Опыт работы




НазваниеОпыт работы
страница1/7
Дата конвертации06.01.2013
Размер0.81 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
ОПЫТ РАБОТЫ

По теме:

«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в ДОУ»


Выполнил:

учитель-логопед ДОУ № 76

Сакуненко Ксения Сергеевна

Владимир 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителями

в условиях ДОУ……………………………………………………6

1.1. Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями………6

1.2. Классификации форм взаимодействия логопеда с родителями………..12

ГЛАВА 2. Из опыта работы по организации взаимодействия логопеда

с родителями в ДОУ № 76…………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Приложение 1 – «Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

(по источнику информации)»

Приложение 2 – «Формы взаимодействия с родителями

(по количеству участников)»

Приложение 3 - Раздел перспективного плана «Работа с родителями»

Приложение 4 - Индивидуальная карточка ребёнка

Приложение 5 – Анкета для родителей на начало учебного года

Приложение 6 – Соглашение

Приложение 7 – Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме

«Зачем нам нужен логопед?»

Приложение 8 – Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»

Приложения 9, 10 – Сценарии итоговых «Праздников красивой речи»

Приложение 11 - Анкета для родителей «Артикуляционные предпосылки развития речи Вашего ребенка»

Приложение 12 – Дневник родительских наблюдений

Приложение 13 – Анкета для родителей на конец учебного года

Приложение 14 – «Фотоотчет»

Приложение 15 – Итоги работы в диаграммах
ВВЕДЕНИЕ
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.

Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования, а также выполнения упражнений по заданию логопеда можно сделать вывод, что только третья часть детей находится в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей.

Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Объектом исследования является процесс развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является коррекция речевого развития дошкольников в условиях, обеспечивающих преемственность между работой логопеда и семьи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по развитию и коррекции речи будет более эффективной при условии использования различных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по данному вопросу.

  2. Изучить типы и особенности семейного воспитания для выбора оптимальной индивидуальной программы взаимодействия с каждой конкретной семьей.

  3. Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями.

  4. Разработать методические рекомендации для логопедов и родителей.

  5. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома, научить простым, эффективным методам домашней коррекции речи.

В процессе работы использовались следующие методы научно-педагогического исследования: анализ литературы и опыта коллег по исследуемому вопросу, беседы, наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных.

ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителями

в условиях ДОУ

1.1. Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;

  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:

    • роль всех членов семьи в воспитании ребенка;

    • тип семейного воспитания;

    • позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

    • излишне негативная оценка деятельности ребенка;

    • распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;

    • негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);

    • противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;

    • резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:

- адаптация к неправильной речи ребёнка;

- многократные повторения одних и тех же упражнений;

- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;

- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;

- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;

- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;

- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.

Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Анализ ответов родителей по анкетам показал, что 60 % родителей предъявляют разные требования к ребенку, 25% детей чаще общаются с бабушками, чем с родителями, у 10% ощущается дефицит общения с родителями и только 5% родителей предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

  • То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

  • Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!

  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

  • Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!

Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

1.2. Классификации форм взаимодействия логопеда с родителями
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (Приложение 1)

К словесным формам относятся:

    • Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

    • Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др.

    • Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

    • Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

    • Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил» :

      1. Собрание должно запомниться.

      2. Должно заставить задуматься.

      3. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

      4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

      5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

      6. На каждого родителя должно хватить времени.

      7. Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.

      8. Уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут – индивидуальные вопросы.

      9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

      10. Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.

Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся:

    • Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

    • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

    • Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

    • Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

    • Выставки совместных творческих работ детей и их родителей, например, «Как умелые ручки язычку помогли».

К практическим формам работы можно отнести:

    • Открытые занятия

    • Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

    • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

    • Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Привлечение родителей к участию в праздниках происходит постепенно:

I этап – изготовление родителями атрибутов, костюмов к инсценировкам,

сюжетным танцам, подвижным играм.

II этап – участие родителей в играх-аттракционах, эстафетах, в шумовых

оркестрах совместно с детьми.

III этап – совместное участие с детьми в массовых танцах, где дети обучают

родителей движениям.

IV этап – совместное равноправное участие: поочередное исполнение песен,

стихов, скороговорок, частушек.

V этап – самостоятельные выступления родителей: игра на инструменте,

пение песни, рассказ папы о службе в армии и т.п.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
По количеству участников взаимодействия можно выделить коллективную и индивидуальную формы работы с родителями (приложение 2).

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

    • Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

    • Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

    • Фронтальные открытые занятия – как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

    • Речевые праздники.

    • «Дни открытых дверей».

    • Примером групповой формы работы с родителями может выступать организация родительского клуба «Ступеньки к школе», который состоит из трех секций:

1. «Я сам» - для родителей детей раннего возраста;

2. «Школа почемучек» - для родителей детей средней и старшей группы;

3. «Школа первоклассника» - для родителей детей старшей группы.

В клубе можно осуществлять различные групповые формы работы с родителями: дни открытых дверей; анкетирование; тематические консультации; родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми; оформление информационно-методических выставок для родителей.

Для родителей, имеющих детей раннего возраста, организуется секция «Я сам», в которой логопед проводит консультационные занятия: «Что делать, если ребенок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребенок не заикался». Здесь в доступной форме объясняется, что и в какие периоды должно настораживать в развитии ребенка, о чем и как разговаривать с детьми, какие упражнения следует выполнять для развития артикуляционной моторики, как играть с пальчиками, какие книги читать. В родительском уголке помещается информация «220 простых советов логопеда». Работа по профилактике речевых нарушений в раннем возрасте продолжается воспитателями в группе под руководством логопеда.

Для родителей детей, посещающих среднюю и старшую группы организуется родительский клуб «Школа почемучек». Выступая перед родителями, логопед рассказывает об особенностях работы с детьми в специальных группах, дает советы родителям.

В начале и в конце года в старшей группе для родителей работает «Школа первоклассника» и организуется просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. В начале года на занятиях показываются приемы работы по развитию речи, обучению грамоте, а в конце родители видят, чему научились дети. Все это способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их детей. В группу для знакомства также приглашаются учителя начальных классов. Кроме того, родителям предлагаются тематические консультации: «Коррекция речевых нарушений», «Я учусь писать», «Я учусь читать», «Проблемы подготовки к школе»

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

К индивидуальным формам работы относятся:

    • Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать : “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

    • Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

    • Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

    • Тетрадь для домашних заданий логопеда

Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, которые представлены в следующей таблице:

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные:

информационно-ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек


Современные учителя-логопеды практикуют такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Библиотека пополняется, благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на лексическую тему, изготовлению пособий самими родителями.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Опыт работы iconИванов Дмитрий Валерьевич / Ivanov Dimitry (see english version below) моб.: +38066-9381344; e-mail
Программирую на Perl (опыт работы более 4-х лет), реже на php (опыт работы более 6-ти лет), опыт в shell-скриптинге и несколько выполненных...
Опыт работы iconОпыта работы
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н. В. Клочко
Опыт работы iconСписок необходимого снаряжения
При написании этой статьи мы опирались на трехлетний опыт работы нашей организации с волонтерами. Здесь нашли отражение отзывы ваших...
Опыт работы iconАнализ работы доу за 2011-2012 учебный год
В мбдоу «Детский сад №41» создана необходимая материальная база и условия для учебной и воспитательной работы, накоплен опыт воспитательно...
Опыт работы icon«Ремонт одежды по заказам населения в сельской местности»
Например, «образование среднее специальное по специальности 2-50. 01. 35 «Технология швейного производства», квалификация «техник-технолог»,...
Опыт работы icon«Публичные библиотеки XXI века – старшему поколению: опыт работы, проблемы, перспективы»
«Ленэкспо» в рамках Международного форума Старшее поколение» состоялся межрегиональный круглый стол на тему «Публичные библиотеки...
Опыт работы icon«Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре»
Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и другие называют социальный опыт доминирующей стороной в развитии личности...
Опыт работы iconРешение текстовых задач в школьном курсе математики Учитель математики лицея №12 Киселева Р. И
Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи...
Опыт работы icon2. 2 изучение явления интерференции:  опыт юнга 
В  1802 г.  Томас  Юнг  поставил  классический  опыт  «с  двумя  отверстиями»,  позволивший  экспериментально  изучать  явление ...
Опыт работы iconАнализ работы комиссии по содействию в трудоустройстве выпускников 2010 2011 учебного год
Шансы найти работу выпускнику нпо, стабильно оцениваются как средние – опыт работы недостаточен, конкуренция очень высока
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница