Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые 




Скачать 60.12 Kb.
PDF просмотр
НазваниеНичто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые 
Дата конвертации18.04.2013
Размер60.12 Kb.
ТипДокументы

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ? 
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые 
опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького 
обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает 
и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих. 
Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с 
ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет 
подходящим? 
Для меня же (как и для большинства психологов) детская ложь — это свидетельство не 
моральных, а скорее психологических проблем ребенка.  
ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ 
Учительница спрашивает у третьеклассницы Кати, написала ли она сочинение, заданное 
на дом. Катя отвечает, что написала, но забыла дома. На предложение учительницы 
принести сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она отвечает, 
что у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов выясняется, что сочинение Катя 
не написала. 
Похожие ситуации повторяются часто. Причем говорит неправду Катя не только в школе, 
но и дома. 
Катя поступила в нашу школу во втором классе. Она приехала из другого города, там 
училась по более легкой программе. За прошедший год ей пришлось не только привыкать 
к новому стилю жизни, к новому дому, городу, к новым людям, но и наверстывать 
упущенное по школьной программе. 
Ее родители очень боялись, что девочка не сможет 
соответствовать уровню школы, тем более что 
старшая дочь не смогла учиться в седьмом классе — 
ее пришлось перевести в другую школу. Катя много 
занималась дополнительно, по выходным ходила с 
семьей в музеи и театры (чтобы «повысить 
культурный уровень»). У нее нет друзей — ей 
просто некогда общаться со сверстниками. 
Все учителя спрашивали у классного руководителя: 
а умеет ли эта девочка улыбаться? Ее лицо было 
всегда напряженно, губы сжаты, и она 
действительно никогда не улыбалась. Учительница и ребята относились к ней 
доброжелательно, не обижали, старались помочь, но теплых отношений ни с кем в классе 
ей установить не удалось. 
А потом начались срывы. В доме отдыха, куда Катя поехала на каникулах с классом, она 
постоянно ссорилась с одноклассницами. Например, рассердившись на одноклассницу, 
Катя бросила ее очки в бассейн, сказав учительнице, что это произошло случайно. Если 
дома Кате что-то не разрешали, она начинала кричать и топать ногами. В школе она 
постоянно привирала, чтобы избежать выговоров и двоек. 
Описанный случай я назвала типичным, потому что большинство детей, попавших в 
неблагоприятную для них ситуацию, стараются исправить положение с помощью лжи. 
ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ 
К сожалению, родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть 
наказание, чтобы ребенку «неповадно было»? И очень немногие задумываются над 

причинами такого поведения. 
А ведь только понимание причин неискренности ребенка поможет преодолеть возникшее 
отклонение в его поведении. В большинстве случаев, чтобы изменилось поведение 
ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится. 
Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он 
испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не 
оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет 
трудности в учебе или нарушения поведения. 
Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей 
враждебности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, 
он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется 
понести наказание. 
Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою 
независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по 
их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются 
друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. 
Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана, что стремится поделиться 
своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи. Тем не 
менее успешность лжи укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая из возможностей 
восторжествовать над обидчиками. 
Таким образом, можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего 
ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы: 
— избежать неприятных для себя последствий; 
— добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание 
и интерес окружающих); 
— получить власть над окружающими (иногда отомстить им); 
— защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную 
жизнь). 
Надо отметить, что перечисленные причины, ведущие к утаиванию и искажению правды, 
в равной мере относятся и к поведению взрослых. 
ХВАСТУНЫ И ФАНТАЗЕРЫ 
Слегка приврав, немного исказив факты, мы избегаем неприятных объяснений, выходим 
из затруднительного положения и вообще облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят 
и «мотают на ус». 
Умение подать информацию в выгодном для себя свете, в общем-то, полезно (например, в 
будущем оно может пригодиться при поступлении на работу), но постоянное 
приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует 
развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики. 
Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьезной 
неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать свои 
неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то 
хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. 
Например, ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как 
хорошо он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но только 
с кем-то из его одноклассников. Не находя в реальном мире того, что может повысить его 
значимость в глазах окружающих, ребенок придумывает нечто, способное произвести 
выгодное впечатление. 
Мама третьеклассника, недавно переведенного в нашу школу, рассказала, что ее сын 
просит разрешения принести в класс фотографии из папиных заграничных командировок, 
чтобы показать их ребятам. Мама недоумевала, почему ребят могут интересовать эти 

фотографии. 
Наблюдая за этим классом, я обнаружила, что с некоторых пор значимыми для ребят 
стали не личные качества и достижения сверстников, а, как они сами говорили, их 
«крутость». Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, 
регулярное посещение «Макдоналдса», празднование дня рождения в престижном клубе, 
обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. 
Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось завоевать 
популярность у одноклассников. 
Успешный в учебе и общительный новенький очень хотел быть принятым в новый 
коллектив, но не мог похвастаться ничем из перечисленного, поэтому он и принес в школу 
папины фотографии, сказав, будто он сам побывал в Оксфорде. 
Отверженный сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к 
себе их внимание. Своим поведением он напоминает героя гоголевской «Коляски», и 
разоблачение для него так же ужасно. 
Ведь в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает 
«выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается 
окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для 
окружающих. Если же фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам 
начинает верить в свои выдумки и «переселяется» в придуманный мир, где он удачлив и 
всеми любим. И ребенок окончательно замыкается в себе. 
БЕСКОРЫСТНО И БЕЗОПАСНО 
Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того, 
чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить 
собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и 
чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому 
что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь 
очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу. 
Лина все время рассказывает о себе и своей семье необычные истории. На уроке зашел 
разговор о террористах, Лина сказала, что ее семье пришлось бежать из Израиля, потому 
что их преследовали и хотели убить. На другом уроке учитель спрашивал ребят о 
домашних животных, и Лина рассказала, что у них на балконе живет пингвин. 
Наши учителя привыкли к необычным жизненным условиям своих учеников: многие 
живут попеременно то в одной, то в другой стране, у некоторых дома обитают питоны и 
прочие экзотические животные. Но родители Лины не подтверждали ее рассказов и очень 
пугались всплеска ее фантазии. 
Лина начала придумывать разные небылицы, как только научилась говорить. Она очень 
активная девочка, любит рисовать, делает свои рисунки красочными, с большим 
количеством деталей, самозабвенно играет с другими детьми, придумывая неожиданные 
повороты сюжета. 
В то же время ей нравится эпатировать окружающих своими выдуманными, но похожими 
на реальность рассказами. Она любит быть в центре внимания, очень рвется отвечать 
перед всем классом. Поговорив с родителями и учителями, мы решили никак не 
реагировать на Линины истории, максимально поощрять ее успехи в учебе и привлекать к 
общественной жизни класса (подготовке и участию в различных мероприятиях). 
Не получая ожидаемого восхищения своими рассказами, Лина охотно переключилась на 
другую деятельность. Научившись писать, Лина с удовольствием стала писать 
фантастические повести и рассказы, после чего ее фантазирование в реальной жизни 
окончательно сошло на нет. 
 

СИГНАЛ ТРЕВОГИ 
Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь 
устроится. Они не придают значения происшедшему, делая вид, что ничего из ряда вон 
выходящего не случилось. 
Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское 
бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь — это 
сигнал тревоги. Последствия родительского равнодушия могут быть очень серьезными, 
вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера. 
Психолог Л.Б. Филонов в своей работе «Детерминация возникновения и развития 
отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением» выделил факторы, 
повлиявшие на появление и развитие лживости. 
Анализируя жизненный путь людей, осужденных за преступления, связанные с 
мошенничеством, аферами, обманом и другими формами лжи, он пришел к выводу, что на 
раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о намеренном введении 
в заблуждение. Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно 
стерты, фантазии и вымысел переплетаются. 
До трех лет не существует различия между детьми, «у которых впоследствии развивается 
или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4–5 лет. Сознательное 
использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за 
проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда 
являются тем желаемым поведением, которое «проповедуется взрослыми». 
Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые 
механизмы управления высказыванием — умение не проговариваться, способность 
хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко 
лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. 
Свою ложь он начинает считать «военной хитростью», а по сути — ложь из средства 
сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ. 
Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У 
ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникает 
стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания 
своего поведения такой ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все 
те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К 
ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это 
закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что 
осуждает лгущих. 
Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без 
особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных 
случаях. 
Филонов делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не 
дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, 
отрицательное свойство может стать основой для противоправного поведения». 
Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает 
считать себя способным к хитрости, лжи и т.д. Постоянное неодобрение со стороны 
окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к той среде, где 
отрицательные качества, наоборот, одобряются и где он чувствует себя сравнительно 
благополучно. 
Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать 
из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей 
личности, результатом чего становится асоциальное поведение. 
 

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОБМАН 
Чтобы ребенок не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, 
попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его 
поведение только наказаниями. 
Самое эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение доверительных 
отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. 
Вернемся к ситуации с Катей. 
Для ее родителей стало откровением, что их дочь просто не выдерживает напряжения, она 
постоянно боится не оправдать их ожиданий, быть хуже других. У нее очень высокий 
уровень притязаний и низкая самооценка. Девочка недовольна своей внешностью, мечтает 
заниматься плаванием. Уровень интеллекта и способностей соответствует средней норме 
нашей школы, то есть Катя вполне может учиться на твердую четверку. 
После беседы с психологом и классным руководителем родители постарались уменьшить 
свои требования к дочке, стали спокойнее относиться к тому, что у нее может что-то не 
получаться. Убедившись, что Катя уже может самостоятельно освоить школьную 
программу, родители отменили почти все дополнительные занятия с преподавателями, дав 
дочке возможность побольше отдыхать и общаться со сверстниками. Они разрешили Кате 
приглашать к себе в гости одноклассников, записали ее в бассейн и на ритмическую 
гимнастику. А в выходные старались как можно больше бывать с детьми на свежем 
воздухе, посещая парки и музеи под открытым небом. 
Через полгода все учителя знали, что Катя умеет улыбаться, а она почти перестала 
изворачиваться и врать. 
Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка, — это 
разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только 
в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор 
полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас 
есть все доказательства его лжи. 
Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты). 
Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений 
типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя 
так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? 
Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д. 
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку 
следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, 
так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь 
объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». 
Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о 
взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем 
доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся 
сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. 
Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, 
если ты найдешь в себе смелость сказать правду». Естественно, данное ребенку обещание 
необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок. 
Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка 
вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте 
к спокойному обсуждению случившегося. 
В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить 
на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы 
рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и 
будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить 
похвалу с помощью лжи. 

Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам 
враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных 
отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. 
Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к 
откровенности. 
Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни 
казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения. 
ИЗ ЖИЗНИ И ИЗ КНИГ 
Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое 
действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны даже в мелочах. 
Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в школе такого 
педагогического приема, как публичное обсуждение поведения ребенка сверстниками, 
считая, что при этом морально травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и 
коллектив. 
Однако вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, 
разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых 
прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возможные пути 
выхода из ситуации. 
Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без 
помощи лжи. 
Не стоит злоупотреблять напоминанием об известной притче про мальчика-пастуха, 
дважды поднявшего ложную тревогу. В своей практике я столкнулась с очень агрессивной 
реакцией мальчика на постоянное цитирование взрослыми этой притчи. Для примера, к 
каким последствиям может привести обманутое доверие окружающих, лучше 
использовать менее морализаторские произведения, например рассказы и повести В. 
Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др. 
Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, 
что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он 
будет откровенен с вами. 
В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто проявляет 
искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, когда у него есть возможность 
обратиться за помощью к родным и учителям, а не к сомнительной компании во дворе или 
первому встречному. 
ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ? 
Практически во всех работах, посвященных проблеме лжи, она определяется как 
противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от 
нормального — нравственного — поведения, как свидетельство недостаточно высокого 
уровня морального развития человека. 
Большинство философов и психологов в определениях лжи указывают на ее 
преднамеренность. Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отрицательная 
черта характера. Однако, собирая материал для дипломной работы, посвященной 
проблеме лжи, я столкнулась с очень интересной точкой зрения. 
В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи 
рассматривается как привилегия разумности. Считается, что вся цивилизация построена 
на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом 
появилась техника — средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не 
мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными). 
Использование лжи для получения выгоды культивируется в литературе. Сколько героев 

сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана (называемого, правда, 
хитростью)! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем. 
В общении мы часто стараемся скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и 
называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря этому 
мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не 
совпадают с нашими, но и практически несовместимы. 
К мелкому, «невинному» обману также относится множество данных и невыполненных 
обещаний, клятв (и в обыденной, и в политической жизни), слухов и сплетен. Особо остро 
стоит проблема использования лжи во спасение. Многие считают, что в определенных 
ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть ее. 
Таким образом, ложь становится не только привычной, но и необходимой составляющей 
человеческой жизни. Рано или поздно ребенок начнет использовать ложь, самое главное 
— чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим 
миром. 
В наших силах не допустить этого.  
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 
Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете 
его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка 
защищаться любыми способами? 
Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, 
значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете 
самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу. 
Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков 
окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали 
ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. 
Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем 
спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. 
Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это 
научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с 
помощью юмора. 
Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые 
имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в 
собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной 
жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать. 
Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется 
меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их 
проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. 
Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда 
может рассчитывать на ваше внимание и помощь. 
Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне 
семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее 
понять, так как он привык доверять взрослым. 
Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо 
подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и 
безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, 
научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой 
мошенников. 
Марина КРАВЦОВА 


Похожие:

Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconДетская ложь. Мотивы и причины. Экспериментальные исследования
Одним из видов отклоняющегося поведения является детская ложь. Изучением проблемы лжи в основном занимались американские психологи:...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconВсе мы, взрослые, считаем себя любящими родителями. И это действительно так. Мы искренне полагаем, что этого осознания достаточно для воспитания ребенка. Нам
И это действительно так. Мы искренне полагаем, что этого осознания достаточно для воспитания ребенка. Нам остается лишь рассказать...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconВ современных изменившихся во многом условиях жизни и деятельности людей в обществе, изменилось и отношение родителей к проблемам школы, к ее статусу, к
Перед педагогами класса стоит первоочередная задача сплотить вокруг себя команду единомышленников родителей, заинтересовать их в...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconКонкурс "Рыцарские манеры"
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М. Сервантес), 
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconПраздник Рыцарский турнир
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес)
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconКак преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
Застенчивые дети – послушные дети, так считают многие взрослые и, сами того не осознавая, воспитывают в детях не столько скромность...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconТема: Детская агрессивность
К сожалению,  эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы,...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  icon«Что значит быть вежливым человеком»
«Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconЛожь в понимании учащихся Нововаршавской гимназии и отношение к ней
«2» в журнал, запись в дневнике родителям и выяснение реальной причины. Но ведь объяснение записи в дневнике, ждет их и дома, а это...
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые  iconНазвание мероприятия; поговорки, высказывания известных людей
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (С. Сервантес)
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница