрессивность, безы-

нициативность и т.д. Дети плохо учатся, слабо адаптируются к новой среде,

они несамостоятельны, робки, их постоянно мучают тревоги.
Став родителями, они не в состоянии одарить своего ребенка любовью

и вниманием, ибо их они никогда не видели в своем несчастном детстве.

Они не способны понимать и улавливать мотивы, желания и потребности

своего ребенка. Они нетерпимы, несговорчивы и любят очень холодно. Такие

родители будут подсознательно воспроизводить все отказы и агрессии собст-

венных родителей, которые они сами перенесли в детстве. И таким образом

может воспроизводиться весь цикл девиаций в течение нескольких поколе-

ний.
Самым печальным и страшным явлением считается детская смерт-

ность. По данным Всемирной организации здравоохранения число смертей

(без новорожденных) составляет Юна 100 человек: десять из ста умирают, а

примерно 60 (из 90) не получают должного воспитания, любви и заботы. В

чем же причина? Причина, считают специалисты, молчание тех, над кем

надругались. Психологи считают, что дети начинают говорить, но говорят

они, по-началу, закодировано: жесты, демонстрации, указания, рисунки, ми-

мика, слезы... Часто дети выдают наиболее ценную информацию в игре

(свои желания, страхи, волнения, переживания и мечты, а также намерения

родителей, понятые через призму детского сознания).
Именно сам факт кодирования, "прятания" информации показывает ее

важность, раскрывает детскую озабоченность и страдания.

Вторая половина XX века берет на себя разрешение многих проблем, в том

числе и проблем)- девиантного поведения, которая касается многих

''искалеченных" судеб подрастающего поколения.
ГЛАВА 1

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной,

изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и меди-

цинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в

терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение по-

ведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение",

"девиантное" и "делинквентное поведение".
Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины,

условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разрабо-

танными. По мнению исследователей, это, прежде всего связано с отсутстви-

ем четких диагностических критериев. В американской классификации, на-

пример, ангасоциальные расстройства и отклонения личности состоят не из

указанных индивидуальных черт характера личности, а представляют собой

перечень (реестр) правонарушений и асоциальных поступков.
В принятой отечественной классификации выделяют антидисципли-

нарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреж-

дениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в со-

циуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное

против себя).
В клинической и педагогической практике часто встречаются патоха-

рактерологические реакции, которые проявляются, в основном, как стуа-

тивно обусловленные нарушения поведения (побеги из дома, бродяжничест-

во, алкоголизация, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные де-

виации, токсикомания).
Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по

мере развития человеческого общества Имеющиеся публикации отражают

попытки решения проблемы на социологическом, социально-

психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и меди-

цинском уровне.
§ 1. Рассмотрение проблемы в зарубежных исследованиях
Термин "девиация" происходит от латинского слова йеуййо, что бук-

вально значит "от дороги" (Й1 - от, уи1ю - дорога) и переводится как

"отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе -

в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его

варьируется у разных авторов.
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с на-

оушением неких норм. которые выступают регуляторами общения между

людьми.
Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Ха-

рактер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этни-

ческого, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.
Приведем простейший пример. Хороший ученик дал отстающему' свою

тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Ддя учителя этот поступок - на-

рушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отка-

зать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют

репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учени-

ков), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем за-

мечание учителя.
Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы

обеими сторонами совсем по-тугому: учитель там был бы скорее удивлен

такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был

бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что та-

кая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американ-

ской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников

является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задол-

женности,
Таким образом, "норма" - это условная и переменная величина, ре-

альность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии раз-

личных культур.
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою куль-

туру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой фор-

мы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и

то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
Приведем пример. Одна американка в Японии посмотрела какой-то

самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как,

должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее

мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже под-

готовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была по-

ражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков icon«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Подготовила: педагог психолог
Работа с педагогическим коллективом по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков icon  наркомания как форма проявления  девиантного поведения детей  
Наркомания  как  форма  проявления  девиантного  поведения  детей  и  подростков.  Методические  рекомендации.  Баку: 
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconПрофилактика девиантного поведения подростков
Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших на­правлений движения
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconДосуговые объединения как ресурс профилактики   девиантного поведения подростков группы риска  
В  статье  описан  опыт  вовлечения  подростков  группы  риска  в  культурно­досуговую  деятель­
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconЗадачи убедить подростков в важности нравственно-гигиениче­ского поведения; способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стерео­типов поведения
Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconМетоды семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков
Некоторые проблемы воспитания детей и взаимоотношений в семье. Педагогические методы и приемы воспитательного воздействия на детей:...
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconМоу «сош№4» Педагог-психолог: Ныркова Л. Б.
Цель : дать понятие актуальности проблемы «детского суицидального поведения» в современном мире, раскрыть психологический смысл подросткового...
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconПравовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования
С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч...
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconТема: «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей подростков»
Цель: Просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления и распространения алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических...
Овсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков iconСоставитель Е. В. Овсянникова
Минобрнауки РФ от 07. 07. 05. г. №03-1263). Также использованы программы по географии (Программы для общеобразовательных учреждений:...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница