Урок по теме «Шляпочные грибы»




Скачать 52.86 Kb.
НазваниеУрок по теме «Шляпочные грибы»
работы
Дата конвертации16.03.2013
Размер52.86 Kb.
ТипУрок
Урок по теме «Шляпочные грибы». Биология, 6 класс

(по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения.»)

Автор работы: Попова Светлана Геннадьевна, учитель высшей категории,

МОУ Дубовская СОШ № 1.
Задачи урока:

Образовательные:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

- работать с текстом учебника;

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы».
Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Из-за большого объёма нового материала, который необходимо изучить на уроке, проверку знаний в виде фронтального опроса.

Фронтальный опрос

1.Какие признаки объединяют грибы с растениями?

2.Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?

3.Назовите характерные признаки грибов.

4.Как питаются грибы?

5.Как размножаются грибы?

6.Какие грибы называются сапрофитами, а какие – паразитами?

7.Какую роль играют грибы в природе?

III. Изучение нового материала.

На Руси говорили «Гриб - лесное чудо». Почему так называли грибы? Ответ мы с вами получим в ходе изучения нового материала.

С грибами люди знакомы давно, а вот учёные - ботаники долгое время не могли понять природу грибов. В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах – микология (от греческого слова микос – гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.

Демонстрация разнообразных муляжей грибов

Рассказ учителя:

Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.

Плодовое тело состоит из шляпки и пенька. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. В его гифах развивается гидравлическое давление: были случаи, когда плодовые тела шампиньонов взламывали асфальт.

Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Это отражается в их названиях: «грибы – цветы», «дама под вуалью», «звёздочка», «решёточник», Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и пенёк состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»

Инструктивная карточка.

1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.

Сделайте вывод.

Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Вопросы к классу:

На какие группы делятся грибы по способу питания?

Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?

К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?

Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).

Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.

Вопрос к классу:

Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)

Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).

Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника.

Вопросы к классу:

При помощи чего размножаются грибы?

В какой части гриба созревают споры?

Как распространяются споры?

Что развивается из споры после её попадания в почву?

Какие климатические условия необходимы для быстрого роста плодовых тел?

Съедобные и ядовитые грибы. (Сообщения учащихся)

Правила сбора грибов.

При помощи пословиц и поговорок сформулируйте основные правила сбора грибов:

*Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу — мицелий.

* Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.

*Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

*Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.

*Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.

*Лучше оставить в лесу десять хороших грибов, чем положить в лукошко один плохой.

*От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.

- учащиеся формулируют основные правила сбора грибов.
Признаки отравления грибами

1.Резко возникает слабость и недомогание.

2.Появляется бледность кожных покровов.

3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.

4.Возникают боли в животе.

5.Появляется тошнота и рвота.

Первая помощь при отравлении

  1. Вызвать скорую помощь.

  2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.

  3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.

Технология выращивания грибов. (Рассказ с элементами беседы ).

Вопросы к классу:

Какие грибы выращивают в искусственных условиях?

Почему нельзя вырастить белые грибы, подосиновики?

Рефлексия.

- Почему грибы называли «Лесным чудом»?

-Почему так говорят: «Растут как грибы»?

- У пчеловодов существует такая примета: Много грибов — мало меду. Объясните взаимосвязь.

- Объясните смысл следующих пословиц:

*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.

*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.

* Мелкий дождь грибы «сеет».
Домашнее задание: п. 8; подобрать пословицы и поговорки о грибах.

Похожие:

Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок по теме «Грибы»
Наш урок посвящен царству «Грибы». Он нам позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности...
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе на тему :   «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель : Выучить название съедобных и несъедобных грибов, знать их отличия, научить различать грибы по признакам, оказывать первую...
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок по теме
Тема урока: «Род имен существительных» урок объяснения нового материала (первый урок по теме)
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности»
Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части...
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрока в теме: Обобщающий урок по теме «Причастие»
Тема и номер урока в теме: Обобщающий урок по теме «Причастие»; заключительный урок темы
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрока в теме : первый урок по теме «Мое здоровье»
Место урока в теме: первый урок по теме «Мое здоровье». Учащимся знакомо понятие «здоровье», они имеют представление о данном понятии,...
Урок по теме «Шляпочные грибы» icon”Грибы и их использование” 
Грибы  -  это  очень  большая  в  природе  группа  растительных  организмов.  Их 
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок здоровья. Путешествие по стране Здоровья
Её использовали для отопления, в ней пекли хлеб и готовили пищу, спали на печи, сушили ягоды и грибы, рыбу. Важной частью печи была...
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок химии в 9 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»
Урок №2 в теме 1 "Повторение некоторых вопросов курса неорганической химии 8 класса"
Урок по теме «Шляпочные грибы» iconУрок по теме Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница