Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера




Скачать 350.56 Kb.
НазваниеРекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера
страница1/2
Дата конвертации22.12.2013
Размер350.56 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Рекомендации

по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования
Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера

В части подготовки кадров для стратегических партнеров и участников кластера можно выделить две глобальные цели:

  • подготовка максимально квалифицированных и компетентных выпускников для работы на предприятиях-партнерах;

  • разработка и реализация удобных и востребованных для организаций-партнеров программ дополнительного профессионального образования.

Достижение указанных целей приведет к максимизации финансовых и нефинансовых выгод образовательного учреждения от участия в стратегическом партнерстве и/или кластере. Исходя из этого, можно выделить четыре основных направления взаимодействия вуза и партнеров в рамках стратегического партнерства и/или кластера:

  1. Разработка/корректировка образовательных стандартов, основных образовательных программ профессионального образования (в вариативной части) и учебных курсов в интересах партнеров.

  2. Непосредственная подготовка студентов с целью дальнейшего трудоустройства в организациях-партнерах.

  3. Разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной подготовки и переподготовки, программ повышения квалификации); образовательных программ, направленных на опережающее развитие граждан в интересах партнеров.

  4. Разработка и реализация совместных образовательных программ с партнерами из числа образовательных учреждений.

Первые два направления рекомендаций посвящены стратегическому (первое направление) и тактическому аспекту подготовки молодых кадров для стратегического партнерства и/или кластера (второе направление). Третье направление описывает наиболее понятный для вузов аспект взаимодействия с партнерами в части разработке и реализации программ ДПО. Последнее направление блока характерно для образовательных кластеров и/или стратегических партнерств в образовательной сфере. Указанные направления были подробно освящены на предыдущем этапе, поэтому доработка рекомендаций в данном случае производилась путем их детализации.

Ниже представлены базовые рекомендации (включая рекомендуемые формы взаимодействия) по реализации совместных с партнерами проектов по каждому из направлений взаимодействия, а также рекомендации общего характера, направленные на повышение эффективности совместной деятельности.

Разработка/корректировка образовательных стандартов, основных образовательных программ профессионального образования (в вариативной части) и учебных курсов в интересах партнеров

  1. Привлечение представителей партнеров к разработке/корректировке образовательных стандартов, основных образовательных программ профессионального образования (в вариативной части) и учебных курсов. Возможные типы включения потребностей партнеров в программы и учебные курсы: включение в учебные курсы разделов и тем, связанных с решением конкретных производственных проблем организаций-партнеров; выполнение отдельных образовательных проектов в рамках курса на базе организации-партнера; включение новых курсов, посвященных согласованной с партнером сфере деятельности, и формирование отдельных модулей в рамках образовательной программы.

  2. Организация работ по привлечению региональных и/или федеральных органов государственной власти для поддержки процесса разработки/корректировки образовательных стандартов, основных образовательных программ (включая государственное финансирование работ).

  3. Организация сбора отзывов работодателей о деятельности выпускников вуза, работающих в компании, и их учет при разработке/корректировке образовательных программ и учебных курсов.

  4. Предоставление возможности проведения профессионально-отраслевой аккредитации профессиональных образовательных программ и учебных курсов организациям-партнерам.

  5. Учет текущей ситуации и прогнозирование рынка труда и потребностей организаций-партнеров в специфических кадрах.

Как было отмечено выше, рекомендации по данному направлению связаны со стратегическим аспектом подготовки молодых кадров. В связи с тем, что стратегическое партнерство, как и взаимодействие в рамках кластера, предполагает долгосрочность отношений, привлечение партнеров к данному виду деятельности является крайне желательным. Мы рекомендуем три возможных направления взаимодействия.

Первое, участие в разработке стандартов и образовательных программ, является основной верхнеуровневой стратегической активностью, в рамках которой определяется базовое направление развития образовательной деятельности вуза. Соответственно, привлечение стратегических партнеров к участию в активностях данного направления оправданно.

С другой стороны, и на это обращало внимание абсолютное большинство представителей вузов, принявших участие в апробации, необходимо соблюдать определенную меру при адаптации образовательных программ и образовательных курсов к интересам стратегических партнеров. Вузы в большинстве своем являются крупными игроками регионального или федерального масштаба, и такая заточка своей деятельности под интересы одного, даже достаточного крупного кластера, может сузить в долгосрочном периоде рынок потенциального трудоустройства выпускников, что, в свою очередь, приведет к снижению востребованности и конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Кроме того, по итогам апробации было принято решение включить в данный блок рекомендацию по привлечению административных ресурсов при организации работ по разработке/корректировке образовательных стандартов и основных образовательных программ. Заинтересованность региональных и/или федеральных органов государственной власти, а также бюджетное софинансирование данной деятельности являются необходимыми в большинстве случаев условиями успешности проекта.

Оставшиеся две рекомендации однозначно позитивны, и должны быть реализованы в максимально возможном объеме. Сбор отзывов о выпускниках вузов является одним из наиболее ценных источников информации об эффективности подготовки молодых кадров, способствует выявлению в образовательном процессе недостатков как теоретического, так и практического характера, позволяет определить пути совершенствования подготовки кадров. Предоставление же возможности аккредитации партнерами профессиональных программ и курсов с одной стороны является позитивным сигналом, направленным на повышение доверия к процессу подготовки кадров в вузе, с другой стороны – повышает престижность этих программ, может являться дополнительным фактором привлечения абитуриентов в вуз.

Непосредственная подготовка студентов с целью дальнейшего трудоустройства в организациях-партнерах

  1. Заключение с партнерами соглашений по целевой подготовке студентов.

  2. Привлечение организаций партнеров к финансовой поддержке обучения лучших студентов вуза.

  3. Предоставление возможности участия представителей партнеров в учебном процессе (привлечение сотрудников к преподаванию; организация отдельного учебного курса; создание базовой кафедры организации-партнера; проведение совместных конференций, школ-семинаров)

  4. Привлечение работодателей из числа партнеров к контролю качества и оценке содержания учебного процесса.

  5. Привлечение работодателей из числа партнеров к оценке компетенции выпускников и соответствия их подготовки содержанию деятельности на предприятии-партнере (включая предоставление возможности сертификации квалификаций (профессиональных компетенций) выпускников).

  6. Организация практик и стажировок студентов на базе организаций-партнеров (с возможностью организации предварительного отбора лучших студентов в программу); предоставление возможности выполнения выпускной квалификационной работы по проблемной тематике организации-партнера.

  7. Приглашение партнеров к участию в профориентационных мероприятиях: ярмарках вакансий, днях карьеры, презентациях организаций-партнеров для студентов.

  8. Первичный отбор кандидатов для трудоустройства по заказу организаций-партнеров.

Данная совокупность рекомендаций отражает тактический аспект взаимодействия вузов с партнерами в части подготовки кадров. В данной части взаимодействия вузу рекомендуется привлечь финансовые ресурсы партнера для компенсации части затрат на обучение студентов по интересующим партнера направлениям; привлечь трудовые ресурсы партнера для реализации образовательного процесса; и обеспечить возможность плавного трудоустройства обучающихся на предприятия партнеров. Для этого и рекомендуются в части привлечения финансовых ресурсов заключить контракты с партнерами на целевую подготовку студентов, предоставить возможность партнеру выплачивать дополнительные стипендии лучшим или обучающимся в рамках целевой подготовки студентов.

Партнер также должен иметь возможность максимально включаться в образовательный процесс, как с точки зрения непосредственного преподавания, так и с целью контроля образовательного процесса и сертификации «продукта» этого процесса - выпускников по интересующим партнера направлениям подготовки. Рекомендуется предоставить пакет различных вариантов включения представителей партнеров в учебный процесс, начиная от проведения одиночных мастер-классов и заканчивая созданием базовой кафедры партнерской организации со своим набором образовательных курсов. Целесообразным является не только развитие традиционных форм участия партнеров в образовательном процессе, но и современных интерактивных форматов реализации практико-ориентированных блоков обучения (например, решение обучающимися мини-кейсов, сформированных членами СП на основе реальных производственных проблем, формирование совместных электронных банков идей/знаний, виртуальных сообществ и т.п.).

Единственный момент, на который необходимо обращать внимание при взаимодействии со стратегическими партнерами в данном аспекте – качество реализации образовательного процесса, реализуемого представителями организации-партнера. Не секрет, что признанные профессионалы-практики могут не обладать достаточными компетенциями для преподавания на вузовском уровне. Поэтому важной задачей вуза в данном аспекте взаимодействия является оказание организационной и методической помощи, а также реализация контроля качества образовательного процесса, реализуемого привлеченными партнерами.

Наконец, для сохранения заинтересованности партнера в поддержке и участии в образовательной деятельности вуза, партнер должен иметь приоритетную возможность привлечения интересных ему студентов в организацию. В противном случае, партнер не будет иметь адекватной отдачи от своих инвестиций финансового и временного характера в образовательный процесс вуза. На обеспечение такой возможности и нацелены последние две рекомендации.

Разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной подготовки и переподготовки, программ повышения квалификации), образовательных программ, направленных на опережающее развитие граждан в интересах партнеров

  1. Формирование базы данных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых образовательным учреждением, с указанием для каждой программы:

    • организаций-партнеров, чьи сотрудники уже приняли участие в программе;

    • потенциальных организаций-партнеров, которые могут быть заинтересованы в участии в программе.

  1. Разработка и продвижение среди партнеров образовательных программ опережающего обучения.

  2. Обучение сотрудников организаций-партнеров в аспирантуре.

  3. Для крупных партнеров: формирование представительства образовательных учреждений в организациях-партнерах (корпоративная кафедра, учебно-научные центры) в качестве учебно-производственных баз для подготовки и переподготовки специалистов.

Так как необходимость и полезность предоставления услуг по разработке и реализации программ дополнительного образования (с точки зрения максимизации прибыли вуза) тривиальна и не оспаривается представителями образовательных учреждений, независимо от того, взаимодействуют ли они со стратегическими партнерами, входят в какой-либо кластер или просто представлены на рынке образовательных услуг, рекомендации по данному направлению сконцентрированы на проблеме расширения широты и частоты данного вида взаимодействия.

Основное направление совершенствования данного аспекта взаимодействия, которое было выявлено в процессе анализа анкетных данных и апробации рекомендаций предыдущего этапа, заключается в повышении упорядоченности процесса разработки и продвижения программ дополнительного профессионального образования на рынке. На это непосредственно направлен первый блок организаций. По итогам анализа позитивного опыта в данной сфере, наиболее эффективной мерой по упорядочиванию данного процесса является создание базы данных программ ДПО в используемой образовательным учреждением автоматизированной информационной системе с указанием для каждой программы нынешних и потенциальных потребителей услуги; описанием основных маркетинговый активностей по продвижению программы на рынке образовательных услуг.

Существенным потенциалом для расширения взаимодействия между образовательным учреждением и партнером является разработка и реализация образовательных программ опережающего обучения. Под образовательными программами опережающего обучения понимаются программы повышения квалификации, направленные на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда (1с бухгалтерия, Autocad), новых компетенций, которые могут быть использованы вне зависимости от сферы деятельности. Данное направление, как показали результаты экспертного обсуждения, является очень актуальным в условиях недостаточного наличия базовых компетенций у сотрудников производственных организаций.

Другим важным аспектом повышения эффективности деятельности вуза в части реализации программ дополнительного профессионального образования является направление позитивных «сигналов» потенциальным потребителям, а также формирование позитивного образа вуза как надежного поставщика образовательных услуг. Это объясняется спецификой реализации программ дополнительного профессионального образования как услуги. Позитивный эффект от повышения квалификации у работника, который и позволяет работодателю судить об эффективности программы, выявляется через определенный промежуток времени после обучения. Фактически, на первом этапе взаимодействия с образовательным учреждением организация не может быть уверена в качестве программы, и покупка такой услуги несет достаточно высокий риск неэффективного расходования средств для компании. В связи с этим для более эффективного продвижения образовательных услуг на рынке рекомендуется предоставлять определенные гарантии качества тем компаниям, которые еще не имеют опыта взаимодействия с вузом. Такими гарантиями качества могут быть бесплатное чтение курсов для ограниченного числа сотрудников организации, либо предоставление права на бесплатное дообучение сотрудников в случае, если по каким-либо причинам первичное обучение прошло неэффективно.

Такие действия образовательного учреждения создают у партнеров образ вуза как надежного игрока на рынке образовательных услуг, что в случае участия вуза в кластере может привести к позитивному для вуза «эффекту соседа» («Neighbor effect»). В этом случае участники кластера, отметив что их отраслевой конкурент заказал курсы дополнительной профессиональной подготовки и доволен результатом, в свою очередь будут вынуждены обратиться к провайдеру образовательных услуг и также заказать курсы ДПО, чтобы не допустить появления конкурентного преимущества у другого участника кластера.

Для образовательных кластеров: разработка и реализация совместных образовательных программ с партнерами из числа образовательных учреждений

  1. Привлечение к участию представителей каждой из сторон, принимающих участие в проекте.

  2. Формулировка и соблюдение принципа сбалансированности обмена (как по количеству слушателей, так и по длительности пребывания в ОУ-партнере);

  3. Нормативное закрепление взаимного признания периодов обучения и результатов экзамена, пройденных в ОУ-партнере;

  4. Заключение договора о реализации совместной образовательной программы, регламентирующего: процедуру отбора на программу; содержание и структуру программы; распределение функций и предоставляемых ресурсов между партнерами; источники и порядок финансирования, а также распределение финансовых обязанностей между партнерами; структур органов управления программой; механизм мониторинга качества программой; порядок взаимного признания периодов обучения; тип и статус документа, выдаваемого образовательными учреждениями-партнерами.

  5. Разработка способов продвижения программы на рынке.

Данная совокупность рекомендаций направлена на повышение эффективности и результативности взаимодействия двух или нескольких образовательных учреждений в процессе разработки и реализации совместных образовательных программ. В данной части рекомендации носят процессный характер и направлены на краткое перечисление основных элементов процесса разработки и реализации совместных образовательных программ. Предполагается, что на следующем этапе, который будет посвящен анализу создания и функционирования образовательных кластеров, данные рекомендации будут дополнены и детализированы.

Роль вуза в формировании инновационной инфраструктуры для ее дальнейшего совместного использования в рамках стратегических партнерств и кластеров

Хотя приоритетным направлением участия вуза в кластере является повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, помимо этого, вузы могут участвовать в кластерах с целью развития инновационной инфраструктуры кластера и научно-аналитического обеспечения участников кластера.

Инновационная инфраструктура выступает катализатором развития и повышения конкурентоспособности стратегических партнерств и территориальных кластеров. Вузы обладают всеми необходимыми материально-техническими ресурсами для того, чтобы на своей площадке организовать размещение и функционирования научно-технических и технологических элементов инновационной инфраструктуры.

Рекомендации в данной части заключаются в перечислении основных научно-технических и технологических элементов инновационной инфраструктуры вуза, создание которых способствует развитию взаимодействия вузов со стратегическими партнерами, в том числе в рамках кластера, в части реализации инновационных ориентированных проектов. Как правило, они создаются в качестве структурных подразделений вуза. Перечень рекомендуемых научно-технических и технологических элементов инновационной инфраструктуры вуза включает в себя:

1. Центр трансферта технологий – структурное подразделение вуза, обладающее инновационными разработками, основная задача которого – коммерциализация разработок, создаваемых вузом и его стратегическими партнерами, а также иными участниками образовательного кластера или кластера с участием вуза.

2. Центр компетенций и экспертизы лучших технологий – элемент инновационной инфраструктуры, основной целью которого является сбор и обобщение лучшего опыта, информации о перспективных технических и технологических решениях, а также осуществление экспертизы проектов и материалов, предоставляемых стратегическими партнерами, в том числе в рамках кластера.

3. Центр коллективного пользования оборудования – исследовательский (технологический) центр вуза, оснащенный специальным оборудованием, предоставляемым в пользование стратегическим партнерам, в том числе в рамках кластера.

4. Центр защиты интеллектуальной собственности – структурное подразделение вуза, основной целью которого является обеспечение вуза и стратегических партнеров правовой поддержкой при создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, в том числе содействие разрешению юридических конфликтов.

5. Бизнес-инкубатор – элемент инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых малых и средних предприятий, рабочих мест и экономического развития на основе комплексного метода организации инновационного процесса. Могут быть созданы в качестве обособленного подразделения (филиала) вуза;

6. Центр субконтрактации - элемент инновационной инфраструктуры, созданный с целью предоставления информации о производственных возможностях предприятий для выбора партнера по производству и целевого поиска поставщиков, располагающих уникальным технологическим оборудованием.

7. Центр научно-технической информации – информационное подразделение в области науки и техники, основной целью которого является формирование информационных ресурсов научно-технического развития и организация их использования, обеспечение информационной поддержки науки, производства, управления, малого предпринимательства, инновационно-технологической деятельности стратегических партнеров.

Важным направлением деятельности вуза как центра развития кластера (частично может быть использовано и для взаимодействия со стратегическими партнерами) является формирование пакета и реализация (координация) услуг участниками территориальных кластеров и совместных кластерных проектов. В число направлений формирования и координации реализации совместных кластерных проектов включаются содействие:

  • совместному ремонту и сервису;

  • организации совместных закупок сырья, материалов;

  • развитию сетей продаж;

  • запуску новых производственных линий;

  • осуществлению совместных образовательных проектов;

  • организации совместного участия (консорциума) в крупных заказах (государственные закупки, транснациональные корпорации);

  • организации новых производств на принципах долевого участия;

  • совместной разработке единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.;

  • организации проектов совместного выхода на новые рынки;

  • организации совместных проектов в области повышения качества, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.;

  • разработке единых требований к поставщикам, оценка поставщиков.

Предоставление элементов инновационной инфраструктуры вуза для использования коммерческим или некоммерческим организациям в рамках стратегического партнерства или кластерного взаимодействия в зависимости от условий такого использования может осуществляться либо на основании рамочных договоров (соглашений) либо на основании коммерческих (хозяйственных) договоров.

В отдельных случаях создание элементов инновационной инфраструктуры на площадке вуза может быть экономически необоснованным. В этом случае приемлемым решением может стать совместное использование объектов инновационной инфраструктуры стратегического партнера. В данном случае вуз использует на особых условиях (на основании рамочных договоров (соглашений) либо на основании коммерческих (хозяйственных) договоров) объекты инновационной инфраструктуры других стратегических партнеров или участников кластера.

Роль вуза в научно-аналитическом обеспечении стратегических партнеров и участников кластера

Основными рекомендациями по повышению роли вуза в научно-аналитическом обеспечении стратегических партнеров и участников кластера являются:

  1. Организация и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в интересах партнеров и участников кластера;

  2. Организация и проведение маркетинговых исследований, касающихся основных тенденций развития рынка соответствующих товаров, работ, услуг;

  3. Формирование баз данных, содержащих нормативные требования к выпускаемой продукции, технические условия к технологическим процессам и информацию о спектре выпускаемой продукции;

  4. Оценка и мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала участников территориальных кластеров;

  5. Проведение учета разработок в заявленной области, проводимых российскими и иностранными специалистами, а также законченных и планируемых разработок участников территориальных кластеров с целью формирования соответствующей базы данных;

  6. Установление тесного взаимодействия с ведущими отечественными и зарубежными профильными научно-исследовательскими институтами, центрами и образовательными учреждениями;

  7. Организация работ по проведению предварительной технической и экономической экспертизы разработок, включаемых в базу данных организации;

  8. Организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций по профильной тематике;

  9. Подготовка и внесение предложений по совершенствованию отраслевой нормативно-правовой базы с целью получения максимального эффекта от внедрения новых видов продукции;

  10. Оказание консультационной помощи по вопросам лицензирования профильных видов деятельности участников территориальных кластеров, сертификации систем менеджмента качества.

Таким образом, в данной части большинство рекомендаций нацелено на закрепление за вузом роли консультационного центра, обладающего экспертизой и детальным пониманием основных трендов развития научно-исследовательской мысли в отрасли функционирования стратегического партнера или участника кластера.

В связи с этим, на базе вуза целесообразно создание постоянно-действующей системы консультаций и услуг для партнеров. Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на оказание консультационных и информационно-аналитических услуг по правовым вопросам, включая вопросы реализации законодательства субъекта Российской Федерации для партнеров и инвесторов, а также на поддержку развивающимся и вновь открывающимся субъектам малого и среднего предпринимательства.

Особую роль при осуществлении научно-аналитического обеспечения стратегических партнеров и участников кластера должны играть совместные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические проекты с участниками кластера, либо соответствующие проекты в интересах участников кластера (в том числе за счет государственного финансирования).

Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза со стратегическими партнерами и участниками кластера

Данная часть рекомендаций наиболее востребована для стратегических партнерств кластерного типа. Это связано как с большей интенсивностью взаимодействий в рамках кластера, так с увеличением количества контрагентов. В связи с этим рекомендации данного блока будут ориентированы на взаимодействие внутри кластера. Тем не менее, все рекомендации данного раздела применимы и к стратегическим партнерствам, но некоторые из них могут быть там избыточными.

Переход от стратегических партнерств к кластерам, если он возможен и не противоречит территориальным и экономическим критериям кластера, как правило, сопровождается разработкой некоторого правового обеспечения, которое бы определяло роли и функции участников кластера и элементов инфраструктуры кластера.

Состав правового обеспечения вуза как участника кластера и центра развития кластера (секретариата кластера) определяется особенностями его организационно-правовой формы, участия в нем государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации), типом кластера и его отраслевой принадлежностью, которые влияют на его правоспособность и виды осуществляемой деятельности. При этом соответствующее правовое обеспечение может состоять как из «внешних» актов органов государственной власти и многосторонних соглашениях, так и из «внутренних» локальных актов самого вуза.

На уровне субъектов Российской Федерации могут приниматься различные нормативные правовые акты в области реализации кластерной политики, включая законы об инновационной деятельности и научно-технической политике. Среди основных правовых актов, которые могут играть важную роль в развитии образовательного кластера или кластера с участием вуза и которые необходимо учитывать при организации совместной деятельности, следует отметить:
  1   2

Похожие:

Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconАналитическая справка, отражающая текущее состояние процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов в первом полугодии 2012 года
Сбор данных по оценке процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconРезультаты участия муниципальных образовательных систем области в областных и Всероссийских мероприятиях для обучающихся и воспитанников
Областной Центр дополнительного образования детей в 2006-2007 учебном году способствовал созданию условий обеспечения эффективного...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconМетодические рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в аспирантуру и сдаче кандидатского экзамена для аспирантов всех специальностей по профилю вуза разработаны в соответствии с «Программой кандидатского экзамена по иностранным языкам»,
Климова И. И., Лизунова Н. М., Аверьянова Л. В., Работникова Н. А., Борисова О. В. Методические рекомендации по подготовке к вступительным...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconПо уставу
Он предназначен для всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей, педагогов, социальных партнеров, а также для...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconМетодические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных органов управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconРекомендации  и советы выпускникам родителям и учителям по психологической подготовке к  гиа  выпускников и их родителей
Гиа с участием региональной экзаменационной комиссии (рэк), основана на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconВы  держите  в  руках  брошюру  для  партнеров  1с,  которая поможет вам повысить продажи. Речь идет не о  продажах вообще, а о возможности более эффективно  предлагать  клиентам  серверные  продукты  Microsoft, 
Приложение Полезные ресурсы для партнеров  26 вы  держите  в  руках  брошюру  для  партнеров  1с, 
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconРуководство для пользователей linux кластера лит оияи
В нашем «Руководстве для пользователей Linux кластера лит оияи» обобщен опыт работы на данном кластере и содержатся основные сведения,...
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconДля принятия наилучших стратегических  решений  вам необходимо обладать  достоверной информацией
«Надо смотреть в будущее,  «Надо смотреть в будущее,  ник н а не терзаться иллюзиями прошлого»
Рекомендации по созданию условий для эффективного функционирования стратегических партнерств с участием учреждений профобразования Роль вуза в подготовке кадров для стратегических партнеров и участников кластера iconПрофилактика
Обидно и досадно: на завтра намечены важная презентация и масса стратегических встреч
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница