ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ В.А. Балаш, О.С. Кузнецова, С.Н. Купцов 2008
Глава 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН 1.1 Общее представление о методе Монте-Карло Метод Монте-Карло — это численный метод решения математических задач при помощи моделирования случайных величин. Создателями этого метода считают ан- глийских математиков Дж. Неймана и С. Улама, которые анонсировали данный ме- тод в статье The Monte Carlo method, J. Amer. statistical assoc., 1949. Название метода происходит от города в княжестве Монако, знаменитого своим игорным домом, так как одним из простейших механических приборов для получения случайных величин является рулетка. До появления ЭВМ этот метод не мог найти широкого применения в силу трудо- емкости моделирования случайных величин вручную. Возникновение метода Монте- Карло как универсального численного метода стало возможным благодаря появле- нию ЭВМ. Пример. Пусть нужно вычислить площадь плоской произвольной фигуры с границей, заданной графически или аналитически, или состоящей из нескольких кусков. Пусть фигура расположена внутри квадрата единичной площади. Выберем в единичном квадрате квадрате случайных точек "равномерно раз- бросанных" по всему квадрату. Обозначим через ′ число точек, попавших внутрь фигуры приближенно равна отношению ′/. Чем больше , тем точнее будет вычислена площадь . Для использования метода Монте-Карло составляется программа для осуществ- ления одного случайного испытания, затем испытание повторяется требуемое коли- чество раз, причем каждый опыт не зависит от остальных, а результаты всех опытов осредняются. Поэтому метод Монте-Карло называют методом статистических ис- пытаний. Ошибка вычисления при использовании этого метода пропорциональна числу 1
√︀/, где — некоторая постоянная и — число испытаний. Поэтому для умень- шения ошибки в 10 раз, то есть чтобы получить в результате еще один верный деся- тичный знак, нужно увеличить число испытаний в 100 раз. Общая схема метода Монте-Карло Пусть требуется вычислить некоторую неизвестную величину . Попытаемся придумать такую случайную величину , чтобы () = . Пусть = 2. Рассмотрим случайных величин 2, . . ., , распределения которых совпадают с распределением . При достаточно большом в силу Центральной Предельной Теоремы (1) распределение суммы = 1 + 2 + . . . + будет приблизительно нормальным с параметрами = , 2 = 2. Применим правило трех сигм: (︂ 3 3 )︂
− √ < < + √ ≈ 0, 997
или (︃⃒
⃒)︃ ⃒ 1 ∑︁ ⃒ 3
⃒
⃒ − < √ ≈ 0, 997. ⃒ ⃒
⃒ =1 ⃒ Получено важное для метода Монте-Карло соотношение, дающее метод расчета и оценку погрешности. В самом деле, найдем значений случайной величины . Среднее арифметическое этих значений будет приближенно равно . С большой √ вероятностью ошибка такого приближения не превосходит величины 3/ , и эта ошибка стремится к нулю при росте . 1.2 Случайные величины Метод вычисления площади, сформулированный в предыдущем пункте, справед- лив только тогда, когда случайные точки не просто случайны, но и равномерно раз- бросаны по всему квадрату. Чтобы придать этим словам точный смысл, познакомим- ся с определением случайных величин и некоторыми их свойствами. Для задания случайной величины надо указать, какие значения она может при- нимать и каковы вероятности этих значений. 1.2.1 Дискретные, неперывные и нормальные случайные ве- личины Определение 1.2.1. Случайная величина называется дискретной, если она мо- жет принимать дискретное множество значений (1, 2, . . . , ). Допускается и бесконечное число значений (1, 2, . . . , , . . .). 2
Дискретная случайная величина определяется таблицей (распределением слу- чайной величины ): (︃ )︃ 1 2 . . . = , 1 2 . . . где (1, 2, . . . , ) — возможные значения величины ; (1, 2, . . . ) — соответству- ющие им вероятности: ( = ) = . Числа (1, 2, . . . , ) могут быть любыми, а вероятности (1, 2, . . . ) удовлетворяют условиям 1. > 0, 2. 1 + 2 + . . . + = 1, то есть обязана в каждом случае принять одно из значений (1, 2, . . . , ). Определение 1.2.2. Математическим ожиданием случайной величины называет- ся число
∑︁ = . =1 Если формулу для записать в виде
∑︀ ∑︁
=
=1 = , ∑︀
=1 =1 то виден смысл математического ожидания — это среднее значение величины , то есть это осреднение с весами, равными вероятностям (1, 2, . . . ). Свойства математического ожидания: 1. ( + ) = + , 2. () = , 3. ( + ) = + , где , — две любые случайные величины, а — не случайная величина. Определение 1.2.3. Дисперсией случайной величины называется число = [ − ]2. Таким образом, дисперсия > 0 — это математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины от ее среднего значения . Получим еще одну формулу для дисперсии: = [2 − 2 · + ( )2] = (2) − 2 · + ( )2, = (2) − ( )2. Свойства дисперсии: 3
|