Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители




Скачать 459.02 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители
страница1/4
Дата конвертации01.04.2013
Размер459.02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ


Составители:

Глушкова Т.Н.

Октябрьская И.В.

Панченко А.Б.

Сургут, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержанием специальности «Этнография, этнология и антропология» является изучение истории и современного состояния человечества в форме его специфических групп – этносов – на территории ойкумена (заселенного пространства Земли) и на всех этапах эволюции. При подготовки программы кандидатского экзамена в аспирантуру по этнографии составители руководствовались государственным стандартом по специальности требованиями ФГОС ВПО по специальности аспирантуры 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»..

Программа к кандидатскому экзамену составлена на основе учебного плана обучения в аспирантуре по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология». Авторы-составители стремились выделить ключевые вопросы истории и теории этнографической науки, актуальные на настоящем этапе.

Программа предполагает овладение аспирантами необходимым набором знаний, умений и на­выков: анализа теоретических и методологических проблем, фактического материала, историографии и т.д.

Программа учитывает знание аспирантами необходимого минимума литературы, знакомство с важнейшими исследованиями по теории и истории этнографической науки, основными историографическими дискус­сиями.

Программа строится по проблемному принципу и состоит из трех разделов – теория этнографии, история этнографической науки и этнический состав мира.

К каждому из разделов программы рекомендуется список исследований обобщающего характе­ра, что должно позволить аспирантам самостоятельно подготовиться к экза­менационным испытаниям.

Кандидатский экзамен аспирантов является комплексным процессом, который соединяет в себе оценку знаний субъекта, умения логически мыслить, аргументировать свою позицию.
Цель и задачи кандидатского экзамена

Целью кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности для аспирантов специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология» является: оценить готовность аспиранта к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.

Задачи экзамена:

  1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.

  2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.

  3. Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.


Требования к уровню подготовки
На экзамене аспиранты должны продемонстрировать:

- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;

- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;

- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности.
Форма и процедура вступительного испытания

Кандидатский экзамен по специальности аспирантуры 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология» является одной из форм проверки профессиональной готовности аспирата к решению комплекса профессиональных задач.

Форма кандидатского испытания по этнографии и этнологии – экзамен в устной форме. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Кандидатское испытание проводится в отдельной аудитории, количество сдающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.

Для подготовки к ответу на вопросы экзамена аспиранту отводится не более одного часа, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • этнографическими источниками.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми аспирантами.

Особенности проведения кандидатских испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего экзаменуемым необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

экзаменуемым предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского испытания;

экзаменуемые с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатских испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий экзаменуемых с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения на кандидатском испытании, а также инструкция о порядке проведения кандидатских испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- экзаменуемым для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- экзаменуемым для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения кандидатских испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости экзаменуемым предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидадские испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.

Все кандидадские испытания проводятся на русском языке.
Характеристика структуры экзаменационного билета

Количество билетов по этнографии и этнологии составляет 17, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме диссертационного исследования, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты.

Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер

Общетеоретические вопросы отражают область предметных знаний: общие вопросы этнографии, классификации этносов и этнических процессов, историю зарубежной и отечественной этнографии, этнический состав различных регионов Земли.

Содержание представленных вопросов позволяет аспирантам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историко-этнографическом материале.

В рамках общетеоретических вопросов аспирант должен продемонстрировать:

  • умение давать определения понятий;

  • умение выделять и ранжировать признаки понятий;

  • умение соотносить общенаучные (модель) и специальные понятия;

  • умение сравнивать положения различных отечественных и зарубежных этнографических школ;

  • умение давать оценку историческим явлениям или процессам в соответствии с критериями;

  • знание конкретной характеристики этносов отдельных регионов мира исходя из истории их развития;

  • владение методологией этнографического исследования.

Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают весь комплекс вопросов современной этнографической теории, проверяют уровень владения аспирантами специальными историческими и этнографическими умениями и навыками.
Критерии оценки выполнения экзаменационного задания

Критериями оценки устного ответа аспиранта являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 100-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

  • представлена логичная структура;

  • грамотно определены этнографические понятия;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • выводы аргументированы и структурированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«отлично»

 100 – 81 баллов

2.

  • представлена логичная структура;

  • определены этнографические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, но могут быть допущены фактические ошибки;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;

  • выводы аргументированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«хорошо»

80 – 61баллов

3.

  • имеются фактические ошибки в содержании;

  • могут быть допущены нарушения логики и структуры;

  • этнографические понятия определены не полностью;

  • не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • не выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • представлено собственное методическое творчество;

  • аспирант демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«удовлетворительно»

60 – 51 баллов


Раздел 1. Теория этнографической науки
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ
Соотношение понятий этнология, история, этнография, культурная и социальная антропология. Эволюция представлений о предмете этнологии. Строение этноса. Демографический, экономический и социальный аспекты функционирования этноса. Язык как существенная характеристика этноса. Материальная и духовная культура. Быт и его этнологическое изучение. Этническое сознание и самосознание. Исторические типы этноса. Теоретическая разработка и проблема категории «этнос». Отличия от общности политической, конфессиональной. Взгляды С.М. Широкогорова, Л.Н. Гумилева, С.А. Токарева,Ю.В. Бромлея, В.В. Пименова и др.

Философские проблемы этнологии. Бытие и сознание (бытие этноса и этническое сознание и самосознание). Объективность (реальность) этноса и этнического процесса. Противоречивость этноса и этнического процесса. Вероятностный (стохастический) характер реализации социальных законов. Законы развития, функционирования и строения (структуры). Задача поиска и изучения закономерностей в этнологической науке. Количество, качество, мера и их соотношение. Количественные методы в этнологии. Процесс познания в этнологии и его особенности. Учение о факте. Этнологический (этнографический) факт. Типы и виды этнологических источников.

Погружение в различные культурные среды. Полевые исследования. Кросс-культурные сопоставления. Структурный и функциональный анализ. Проблема историко-антропологических реконструкций. Проблема интерпретации.

Этнические общности. Сущность этой категории. Типы этнических общностей. Структура этноса. Этнонимия. Проблема этнических границ. Теории этногенеза. Структура и компоненты этнического самосознания.

Этническая идентификация. Этноцентризм как свойство этнического сознания. Этнические стереотипы «своей» и «чужой» групп. Понятия межкультурной адаптации. Коммуникативные барьеры. Культурный шок и этапы его преодоления. Способы подготовки к межэтническому взаимодействию. Проблема «этнической идентичности» и культурного плюрализма.

Этнические меньшинства. Статус этнических меньшинств. Типология меньшинств. Исторические особенности формирования меньшинств. Национальное право в России. Концепции национализма. Модернизация и национализм. Национализм как идеологическое оружие.

Определение «негативного права». Исторические корни негативного права. Правовое определение геноцида. Виды геноцида. Правовое определение апартеида. Виды апартеида: расовая сегрегация и дискриминация. Случаи применения негативного права в истории. Борьба с применением негативного права в разрешении межэтнических конфликтов.

Теория личности и ее реализация в этнологии. Социальные и социально-профессиональные характеристики личности. Личность – носитель этнических свойств (этнофор). Проблемы социально-этнической установки. Ориентации этнофоров в сфере «этнических ценностей». Ролевая структура личности и некоторые этнологические проблемы. Теория малой группы в этнологии и этносоциологии. Малая группа (семья, первичный производственный коллектив, соседство и т.п.) как поле (микросреда) развертывания этнического процесса. Мезосреда, макросреда и этнический процесс.

Междисциплинарный характер этнографии. Этнопсихология и этносоциология. Этнодемография и этническая картография. Прикладной характер современных этнографических исследований.
КЛАССИФИКАЦИИ В ЭТНОГРАФИИ, ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Хозяйственно-культурные типы. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические (историко-культурные) области. Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Основные признаки хозяйственно-культурного типа. Соответствие хозяйственно-культурных типов этапам развития хозяйства. Хозяйственно-культурные типы присваивающего, раннего производящего и развитого производящего этапов хозяйства. Зарубежные аналоги: культурные ареалы, пищевые ареалы. Способы классификации хозяйственных систем. Проблема соотношения системы жизнеобеспечения и культуры этноса. Этногеография хозяйственных систем.

Географическая классификация: регионы и группы этносов. Антропологическая классификация: антропологический состав современного населения мира. Морфология. Понятия «раса» и «популяция». Большие человеческие расы. Малые расы или антропологические типы. Лингвистическая классификация: языковой состав населения мира. Генеалогическая классификация языков. Языковые семьи и группы. Генетические связи между языковыми семьями. Ностратическая теория. Гипотезы об отдаленном родстве других языковых семей. Изолированные языки. Соотношение этноса и языка. Конфессиональная классификация: религия как элемент культуры этноса. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Современная география религий. Хозяйственно-культурная классификация.

Этноэволюционные и этнотрансформационные этносоциальные процессы. Миграционные процессы. Аккультурация, ассимиляция, инкорпорация. Результаты этнотрансформационных процессов как предмет этнической конфликтологии. Право наций на самоопределение и проблема целостности государственных границ. Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля. Диалектическая модель социальных конфликтов. Р. Дарендорфа. Типология ситуаций межэтнического взаимодействия. Понятие социально-культурной дистанции. Психология межэтнического взаимодействия. Этнические стереотипы, этническое предубеждение, этническая толерантность – как результат межэтнического взаимодействия. Межэтническая напряженность и формы ее проявления. Межэтнические конфликты. Пути предупреждения этнических конфликтов.

Этногенез: его основные определения и концепции. Соотношение понятий этногенеза и этнической истории. Связь этнической истории с социально-экономической, политической, культурной историей народов. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева и ее критика в отечественной этнографии.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В ЭТНОГРАФИИ
Эволюция взглядов на характер первобытных верований. Специфика мышления первобытного человека. Историографические аспекты терминологии: дологическое, магическое, примитивное, первобытное мышление. Мифологическое (архаическое) мышление.

Особенности мифологического мышления: анимизм, дуализм (бинарность), полисемантизм, коллективность, энтропия. Синкретизм первобытных форм деятельности. Нерасчлененность мифа и ритуала. Замена причинно-следственных связей прецедентом.

Функции мифа: этиологическая, оправдательная, организационная. Виды мифов: космогонические, космологические, антропогонические, астральные, эсхатологические, аграрные. Мифы о смерти и происхождении культурных благ. Соотношение религии и мифологии.

Формы творчества первобытных людей. Синкретизм духовного творчества. Рациональные знания первобытности. Возникновение письма и формирование пранауки. Представления о количестве, пространстве, времени. Биологические знания и развитие медицины. Математика. География. Астрономия.

Первобытное искусство, его функции. Теории происхождения искусства: трудовая, магическая, «подражания» и др. Концепция А.Д. Столяра. Основные сюжеты и стилистические особенности произведений изобразительного искусства эпохи первобытности. Основные памятники. Тенденции развития в искусстве от эпохи палеолита до неолита-раннего бронзового века.

Ранние формы религиозных представлений. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Магия. Появление специалистов культа. Шаманизм. Культ предков. Пантеон богов. Складывание религиозных систем (политеистических религий). Ископаемые люди современного типа – кроманьонцы (неоантропы). Биологические особенности и характеристика образа жизни верхнепалеолитического человека. Происхождения Homo sapiens и проблема преемственности. Территории расселения верхнепалеолитических людей, локальные варианты..

Связь факторов формообразования Homo sapiens и расогенеза. Понятие популяции. Раса как совокупность популяций. Морфологические особенности монголоидов, европеоидов, негроидов. Физиологическая специфика рас. Изоляция как главное условие расогенеза. Географические и социальные факторы расообразования..

Теории возникновения рас. Концепции моноцентризма, полицентризма, дицентризма. Концепция расообразования В.П. Алексеева, ее основные положения. Очаги расообразования, их иерархия. Формы расовых общностей: стволы, ветви, локальные расы, группы популяций. Этапы расообразования.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма кандидатского экзамена «Биохимия»
Биохимия; в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 04 Биохимия по биологическим наукам,...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconМетодические рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в аспирантуру и сдаче кандидатского экзамена для аспирантов всех специальностей по профилю вуза разработаны в соответствии с «Программой кандидатского экзамена по иностранным языкам»,
Климова И. И., Лизунова Н. М., Аверьянова Л. В., Работникова Н. А., Борисова О. В. Методические рекомендации по подготовке к вступительным...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconРабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03. 03. 01 Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма-минимум   кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине   «Иностранный язык»
Настоящая программа разработана Московским государственным лингвистическим университетом под 
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 03 -коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика)
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 03 — «Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика,...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 21 «Теоретические основы проектирования горнотехнических систем»
Приказом Комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки моин рк №327 от 23. 02. 2008г
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимума кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история»
Охватывают все исторические периоды, проверяют уровень владения аспирантами специальными историческими умениями и навыками
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики культурологической проблематики и вопросов в рамках теоретико-культурологического,
Программа определяет круг вопросов, в которых обязаны ориентироваться аспиранты и соискатели, претендующие на получение степени кандидата...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 -теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница