МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составила: заместитель заведующего Ковшуля С.В. Культура речи воспитателя и детей. Дети каждой возрастной группы общаются со своими воспитателями на занятиях в игровой, бытовой, трудовой деятельности. Педагог, организуя эту деятельность, говорит с детьми, знакомит их со всеми стилями речи: разговорным, литературным и другими. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в целом зависит от качества речи воспитателя. Безусловная истина: речевое воспитание ребенка в детском саду – дело огромной важности, требующее высокой педагогической квалификации, безупречного владения языком, терпения и любви к воспитанникам. Дети черпают свои знания об языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении с взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью детей не только на занятии, но и в бытовой деятельности. И еще не факт, что если с детьми работают педагоги высокой квалификационной категории, что они пойдут в школу с правильной речью. Большое место занимает в общении с детьми речевое общение педагога с родителями, детьми, младшим обслуживающим персоналом. И стоит еще раз повторить, что стиль общения взрослых – пример для малышей. Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Культура речевого предполагает соблюдение определенного этикета.. «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям». Если к тому же учесть, что внешние проявления есть ни что иное, как проявление внутренней воспитанности, то надо ли говорить, какое важное значение уделяется вопросам речевого этикета. Пожалуй, редко мы с вами задумываемся: умею ли я разговаривать с окружающими людьми, обладаю ли я культурой речевого общения, интересный ли я собеседник. Давайте прислушаемся и присмотримся к себе, как мы общаемся с детьми утром. Да, для нас есть определенные правила, но ведь ребенок не виноват, что он эти правила не знает. Он ждет, когда с ним поздороваются, обратят внимание на его красивое платье. Имеет ли значение, кто первый поздоровался, оказывается имеет. По правилам речевого этикета, кто вошел в помещение, тот и должен здороваться первым, пусть даже он лицо начальствующее, а в группе его подчиненные. Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. Если человек хочет, чтобы с ним разговаривали вежливо, то он сам в первую очередь будет разговаривать вежливо. Овладение искусством речевого общения доступно каждому. Умение выражать свои мысли грамотно и ясно, не прибегая к вульгаризмам… Стоит научить ребенка посмотреть на себя со стороны – как я умею говорить с разными собеседниками. Тональность речевого общения – это один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно – эмоциональный климат в детском саду. Привычные слова можно сказать с разной выразительностью. Даже поздравление может быть произнесено таким тоном, что в одном случае обрадует, а в другом обидит. В каждом из нас свои доминирующие интонации. Вслушиваемся ли мы в них. Согласно этому можно по разному строить работу с детьми, можно внимательно выслушать ребенка, а можно отправить его, не решив никаких проблем. Какими фразами можно привлечь ребенка
(Какой ты молодец, я в тебя верила, ты все можешь, давай подумаем вместе и др), какими фразами можно оттолкнуть малыша ( мне некогда, подожди, не мешай, иди сам думай, иди поиграй и другие). Настоящий воспитатель не будет навязывать родителям свои рекомендации. Он постарается придать разговору такую тональность, чтобы мать почувствовала себя соавтором в поиске путей и средств воспитания. Какие фразы можно сказать (Давайте подумаем вместе, помогите нам, вы лучше знаете своего ребенка…) Культура словесных обращений: как мы обращаемся друг к другу, к лицу старшему по возрасту, или занимаемой должности. От того, как сформулировано обращение, с какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры. Деловая игра «Обратись к ребенку» - надо принести что – то «Обратись к родителю» - надо помочь детскому саду. Для маленького человека очень важно, как к нему обращаются. Со старшими дошкольниками уместны и шутки и ирония и добродушное подтрунивание, но это не значит, что можно высмеивать малыша. Речевая сдержанность – одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь. Вместо логически обоснованного диалога каждый выдает свой монолог, каждый торопится выдать свое. Умение сделать в разговоре паузу, а может и промолчать, как это важно, чтобы вникнуть в суть сказанного и, следовательно, продолжить диалог по существу, чтобы высказать свое уважение и внимание. Промолчать, чтобы не сказать сгоряча слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта. Народная мудрость напоминает: «Лишнее говорить – делу вредить», « Корову ловят за рога, а человека за язык», «Слово – серебро, молчание – золото». Неплохо, если бы они были принципами нашего общения, особенно если тон будет задавать воспитатель в группе. Нельзя забывать, чтобы речь педагога была грамотной. В речи можно встретить ошибки, которые необходимо устранять: 1 группа: орфоэпические, связанные с произношением. В речи педагога не должно быть таких ошибок. Есть ошибки, связанные с произношением, связанные с регионами. Или акают, или окают, произносят «што» вместо «что» и т.д. 2 группа: акцентологические – это речевые ошибки с неверной постановкой ударения в слове. 3 группа: словообразовательные, они состоят в неправильном новосочинительстве и неверном употреблении приставок и суффиксов; 4 группа: морфологические ошибки, связанные в ненормативным образованием слов и употреблением частей речи; 5 группа: лексические ошибки; 6 группа: синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений; Речь педагога должна быть четкой, ясной, достаточно громкой, выразительной, образной. Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка ( слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Воспитатель обязан интуитивно владеть чувством стиля: в общении с близкими людьми допускается разговорный стиль; в общественной жизни пользуемся речью книжного стиля, его разновидностями: научной, публицистической, поэтической, деловой речью), он должен уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль. Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботится о синонимическом богатстве ее компонентов: лексики, грамматики, фонетики. Он должен помнить для чего в русском языке существует такое
множество стилей и лексических рядов. Нужно выработать в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Нужно помнить о выразительных средствах морфологии- синонимах, антонимах, а так же пользоваться в своей речи все богатство русского языка. Воспитатель должен быть натренирован в правильной артикуляции всех звуков родного языка, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки). Для этого я предлагаю вам одно и тоже стихотворение прочитать с различным выражением: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Игровая ситуация: 1. Уложите куклу спать, пожелайте ей спокойно ночи. 2. Поздоровайтесь с детьми, с родителями.. 3. «Дурную траву с поля вон» Вспомните, как называют в народе такого человека: - Подал ручку, да подставил ножку (двуличный) - Мое горе стрела во мне, чужое горе- стрела во пне(эгоист) - Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (подхалим). - Ел да устал, спал да намаялся(лентяй) - Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится ( самоуверенный). - Язык без костей: что хочет, то и лопочет(болтун).
|