Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский




Скачать 67.88 Kb.
НазваниеБут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский
Дата конвертации06.01.2013
Размер67.88 Kb.
ТипДокументы
Бут Людмила Александровна

учитель информатики лицея №14 г.Жуковский

Использование Excel для построения графиков функций, заданных в параметрическом виде или в полярных координатах и графиков объемных функций.

Цели урока:

Образовательная:

  • Научить учащихся применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;

  • Сформировать представление учащихся о способах построения объемных изображений средствами Excel.

Развивающая:

  • Продолжить развивать умения учащихся применять компьютер для решения конкретных задач из конкретной предметной области;

  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательная:

  • продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера.

Задачи урока:

  • Воспитательная. Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

  • Учебная. Изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

  • Развивающая. Развитие логического мышления, расширение кругозора.

Тип урока: Комбинированный - урок формирования и закрепления умений и навыков практического использования MS Excel.

План урока.

  1. Организационная часть.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Обобщение и систематизация понятий для выполнения самостоятельной работы.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое относительная и абсолютная адресация?

  2. Как протабулировать функцию, заданную в виде y=f(x)?

  3. Как построить график функции, используя Мастер диаграмм?

На уроке мы рассмотрим особенности построения двух наиболее часто употребляемых в инженерной практике типов диаграмм – точечных (графиков) и поверхностных (или объемных).

Построение графиков функций, заданных в параметрическом виде или в полярной системе координат.

Параметрическое представление кривой на плоскости – это две функции, явно выражающие обе координаты x и y через значение некоторого производящего параметра:



Параметрические линии по форме могут быть более разнообразными, чем линии, описываемые одним уравнением. На них не распространяется ограничение по многозначности, поэтому линии могут быть самопересекающимися.

Для примера рассмотрим уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом R.

.

Координаты точек окружности вычисляются по формулам:

.

Здесь центральный угол t является генерирующим параметром.

Для построения полной окружности радиуса R=100 составим таблицу, в которой значение параметра t меняется с шагом 0,1 от 0 до 2π.



Для построения графика выделим столбцы x и y таблицы и выберем тип диаграммы Точечная. Точечная диаграмма отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах и представляет две группы чисел в виде одного ряда точек в координатах XY.

Получим диаграмму:



Полярные координаты и точки М на плоскости – это расстояние =ОМ от фиксированной точки О (полюса) до точки М и угол между лучами ОМ и ОР (полярная ось).



Полярные координаты являются наиболее употребительными после декартовых. Это нелинейные координаты. При построении кривых, заданных в полярных координатах, полярные координаты переводят в декартовы. Если полюс имеет координаты (x0, y0), то формулы преобразования таковы:



Для функций, заданных в полярных координатах формула имеет вид

, где – полярный угол.

Таблица должна содержать данные для построения кривой в полярной системе координат. Затем надо перевести данные из полярных координат в декартовы. Данные для построения точечного графика должны быть представлены в декартовой системе координат.

Рассмотрим Архимедову спираль, ее уравнение в полярных координатах:

ρ = aφ, где а — постоянная.

Составим таблицу для a=2, значение полярного угла меняется с шагом 0,1 от 0 до 6π. Такой диапазон выбран для того, чтобы увидеть несколько витков спирали.



Для построения графика выделим столбцы x и y таблицы и выберем тип диаграммы Точечная.

Получим диаграмму:



Задания для самостоятельной работы:

Построить графики замечательных кривых:

Астроида





Кардиоида

X=acost(1+cost)

Y=asint(1+cost)

или

ρ=a (1+cosφ)



n- лепестковая роза

ρ= a sin

или

ρ = a cos mφ




Лемниската Бернулли

ρ2-a2cos(2φ)=0



Элементы диаграммы можно видоизменять при помощи контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши. Видоизменение, как правило, состоит в определении другого цвета для какого-то элемента, нового типа линии или маркера. Внести изменения можно, выбрав в контекстном меню первый пункт – Формат соответствующего объекта и определив нужные параметры.
Построение графика объемной функции.

Поверхности составляют широкое многообразие объектов трехмерного пространства. Инженерная деятельность человека связана непосредственно с конструированием, расчетом и, изготовлением различных поверхностей.

Поверхность будем рассматривать как непрерывное множество точек, между координатами которых может быть установлена зависимость, определяемая уравнением вида F(x,y,z)=0.

Рассмотрим зависимость, которая описывает сферу радиуса R.

X2 +Y2+Z2=R2

Выразим z:



Поскольку z(x, y) является функцией двух переменных, то ее график будет объемным, т. к. по двум осям (x, y) будут откладываться значения аргументов, а по третьей (z) – вычисленные значения функции.

Сначала нужно создать таблицу значений функции в заданных диапазонах аргументов.

Если бы мы попытались сделать это известными способами, то нам потребовалось бы ввести большое множество значений аргументов, т. к. для каждого значения x пришлось бы ввести все значения диапазона y. При этом таблица имела бы очень большие размеры в длину или ширину. Однако можно построить таблицу по другому – в виде массива(матрицы): по строке отложить значения переменной x, а по столбцу – переменной y, а вычисленные значения функции – в ячейках на пересечении соответствующих значений аргументов. Это компактный способ представления данных.

Рассмотрим пример такой таблицы для R=3.

Значение квадрата радиуса вводится в ячейку B1.

В ячейки A3:A15 введите числа от -3 до 3 с шагом 0,5. Для этого воспользуемся в меню Правка подменю Заполнить подпунктом Прогрессия …Аналогично в ячейки B2:N2 введите числа от -3 до 3 с шагом 0,5. В ячейку B3 введите формулу =КОРЕНЬ($B$1-$A3^2-B$2^2). Для того, чтобы все значения x брались из строки 2, а все значения y из столбца A нужно использовать абсолютную адресацию. Замена относительных адресов в формуле на абсолютные производится с помощью клавиши F4, которая при выборе очередной ячейки при вводе формулы нажимается несколько раз до появления нужного вида адреса. Распространяя формулы на диапазон B3:O19, получим следующую таблицу( в ней удалены сообщения об ошибке в ячейках, где происходило извлечение квадратного корня из отрицательного числа).



Будем использовать стандартную объемную поверхностную диаграмму.

Поверхностные диаграммы отображают два или несколько рядов данных в виде поверхности.

В отличие от остальных диаграмм, в этом случае Excel применяет различные цвета для выделения значений, а не рядов данных.

Для построения графика выделим всю таблицу и выберем тип диаграммы Поверхность. Так как в таблице вычислены только положительные значения z , то на диаграмме будет изображена полусфера.

Получим объемный график.



Для видоизменения поверхностных диаграмм предоставляется больше возможностей. Вызвав через меню Диаграмма – Объемный вид диалоговое окно Формат трехмерной проекции, мы можем задать повороты в разных направлениях, перспективу, изменить высоту графика (задается в процентах от нормальной высоты), а также некоторые другие параметры.

Задания для самостоятельной работы:

Построить объемную диаграмму поверхностей второго порядка.

Эллиптический параболоид





Гиперболический параболоид





Вещественный конус





Однополостной гиперболоид





Двуполостной гиперболоид






Требования к выполнению заданий.
Каждое задание выполняется на отдельном листе книги. Таблицы и диаграммы должны быть полностью оформлены. Файл сохранить в Личной папке.


Похожие:

Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconОбразовательная программа кружка информатики: " компьютерная  графика "
Автор-составитель: Жукова Людмила Валентиновна учитель информатики мбоу яковская сош
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconУрок русского языка в 1 классе. Умк «Гармония» Тема: «Зачем нужны переводчики?»
Учитель: Яковлева Ирина Александровна, учитель начальных классов моу лицея №15 г. Саратова
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconЛитература. Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Авторы урока: Пищенко Людмила Васильевна – учитель литературы (pich59@inbox ru); Крутоверцева Алла Владимировна – учитель информатики...
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconВозможности системы Moodle для разработки дистанционных курсов
Михалева Людмила Юрьевна, учитель информатики маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Краснокамска
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение правильных многоугольников
...
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconДетский собр (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
Прокопьева Татьяна Александровна, учитель информатики и икт маоу «Гимназия «Новоскул», Великий Новгород
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconКуликова Людмила Александровна (р. 18. 08. 1947, д. Змеевка Кунгурского района Пермской области)

Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconПротокол собрания граждан пос. Житково
Козлова Людмила Александровна – глава мо «Гончаровское сельское поселение» вр ло
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconТвпрограмма сегодня в номере коллегия
О награждении госу- Людмила  Александровна  вышла  на  готовится к государственным выпускным 
Бут Людмила Александровна учитель информатики лицея №14 г. Жуковский iconАвтор: Сорокина Светлана Викторовна, учитель географии мбоу лицея №2 г. Сургута Сценарий внеклассного мероприятия
Автор: Сорокина Светлана Викторовна, учитель географии мбоу лицея №2 г. Сургута
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница