Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований




НазваниеФедеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований
страница1/41
Дата конвертации29.12.2012
Размер5.94 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ЦЕНТР НОТАРИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА:

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ВЫПУСК 2
Т.И. ЗАЙЦЕВА
Зайцева Татьяна Ильинична - советник Президента и главный консультант Нотариальной палаты Свердловской области, руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате. Автор книг по нотариальной и судебной практике, активно ведет практические занятия с нотариусами, читает лекции, выступает на семинарах по всей России.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели!

Центр нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате и издательство "Волтерс Клувер" в рамках серии "Библиотека нотариуса" предлагают специалистам новое практическое издание, содержащее разъяснение актуальных вопросов текущей нотариальной практики. В отличие от ранее изданных книг этой серии, большей частью тематического характера, в данной книге даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы самого различного характера, которые поступали в Центр нотариальных исследований, задавались на семинарах и занятиях с нотариусами, ставились в судебной и в целом юридической практике.

Достоинством настоящей книги является ее подготовка на основе не только нотариальной, но и судебной практики по вопросам нотариальной деятельности, что позволяет в большей степени гарантировать юридическую безопасность и защиту прав граждан и организаций.

Выпуск 2 данной книги существенно обновлен: включены новые разделы - гражданское процессуальное право в нотариальной практике, жилищное право в нотариальной практике, основные положения об авторском праве и патентном праве.

Центр нотариальных исследований просит читателей присылать отзывы на книгу и новые вопросы, что возможно сделать на сайте Центра www.notiss.ru.
С уважением,

директор Центра нотариальных исследований

доктор юридических наук, профессор

В.В.Ярков
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
1.1. Правомерно ли назначение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, без проведения конкурса и получения рекомендаций региональной нотариальной палаты?
Подобный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 16 октября 2007 г. N 650-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лаврентьевой Елены Владимировны и Петровой Екатерины Александровны на нарушение их конституционных прав подпунктом "б" пункта 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате").

Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию граждан Е.В. Лаврентьевой и Е.А. Петровой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, установил следующее.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 2 ноября 2005 г., оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, было отказано в удовлетворении исковых требований заявителям, имеющим лицензии на право нотариальной деятельности, о признании противоречащим закону приказа руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области о назначении 27 нотариусов, уволенных из государственных нотариальных контор, на должности нотариусов, занимающихся частной практикой, без проведения конкурса и рекомендаций нотариальной палаты, а также об обязании указанного должностного лица и президента Челябинской областной нотариальной палаты объявить конкурс на замещение 27 вакантных должностей нотариусов в г. Челябинске и Копейске. Суд сослался на пп. "б" п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", согласно которому нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления; в этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется.

По мнению заявительниц, эта норма, ставя право на назначение на должность нотариуса в зависимость от места работы, лишает их возможности участвовать в конкурсе и нарушает конституционный принцип равноправия граждан (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ, изучив представленные заявительницами материалы, не нашел оснований для принятия их жалобы к рассмотрению.

Из содержания ст. 37 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не вытекают, однако, ни субъективное право человека занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией, ни обязанность кого бы то ни было такую должность или работу ему предоставить (Определение КС РФ от 20 февраля 2007 г. N 51-О-О). Это право реализуется гражданином при заключении трудового договора (служебного контракта) или при назначении на должность (в частности, при назначении на должность нотариуса в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1).

По общему правилу, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии (ч. 3 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате). Иной порядок, не предполагающий необходимость получения рекомендации нотариальной палаты и объявления конкурса, установлен пп. "б" п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" для случаев, когда нотариус, увольняясь из государственной нотариальной конторы, назначается на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом презюмируется, что такое лицо отвечает всем требованиям, предъявляемым к нотариусам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. Поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование.

Лица, впервые претендующие на должность нотариуса, и лица, уже наделенные полномочиями нотариуса, имеют различный правовой статус, в связи с чем оспариваемая заявительницами норма не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права, а их жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. ст. 96 и 97).

Кроме того, как следует из имеющихся материалов, в 2005 - 2007 гг. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области объявлялись конкурсы на замещение вакантных должностей нотариусов, и ничто не свидетельствует о том, что заявительницы были лишены возможности в них участвовать наравне с другими гражданами, имеющими лицензии на право нотариальной деятельности.

Исходя из изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 40, п. 2 ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 79, ст. 96 и ст. 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд РФ определил: отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Е.В. Лаврентьевой и Е.А. Петровой.
1.2. Возможно ли включение в штат региональной нотариальной палаты помощников нотариусов, в том числе наделенных правом на замещение временно отсутствующего нотариуса?
В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Таким образом, лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, на указанный период наделяется всеми правами нотариуса и исполняет все его обязанности. На деятельность лица, наделенного полномочиями нотариуса, распространяются все нормы законодательства, регламентирующие нотариальную деятельность.

Лицо, наделенное полномочиями нотариуса, так же, как и сам нотариус, не должно быть пристрастно при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. В соответствии со ст. 6 Основ нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Данное ограничение распространяется и на лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса. Во время исполнения обязанностей нотариуса труд лица, временно замещающего нотариуса, оплачивается в соответствии с условиями заключенного между ними соглашения.

С учетом этого, недопустимо нахождение лица, наделенного полномочиями нотариуса на период отсутствия последнего, в трудовых отношениях с другим лицом - работодателем (с юридическим или физическим). Если такое лицо состоит в штате нотариальной палаты, то при наделении его полномочиями временно отсутствующего нотариуса трудовой договор с нотариальной палатой обязательно должен быть предварительно расторгнут, в противном случае это будет являться грубым нарушением законодательства и основанием для признания совершенных таким лицом нотариальных действий недействительными.

Помощник нотариуса - это должность, введенная ст. 19 Основ. Права и обязанности помощника нотариуса определяются трудовым договором.

Помощником нотариуса может являться лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Помощники нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Они имеют право осуществлять консультирование обратившихся на прием граждан и представителей юридических лиц, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Принятие таких работников в штат нотариальных палат и заключение между указанными субъектами трудовых договоров не противоречит требованиям действующего законодательства. Однако практика принятия помощников нотариуса в штат нотариальной палаты, по мнению автора, не является безусловно целесообразной.

Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, что предполагает наличие определенного штата сотрудников. Нотариус вправе самостоятельно нанимать и увольнять работников, в том числе помощников в юридическом смысле этого слова, т.е. лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности. Трудовым договором между нотариусом и помощником можно более детально предусмотреть, что именно входит в обязанности помощника нотариуса как работника конкретной нотариальной конторы, при наличии нескольких помощников - более правильно распределить между ними производственные функции с учетом квалификации и интересов.

Кроме того, необходимо учитывать, что основное предназначение нотариальных палат - это выполнение ими публично-правовых функций, возложенных государством, в том числе осуществление контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, их профессиональных обязанностей и обеспечение надлежащего качества нотариальных действий. С этой позиции принятие в штат нотариальной палаты лиц, фактически не работающих в ней, а выполняющих свои трудовые обязанности у нотариуса, подконтрольного нотариальной палате, представляется недостаточно корректным.
1.3. Правомерно ли лишение права нотариальной деятельности частнопрактикующего нотариуса, осужденного за совершение умышленного преступления?
Определением КС РФ от 17 июля 2007 г. N 565-О-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоненко Ольги Анатольевны на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию О.А. Антоненко вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, установил следующее.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 23 августа 2005 г., оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2005 г., удовлетворен иск нотариальной палаты Омской области о лишении права нотариальной деятельности О.А. Антоненко - занимающегося частной практикой нотариуса, которая приговором Центрального районного суда г. Омска от 15 декабря 2004 г. осуждена за умышленные преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ. Определением судьи Омского областного суда от 30 декабря 2005 г. надзорная жалоба О.А. Антоненко на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения. Приказом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 9 ноября 2005 г. N 131 полномочия О.А. Антоненко как нотариуса прекращены, и она освобождена от должности нотариуса, занимающегося частной практикой.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ О.А. Антоненко оспаривала конституционность п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающего, что нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случае осуждения его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в законную силу. По мнению заявительницы, эта норма не соответствует ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 19 (ч. 1 и ч. 2), ст. 37 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст. 46 (ч. 1), ст. 50 (ч. 1), ст. 55 (ч. 2 и ч. 3) и ст. 123 (ч. 3) Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, изучив представленные О.А. Антоненко материалы, не нашел оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Одновременно Судом сделаны следующие выводы. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Это положение касается осуществления нотариальной деятельности и не затрагивает права и обязанности нотариусов, вытекающие из других правоотношений, в частности трудовых, в которых состоят нотариусы, работающие по трудовому договору в государственных нотариальных конторах, и не состоят нотариусы, занимающиеся частной практикой. Относясь к числу самозанятых граждан и осуществляя свободно избранную ими деятельность (в отличие от нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах), они вправе в этом качестве иметь контору, открывать в банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени (ст. 8 Основ).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований icon  Центр Нотариальных Исследований   при Федеральной нотариальной палате России 
Римскому  праву  и  вряд  ли  могла  бы  быть  применима  в  Древнем  Риме,  так  как  ее 
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconРешением Правления
Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса территориальным органом Министерства юстиции...
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconРешением Правления
Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса территориальным органом Министерства юстиции...
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconМониторинг публикаций в сми по теме: Белорусская торгово-промышленная палата с 20. 08. 2012
Беларуси в 2012 году, а Речицкий район – одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных в области. Это действительно событие...
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconПриказ от 15 марта 2000 г. N 91 об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами российской федерации
В целях оказания практической помощи нотариусам по совершению нотариальных действий приказываю
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconСоциологических исследований в 2002-2003 гг
Центр независимых социологических исследований (цнси) существует с 1991 г. (в 1996 г получил статус автономной некоммерческой организации)....
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconПриказ от 10 апреля 2002 г. N 99 об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств
Руководствуясь статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской...
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconЦентр образования и исследований 
Семантическое ядро   3 
Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconЦентр  социальной  политики  И  гендерных  исследований 

Федеральная нотариальная палата центр нотариальных исследований iconЦентр этносоциальных исследований политическая наука В украине: становление  И  перспективы
Вступление   4
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница