История экономических учений




НазваниеИстория экономических учений
страница1/19
Ядгарову Я С
Дата конвертации06.01.2013
Размер2.37 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Сметанин А.В., Попаренко Я.В.,

Михайлов С.В.
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие


Архангельск

2009



Рецензенты: Овчинников О.В., доктор социологических наук, профессор

Степанова В.В., доктор экономических наук, профессор

Сметанин А.В., Попаренко Я.В., Михайлов С.В.

История экономических учений: учебно-методическое пособие. – Архангельск, 2009.


© Сметанин А.В., Попаренко Я.В.,

Михайлов С.В., 2009

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

Дисциплина «История экономических учений» – одна из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Цель изучения дисциплины заключается в подготовке компетентного выпускника с развитым стратегическим и оперативным экономическим мышлением, способного понимать суть успехов или неудач хозяйственной политики той или другой страны в определенную историческую эпоху. Кроме того, посредством изучения дисциплины у будущих экономистов формируются навыки видения как рациональных, так и некорректных моментов текущей экономической политики.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников, изучающих курс истории экономических учений, составлено в соответствии с программой, разработанной кафедрой истории экономики, политики и культуры и утвержденной Научно-методическим советом ВЗФЭИ.

Пособие содержит основные компоненты учебно-методического комплекса по дисциплине. На основе привлечения широкого круга источников и литературы рассмотрено развитие экономической мысли, начиная с древнейшего периода по настоящее время.

Авторский коллектив благодарен исследователям, чьи работы были использованы при составлении пособия, прежде всего Ядгарову Я.С., Бартеневу С.А., Потаповой И.С. и др.

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ И
    ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


    1. Экономическая мысль Древнего мира

В Древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. В тру­дах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические реко­мендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.

Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792 – 1850 до н.э.).

В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане – вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

Термин «экономика» («домовод­ство») пришел к нам из древнегреческого языка (oikos – дом, хозяйст­во; nomos – закон, правило).

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) в труде «О доходах» производит попытку найти выход из экономических трудностей Афин. В трактате «О домашнем хозяйстве» он приводит характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

  • естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

  • любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил её в своём труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветлённое (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

  • обязательным является наличие частной собственности;

  • все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.

Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хремастикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хремастику: деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения.

Таким образом, основная форма экономического мышления древ­них греков – это система взглядов на ведение частного ра­бовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических ре­комендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяет­ся вопросам хозяйственной этики.

    1. Экономическая мысль Средневековья

К источникам средневековой экономической мысли относятся главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказали представители школы канонистов, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, не одобряли торговлю и ростовщичество, решающее значение отдавали классовым интересам феодалов. Наиболее значимыми представителями школы канонистов являются Августин Блаженный (353 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

Главные труды Августина Блаженного – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу» и «град Божий» – духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, т.к. эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский – итальянский монах, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, был объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

  • осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

  • защищал феодальную ренту, частную собственность, полагая, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности;

  • порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен и признавая необходимость существования денег как меры стоимости и средства обращения;

  • подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

  • впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск, что впоследствии способствовало появлению идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора;

  • «справедливой ценой» считал цену, которая: а) сообразна издержкам; б) обеспечивает блага людям соразмерно их условию.

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

  • божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

  • принцип неприкосновенности частной собственности (недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения);

  • уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

  • соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

  • запрет Аллаха брать высокий процент.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды Ибн Хальдуна (1332 – 1406). Ибн Хальдун выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду, борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа: 1) «дикость» (люди присваивают плоды природы); 2) «примитивность» (появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства); 3) «цивилизация» (развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах).

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).


  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МЕРКАНТИЛИСТОВ

    1. Общая характеристика эпохи меркантилизма. Основные черты раннего и позднего меркантилизма

Меркантилизм (итал. – «купец, торговец») – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).

Политика меркантилизма заключалась в поощрении – с целью увеличения производства товаров для экспорта – развития промышленности, особенно мануфактурной, и активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

  • всестороннее ограничение импорта товаров;

  • вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

  • установление высоких цен на экспортируемые товары;

  • система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путём. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Характерные черты позднего меркантилизма:

  • снятие жёстких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

  • доминирует идея «торгового баланса»;

  • протекционизм экономической политики государства;

  • определяющей функцией денег признаётся функция средства обращения;

  • система монометаллизма.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путём вызова готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Наивысшее развитие раннего меркантилизма соответствует примерно середине XVI в., позднего – охватывает почти целиком XVII столетие. Особенности этих этапов представлены в таблице:

Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер.

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.

Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса

Установление максимально высоких цен на экспорт товаров;
всемерное ограничение импорта товаров;
запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства.

Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;

допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;

вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса.

Позиции в области теории денег

Преобладает номиналистическое восприятие денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая её ценность и вес;

устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма);
констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;

в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.

«Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);
устанавливается система монометаллизма;

констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;

из числа известных функций денег определяющей признаётся уже не функция накопления, а функция средств обращения.

Монетаристские позиции

Доминирует идея «денежного баланса».

Господствует положение о «торговом балансе».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

История экономических учений iconИстория этических учений (Комплект лекций с заданиями)
История этических учений. Комплект лекций с заданиями: Учебное пособие для студентов колледжей. – Омск: 2006. – 42с
История экономических учений icon           история политических И  правовых учений 
...
История экономических учений icon«история политических и правовых учений» «информатика и математика». Введение
Так, например, первая ЭВМ эниак выполняла около 5 тыс сложений в секунду или свыше 300 умножений многозначных чисел и потребляла...
История экономических учений iconРешение заседания кафедры Протокол №5 «20» января 2011г. Аннотированная программа дисциплины «История политических учений»
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного...
История экономических учений icon    молодежь И наука:  реальность И будущее 
История.  Культурология.  Политология.  Управление  в  социальных  и  экономических 
История экономических учений iconЛекции  Семинары  Всего 
Основной  целью  изучения  курса    «История  экономики»  является  анализ  экономических  и  социальных  процессов, 
История экономических учений iconПрограмма курсов повышения квалификации преподавателей экономических дисциплин «Методика преподавания финансово-экономических дисциплин при подготовке специалистов экономических вузов»
Список преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры в 2010/2011 учебном году 76
История экономических учений iconПравительство москвы департамент семейной и молодежной политики города москвы
Н. П. Иванова, кандидат педагогических наук; Е. А. Марыганова, кандидат экономических наук; М. Н. Мирсагатова, кандидат социологических...
История экономических учений iconПрактикум по решению экономических задач в классе социально – экономического профиля
Цель занятия: Организовать деятельность учащихся для самостоятельного применения математических знаний при решении экономических...
История экономических учений iconОтчетности; сравнение национальных  правил и правил мсфо. 
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница