Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология»




Скачать 170.3 Kb.
НазваниеГоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология»
с н проф
Дата конвертации16.01.2013
Размер170.3 Kb.
ТипРеферат
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Саратовский государственный технический университет»


Кафедра

«Социальная работа и антропология»

ЭССЕ

по курсу «Создание академического текста»

на тему:

«Виртуальные социальные сети с позиции классических социальных теорий»

Выполнил:

аспирант кафедры САР

В.В Зайонц.
Руководитель курса:

д.с.н. проф. Е.Р. Ярская-Смирнова
Научный руководитель:

д.с.н., проф. В.В. Печенкин

Саратов 2009

Содержание

Введение 3

Радикальный структурализм 3

Функционализм 6

Понимающая социология 8

Интегральные парадигмы 10

Заключение 11

Список используемых источников 13



Введение


Виртуальные социальные сети достаточно новое понятие в современном обществе. По мнению Д.М. Бойд и Н.Б. Элисон виртуальной социальной сетью (social network site) является базирующийся на Интернет технологиях сервис, который позволяет отдельным пользователям1:

  • Создавать открытые или частично открытые профили, т.е. наборы характеристик и признаков, описывающих личность пользователя, например пол, возраст, образование, географическое местоположение и т.д.

  • Видеть список своих коммуникаций – пользователей, с которыми они взаимодействуют внутри системы, «друзей». Другими словами создавать и видеть персональную социальную сеть.

  • Иметь доступ к спискам коммуникаций «друзей», т.е. к социальным сетям других пользователей внутри системы.

Концепция сетевого анализа просматривается уже классических социологов, например у Георга Зиммеля в концепции «формальной социологии», где исследуются базовые модели социальных отношений, независимо от их объема и сущности2, что является одной из задач сетевого подхода, а именно, исследование базовых структур социальных отношений и их переход в структуры более сложного уровня. Понятие «социальная сеть» в 1954 ввел социолог Джеймс Барнс, говоря о сложных взаимоотношениях между субъектами общества, однако впервые метафору «социальная сеть» использовал антрополог А. Р. Радклифф-Браун3.

Виртуальные социальные сети, в связи со своим быстрым развитием и проникновением во многие общественные институты и отношения являются, как я считаю, достаточно общим понятием для рассмотрения в данном эссе.

Радикальный структурализм


Интересным, особенно с точки зрения радикального структурализма, представляется проблема доступности ВСС для пользователей, как проблема неравенства. Сама по себе принадлежность к группе людей, использующих ВСС, уже является неравенством. Различие между группами, использующими ВСС и не использующими, исследуется Э. Харгатти4 по различным параметрам, таким как пол, возраст, личное образование и образование родителей, национальность.

Можно выделять и рассматривать различные виды неравенства доступа к ВСС.

По данным на 2009 год около 75% мирового населения не пользуются Интернетом, и, соответственно ВСС, по тем или иным причинам. Это может быть связано с экономическим положением, техническими возможностями, географическим положением или другими причинами и не зависит от ВСС.

С другой стороны, существует ряд ВСС, доступ в которые ограничен по какому-либо признаку, например, в некоторые ВСС доступ возможен только по приглашению участников сети или доступ является платным.

Ограничение использования ВСС может быть вызвано физическими и адаптивными возможностями людей. Например, некоторые виды инвалидности могут накладывать ряд ограничений или делать невозможным использование компьютера и, как следствие, участие в ВСС. В данном контексте интересно рассмотреть проблему уменьшения подобного вида неравенства, а именно, использование различных технических или программных средств, создающих или улучшающих возможность доступа в ВСС людей с ограниченными возможностями. Существование виртуальных социальных сетей ориентированных на людей с ограниченными возможностями и проблема включения в них максимального количества участников также представляется интересной.

Другим видом неравенства доступа к ВСС является ограничение доступа на национальном уровне. Например, в Китае полностью ограничивается доступ к таким виртуальным социальным сетями и сервисам как LiveJournal, Twitter, Hotmail и некоторым другим5, а Узбекистане частично ограничивается доступ к ВСС LiveJournal6.

Кроме проблемы неравенства следует рассмотреть проблему конфликта в контексте ВСС. Ярким примером такого конфликта на основе национальности может являться феномен так называемого «Бразильского вторжения», который выразился в культурном столкновении между бразильцами и американцами внутри ВСС Orkut7. Сеть Orkut впоследствии стала национальной бразильской ВСС.

В описании концепции отчуждения К. Маркс пишет следующее: «…рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету…. Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету»8, то есть произведенное рабочим не принадлежит ему и, как следствие, финансовый результат труда рабочего не принадлежит рабочему. Концепцию отчуждения К. Маркса можно применить к ВСС, ориентированным на производство информационного содержания, так называемого контента, например к любым блог-сервисам. В такой ВСС каждый пользователь производит контент, являющейся определенной ценностью. Однако пользователь отчуждается от финансового результата при использовании данного контента владельцами ВСС (например, получение прибыли от размещения рекламных объявления в профилях и блогах пользователей).

Еще в большей степени концепция отчуждения применима к ВСС по производству и размещению статей, где пользователь за определенное вознаграждение может создать статью на ту или иную тему, однако он так же отчуждается от результатов своего труда, которые получает владелец сервиса и которые несоизмеримо больше, чем вознаграждение пользователя. В данном случае ВСС может рассматриваться как средство производства.

Говоря об инструментах контроля индивида и об инструментах подавления «внутренних измерений сознания», которые могут являться основной оппозиции Г. Маркузе пишет: «В современную эпоху технологическая реальность вторгается в это личное пространство и сводит его на нет … В результате мы наблюдаем не приспособление, но мимесис: непосредственную идентификацию индивида со своим сообществом и через это последнее с обществом как целым … однако эта новая «непосредственность» является продуктом изощренного, научного управления и организации, которые сводят на нет «внутреннее» измерение сознания — основу оппозиции status qu»9. Если рассматривать с подобной позиции ВСС, то можно увидеть в них аналогичный, но более изощренный инструмент контроля. ВСС входят в повседневную жизнь человека, становятся часть личного пространства личности, оказывает сильное влияние на него, а получение персональной информации о личности, о ее предпочтениях позволяют оказывать максимально адресное и в то же время незаметное влияние на личность. В таком случае ВСС могут выступать как инструмент «подавления критической силы Разума» со стороны, например, владельцев ВСС, государства или другого заказчика.

Функционализм


С точки зрения теории функционализма ВСС выполняют большое количество функций, например функции социализации, контроля, образования, коммуникации, получения прибыли и ряд других.

Функцию внутреннего контроля деятельности пользователей ВСС можно рассматривать используя понятие «социальный факт» Э. Дюркгейма. В определении социального факта «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудитель­ности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь опре­деленной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним»10 Э. Дюркгейм пишет о том, что социальный факт существует над индивидом и при попытке индивида действовать в разрезе с социальным фактом индивид, так или иначе, санкционируется. В данном контексте все контрольные функции ВСС можно рассматривать как социальный факт. Все действия пользователя в той или иной степени находятся под контролем ВСС. Нежелательные действия пользователей ограничиваются как со стороны внутренних правил ВСС, так и со стороны пользователей, реализуясь через программные возможности ВСС.

Например, на основе опросов были сделаны выводы, что у 55% подростков есть профиль в ВСС, 66% из них нельзя свободно посмотреть, а 46% профилей подростков, открытых для просмотра, содержат ложную информацию11. Это говорит о том, что подростки осознанно используют контрольные функции ВСС.

Несмотря на потенциальные опасности связанные с безопасностью в ВСС, особенно с безопасностью детей и подростков, большая часть родителей (61%) считает, что Интернет оказывает положительное влияние на их детей12. Д. Бойд утверждает, что Myspace и Facebook позволяют детям и подросткам социализироваться с друзьями, когда у них нет возможности осуществлять прямые коммуникации. Д. Бойд утверждает, что ВСС является таким же средством поддержки коммуникабельности и социализации, как и прямые коммуникации13.

По словам Р. Мертона: «Семья, безусловно, является главным ремнем передачи культурных стандартов грядущему поколению. Но чего до самого последнего вре­мени не замечали, так это того, что семья передает детям главным образом ту часть культуры, которая доступна социальной страте или группам, в которых оказались родители. Следовательно, она являет­ся механизмом воспитания ребенка в рамках культурных целей и нра­вов, характерных для этого узкого круга групп»14 семья не должна быть единственным средством социализации, требуются другие способы передачи культурных ценностей, норм поведения и нравов.

Родители могут передавать свои устремления ребенку, например «значительная часть представителей низших профес­сиональных уровней (и среди негров, и среди белых) надеются на то, что их дети сделают профессиональную карьеру … и (родители) будут ока­зывать на своих детей колоссальное давление, зовущее к высоким до­стижениям»15, что, по мнению Р. Мертона приводит к девиантному поведению детей. Коммуникации детей и подростков в виртуальных социальных сетях позволяют им получить гораздо больший набор норм поведения, наборов ценностей, ознакомится с большим количеством культурных и социальных целей, т.к. в ВСС появляется возможность общаться с людьми из страт, которые ранее были для них недостижимы. Неизвестно какой это будет иметь эффект в будущем, что требует дальнейших исследований.

Основной функцией ВСС является коммуникативная функция. ВСС позволяют общаться сотням миллионов людей во всем мире, инициировать профессиональные знакомства, создавать группы и сообщества.

Дисфункцией ВСС могут являться различные проявления угроз безопасности пользователей. В первом академическом исследовании16 проблем конфиденциальности и безопасности ВСС на примере Facebook была рассмотрена проблема конфиденциальности личных данных, потенциальные жертвы и возможность злоупотреблений подобной информацией, создана классификация угроз (преследование, идентификация личности, опознание внешности, генерация номера социального страхования) и сделаны выводы, что около 80% пользователей подвергают себя тем или иным угрозам. Аналогичные исследования угроз проводят Ф. Штуцман17 и С. Барнс18, а исследования проблемы «социального фишинга» проводят Т. Джагатик, Н. Джонсон, М. Джейкобсон и Ф. Менцзер19.

Интересна проблема отклоняющегося поведения и социального контроля в ВСС. Можно рассматривать причины девиантного поведения по Р. Мертону, когда «некоторые социальные структуры оказыва­ют на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними»20 в контексте и внутри ВСС. Одной из значимых социальных целей внутри ВСС может быть большой размер персональной социальной сети (большое количество пользователей, включенных в персональную сеть, большое количество «друзей»), что может являться показателем высокого положения пользователя в системе и престижа, то есть является по П. Бурдье символическим капиталом21. Данная цель может оказывать определенное давление на пользователей и побуждать их к определенным действиям, которые являются отклоняющимися, направленным на достижение этой цели. Например, это может быть размещение у себя в профиле провокационных сообщений или личных фотографий, публичное провокационное (так называемый «троллинг») или агрессивное поведение по отношению к другим пользователям, направленное на привлечение как можно большего количества пользователей в свою персональную социальную сеть.

Понимающая социология


С точки зрения понимающей социологии виртуальную социальную сеть можно рассматривать как систему, обеспечивающую социальные действия. При определении социального действия (общностно ориентированного действия) М. Вебер пишет: «Об "общностно ориентированных действиях" мы будем говорить в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотно­сятся с поведением других людей … Важный, хотя и не необходимый компонент общностно ориентирован­ных действий составляет его смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим (субъективная) оценка шанса на успех собственных действий»22. Любое действие в ВСС является социальным, будь то новая запись в блог, добавление информации или фотографии в профиль, приглашение дружить, все это является социальным действием по определению, то есть осмысленно пользователем и соотносится с поведением других людей.

Практически в каждой ВСС есть возможность создания групп или сообществ, объединяющих людей по какому-либо объективному или субъективному параметру, различию.

Вебер подчеркивает важность определенного типа поведения для понимающей социологии: «Спе­цифически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из того (субъектив­но) предполагаемого смысла, понятно объяснено»23. С точки зрения понимающей социологии особенно интересны процессы и закономерности формирования групп или сообществ, основанных на субъективных параметрах. Это может быть принадлежность к субкультуре, отношение к известному исполнителю, принадлежность к группе фанатов спортивной команды, отношение к бренду и т.д. Для каждой группы возможно рассматривать мотивы формирования, возникновение фольклора группы, возникновение свойственных только для этой группы статусов и ярлыков.

Мотивы участия людей в ВСС, идентификация людей как участников (например, участники ВСС LiveJournal могут заказать себе футболку с логотипом сети, тем самым определив себя как участника сети), формирование законов, ценностей, правил, отношение к ним участников также могут быть предметом исследования с точки зрения понимающей социологии.

В некоторых случаях процессы создания ВСС и процессы миграции пользователей из одной ВСС в другую могут представлять интерес для понимающей социологии, особенно если эти явления происходят под влиянием изменения предпочтений референтной группы. Например, при создании ВСС Friendster получил поддержку трех групп людей: блоггеров, участников фестиваля Burning Man и мужчин гомосексуалистов, и с 2002 года до мая 2003 года вырос до 300 000 пользователей, не применяя рекламы и не делая каких-либо официальных публикаций в прессе24. Это говорит о том, предпочтения референтной группы могут являться сильным стимулом включения индивида в ВСС.

Аналогичная ситуация наблюдалась при запуске ВСС MySpace, когда сеть получила поддержку нескольких музыкальных групп, что привлекло большое количество фанатов групп в ВСС25.

Изначально заложенная в ВСС возможность структурировать индивидов в группы и простота автоматизированного отбора по заданным параметрам предоставляют новые возможности применения качественных методов, совмещения качественного и количественного анализа на достаточно больших группах людей при небольших ресурсных затратах.

Интересным подходом к рассмотрению ВСС является подход К. Джордана, Ж. Хаусера и С. Фостера, которые исследуют концепцию расширенных социальных сетей (augmented social network) как следующую ступень развития виртуальных социальных сетей26. Они ставят перед собой цель - выяснить, сможет ли следующее поколение виртуальных коммуникаций усилить цивилизованное общество за счет усовершенствования взаимоотношений между людьми с общими интересами и новых связей, помогающих эффективнее обмениваться информацией и осуществлять сомоорганизацию. Сможет ли такая система оживить демократические методы управления?

Авторами была предложена модель ВСС нового поколения, которая интегрирует в структуру Интернета такие категории, как личность, моральные ценности и доверие, что повлечет за собой создание качественно новых связей между людьми с общими интересами или навыками внутри ВСС. Одним из основных понятий этой концепции является понятие целостной виртуальной личности, которая будет существовать в едином виртуальном пространстве и объединять в себе все существующие взаимосвязи с другими виртуальными личностями, информацию о навыках, интересах, профессиональных и личных достижениях. В своей работе авторы предлагают концепцию виртуального общества будущего и набор организационных, социальных и технических шагов по созданию такого общества.

Интегральные парадигмы


Кроме классических парадигм рассмотрим более поздние интегральные парадигмы, сочетающие в себе элементы классических.

Используя понятие «паноптикум»27, когда надзирающие структуры невидимы, а надзираемый всегда на виду можно рассматривать скрытые функции ВСС, которые иногда становятся явными, например, когда ВСС используются государственными органами для поиска преступников.

Если предположить, что государство имеет доступ к закрытой информации об активности пользователей, личной переписке, статистике посещений ВСС, персональным социальным сетям и их совокупностям и анализирует эту информацию, то можно говорить об очень серьезной скрытой функции контроля населения, использующего ВСС, со стороны государства.

Как объединяющую субъективизм и объективизм рассмотрим концепцию габитуса П. Бурдье. По П. Бурдье «Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус про­изводит практики и представления, поддающиеся классифика­ции и объективно дифференцированные, но они воспринимаются непосредственно, как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла»28.

В данном определении габитус является одновременно и тем, что воспринимает практики, интериоризирует их и тем, что воспроизводит практики, экстеоризирует, одновременно оказывая воздействие на социальные структуры, которые воздействуют на практики. Виртуальные социальные сети становятся частью повседневной жизни миллионов людей, практики присутствия в ВСС, нормы, методы, правила, схемы и приемы общения в ВСС становятся частью габитуса миллионов пользователей, интериоризируются ими. С другой стороны, воспроизводя данные практики, пользователи оказывают влияние на ВСС, меняют сам практики, создают новые.

Заключение


Рассмотрение виртуальных социальных сетей с позиции различных социальных теорий выявляет большое количество актуальных проблем, находящихся в данной области. Существование проблем неравенства, как доступа, так и неравенства позиции пользователей внутри ВСС означает существование или потенциальное существование ряда серьезных конфликтов, в которые могут быть вовлечены как пользователи ВСС, так и владельцы ВСС или государство. Наличие серьезных проблем, связанных с безопасностью пользователей, с существованием механизмов манипуляций и контроля при помощи ВСС деятельности пользователей как внутри, так и вне ВСС открывает большое пространство для исследований, особенно в области социальной психологии и социологии управления. ВСС создают и дополняют функции многих социальных институтов, например ВСС включаются в процесс социализации или открывают новые средства ведения полноценной жизни для людей с ограниченными возможностями и проблемы, связанные с включением ВСС в социальные институты так же создает новые возможности исследований. Таким образом, большое количество проблем и направлений исследований, относящихся к области ВСС, активное развитие ВСС, серьезное влияние ВСС на другие общественные структуры, незначительное количество отечественных публикаций делают проблему исследования ВСС особенно актуальной.

Список используемых источников


Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / Бурдье П. Начала: Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. C. 181-207.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. C. 495-547
Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Хрестоматия / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2002. С. 11-19.
Зиммель Г. Избранные работы. М.: Ника-Центр, 2006.
Китай заблокировал Twitter, Hotmail и многие другие веб-сервисы // CNews. 2009. (электронный вариант http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/06/03/349537 использовано 01.10.2009).
Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1956. С. 41–174.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М.: ACT, 2002.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.
Узбекистан закрывает доступ к Livejournal // Regnum. 2009. (электронный вариант http://www.regnum.ru/news/1128086.html использовано 01.10.2009).
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. / Пер. с фр. В.Н. Наумов М.: Ад Маргинем, 1999.
Barnes S. A privacy paradox: Social networking in the United States // First Monday. № 11 (9), 2006. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1394/1312 использовано 24.06.2009).
Boyd D. Friendster and publicly articulated social networks // ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: ACM Press. 2004. P. 1279-1282. (http://www.danah.org/papers/CHI2004Friendster.pdf использовано 22.06.2009).
Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html использовано 01.09.2009).
Enchancing child safety & Online Technologies: final report of the internet safety technical task force. Harvard University, 2008. (http://cyber.law.harvard.edu/pubrelease/isttf/ использовано 01.09.2009).
Fragoso S. WTF a crazy Brazilian invasion // CATaC / Eds. F. Sudweeks & H. Hrachovec. Murdoch, Australia: Murdoch University, 2006. P. 255-274.
Gross R., Acquisti A. Information revelation and privacy in online social networks. WPES'05. Alexandria, VA: ACM, 2005. P. 71-80. (http://www.heinz.cmu.edu/~acquisti/papers/privacy-facebook-gross-acquisti.pdf использовано 24.06.2009).
Hargittai E. Whose Space? Differences Among Users and Non-Users of Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/hargittai.html использовано 26.06.2009).
Jagatic T., Johnson N., Jakobsson M., Menczer F. Social phishing // Communications of the ACM. № 5 (10), 2007. P. 94-100 (http://www.indiana.edu/~phishing/social-network-experiment/phishing-preprint.pdf использовано 26.06.2009).
Jordan K., Hauser J., Foster S. The Augmented Social Network: Building indentity and trust inro the next-generation Internet // First Moday. № 8 (8), 2003. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1068/988 использовано 26.06.2009).
Lenhart A., Madden M. Teens, privacy, & online social networks // Pew Internet and American Life Project Report. 2007. (http://www.pewinternet.org/Reports/2007/Teens-Privacy-and-Online-Social-Networks.aspx?r=1 использовано 01.09.2009).
Stutzman F. An evaluation of identity-sharing behavior in social network communities // Journal of the International Digital Media and Arts Association. № 3 (1), 2006. P. 10-18 (http://www.units.muohio.edu/codeconference/papers/papers/stutzman_track5.pdf использовано 24.06.2009).

1 Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html использовано 01.09.2009).

2 Зиммель Г. Избранные работы. М.: Ника-Центр, 2006.

3 Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

4 Hargittai E. Whose Space? Differences Among Users and Non-Users of Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/hargittai.html использовано 26.06.2009).

5 Китай заблокировал Twitter, Hotmail и многие другие веб-сервисы // CNews. 2009. (электронный вариант http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/06/03/349537 использовано 01.10.2009).

6 Узбекистан закрывает доступ к Livejournal // Regnum. 2009. (электронный вариант http://www.regnum.ru/news/1128086.html использовано 01.10.2009).

7 Fragoso S. WTF a crazy Brazilian invasion // CATaC / Eds. F. Sudweeks & H. Hrachovec. Murdoch, Australia: Murdoch University, 2006. P. 255-274.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Сочинения. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1956. С. 41–174.

9 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М.: ACT, 2002.

10 Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Хрестоматия / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2002. С. 11-19.

11 Lenhart A., Madden M. Teens, privacy, & online social networks // Pew Internet and American Life Project Report. 2007. (http://www.pewinternet.org/Reports/2007/Teens-Privacy-and-Online-Social-Networks.aspx?r=1 использовано 01.09.2009).

12 Enchancing child safety & Online Technologies: final report of the internet safety technical task force. Harvard University. 2008. (http://cyber.law.harvard.edu/pubrelease/isttf/ использовано 01.09.2009).

13 Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1). 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html использовано 01.09.2009).

14 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.

15 Там же.

16 Gross R., Acquisti A. Information revelation and privacy in online social networks. WPES'05. Alexandria, VA: ACM, 2005. P. 71-80. (http://www.heinz.cmu.edu/~acquisti/papers/privacy-facebook-gross-acquisti.pdf использовано 24.06.2009).

17 Stutzman F. An evaluation of identity-sharing behavior in social network communities // Journal of the International Digital Media and Arts Association. № 3 (1). 2006. P. 10-18. (http://www.units.muohio.edu/codeconference/papers/papers/stutzman_track5.pdf использовано 24.06.2009).

18 Barnes S. A privacy paradox: Social networking in the United States // First Monday . № 11 (9). 2006. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1394/1312 использовано 24.06.2009).

19 Jagatic T., Johnson N., Jakobsson M., Menczer F. Social phishing // Communications of the ACM. № 5 (10), 2007. P. 94-100. (http://www.indiana.edu/~phishing/social-network-experiment/phishing-preprint.pdf использовано 26.06.2009).

20 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.

21 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / Бурдье П. Начала: Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. C. 181-207.

22 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. C. 495-547.

23 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. C. 495-547

24 Boyd D. Friendster and publicly articulated social networks // ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: ACM Press. 2004. P. 1279-1282. (http://www.danah.org/papers/CHI2004Friendster.pdf использовано 22.06.2009).

25 Boyd D., Ellison N. B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. № 13(1), 2007. (http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html использовано 01.09.2009).

26 Jordan K., Hauser J., Foster S. The Augmented Social Network: Building indentity and trust inro the next-generation Internet // First Moday. № 8 (8), 2003. (http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/article/view/1068/988 использовано 26.06.2009).

27 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. / Пер. с фр. В.Н. Наумов М.: Ад Маргинем, 1999.

28 Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / Бурдье П. Начала: Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. C. 181-207.

Похожие:

Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconКоллективный договор гоу впо «Ухтинский государственный технический университет» (далее «университет»)
Коллективный договор гоу впо «Ухтинский государственный технический университет» (далее – «университет») является правовым актом,...
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconО тканевых эффектах экспериментального использования наночастиц золота при управляемом воздействии лазером 1
Гоу впо саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» icon            Карпухина Марина Александровна 
Работа выполнена в фгбоу впо «Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского» 
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconМедико-социальная оценка деятельности онкологической службы и пути ее совершенствования (на примере амурской области)
Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения гоу впо «Дальневосточный государственный медицинский университет»...
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconКонкурс научно-технического творчества молодежи (нттм) 
Филиал гоу впо «Самарский государственный технический  университет» в г. Сызрани  
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconЭффективность использования энергосберегающих  ламп В жилищно-коммунальном хозяйстве 
Карачевский филиал гоу впо «Орловский государственный технический  университет», г. Карачев 
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconГоу впо «Благовещенский государственный педагогический университет» Стандарт предприятия
Утвержден и введен в действие приказом Ректором гоу впо бгпу №19-а от 24. 04. 2009
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconСогласие
Субъект, разрешает гоу впо «Самарский государственный технический университет» (далее Оператор) обработку персональных данных (список...
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» icon8542 гоу впо «Самарский государственный технический университет» Вестник Самарского Государственного
Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Корпус 8 Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (ринц)
Гоу впо «Саратовский государственный технический университет» Кафедра «Социальная работа и антропология» iconГоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета»
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница