Скачать 4.23 Mb.
|
Глава .0Оглавление Предисловие 5 0.1. Кому нужна эта книга? 5 0.2. Почему Паскаль? 5 0.3. Какой из Паскалей? 6 0.4. Краткое содержание с рекомендациями 6 Часть I. Необходимые сведения о компьютере и программе 8 Глава .0 Первое представление о компьютере и программе 9 0.1. Что умеет делать компьютер 9 0.2. Что такое компьютер. Первое представление о программе. 9 0.3. Как человек общается с компьютером 11 Глава .1 Программа и программирование 12 1.1. Список команд. Командный и программный режимы 12 1.2. Что важно знать о программе 13 1.3. Понятие о процедуре. Может ли робот поумнеть? 13 1.4. Программа для компьютера на машинном языке 14 1.5. Языки программирования 15 1.6. Пример настоящей программы для компьютера на языке Лого 16 1.7. Последовательность работы программиста на компьютере 17 1.8. Основные приемы программирования 18 Глава .2 Устройство и работа компьютера 21 2.1. Как устроен и работает компьютер 21 2.2. Устройство и размеры оперативной памяти 23 2.3. Взаимодействие программ в памяти 23 2.4. Внешние устройства компьютера 24 2.5. Кодирование информации в компьютере 27 Часть II. Программирование на Паскале – первый уровень 29 Глава .0 Простые (линейные) программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины 30 0.1. Процедура вывода Write 30 0.2. Первая программа на Паскале 31 0.3. Выполняем первую программу на компьютере 32 0.4. Процедура вывода WriteLn. Курсор 33 0.5. Переменные величины. Оператор присваивания 34 0.6. Описания переменных (VAR) 35 0.7. Что делает оператор присваивания с памятью 36 0.8. Имена переменных 37 0.9. Математика. Запись арифметических выражений 38 0.10. Вещественные числа в Паскале 39 0.11. Порядок составления простой программы 40 0.12. Операторы ввода данных ReadLn и Read. 42 0.13. Интерфейс пользователя 43 0.14. Строковые переменные 44 0.15. Диалог с компьютером 45 0.16. Константы 45 Глава .1 Разветвляющиеся программы 46 1.1. Условный оператор IF или как компьютер делает выбор 46 1.2. Правила записи оператора IF 48 1.3. Составной оператор 49 1.4. Ступенчатая запись программы 50 1.5. Вложенные операторы if. Сложное условие в операторе if. Логические операции 50 1.6. Символьный тип данных Char 53 1.7. Оператор варианта case 53 Глава .2 Циклические программы 56 2.1. Оператор перехода GOTO. Цикл. Метки 56 2.2. Выход из цикла с помощью if 58 2.3. Оператор цикла repeat 59 2.4. Оператор цикла while 60 2.5. Отличия операторов repeat и while 61 2.6. Оператор цикла for 61 Глава .3 Типичные маленькие программы 64 3.1. Вычислительная циклическая программа 64 3.2. Роль ошибок 65 3.3. Счетчики 65 3.4. Сумматоры 67 3.5. Вложение циклов в разветвления и наоборот 68 3.6. Вложенные циклы 68 3.7. Поиск максимального из чисел 69 Глава .4 Процедуры 71 4.1. Компьютер звучит 71 4.2. Простейшие процедуры 72 4.3. Процедуры и операторы 75 4.4. Стандартные процедуры Halt и Exit 75 Глава .5 Графика 77 5.1. Стандартные модули 77 5.2. Стандартный модуль Graph, текстовый и графический режимы 77 5.3. Рисуем простейшие фигуры 78 5.4. Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки 81 5.5. Используем в рисовании переменные величины 83 5.6. Использование случайных величин при рисовании 84 5.7. Движение картинок по экрану 85 Глава .6 Создаем первую большую программу 87 6.1. Постановка задачи 87 6.2. Программирование по методу “сверху-вниз” 87 6.3. Сначала – работа над структурой программы 89 6.4. Зачем переменные вместо чисел 91 6.5. Записываем программу целиком 92 6.6. Порядок описания переменных, процедур и других конструкций Паскаля 95 6.7. Управление компьютером с клавиатуры. Функции ReadKey и KeyPressed 96 6.8. Буфер клавиатуры 97 6.9. Гетерархия. Задание на игру “Торпедная атака” 100 Часть III. Программирование на Паскале – второй уровень 103 Глава .0 Алфавит и ключевые слова Паскаля 104 0.1. Алфавит 104 0.2. Ключевые слова 104 0.3. Использование пробела 105 Глава .1 Работа с разными типами данных Паскаля 106 1.1. Список типов 106 1.2. Числовые типы 107 1.3. Массивы 108 1.4. Определения констант 111 1.5. Типизированные константы 112 1.6. Придумываем типы данных 112 1.7. Логический тип Boolean 113 1.8. Перечислимые типы 113 1.9. Ограниченный тип (диапазон) 114 1.10. Действия над порядковыми типами 115 1.11. Символьный тип Char. Работа с символами 116 1.12. Строковый тип String. Работа со строками 117 1.13. Записи 118 1.14. Множества 120 1.15. Расположение информации в оперативной памяти. Адреса 122 1.16. Ссылки 123 Глава .2 Процедуры и функции с параметрами 125 2.1. Процедуры с параметрами 125 2.2. Функции 127 2.3. Подпрограммы. Локальные и глобальные переменные 128 2.4. Массивы как параметры 129 2.5. Параметры-значения и параметры-переменные 130 2.6. Индукция. Рекурсия. Стек 131 2.7. Сортировка 132 Глава .3 Строгости Паскаля 135 3.1. Структура программы 135 3.2. Структура процедур и функций 136 3.3. Выражения 137 3.4. Совместимость типов 137 3.5. Форматы вывода данных 138 3.6. Переполнение ячеек памяти 139 3.7. Дерево типов 139 3.8. Синтаксисические диаграммы Паскаля 140 Глава .4 Другие возможности Паскаля 147 4.1. Работа с файлами данных 147 4.2. Вставка в программу фрагментов из других программных файлов 149 4.3. Модули программиста 150 4.4. Дополнительные процедуры и функции модуля Graph 151 4.5. Копирование и движение областей экрана 152 4.6. Вывод текста в графическом режиме 153 4.7. Управление цветом в текстовом режиме (модуль CRT) 154 4.8. Работа с датами и временем (модуль DOS) 155 4.9. Нерассмотренные возможности Паскаля 156 4.10. Миг между прошлым и будущим 157 Часть IV. Работа в Паскале на компьютере 159 Что нужно знать и уметь к моменту выполнения первой программы? 159 Порядок работы в Паскале 159 (1) Запуск Паскаля 159 (2) Начало работы. Ввод программы. Выход из Паскаля 161 (3) Сохранение программы на диске. Загрузка программы с диска 162 (4) Выполнение программы 163 (5) Исправление ошибок. Отладка программы. 164 Работа с несколькими окнами. 169 Копирование и перемещение фрагментов текста 170 Обзор популярных команд меню 170 Создание исполнимых файлов (exe) 171 Приложения. Справочный материал 172 П1. Как вводить программу в компьютер или работа с текстом в текстовом редакторе 172 П2. Файловая система магнитного диска 175 П3. Список некоторых операций, процедур и функций Паскаля 177 П4. Произношение английских слов 179 П5. Решения заданий 182 П6. Список литературы 208 П7. Предметный указатель 209 От автора Хочу выразить искреннюю признательность Алексею Михайловичу Епанешникову, внимательно прочитавшему рукопись и сделашему по ее содержанию больше сотни замечаний и нашедшему множество ошибок, одну из которых мне не хочется вспоминать. Также хочу поблагодарить Алексея Яковлевича Архангельского, просмотревшего рукопись и сделавшего существенные предложения по направленности ее содержания. |
![]() | Программа для компьютера на машинном языке 14 0 Простые (линейные) программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины 30 | ![]() | Представление текста в памяти компьютера Цель урока: Задачи урока Создать условия для формирования у учащихся знаний о представлении текстовой информации в памяти компьютера, понятий о таблицах кодировки... |
![]() | Проектной работы: «Устройство компьютера» ... | ![]() | Урок информатики в 5 классе по теме «Устройство компьютера» Обучающая – познакомить учащихся с устройством компьютера и назначением основных частей компьютера |
![]() | План-конспект урока тема урока: Устройство компьютера Цель урока: Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о функциях основных узлов, их работе как единого... | ![]() | Учебное руководство по темам: «железо и ос» План-конспект для учеников Рассмотрим функциональную схему компьютера на примере персонального компьютера iвм рс |
![]() | Программа алгоритм, записанный на языке программирования, служащий для выполнения каких-либо действий. Транслятор Программа алгоритм, записанный на языке программирования, служащий для выполнения каких-либо действий | ![]() | Программа это А последовательность команд для исполнителя, написанная на языке программирования |
![]() | Программа представляет исходный модуль на языке ассемблер, состоящий из трёх сегментов Написать программу на языке ассемблер, которая выводит приветствие и производит вычисление по формуле у = ах + Описать данные в виде... | ![]() | Задачи: Информировать детей о вреде и пользе компьютера. Развивать осознанное отношение к вредным привычкам Оборудование: компьютерный стол, монитор компьютера, клавиатура, мышь, коврик со специальной выпуклостью для запястья, аквариум,... |