Скачать 0.88 Mb.
|
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» Центр дистанционного образования Кемеровской области Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий Учебно-методическое пособие Кемерово 2011 ОглавлениеПояснительная записка Уважаемые коллеги! Центр дистанционного обучения Кемеровской области (структурное подразделение ГС(К)ОУ ОШ ) предлагает вашему вниманию методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Настоящими методическими рекомендациями мы хотим устранить возможные вопросы, связанные с организацией воспитательно-образовательной деятельности и работой в образовательной среде – на сайте www.kemcdo.ru Данное методическое пособие разработано с целью формирования необходимых знаний, умений и навыков у педагогов занимающихся обучением детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий. Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
Сегодня одним из самых перспективных направлений развития технологий обучения является дистанционное обучение. Различают понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это составляющая дистанционного образования. Понятие дистанционное образование является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также и самообразование. Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Информационные технологии в дистанционном обучении играют роль инструментов, которые: - обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному конвенту - предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой; - осуществляют управление и контроль за процессом обучения; - предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и т.д. Ключевым элементом построения обучения с использованием технологий дистанционного обучения является обеспечение удаленного доступа к учебному контенту. Именно благодаря такой возможности совокупность описываемых технологий и получила название - технологии дистанционного обучения. Основой построения дистанционного обучения являются - дистанционные уроки, с помощью которых и осуществляется основное обучение. Дистанционные уроки в некоторой степени похожи на школьные уроки. Ключевым отличием дистанционного урока от школьного урока является наличие инструментов, обеспечивающих развитие у обучающихся необходимых навыков и умений, благодаря чему обучение проводимое с использованием дистанционных технологий становится намного более эффективным. Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью обучающихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения обучающимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева). Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения: - разделение педагога и обучающегося расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса; - использование учебных средств, способных объединить усилия педагога и обучающихся, и обеспечить усвоение содержания курса; - обеспечение взаимодействия между педагогом и обучающимися, администрацией и обучающимися; - преобладание самоконтроля над контролем со стороны педагога.
Чтобы понять, как повышать квалификацию педагогу и готовиться к работе в учреждениях ведущих обучение детей с особыми потребностями, необходимо иметь четкое представление о возможностях и принципах дистанционной работы с обучающимися. Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие возможности: - Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. - Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов — модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. - Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью или учебой в других учебных заведениях обучение. - Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.п.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами. - Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижают затраты на организацию учебного процесса. - Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство. - Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от жеста проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. - Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. Для дистанционного обучения (ДО) характерен ряд принципов: - Гуманизации. Направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для обучающегося. Индивидуальная работа направлена на развитее и проявление творческих особенностей. - Интерактивности. Возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами. Принцип работы позволяющий поддерживать высокую мотивацию к обучению у обучающихся, инструментарий самостоятельного изучения учебного курса. - Индивидуализации. Для реализации данного принципа в реальном учебном процессе в информационной среде проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку обучающегося в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в информационной среде. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию. - Регламентности обучения. Опыт практического ДО показывает, что особенно для школьников должны быть обеспечены жесткий контроль и четкое планирование. - Педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип выполняет ведущую роль и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации информационной среды ДО. - Открытости и гибкости обучения. Принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.п. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из одного учебного заведения в другое для обучения по родственным или другим направлениям.
В настоящее время получение общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране связывают с дистанционными технологиями. Нормативно-правовая база дистанционного обучения рассматривает широкий спектр вопросов, которые необходимо знать администрации ОУ и педагогам, так как на основе нормативно - правовой базе выстраивается весь образовательный процесс. Следует выделить: законодательные документы на федеральном и региональном уровнях, и локальные акты, регламентирующие дистанционное образование детей-инвалидов. Международная "Конвенция о правах ребенка", ратифицированная в 1989 году Парламентом РФ, законодательно закрепляет право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья. Соблюдение данного права гарантированно Конституцией Российской Федерации и закреплено в Законе РФ «Об образовании" от 10.07.1992 N 3266 (ред. от 27.12.2009). В статье 2 данного закона обозначен один из принципов государственной политики в области образования - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является мощным средством их социальной защиты, следовательно, вопрос этот всегда будет актуален и был закреплен в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется Постановлением Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" и письмом Министерства образования РФ от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)". Обучение ребенка с целым рядом заболеваний на дому часто приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. А существующая практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. Поэтому в настоящее время получение общего образования детьми-инвалидами связывают с дистанционными технологиями. Использование дистанционных технологий в организации учебного процесса регулируется федеральными нормативными актами. Среди них можно выделить три основных:
Данные акты определяют порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Одним из особенностей использования дистанционных технологий является обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально приближенного к домашним условиям. Он регламентируется индивидуальным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно на основании письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 "О мерах по реализации Закона Кемеровской области "О социальной поддержке инвалидов". Федеральная нормативно-правовая база, определяющая и регламентирующая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, дополняется рядом законодательных документов на региональном уровне: законы Кемеровской области и Постановления Коллегии администрации КО. В Кемеровской области действует Закон "О социальной поддержке инвалидов" от 14.02.2005 № 25-ОЗ. Обеспечение гарантированного права детей на образование закрепляется Законом Кемеровской области от 12.07.2006 № 95-ОЗ «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам» ( с изменениями и дополнениями в 2010г.). Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010 № 338 были внесены изменения в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 "О мерах по реализации Закона КО "О социальной поддержке инвалидов". Главной задачей обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий является удовлетворение потребностей детей и их родителей с учетом их интересов, и выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения. В Кемеровской области на основании вышеуказанного Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 "О мерах по реализации Закона КО "О социальной поддержке инвалидов" (с изменениями, 2010г.) организационно-методическое обеспечение образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляет Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» (ЦДО) Центр дистанционного образования Кемеровской области создан в рамках Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» В соответствии с Положением о ЦДО Кемеровской области осуществляет: |