Скачать 52.86 Kb.
|
Урок по теме «Шляпочные грибы». Биология, 6 класс (по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения.») Автор работы: Попова Светлана Геннадьевна, учитель высшей категории, МОУ Дубовская СОШ № 1. Задачи урока: Образовательные: - развивать понятие о многообразии живых организмов; - познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов; - научить различать съедобные и ядовитые грибы; - познакомить учащихся с правилами сбора грибов; - познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи. Развивающие: - продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать; - работать с текстом учебника; - выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения. Воспитательные: - продолжать формировать познавательный интерес к предмету; - развивать коммуникативные качества; - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье. Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы». Ход урока I. Организационный момент II. Проверка знаний Из-за большого объёма нового материала, который необходимо изучить на уроке, проверку знаний в виде фронтального опроса. Фронтальный опрос 1.Какие признаки объединяют грибы с растениями? 2.Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных? 3.Назовите характерные признаки грибов. 4.Как питаются грибы? 5.Как размножаются грибы? 6.Какие грибы называются сапрофитами, а какие – паразитами? 7.Какую роль играют грибы в природе? III. Изучение нового материала. На Руси говорили «Гриб - лесное чудо». Почему так называли грибы? Ответ мы с вами получим в ходе изучения нового материала. С грибами люди знакомы давно, а вот учёные - ботаники долгое время не могли понять природу грибов. В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах – микология (от греческого слова микос – гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов. Демонстрация разнообразных муляжей грибов Рассказ учителя: Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами. Плодовое тело состоит из шляпки и пенька. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. В его гифах развивается гидравлическое давление: были случаи, когда плодовые тела шампиньонов взламывали асфальт. Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Это отражается в их названиях: «грибы – цветы», «дама под вуалью», «звёздочка», «решёточник», Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и пенёк состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов» Инструктивная карточка. 1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка). 2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. 3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части. Сделайте вывод. Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы). Вопросы к классу: На какие группы делятся грибы по способу питания? Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами? К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы? Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями). Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву. Вопрос к классу: Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз) Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза). Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника. Вопросы к классу: При помощи чего размножаются грибы? В какой части гриба созревают споры? Как распространяются споры? Что развивается из споры после её попадания в почву? Какие климатические условия необходимы для быстрого роста плодовых тел? Съедобные и ядовитые грибы. (Сообщения учащихся) Правила сбора грибов. При помощи пословиц и поговорок сформулируйте основные правила сбора грибов: *Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу — мицелий. * Кто любит земле кланяться — без добычи не останется. *Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. *Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу. *Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши. *Лучше оставить в лесу десять хороших грибов, чем положить в лукошко один плохой. *От переросших грибов пользы никакой, а вред большой. - учащиеся формулируют основные правила сбора грибов. Признаки отравления грибами 1.Резко возникает слабость и недомогание. 2.Появляется бледность кожных покровов. 3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма. 4.Возникают боли в животе. 5.Появляется тошнота и рвота. Первая помощь при отравлении
Технология выращивания грибов. (Рассказ с элементами беседы ). Вопросы к классу: Какие грибы выращивают в искусственных условиях? Почему нельзя вырастить белые грибы, подосиновики? Рефлексия. - Почему грибы называли «Лесным чудом»? -Почему так говорят: «Растут как грибы»? - У пчеловодов существует такая примета: Много грибов — мало меду. Объясните взаимосвязь. - Объясните смысл следующих пословиц: *По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена. *Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать. * Мелкий дождь грибы «сеет». Домашнее задание: п. 8; подобрать пословицы и поговорки о грибах. |
![]() | Урок по теме «Грибы» Наш урок посвящен царству «Грибы». Он нам позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности... | ![]() | Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе на тему : «Съедобные и несъедобные грибы» Цель : Выучить название съедобных и несъедобных грибов, знать их отличия, научить различать грибы по признакам, оказывать первую... |
![]() | Урок по теме Тема урока: «Род имен существительных» урок объяснения нового материала (первый урок по теме) | ![]() | Урок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности» Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части... |
![]() | Урока в теме: Обобщающий урок по теме «Причастие» Тема и номер урока в теме: Обобщающий урок по теме «Причастие»; заключительный урок темы | ![]() | Урока в теме : первый урок по теме «Мое здоровье» Место урока в теме: первый урок по теме «Мое здоровье». Учащимся знакомо понятие «здоровье», они имеют представление о данном понятии,... |
![]() | ”Грибы и их использование” Грибы - это очень большая в природе группа растительных организмов. Их | ![]() | Урок здоровья. Путешествие по стране Здоровья Её использовали для отопления, в ней пекли хлеб и готовили пищу, спали на печи, сушили ягоды и грибы, рыбу. Важной частью печи была... |
![]() | Урок химии в 9 классе по теме «Основные классы неорганических соединений» Урок №2 в теме 1 "Повторение некоторых вопросов курса неорганической химии 8 класса" | ![]() | Урок по теме Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" |