Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Саратовский государственный технический университет»
Кафедра
«Социальная работа и антропология»
ЭССЕ
по курсу «Создание академического текста»
на тему:
«Виртуальные социальные сети с позиции классических социальных теорий»
Выполнил:
аспирант кафедры САР
В.В Зайонц. Руководитель курса:
д.с.н. проф. Е.Р. Ярская-Смирнова Научный руководитель:
д.с.н., проф. В.В. Печенкин
Саратов 2009
Содержание
Введение 3
Радикальный структурализм 3
Функционализм 6
Понимающая социология 8
Интегральные парадигмы 10
Заключение 11
Список используемых источников 13
Введение Виртуальные социальные сети достаточно новое понятие в современном обществе. По мнению Д.М. Бойд и Н.Б. Элисон виртуальной социальной сетью (social network site) является базирующийся на Интернет технологиях сервис, который позволяет отдельным пользователям1:
Создавать открытые или частично открытые профили, т.е. наборы характеристик и признаков, описывающих личность пользователя, например пол, возраст, образование, географическое местоположение и т.д.
Видеть список своих коммуникаций – пользователей, с которыми они взаимодействуют внутри системы, «друзей». Другими словами создавать и видеть персональную социальную сеть.
Иметь доступ к спискам коммуникаций «друзей», т.е. к социальным сетям других пользователей внутри системы.
Концепция сетевого анализа просматривается уже классических социологов, например у Георга Зиммеля в концепции «формальной социологии», где исследуются базовые модели социальных отношений, независимо от их объема и сущности2, что является одной из задач сетевого подхода, а именно, исследование базовых структур социальных отношений и их переход в структуры более сложного уровня. Понятие «социальная сеть» в 1954 ввел социолог Джеймс Барнс, говоря о сложных взаимоотношениях между субъектами общества, однако впервые метафору «социальная сеть» использовал антрополог А. Р. Радклифф-Браун3.
Виртуальные социальные сети, в связи со своим быстрым развитием и проникновением во многие общественные институты и отношения являются, как я считаю, достаточно общим понятием для рассмотрения в данном эссе.
Радикальный структурализм Интересным, особенно с точки зрения радикального структурализма, представляется проблема доступности ВСС для пользователей, как проблема неравенства. Сама по себе принадлежность к группе людей, использующих ВСС, уже является неравенством. Различие между группами, использующими ВСС и не использующими, исследуется Э. Харгатти4 по различным параметрам, таким как пол, возраст, личное образование и образование родителей, национальность.
Можно выделять и рассматривать различные виды неравенства доступа к ВСС.
По данным на 2009 год около 75% мирового населения не пользуются Интернетом, и, соответственно ВСС, по тем или иным причинам. Это может быть связано с экономическим положением, техническими возможностями, географическим положением или другими причинами и не зависит от ВСС.
С другой стороны, существует ряд ВСС, доступ в которые ограничен по какому-либо признаку, например, в некоторые ВСС доступ возможен только по приглашению участников сети или доступ является платным.
Ограничение использования ВСС может быть вызвано физическими и адаптивными возможностями людей. Например, некоторые виды инвалидности могут накладывать ряд ограничений или делать невозможным использование компьютера и, как следствие, участие в ВСС. В данном контексте интересно рассмотреть проблему уменьшения подобного вида неравенства, а именно, использование различных технических или программных средств, создающих или улучшающих возможность доступа в ВСС людей с ограниченными возможностями. Существование виртуальных социальных сетей ориентированных на людей с ограниченными возможностями и проблема включения в них максимального количества участников также представляется интересной.
Другим видом неравенства доступа к ВСС является ограничение доступа на национальном уровне. Например, в Китае полностью ограничивается доступ к таким виртуальным социальным сетями и сервисам как LiveJournal, Twitter, Hotmail и некоторым другим5, а Узбекистане частично ограничивается доступ к ВСС LiveJournal6.
Кроме проблемы неравенства следует рассмотреть проблему конфликта в контексте ВСС. Ярким примером такого конфликта на основе национальности может являться феномен так называемого «Бразильского вторжения», который выразился в культурном столкновении между бразильцами и американцами внутри ВСС Orkut7. Сеть Orkut впоследствии стала национальной бразильской ВСС.
В описании концепции отчуждения К. Маркс пишет следующее: «…рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету…. Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету»8, то есть произведенное рабочим не принадлежит ему и, как следствие, финансовый результат труда рабочего не принадлежит рабочему. Концепцию отчуждения К. Маркса можно применить к ВСС, ориентированным на производство информационного содержания, так называемого контента, например к любым блог-сервисам. В такой ВСС каждый пользователь производит контент, являющейся определенной ценностью. Однако пользователь отчуждается от финансового результата при использовании данного контента владельцами ВСС (например, получение прибыли от размещения рекламных объявления в профилях и блогах пользователей).
Еще в большей степени концепция отчуждения применима к ВСС по производству и размещению статей, где пользователь за определенное вознаграждение может создать статью на ту или иную тему, однако он так же отчуждается от результатов своего труда, которые получает владелец сервиса и которые несоизмеримо больше, чем вознаграждение пользователя. В данном случае ВСС может рассматриваться как средство производства.
Говоря об инструментах контроля индивида и об инструментах подавления «внутренних измерений сознания», которые могут являться основной оппозиции Г. Маркузе пишет: «В современную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на нет … В результате мы наблюдаем не приспособление, но мимесис: непосредственную идентификацию индивида со своим сообществом и через это последнее с обществом как целым … однако эта новая «непосредственность» является продуктом изощренного, научного управления и организации, которые сводят на нет «внутреннее» измерение сознания — основу оппозиции status qu»9. Если рассматривать с подобной позиции ВСС, то можно увидеть в них аналогичный, но более изощренный инструмент контроля. ВСС входят в повседневную жизнь человека, становятся часть личного пространства личности, оказывает сильное влияние на него, а получение персональной информации о личности, о ее предпочтениях позволяют оказывать максимально адресное и в то же время незаметное влияние на личность. В таком случае ВСС могут выступать как инструмент «подавления критической силы Разума» со стороны, например, владельцев ВСС, государства или другого заказчика.
Функционализм С точки зрения теории функционализма ВСС выполняют большое количество функций, например функции социализации, контроля, образования, коммуникации, получения прибыли и ряд других.
Функцию внутреннего контроля деятельности пользователей ВСС можно рассматривать используя понятие «социальный факт» Э. Дюркгейма. В определении социального факта «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним»10 Э. Дюркгейм пишет о том, что социальный факт существует над индивидом и при попытке индивида действовать в разрезе с социальным фактом индивид, так или иначе, санкционируется. В данном контексте все контрольные функции ВСС можно рассматривать как социальный факт. Все действия пользователя в той или иной степени находятся под контролем ВСС. Нежелательные действия пользователей ограничиваются как со стороны внутренних правил ВСС, так и со стороны пользователей, реализуясь через программные возможности ВСС.
Например, на основе опросов были сделаны выводы, что у 55% подростков есть профиль в ВСС, 66% из них нельзя свободно посмотреть, а 46% профилей подростков, открытых для просмотра, содержат ложную информацию11. Это говорит о том, что подростки осознанно используют контрольные функции ВСС.
Несмотря на потенциальные опасности связанные с безопасностью в ВСС, особенно с безопасностью детей и подростков, большая часть родителей (61%) считает, что Интернет оказывает положительное влияние на их детей12. Д. Бойд утверждает, что Myspace и Facebook позволяют детям и подросткам социализироваться с друзьями, когда у них нет возможности осуществлять прямые коммуникации. Д. Бойд утверждает, что ВСС является таким же средством поддержки коммуникабельности и социализации, как и прямые коммуникации13.
По словам Р. Мертона: «Семья, безусловно, является главным ремнем передачи культурных стандартов грядущему поколению. Но чего до самого последнего времени не замечали, так это того, что семья передает детям главным образом ту часть культуры, которая доступна социальной страте или группам, в которых оказались родители. Следовательно, она является механизмом воспитания ребенка в рамках культурных целей и нравов, характерных для этого узкого круга групп»14 семья не должна быть единственным средством социализации, требуются другие способы передачи культурных ценностей, норм поведения и нравов.
Родители могут передавать свои устремления ребенку, например «значительная часть представителей низших профессиональных уровней (и среди негров, и среди белых) надеются на то, что их дети сделают профессиональную карьеру … и (родители) будут оказывать на своих детей колоссальное давление, зовущее к высоким достижениям»15, что, по мнению Р. Мертона приводит к девиантному поведению детей. Коммуникации детей и подростков в виртуальных социальных сетях позволяют им получить гораздо больший набор норм поведения, наборов ценностей, ознакомится с большим количеством культурных и социальных целей, т.к. в ВСС появляется возможность общаться с людьми из страт, которые ранее были для них недостижимы. Неизвестно какой это будет иметь эффект в будущем, что требует дальнейших исследований.
Основной функцией ВСС является коммуникативная функция. ВСС позволяют общаться сотням миллионов людей во всем мире, инициировать профессиональные знакомства, создавать группы и сообщества.
Дисфункцией ВСС могут являться различные проявления угроз безопасности пользователей. В первом академическом исследовании16 проблем конфиденциальности и безопасности ВСС на примере Facebook была рассмотрена проблема конфиденциальности личных данных, потенциальные жертвы и возможность злоупотреблений подобной информацией, создана классификация угроз (преследование, идентификация личности, опознание внешности, генерация номера социального страхования) и сделаны выводы, что около 80% пользователей подвергают себя тем или иным угрозам. Аналогичные исследования угроз проводят Ф. Штуцман17 и С. Барнс18, а исследования проблемы «социального фишинга» проводят Т. Джагатик, Н. Джонсон, М. Джейкобсон и Ф. Менцзер19.
Интересна проблема отклоняющегося поведения и социального контроля в ВСС. Можно рассматривать причины девиантного поведения по Р. Мертону, когда «некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними»20 в контексте и внутри ВСС. Одной из значимых социальных целей внутри ВСС может быть большой размер персональной социальной сети (большое количество пользователей, включенных в персональную сеть, большое количество «друзей»), что может являться показателем высокого положения пользователя в системе и престижа, то есть является по П. Бурдье символическим капиталом21. Данная цель может оказывать определенное давление на пользователей и побуждать их к определенным действиям, которые являются отклоняющимися, направленным на достижение этой цели. Например, это может быть размещение у себя в профиле провокационных сообщений или личных фотографий, публичное провокационное (так называемый «троллинг») или агрессивное поведение по отношению к другим пользователям, направленное на привлечение как можно большего количества пользователей в свою персональную социальную сеть.
Понимающая социология С точки зрения понимающей социологии виртуальную социальную сеть можно рассматривать как систему, обеспечивающую социальные действия. При определении социального действия (общностно ориентированного действия) М. Вебер пишет: «Об "общностно ориентированных действиях" мы будем говорить в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей … Важный, хотя и не необходимый компонент общностно ориентированных действий составляет его смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим (субъективная) оценка шанса на успех собственных действий»22. Любое действие в ВСС является социальным, будь то новая запись в блог, добавление информации или фотографии в профиль, приглашение дружить, все это является социальным действием по определению, то есть осмысленно пользователем и соотносится с поведением других людей.
Практически в каждой ВСС есть возможность создания групп или сообществ, объединяющих людей по какому-либо объективному или субъективному параметру, различию.
Вебер подчеркивает важность определенного типа поведения для понимающей социологии: «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из того (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»23. С точки зрения понимающей социологии особенно интересны процессы и закономерности формирования групп или сообществ, основанных на субъективных параметрах. Это может быть принадлежность к субкультуре, отношение к известному исполнителю, принадлежность к группе фанатов спортивной команды, отношение к бренду и т.д. Для каждой группы возможно рассматривать мотивы формирования, возникновение фольклора группы, возникновение свойственных только для этой группы статусов и ярлыков.
Мотивы участия людей в ВСС, идентификация людей как участников (например, участники ВСС LiveJournal могут заказать себе футболку с логотипом сети, тем самым определив себя как участника сети), формирование законов, ценностей, правил, отношение к ним участников также могут быть предметом исследования с точки зрения понимающей социологии.
В некоторых случаях процессы создания ВСС и процессы миграции пользователей из одной ВСС в другую могут представлять интерес для понимающей социологии, особенно если эти явления происходят под влиянием изменения предпочтений референтной группы. Например, при создании ВСС Friendster получил поддержку трех групп людей: блоггеров, участников фестиваля Burning Man и мужчин гомосексуалистов, и с 2002 года до мая 2003 года вырос до 300 000 пользователей, не применяя рекламы и не делая каких-либо официальных публикаций в прессе24. Это говорит о том, предпочтения референтной группы могут являться сильным стимулом включения индивида в ВСС.
Аналогичная ситуация наблюдалась при запуске ВСС MySpace, когда сеть получила поддержку нескольких музыкальных групп, что привлекло большое количество фанатов групп в ВСС25.
Изначально заложенная в ВСС возможность структурировать индивидов в группы и простота автоматизированного отбора по заданным параметрам предоставляют новые возможности применения качественных методов, совмещения качественного и количественного анализа на достаточно больших группах людей при небольших ресурсных затратах.
Интересным подходом к рассмотрению ВСС является подход К. Джордана, Ж. Хаусера и С. Фостера, которые исследуют концепцию расширенных социальных сетей (augmented social network) как следующую ступень развития виртуальных социальных сетей26. Они ставят перед собой цель - выяснить, сможет ли следующее поколение виртуальных коммуникаций усилить цивилизованное общество за счет усовершенствования взаимоотношений между людьми с общими интересами и новых связей, помогающих эффективнее обмениваться информацией и осуществлять сомоорганизацию. Сможет ли такая система оживить демократические методы управления?
Авторами была предложена модель ВСС нового поколения, которая интегрирует в структуру Интернета такие категории, как личность, моральные ценности и доверие, что повлечет за собой создание качественно новых связей между людьми с общими интересами или навыками внутри ВСС. Одним из основных понятий этой концепции является понятие целостной виртуальной личности, которая будет существовать в едином виртуальном пространстве и объединять в себе все существующие взаимосвязи с другими виртуальными личностями, информацию о навыках, интересах, профессиональных и личных достижениях. В своей работе авторы предлагают концепцию виртуального общества будущего и набор организационных, социальных и технических шагов по созданию такого общества.
Интегральные парадигмы Кроме классических парадигм рассмотрим более поздние интегральные парадигмы, сочетающие в себе элементы классических.
Используя понятие «паноптикум»27, когда надзирающие структуры невидимы, а надзираемый всегда на виду можно рассматривать скрытые функции ВСС, которые иногда становятся явными, например, когда ВСС используются государственными органами для поиска преступников.
Если предположить, что государство имеет доступ к закрытой информации об активности пользователей, личной переписке, статистике посещений ВСС, персональным социальным сетям и их совокупностям и анализирует эту информацию, то можно говорить об очень серьезной скрытой функции контроля населения, использующего ВСС, со стороны государства.
Как объединяющую субъективизм и объективизм рассмотрим концепцию габитуса П. Бурдье. По П. Бурдье «Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные, но они воспринимаются непосредственно, как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла»28.
В данном определении габитус является одновременно и тем, что воспринимает практики, интериоризирует их и тем, что воспроизводит практики, экстеоризирует, одновременно оказывая воздействие на социальные структуры, которые воздействуют на практики. Виртуальные социальные сети становятся частью повседневной жизни миллионов людей, практики присутствия в ВСС, нормы, методы, правила, схемы и приемы общения в ВСС становятся частью габитуса миллионов пользователей, интериоризируются ими. С другой стороны, воспроизводя данные практики, пользователи оказывают влияние на ВСС, меняют сам практики, создают новые.
Заключение Рассмотрение виртуальных социальных сетей с позиции различных социальных теорий выявляет большое количество актуальных проблем, находящихся в данной области. Существование проблем неравенства, как доступа, так и неравенства позиции пользователей внутри ВСС означает существование или потенциальное существование ряда серьезных конфликтов, в которые могут быть вовлечены как пользователи ВСС, так и владельцы ВСС или государство. Наличие серьезных проблем, связанных с безопасностью пользователей, с существованием механизмов манипуляций и контроля при помощи ВСС деятельности пользователей как внутри, так и вне ВСС открывает большое пространство для исследований, особенно в области социальной психологии и социологии управления. ВСС создают и дополняют функции многих социальных институтов, например ВСС включаются в процесс социализации или открывают новые средства ведения полноценной жизни для людей с ограниченными возможностями и проблемы, связанные с включением ВСС в социальные институты так же создает новые возможности исследований. Таким образом, большое количество проблем и направлений исследований, относящихся к области ВСС, активное развитие ВСС, серьезное влияние ВСС на другие общественные структуры, незначительное количество отечественных публикаций делают проблему исследования ВСС особенно актуальной.
Список используемых источников Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / Бурдье П. Начала: Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. C. 181-207. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. C. 495-547 Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Хрестоматия / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2002. С. 11-19. Зиммель Г. Избранные работы. М.: Ника-Центр, 2006. Китай заблокировал Twitter, Hotmail и многие другие веб-сервисы // CNews. 2009. (электронный вариант http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/06/03/349537 использовано 01.10.2009). Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1956. С. 41–174. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М.: ACT, 2002. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. Узбекистан закрывает доступ к Livejournal // Regnum. 2009. (электронный вариант http://www.regnum.ru/news/1128086.html использовано 01.10.2009). Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. / Пер. с фр. В.Н. Наумов М.: Ад Маргинем, 1999. Barnes S. A privacy paradox: Social networking in the United States // First Monday. № 11 (9), 2006. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1394/1312 использовано 24.06.2009). Boyd D. Friendster and publicly articulated social networks // ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: ACM Press. 2004. P. 1279-1282. (http://www.danah.org/papers/CHI2004Friendster.pdf использовано 22.06.2009). Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html использовано 01.09.2009). Enchancing child safety & Online Technologies: final report of the internet safety technical task force. Harvard University, 2008. (http://cyber.law.harvard.edu/pubrelease/isttf/ использовано 01.09.2009). Fragoso S. WTF a crazy Brazilian invasion // CATaC / Eds. F. Sudweeks & H. Hrachovec. Murdoch, Australia: Murdoch University, 2006. P. 255-274. Gross R., Acquisti A. Information revelation and privacy in online social networks. WPES'05. Alexandria, VA: ACM, 2005. P. 71-80. (http://www.heinz.cmu.edu/~acquisti/papers/privacy-facebook-gross-acquisti.pdf использовано 24.06.2009). Hargittai E. Whose Space? Differences Among Users and Non-Users of Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/hargittai.html использовано 26.06.2009). Jagatic T., Johnson N., Jakobsson M., Menczer F. Social phishing // Communications of the ACM. № 5 (10), 2007. P. 94-100 (http://www.indiana.edu/~phishing/social-network-experiment/phishing-preprint.pdf использовано 26.06.2009). Jordan K., Hauser J., Foster S. The Augmented Social Network: Building indentity and trust inro the next-generation Internet // First Moday. № 8 (8), 2003. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1068/988 использовано 26.06.2009). Lenhart A., Madden M. Teens, privacy, & online social networks // Pew Internet and American Life Project Report. 2007. (http://www.pewinternet.org/Reports/2007/Teens-Privacy-and-Online-Social-Networks.aspx?r=1 использовано 01.09.2009). Stutzman F. An evaluation of identity-sharing behavior in social network communities // Journal of the International Digital Media and Arts Association. № 3 (1), 2006. P. 10-18 (http://www.units.muohio.edu/codeconference/papers/papers/stutzman_track5.pdf использовано 24.06.2009). |