Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос




Скачать 137.77 Kb.
НазваниеСодержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос
Дата конвертации05.01.2013
Размер137.77 Kb.
ТипРеферат
Содержание

Введение

  1. Телефонный опрос

  2. Интернет-опрос

  3. Сравнение интернет-опроса и телефонного опроса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:
Face-to-face  опросы   (личные опросы):
- опрос по месту жительства (квартирный опрос),
- уличный (в т.ч. магазинный) опрос,
- опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),
Дистанционные опросы:
- телефонный опрос,
- интернет-опрос,
- анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).

Рассмотрим два вида дистанционных опроса: интернет-опрос и телефонный опрос.


  1. Телефонный опрос.

Применение
Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования.
Методика проведения
На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса
- Высокая скорость проведения опроса.
- Относительно низкая стоимость проведения опроса.
- Возможность широкого географического охвата.
- Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтера, и т.д.)
- Легкость контроля качества работы интервьюеров.
Недостатки телефонного опроса
- Серьезное ограничение продолжительности интервью.

- Невозможность использования стимульных материалов.
- Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.

Телефонный опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам. Телефонные интервью различаются по типу респондентов: интервью с физическими лицами; интервью с юридическими лицами.

Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов: разработка анкет; формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям). Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Список телефонных номеров разных АТС составляется, как правило, специальной компьютерной программой заранее, с определенным шагом, в зависимости от размера выборки; подготовка интервьюеров; полевое исследование и контроль качества. Телефонный опрос проводится специально подготовленными интервьюерами, которые заносят ответы респондента в анкету (печатную либо электронную, на экране монитора); обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу; аналитическое описание результатов интервью: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.

Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75 процентов. В противном случае полученная информация будет недостоверна. Как правило, в ходе телефонного опроса изучается уровень знания марки, уровень потребления марки, лояльность марке. В ходе телефонного опроса имеется возможность получать оперативную информацию о реакции рынка и потребителей на действия предприятия и его конкурентов. Телефонный опрос позволяет без больших финансовых затрат проводить замеры рынка до, во время и после проведения рекламной кампании и путем сопоставления их результатов оценивать эффективность рекламных мероприятий.

В случае проведения телефонного опроса юридических лиц имеется возможность получать оперативную информацию по вопросам, на которые могут ответить в организациях работники невысокого ранга (секретарь, помощник, оператор и т. п.).

Основные недостатки телефонного опроса: небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов; ограничения по числу и сложности вопросов в интервью; невозможность предъявления респондентам визуальной информации; при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов; телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор). Основные достоинства телефонного опроса: относительная дешевизна (по сравнению с другими методами); оперативность получения данных; возможность контролировать работу интервьюеров.

  1. Интернет-опрос

Интернет-опрос - это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет (On-line).

Применение
При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)
Достоинства интернет опросов
- Оперативность результатов.
Недостатки интернет опросов
- Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос.
- Стихийность выборки.
- Нерепрезентативность выборки.
- Отсутствие контроля за действиями респондента.

К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Интернет дает социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам.

Собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру. Мировая практика проведения таких опросов существует около десяти лет. Интернет-технологии помогают ускорить сбор первичной социологической информации для исследования стремительных социальных процессов. Становятся возможными персональные интервью, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп, через Интернет.

И все же социологические исследования, организованные через Интернет, достаточно редки. Даже за рубежом такие исследования проводятся нечасто, хотя число пользователей Интернета значительно больше, чем в России.

В то же время сетевые социологические исследования вызывают научный и практический интерес у социологов. Он обусловлен рядом преимуществ но сравнению с традиционными формами.

Прежде всего, исследования через Интернет позволяют сэкономить время, деньги, человеческие ресурсы, а также повысить качество собираемых данных. В условиях информационного общества фактор экономии ресурсов в социологическом исследовании становится решающим. И уже сейчас в принятии решения по проведению исследования в сети Интернет он достаточно значим.

Говоря о сборе качественной социологической информации от респондентов, необходимо отметить, что при проведении традиционных социологических опросов исследователь довольно часто испытывает трудности в этом деле. Современный человек не находит ничего привлекательного в том, чтобы отвлекаться от текущей работы (традиционно опросы проводятся в рабочее время), читать и отвечать на вопросы социологической анкеты со стандартным текстом на нескольких страницах, тратить на это личное время и интеллект и при этом не иметь возможности узнать хотя бы промежуточные результаты опроса (нет возможности получить обратную связь).

Благодаря интернет-технологиям, существует возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что может стимулировать респондента к постоянному участию в интернет-опросах и формировать у него положительный имидж такой формы социологических исследований, а также служить фактором привлечения других респондентов. Традиционные методы проведения массовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователя сразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную работу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает. Это усугубляет то обстоятельство, что респондент зачастую выступает в опросах как объект манипуляции со стороны исследователя. Проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Недостаточное внимание к проблеме обратной связи исследования чревато искажением его результатов, а порой даже его "провалом" (из-за низкого процента возврата анкет).

Интернет-технологии позволяют легче и быстрее проводить пилотаж, и, следовательно, изменять анкету (вопросы). Интернет-опросы позволяют обеспечить высокую степень так называемой экологической валидности. Условия заполнения анкеты (интервьюирования) ближе к естественным, привычным для респондента условиям жизни. Особенно надо подчеркнуть, что человек, отвечая на вопросы в таком режиме, находится в комфортной для него ситуации. Это максимально приближает условия проведения исследования к полевым. Человек дает свои ответы на вопросы электронной анкеты, выбирая время, когда ему никто не мешает и нет стремления побыстрей отделаться от "приставучего интервьюера". В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, и это способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая часто позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности ответов.

В интернет-опросах в меньшей степени сказывается влияние интервьюера. У респондента не возникает ощущений принуждения, неловкости, стеснения, нервозности, часто наблюдающихся в ситуации, когда интервьюер, мотивируя к участию в исследовании, невольно просит сделать одолжение, а человеку трудно отказать и невозможно как следует ответить.

Интернет располагает респондента к более откровенным ответам, что имеет большую ценность в реализации исследований по острым и деликатным проблемам. В последние годы актуализировались "сенситивные" проблемы, такие как употребление и распространение наркотиков, СПИД, аборты и использование средств контроля над рождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т.п. Исследовать их становится все труднее, так как современный человек не приветствует "вторжение" социологов в свою индивидуальную практику и частную жизнь.

Изучение отмеченных проблем требует большего обеспечения анонимности респондентов. Этого не всегда удается достичь при проведении опросов традиционными методами.

"Открытость" респондентов позволяет получать не искаженные данные. Человек не стремится давать социально желаемые ответы, что часто наблюдается при непосредственном контакте с интервьюером. В ответах на открытые вопросы по электронной почте респонденты дают более подробные и развернутые ответы, чем в традиционном опросе "ручкой на бумаге". Об этом свидетельствуют результаты зарубежных исследований интернет-опросов и интернет-тестинга.

Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии.

Вместе с тем, есть много технических и методологических проблем в применении интернет-технологий для социологических исследований. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что доступ в Интернет имеет ограниченное число людей (особенно это важно для России), недостаточное для проведения глобальных опросов. С другой стороны, некоторые особенности Интернета могут приводить к специфическим проблемам, справиться с которыми программными средствами пока невозможно. Например, респондент может давать произвольные ответы на вопросы с целью посмотреть, что из этого получится; велика вероятность намеренного искажения информации о себе. Ответы, которые даются по Интернету, могут быть вполне правдоподобными, и поэтому их сложно контролировать с помощью программного обеспечения. Это может привести к искажению результатов исследования, хотя следует заметить, что такие же негативные явления происходят и при традиционных методах опроса, особенно опосредованных (почтовый, телефонный опросы). Проблема заключается и в том, что некоторые респонденты могут принимать участие в исследовании неоднократно. Это особенно вероятно, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение (например, так называемые электронные деньги).

  1. Сравнение интернет - опроса

и телефонного опроса.

Распространение телефонов выше Интернет проникновения: примерно 95% против 75%, соответственно. В телефонных опросах мы сталкиваемся с неполными базами данных номеров и высоким процентом отказов, а в онлайн исследованиях – с низким уровнем Интернет проникновения.

При проведении телефонных интервью возникает целый ряд проблем:

  1. Респонденты должны отвечать на вопросы анкеты именно в то время, когда звонит оператор.

  2. Низкий уровень согласия принять участие в исследовании: менее 15%.

  3. Влияние интервьюера: например, доказано, что ответы респондентов различаются в зависимости от пола интервьюера.

  4. Респондентов крайне редко мотивируют к участию в телефонных интервью с помощью денежных вознаграждений или призов.

  5. Основным каналом коммуникации в последнее время становятся мобильные телефоны, однако колл-центрам в целом ряде стран не разрешено использовать мобильные базы.

  6. В телефонных интервью используется только один способ взаимодействия - голос.

Существуют также и ограничения Интернет исследований:

  1. Неопределенная основа выборки.

  2. Затрудненный доступ к некоторым слоям населения.

Недостатки этих двух методов сбора данных компенсируется с помощью различных техник.

Телефонные интервью имеют четко определенную основу выборки, а также эффективно используют технику набора случайных номеров. Вместе с тем, нерешенной остается проблема низкой доли людей, соглашающихся отвечать на вопросы: в настоящее время этот показатель составляет 10-15% и неуклонно снижается.

Преимущества Интернет исследований заключаются в более высоком уровне готовности респондентов принять участие в опросе и невысокой стоимости заполненной анкеты. В онлайн исследованиях можно использовать все три способа взаимодействия с участниками опроса: визуальный, звуковой и текстовый. Онлайн исследования также менее “назойливы”: респондент может заполнять анкету в любое удобное для него время.

Как правило, для достижения соответствия выборочной и генеральной совокупностей в телефонных и онлайн опросах применяется квотирование. В этом случае низкая доля согласных участвовать в опросе делает телефонное интервью более рискованным методом сбора данных, чем онлайн.

Результаты всех проводимых исследований были бы более достоверны, если бы данные собирались параллельно через Интернет и по телефону. Проблема состоит в том, что одно успешное телефонное интервью существенно дороже одной заполненной онлайн анкеты, и большинство профессиональных исследователей считает, что если применение онлайн метода уместно, то имеет смысл сэкономить.

Исследователи, использующие метод телефонного интервью, утверждают, что телефонная выборка репрезентативна в силу того, что данный метод основан на технике случайного набора номеров. Однако низкий уровень согласия принятия участия в опросе (10-15%) перечёркивает все преимущества хорошо построенной выборки. Вопреки распространённому мнению исследователей, онлайн выборки не должны быть случайно рекрутированы из известной и доступной для анализа генеральной совокупности. Основа онлайн выборки может быть искусственной (то есть собранной из различных источников), а сама выборка, построенная на этой основе, может перевзвешиваться с учетом данных переписи населения в той или иной стране. При условии проведения корректировки онлайн данных, метод онлайн анкетирования с помощью Интернет панели можно считать более точным, чем телефонный опрос. Этот вывод касается стран, где Интернет проникновение превышает 50%.

Заключение

Итак, телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Интернет-опрос - это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет (On-line).

Основное преимущество интернет-опроса: оперативность результатов.
Недостатками являются: стихийность выборки, нерепрезентативность выборки, отсутствие контроля за действиями респондентов, стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос.
Список использованной литературы.

  1. Социология от А до Я: http://www.glasnet.ru

  2. Учебный курс "Социология" http://zakroma.narod.ru/soziolog1.htm

  3. Филиппова Т. В. "Использование Интернет для социологических исследований". http://www.unn.ru/rus/f14/k2/courses/borisova/21.htm

  4. ceoboss@mail.ru: http://www.opros.okis.ru/

  5. Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.

  6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Изд-во "Финпресс", 2006 г. с.




Похожие:

Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconОбластей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г респондентов....
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconНовости Спорт против авитаминоза.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   4
Опрос  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   10
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconАмериканский пирог: инструкция по эксплуатации  .  .  .   4
Опрос  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   8
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconРазвертывание системы Microsoft® SharePoint™ Portal Server в экстрасети
Настройка сервера SharePoint Portal Server на опрос другого компьютера SharePoint Portal Server через Интернет XXIX
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconЛитература Теоретическая часть. Введение. «Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке»
Социальный опрос на тему: "Как Вы относитесь к заимствованным словам, объем которых в русском языке сейчас невероятно растет?!"
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос icon1. ФинПотребСоюз
Банковская система России: риски, проблемы, перспективы опрос ифру бизнес сообщества 4
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconНовости проекта 
Опрос о литературе    Проект «Система служения»    Зэ Кальдиньо    wcna (Всемирная конвенция ан) 34!
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconМониторинг сми 20 21. 11. 2012
Как вы участвуете в деятельности финансовых рынков? // Опрос ифру бизнес-сообщества 4
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconИнтервью и опрос
Оказание поддержки правам ребенка посредством образования, искусства и средств массовой информации
Содержание Введение Телефонный опрос Интернет-опрос iconАнкета-опрос
В том случае, если работа с подсистемой не осуществляется, то оставьте поля «Да», «Нет» незаполненными
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница