К уроку 53. Как найти в слове 




Скачать 23.93 Kb.
PDF просмотр
НазваниеК уроку 53. Как найти в слове 
Дата конвертации03.03.2013
Размер23.93 Kb.
ТипУрок



НАУКА И ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Словообразовательный анализ
в начальной школе
(Cистема упражнений)*
М.Г. Кудряшева
Раздел III 
Производная лексика
со значением «самка животного»
дывая на мать, и что то дожёвывал на ходу.
Пестун переминался с ноги на ногу и недо
Цели: 1) познакомить учащихся с
вольно ворчал. Наконец взял одного малы
производной лексикой с общим зна
ша за шиворот, но тут же выронил его в во
чением «самка животного»; учить
ду. Медведица угрожающе зарычала.
описывать слова рассматриваемой
(В. Бианки)
модели через смысл первичных по 
Найдите в тексте слово, называ
отношению к данным; 2) обобщить
ющее самку животного. (Медведица).
способ образования слов со значением
Как образовано это слово?
«самка животного» в схеме модели,
Сравните слова зайчиха и медведи
уточнив роль суффиксов  их  ( иц );
ца. Какой общий элемент смысла со
3) сформировать у учащихся пред
держится в этих словах? Можно ли
ставление о  регулярной (повторя
сказать, что суффиксы  их иц  вы
ющейся) модели образования слов; 
полняют одну и ту же словообразова
4) познакомить со случаями детского
тельную работу? Названия какой груп
словотворчества по указанной модели
пы слов образуются с помощью этих
словопроизводства.
суффиксов?
К уроку 53. Как найти в слове 
Учитель: 
основу.
– Чаще всего названия самок живот
Задание 1. Прочитайте отрывок из
ных и их детенышей образуются от
стихотворения:
названий самца, т.е. животного муж
Смотрят заяц и зайчиха,
ского рода. Например, слова тигрица,
Как подснежник
тигрёнок образованы от слова тигр;
Вышел тихо.
львица, львёнок – от слова лев. Суф
И повсюду тишина.
фиксы  онок( ёнок), иц(а) их(а) – осо
Объясните значение выделенного
бые суффиксы в языке. Им предназна
слова. С помощью какого суффикса
чено, присоединяясь к именам муж
оно образовано? Подберите однокорен
ского рода (самца), называть самку
ные слова к этому слову. Происходит
(или детеныша) этого животного.
ли в корне слова зайчиха чередование
согласных звуков? Какие звуки чере
К уроку 56. Развитие умения нахо
дуются? (Чередуются звуки [ц/ч].)
дить в слове суффикс. Обобщение и
Задание 2. Прочитайте отрывок из
систематизация знаний о частях 
рассказа:
слова.
Вскоре показался годовалый медведь
Задание 1. Прочитайте и отгадайте
пестун. Он шел к воде боком, искоса погля
загадку:
* Продолжение публикации серии статей. Начало см. в № 8 (статья 1) и № 9 
и 10 за 2006 г. (статьи 2 и 3).
1
11/06



Летит орлица по синему небу.
– Верно, причем человек использует
Крылья распластала,
этих животных в хозяйстве очень дав
солнышко застлала.
но. Обратите внимание, какие слова
Найдите слово, называющее пти
используются для названий самца,
цу самку. Что помогло вам найти это
самки и детеныша некоторых домаш
слово? Определите первичное слово
них животных: петух – курица – цып
для данного вторичного.
лёнок, бык – корова – телёнок. Язык
Задание 2. 
распорядился так, что при образова
а) Вставьте нужное слово в строку
нии названий именно домашних жи
стихотворения С.Я. Маршака:
вотных используются совсем разные
Всей семьёй идут гулять
слова. Этот случай особый. И в этом мы
Ночью вдоль дорожек
с вами убедились.
Ёж отец,  ... мать
Задание 2. Сделайте вывод о роли
И ребёнок ёжик.
суффиксов  их / иц в языке. Всегда ли
Объясните способ образования
эти суффиксы используются для назы
пропущенного слова.
вания самки животного? (Нет.)
б) Вставьте в текст пропущенное
слово со значением «самка животно
К уроку 65. Обобщение. Что мы зна
го»:
ем об именах существительных.
Зубры, настоящие лесные великаны, –
Задание 1. Составьте схему модель
спокойные животные. Но когда у ... зубрё
большой группы слов со значением
нок – будь осторожен!
«самка данного животного» (кроме
Задание 3. Образуйте название сам
названий самок домашних животных).
ки  волка, медведя, оленя, барсука,
верблюда, грача, журавля, кабана, 

Ученики составляют схему:
льва.
Отметьте случаи чередования со
сущ. (название самца животного)+ 
гласных звуков корня в названиях
их ( иц ) → существительное –
самки. Приведите свои примеры по
название самки этого             
добных слов.
животного
К уроку 58. Упражнения в разборе
∅ +  их ( иц )
их (иц )

слов по составу.
Модель 2
Задание 1. Образуйте название сам
ки от следующих слов: 
Учитель:
кот – ...
– Вы согласны, что эта модель верна
петух – ...
для большинства слов, обознача
бык – ....
ющих самку животного? (Да.)
конь – ...
– А для каких слов она неверна?
Учитель:
(Для названий самок домашних жи
– Обратите внимание на то, что в 
вотных.)
нашем литературном языке нет суф
– Модель, по которой в языке обра
фиксов для образования названий са
зуется большинство слов с тем или
мок этих животных, хотя в речи мы
иным значением, будем называть регу
свободно употребляем такие названия.
лярной или  повторяющейся моделью.
Перечислите домашних животных.
Можно ли назвать регулярными моде
(Корова, кот, лошадь, бык, курица, 
ли, по которым образованы названия
петух, кошка.)
детенышей и самок животных? (Да.)
– Зачем человек держит этих живот
Назовите способ образования таких
ных в доме или рядом с ним? (Этих
слов в языке. (С помощью суффикса –
животных человек использует в хо
суффиксальный способ.)
зяйстве, получает от них продук
Задание 2. Прочитайте примеры
ты питания).
детских высказываний: 
2



НАУКА И ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА
а) Лера распределяет роли: «Мама – 
со значением «детеныш животного».
кабан, ты, бабушка, – кабанинша, я – каба
Как называется способ образования та
нёнок».
ких слов в языке? (Суффиксальный.)
б) Мама у нас – господиха.
Задание 2. Прочитайте текст:
Подумайте, почему в речи детей
И крокодилята, и черепашата вылупляют
возникают подобные слова: господиха,
ся из яиц. Они не знают заботы родителей и
кабанинша, котиха, козлиха. Как и 
сразу ведут самостоятельный образ жизни.
от каких слов они образованы? 
Укажите в тексте слова со значени
ем «детеныш животного» в форме мно
Раздел IV
жественного числа. Определите пер
Образование формы
вичные по отношению к ним слова. 
множественного числа названия
Задание 3. Прочитайте предложе
детеныша животного
ние:
В зоопарке мы видели маленьких жел
Цели: 1) познакомить учащихся со
тых тигрят, которые привезены из далеких
способом образования в языке формы
уссурийских лесов. 
множественного числа названия дете
Проводится аналогичная работа –
ныша животного; совершенствовать
см. задание 2.
умение описывать значение вторич
ных слов с указанным значением через
К уроку 70. Образование множест
первичные по отношению к ним слова;
венного числа имен существительных.
2) закрепить понятия «первичное –
Задание 1. Вставьте в текст подходя
вторичное» слова, ближайшие одноко
щее по смыслу слово. Является ли оно
ренные слова; 3) закрепить понятие
ближайшим однокоренным по отноше
суффиксального способа словообразо
нию к слову кит?
вания; 4) обратить внимание на осо
Кит – животное. Он кормит детёнышей
бенности образования формы множе
молоком. ... быстро увеличиваются в раз
ственного числа названий детенышей
мере и в весе.
домашних животных; 5) обобщить спо
Задание 2. Прочитайте текст:
соб образования рассмотренных слов в
Волчата долго сидели на одном месте,
схеме модели, уточнив роль суффик
ждали сигнала от старой волчицы. Со скуки
сов  ат  ( ят ).
они начали играть. Спугнули волчат коро
К уроку 69. Изменение имен суще
вы, которые шли берегом речки Орши.
ствительных по числам.
Верно ли, что выделенное в тексте
Задание 1. Прочитайте текст:
слово является первичным для слова
Шли с речки ребята, увидели аистят.
волчата? Обоснуйте свой ответ. Какое
Один мальчик снял со связки рыбу и про
слово является первичным для слов
тянул на шесте птенцам. Сначала аистята
волчата, волчица? Докажите.
испугались, попятились, но один схватил
волчата
рыбку и съел.
волк           
С тех пор ребята стали помогать аисту
волчица
кормить птенцов. Каждый день они ловили
Назовите пары ближайших одноко
в речке рыбу для аистят.
ренных слов.
Объясните значение выделенного
Задание 3. Прочитайте отрывок из
слова, выбрав ответ из предложенных
произведения А.С. Пушкина:
вариантов:
Как весенней тёплою порою,
а) аистята – детёныши аиста;
Из под утренней белой зорюшки,
б) аистята – то же, что аисты.
Из лесу, из лесу дремучего
Найдите в тексте слово, от которого
Выходила медведиха
образовано слово аистята
С милыми детушками
Выделите суффикс, с помощью 
медвежатами,
которого образована форма множест
Погулять, посмотреть,
венного числа существительного
себя показать.
3
11/06



Какое слово первичное для выде
форму множественного числа детены
ленных в тексте слов? Назовите способ
шей. Например, нельзя образовать
образования этих слов. 
слова воробьята, соловьята.
К уроку 75. Разбор имен существи
К уроку 81. Разбор местоимения как
тельных по составу.
части речи.
Задание 1. Образуйте форму множе
Задание 1. Используя словообразо
ственного числа от названий следу
вательный словарь Е.Г. Мережко (Сло
ющих животных:
варик близкородственных слов: Для
заяц – ...
нач. классов / Сост. Е.Г. Мережко. –
белка – ...
М.: «Флинта», «Наука», 1997), найди
аист – ...
те слова, называющие детенышей
кот – ...
птиц в форме множественного числа.
пингвин – ...
Учитель: 
индюк – ...
– Обратите внимание, что не от всех
сова – ...
названий птиц можно образовать фор
Приведите свои примеры слов с та
му множественного числа детенышей. 
ким же значением. Верно ли, что сло
Задание 2. Составьте модель образо
ва, которые образуют эти пары, явля
вания всех слов – названий детенышей
ются ближайшими однокоренными?
животных в форме множественного
Отметьте случаи чередования соглас
числа. Можно ли назвать ее регуляр
ных звуков корня в парах слов.
ной (повторяющейся)? 
Схема выглядит так: 
Далее проводится беседа:
сущ. – название взрослого животного+
– Легко ли вам было выполнять это
ат ( ят )
сущ. в форме  множ. числа 
задание? (Да.) 
со значением «детеныши этого живот
– Почему? (Потому что даны пер
ного»
вичные слова для каждого слова.)
Задание 2. Прочитайте текст:
Модель 3
Как их зовут?
У нас на земле просто. У волка – волчата,
Задание 3. Проанализируйте со
у лося – лосята, у зайца – зайчата, 
смысловой точки зрения составленные
у глухаря – глухарята, у дрозда – дроздята, 
выше модели образования слов (предъ
у гуся – гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
являем словообразовательные модели
А попробуй ка под водой! Ну, у щуки –
1–3). Что у них общего? (В них выра
щурята. Это известно. А дальше?
жается родство животных.) Пере
числите еще раз словообразовательные
Можете ли вы продолжить рас
средства, которые используются в 
сказ? (Творческое домашнее задание.)
названиях животных со значением
Вот некоторые ответы учащихся,
родства.  (Суффиксы  онок( ёнок), 
выполнивших это задание:
иц ( их ),  ат ( ят ).)
А дальше? Пожалуйста. У лягушки – 
Каким способом образованы в язы
лягушата, у кита – китята, а у моржа – мор
ке все вторичные слова со значением
жата.
того или иного родства? (Суффиксаль
(Катя Т.)
ным способом.)
На земле, под водой – везде животные 
и их детёныши. А в воздухе разве не так? 
(Продолжение следует)
У грача – грачата, у орла – орлята, у соко
ла – соколята.
(Настя Б.)
Учитель: 
Марина Геннадьевна Кудряшева – канд.
– Обратите внимание, что не от всех
пед. наук, учитель начальных классов гим
назии № 1, г. Ковров, Владимирская обл.

названий птиц можно образовать
4


Похожие:

К уроку 53. Как найти в слове  iconВойна! Как много в этом слове

К уроку 53. Как найти в слове  iconКак зарегистрироваться   -как вставить свою фотографию  -как активировать свой профиль  -как найти друзей  -где искать потенциальных  партнеров  -как оставить ссылку на сайте 

К уроку 53. Как найти в слове  iconКак зарегистрироваться    -как вставить свою фотографию   -как активировать свой профиль   -как найти друзей   -где искать потенциальных  партнеров   -как оставить ссылку на сайте  
Добавить фотографию.                                                                                                           
К уроку 53. Как найти в слове  iconЛь педаг
«о первое сентября фес 2011 Как сделать презентацию к уроку? А зачем? Ключевой вопрос, вынесенный в заголовок этой брошюры, «как?». От-...
К уроку 53. Как найти в слове  iconМетодическое пособие к уроку музыки Основной целью
Основной целью создания данного пособия является повышение интереса учащихся к уроку музыки, а также стремление облегчить и ускорить...
К уроку 53. Как найти в слове  iconНа вопрос  «что вам  представляется  при  слове                      “It’s midnight   Камчатка» скорее всего вы ответите именно   этим словосочетанием, изо дня в день звучавшим      in Petropavlovsk-Kamchatski…” из репродуктора «хрущевских» кухонь.   Может быть, ещё по ассоциации детства, — 
На вопрос   что вам  представляется  при  слове                      “It’s midnight  
К уроку 53. Как найти в слове  iconИгра ходилка «В поисках утерянных сокровищ»
Ребята, я хочу вам открыть одну тайну: сегодня мы с вами будем искать клад. Но так просто нам найти его не удастся, так как для того,...
К уроку 53. Как найти в слове  icon  bc-152 • The Note Circle    Translation of the video lesson 
Привет!  Как  дела?  Это  Джастин.  Вы  готовы  к  небольшому  уроку  по  музыкальной 
К уроку 53. Как найти в слове  iconКак найти работу своей мечты мечты? Инструкция для начинающих И НЕ только…
...
К уроку 53. Как найти в слове  iconКак найти правильного спутника жизни / Пер со швед. Спб.: 
Как начать дружить?  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  21
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница