Уроки американской истории: на пути к российскому 




Скачать 40.23 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУроки американской истории: на пути к российскому 
Дата конвертации21.01.2013
Размер40.23 Kb.
ТипУрок

 
 
 
Уроки американской истории: на пути к российскому 
«прогрессизму» 
 
Аналитическая записка № 195 
ПОНАРС Евразия 
Май 2012 
 
 
Гульназ Шарафутдинова 
Университет Майами (штат Огайо) 
 
 
 
 
 
 
России  нужна  своя  собственная  эра  прогрессизма.  Действительно,  ведь  многие 
проблемы, стоящие ныне перед российским государством и российской системой 
управления, уже стояли перед Соединенными Штатами до «эры реформ» примерно  
между 1890 и 1930 годами.  
Более  века  назад  во  многих  американских  городах  политические  машины, 
распределявшие  рабочие  места,  государственные  контракты  и  другие  виды  благ, 
работали  точно  так  же,  как  они  сейчас  функционируют  в  российских  городах. 
Отлаженную  московскую  систему  откатов  за  подряды  на  уборку  улиц  можно 
сравнить  с  практиками,  которые  были  обычными  для  мелких  и  крупных 
американских городов XIX века. Огромные переплаты при строительстве дорог  в 
России наряду с потерями миллиардов рублей  при сооружении трубопроводов  и 
реализации  других  инфраструктурных  проектов  аналогичны  тому,  что 
происходило во время довоенного строительства каналов в США. Конверты (или 
даже  портфели!)  с  наличными  деньгами,  свободно  перемещающиеся  в  залах 
нынешней Государственной Думы, были обычным явлением  в  Сенате США в XIX 
веке.  Эра прогрессизма была  американским  «большим взрывом»  в борьбе с 
коррупцией.  Возможно  российский  «большой  взрыв»  является  единственной 
разумной  стратегией  решения  того  круга  нынешних  проблем,  которые  принято 
ассоциировать с коррупцией.1 
 
Успех США в деле устранения вышеупомянутых управленческих проблем, 
которые  были  широко  распространены  в  XIX  веке,  является  поводом  для 
                                                           
1 Bo Rothstein, “Anti-Corruption–A Big Bang Theory,” QoG Working Paper Series 2007:3. 


оптимизма и, в то же самое время, призывом к действию. Конечно, политический 
опыт  трудно  перенести  из  одной  исторической  и  культурной  среды  в  другую 
(кроме  того  надо  признать  что  даже  сейчас  Америка  не  полностью  свободна  от 
коррупции),  но,  все-таки,  может  ли  эра  прогрессизма  в  США  стать  для  России 
источником вдохновения, реформаторских идей и уроков?  
Такие  ученые,  как  Ричард  Хофстедтер,  Габриэль  Колко,  Роберт  Уибе  и 
другие историки, социологи и политологи, предложили различные интерпретации 
источников и природы эры прогрессизма. Большинство ученых едины во мнении о 
том, что движение прогрессистов стало активнее благодаря пробуждению среднего 
класса, в особенности, сегментов новых профессиональных сообществ, которые в 
союзе с крупными бизнесменами стремились к установлению более рационального 
и эффективного  порядка управления государством. 
 
Недавние  протесты  в  Москве  и  в  других  крупных  российских  городах 
свидетельствуют  о  возникновении  в  России  нового  политического  ландшафта  с 
новым средним классом, демонстрирующим признаки пробуждения и мобилизации 
против 
повсеместно 
распространенной 
коррупции, 
централизованной 
политической  системы  и  неподотчетного  правительства.  Российский  социолог 
Михаил  Дмитриев,  который  спрогнозировал  рост  недовольства  части  среднего 
класса  еще  до  протестов,  недавно  заявил,  что  недовольство  В.Путиным  и 
правительством  распространилось  за  пределы  крупных  городов  (The  Economist
April 7).  
Как  обратить  это  растущее  недовольство  в  эффективные  политические 
действия?  Как  предотвратить  бесцельное  растрачивание  позитивной  энергии, 
движущей этими протестами? Каковы требования к эффективной, долговременной, 
укорененной на низовом уровне политической деятельности? 
Обычно 
ученые 
рассматривают 
институциональные 
изменения, 
ассоциирующиеся  с  такими  реформистскими  движениями,  и  рекомендуют 
принимающим решения лицам  воспроизводить те  институты, которые считаются 
ключевыми  для  успеха  этих  реформистских  движений  и  которые  являются 
признаком  материализации  вдохновляющих  эти  движения  целей  и  идей. 
Антимонопольное  законодательство,  система  сити-менеджеров,  законы  об  охране 
труда  и  голосование  женщин  относятся  к  ключевым  институциональным 
переменам,  ассоциирующимся  с  эрой  прогрессизма  в  Соединенных  Штатах. 
Однако для  нынешней России не будет существенной пользы от выдвижения на 
первый план именно этих институциональных изменений, ведь бóльшая часть этих 
институтов  и  законов  уже  введена  в  действие  российским  государством.  Россия 
имеет  антимонопольное  агентство  и  антикоррупционные  законы,  она  внедрила 
систему  сити-менеджмента  в  управлении  городами  и  муниципальными 
образованиями; в стране действуют профсоюзные организации и законодательство 
по  охране  труда.  Следовательно,  проблема  состоит  не  в  отсутствии  этих 
институтов,  а  в  том,  что  они  не  работают  должным  образом.  Классическая  и 
обычно уместная в подобных случаях  цитата из Булгакова «разруха не в клозетах, 


а  в  головах»,  подтверждается  забытыми  уроками  эры  прогрессизма, 
заключающимися в важности идейных инноваций  для сохранения и использования 
результатов общественной мобилизации. 
Помимо  прочего,  эра  прогрессизма  показывает,  что  институциональным 
инновациям предшествует смена системы ориентиров и представлений о ключевых 
проблемах,  стоящих  перед  обществом.  Хорошим  примером  является    принятие 
антитрестовского  законодательства,  основанного  на  концептуальной  инновации, 
которая  «переосмыслила  проблему    трестов,  сместив  акцент  дискуссии  с 
противопоставления  индивидуализма  (политики  laissez-faire)  и  патернализма 
(прямого  государственного  участия),  на  оппозицию  между  консерватизмом  
(защитой  статус-кво)    и  радикализмом  (нестабильностью  и  распространяющимся 
социализмом»2).  Будучи  недовольным  консерватизмом  и  опасаясь  радикализма, 
Ричард Эли, один из лидеров прогрессизма, отстаивал компромиссную позицию, в 
которой  нашлось  место  как  для  рынка,  так  и  для  правительства,  таким  образом 
отказавшись  от  господствовавшей  ранее  схемы,  основанной  на  их 
противопоставлении между собой.   
Еще более поучительно то, что эра прогрессизма знаменовала собой переход 
от  «Евангелия  богатства»,  связанного  с  философией  социального  дарвинизма,  к 
Социальному  Евангелию.  Первое  десятилетие  XX  века  ознаменовалось  быстрым 
распространением идей, пропагандировавшихся лидерами движения  Социального 
Евангелия. Эти лидеры  переосмыслили Библию, и утверждали, что Царство Божие 
следует строить на земле, и что индивидуальное спасение невозможно в  условиях 
страданий  общества.  Такие  теологи  Социального  Евангелия,  как  Уолтер 
Раушенбуш, апеллировали к индивидуальной ответственности за такие социальные 
проблемы как бедность и неравенство, и выступали за социальные реформы. Эта 
новая  популярная    тема  этического  пробуждения  и  социально-ориентированного 
действия  разительно контрастировала с распространявшимися  в 1880-х и 1890-х 
годах  идеями,  защищающими  принципы  индивидуализма  и  «выживания 
сильнейших»  в  обществе,    что  делало  неравенство  неизбежным  и  даже 
«нормальным» состоянием.  
Прогрессизм охватывал ряд вопросов, которые, помимо проблемы трестов, 
включали  муниципальную  реформу,  условия  труда,  качество  продуктов  питания, 
социальное  обеспечение  и  электоральную  реформу.  Но  перемены  во  всех  этих 
разных  сферах    не  могли  бы  произойти  без  духа  прогрессизма  -  осознания 
обществом  того,  что  Америка  находилась  в  состоянии  кризиса  и  необходимости 
«что-то  делать»  с  этим.  Ощущение  кризиса  создавалось  новым  направлением  в 
журналистике - «разгребанием грязи», - направленным на разоблачение коррупции, 
злоупотреблений  властью,  агрессивной  монополизации  в  различных  секторах 
экономики. 
                                                           
2 W. Lawrence Neuman, “Negotiated Meanings and State Transformation: The Trust Issue in the 
Progressive Era,” Social Problems 45 (3), August 1998, p. 323. 


 
Многие  из  «социальных  ингредиентов»  эры  прогрессизма  имеются  в 
наличии в современной России. Разоблачения Алексея Навального,  для которого 
проблема  коррупции  во  властных  структурах  является  центральной, 
поддерживаются работой других активистов и журналистов, в частности Марины 
Литвинович  и  Юлии  Латыниной,    также  как  и  тысяч  обычных  людей, 
использовавших  свои  фотоаппараты  и  телефоны  для  того,  чтобы  зафиксировать  
факты коррупции (в форме фальсификаций во время выборов или злоупотреблений 
полиции  во  время  протестов)  и  загрузить  полученные  материалы    на  сайты 
социальных сетей. Средний класс, возникший в результате экономического роста 
2000-х  годов,  недоволен  тем  направлением,  в  котором  Россия  двигалась  в 
последнее  десятилетие  и  в  десятилетие  ему  предшествовавшее.  Проявляются  и 
контуры  новой  риторики,    альтернативной  тем  идеологическим  схемам  которые 
были  использованы  в  2000-х  годах  для  подпорки  построенного  Путиным  и  его 
сторонниками  режима.  Эта  доминантная  идейная  матрица  представляла  собой 
обоюдоострый  меч,  одним  лезвием  направленный  против  «лихих  1990-х»  с 
обещанием  обеспечить  порядок  и  стабильность,  а  другим  лезвием,  обращенный 
против  «врага  у  ворот»  (Запада  и  особенно  США)  с  обещанием  того,  что  Россия 
встанет  с  колен.  Это  была  схема,  направленная  на  консолидацию  общества, 
которому  было  тяжело  определиться  со  своей  идентичностью,  отыскать  новую 
точку  отсчета  и  новую  систему    ценностей  для  того,  чтобы  преуспеть  в  новых 
условиях.  Система  ценностей  2000-х  годов  стала,  однако,  продолжением  и 
дополнением того набора ценностей, который существовал в 1990-х годах в период 
зарождения капитализма в России. Тогда, как и в 2000-х годах, система ценностей 
делала  упор  на  самообогащение,  так  как  накопление  считалось  первостепенным 
мерилом  успеха  в  обществе.  Путинские  2000-е  годы  ничего  не  изменили    в  этой 
системе  взглядов.  Напротив,  путинская  эпоха,  хотя  и  будучи  наполненной 
проявлениями  агрессивных  националистических  настроений,  все  больше 
утверждала и усиливала привлекательность индивидуалистического материализма, 
по  мере  того  как  как  государство    всецело  присоединялось    к  «диким  пляскам 
вокруг  золотого  тельца».  Если  и  происходило  какое-то  изменение  в  системе 
ценностей,  то  оно  проявилось  в  нарастании  деморализации  общественного 
пространства  и  в  распространении  цинизма.  По  выражению  журналиста  Андрея 
Архангельского, лежащая в основе путинской России идеология состоит в том, что 
«правды больше нет, а есть только цены на нефть и газ»  3. Те, кто не согласен с 
этой  идеологией,  особенно  среди  молодежи,  нашли  выход  в  различных 
радикальных интерпретациях  религии или  в национализме,  или  попросту  ушли  в 
виртуальное пространство. 
Самая многообещающая черта недавних протестов (на  Болотной площади, 
проспекте Сахарова и в других местах) связана с их прогрессистским  духом и с 
той степенью, в которой эти протесты представляют собой реакцию на официально 
                                                           
3 Андрей Архангельский. Сжечь чучело Москвы. Этика и эстетика Болотной // Русский Журнал, 12 февраля 
2012 года.  





санкционированный  цинизм,  характерный  для  России  2000-х  годов.  Запрос  на 
новую  систему  ценностей,  уход  общества  от  материалистического  настроя, 
возвращение  к    идеям  служения  обществу  и  гражданского  долга  являются 
ключевыми  начальными  шагами,  которые  требуются  для  выработки  новой 
повестки  дня,  наступления  в  России  новой  эры.  Как  емко    выразилась  Ирина 
Прохорова, объясняя приход своего брата в политику,  это нужно «потому что даже 
успешный человек – гражданин и патриот»,  потому что широко распространенное 
представление  о  том,  что  талантливые  бизнесмены  не  могут  иметь  гражданского 
чувства, является неверным4 . 
Действительно,  социальная  база  протеста,  ведомого  преуспевающими 
молодыми  профессионалами  и  представителями  той  части  общества,  которую 
часто  называют  «креативным  классом»,  отражает  готовность  этого  нового 
зажиточного  среднего  класса  выйти  за  рамки  узко  материалистических  забот  и 
принять  новую  риторику  с  идеями  достоинства,    искренности,  подлинного 
патриотизма  –  в  противовес  «нашистскому  патриотизму»,  организованному  и 
продвигаемому  Кремлем  в  2000-х  годах.  Неудивительно,  что  данное  движение  к 
новой  системе  ценностей  происходит  на  фоне  роста  общественного  внимания  к 
таким  представителям  креативного  класса,  как  писатели  Борис  Акунин,  Захар 
Прилепин  и  Людмила  Улицкая;  певец  Юрий  Шевчук;  литературовед  Ирина 
Прохорова,  актриса  Чулпан  Хаматова.  Растущее  влияние  креативного  класса 
является  признаком  возникающего  запроса  на  новую  систему  ориентиров,  на 
которую следует опираться, живя в России.  
В  стране  с  таким  огромным  культурным  наследием  и  богатой 
интеллектуальной  почвой  не  должно  быть  недостатка  идей  для  определения  и 
переосмысления  духовных  координат  нации.  Однако,  следует  иметь  в  виду,  что 
практически  всех  прогрессистов  в  США  объединяла  именно  вера  в  «интересы 
общества»  и  «общественное  благо».  Будущее  российского  прогрессистского 
движения зависит как от способности российского креативного класса продолжать 
формулировать и пропагандировать идеи возрождения гражданственности, так и от 
благоприятности  экономических  условий  для  усиления  и  расширения  среднего 
класса, готового к мобилизации ради перемен в духе прогрессизма.  
 
 
 
 
 
 
 
© PONARS Eurasia 2012. Данный текст основан на аналитической записке на английском языке 
с  тем  же  номером.  ПОНАРС  Евразия  представляет  собой  международную  сеть  ученых, 
 
разрабатывающих  новые  подходы  к  изучению  проблем  внутренней  и  внешней  политики, 
 
безопасности и сотрудничества в России и Евразии. ПОНАРС Евразия базируется в Институте 
исследований  Европы,  России  и  Евразии  (IERES)  Школы  международных  отношений  им. 
Эллиотта  Университета  Джорджа  Вашингтона.  Публикация  осуществлена  при  поддержке 
грантов  Корпорации  Карнеги  в  Нью-Йорке  и  Фонда  Джона  Д.  и  Кэтрин  Макартуров. 
www.ponarseurasia.org 
                                                           
4 См. Дебаты. И.Прохорова против Н.Михалкова, 2012. 



Похожие:

Уроки американской истории: на пути к российскому  iconУроки иСтории
Матвей назвал эту фотографию «уроки тундры». Не правда ли, маленькому тундровику 
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconН. В. Сахарный из истории психолингвистики
Ч. Осгуда и Т. Сибеока2 (далее — Психолингвистика-54), дали мощный, импульс к активизации психолингвистических исследований во всем...
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconПрограмма работы Второй всероссийской гимназической конференции «200 лет российскому гимназическому образованию»
««200 лет российскому гимназическому образованию» организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по...
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconУроки истории и изо

Уроки американской истории: на пути к российскому  iconЭссе об учительнице физической культуры
Ее уроки – это уроки открытия, уроки мастерства, уроки творчества. «Учить и требовать со всех одинаково не эффективно», считает Надежда...
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconПерелом: рассвет
Экономический кризис перерос во всеобщую войну. Крах Западной модели мира не заставил себя ждать. С этим погиб и Восток. Россия пошла...
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconКонкурс исторических  документальных фильмов «Уроки истории - хх век»
Если   тебе   от   14   до   20   лет,   ты   интересуешься   историей   –   прими   участие   в   конкурсе 
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconАллен Даллес Искусство разведки
Сша аллена Даллеса входит в серию «Секретные миссии». Автор, признанный специалист в области теории и практики разведывательной деятельности,...
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconНовости Потребитель
Компания Gree представила российскому потребителю систему Versati с тепловым насосом, объединяю
Уроки американской истории: на пути к российскому  iconРусские вне России. История пути Sbornik sisu uus indd   1
Русские в Эстонии. Страницы истории .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  ....
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница