Скачать 123.19 Kb.
|
Областной конкурс к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова «Сколько прекрасного встретишь в человеке, где и не ожидаешь (В.В.Розанов) Тема «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Урок литературы в 10 классе Попов Сергей Михайлович, учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение «Асмоловская средняя общеобразовательная школа» Деревня Асмолово Барятинского района Калужской области Асмолово 2009-2010 учебный год Попов Сергей Михайлович Учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение «Асмоловская средняя общеобразовательная школа» Деревня Асмолово Барятинского района Калужской области Тема: «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Урок литературы в 10 классе Пояснительная записка Урок русского языка в 10 классе посвящен рассказу А.П.Чехова «Палата № 6».Цели урока отвечают содержанию – не только проанализировать рассказ, но и раскрыть нравственную подоплеку произведения. Рассказ не очень сложен для восприятия, но требует обязательного обсуждения, чтобы разобраться с позициями персонажей. В начале урока затрагивается тема дружбы Чехова и Горького, приводится отрывок из письма Горького о политическом положении в России. Это должно убедить ребят в том, что Чехов был в курсе развития общественно-политической жизни в стране. Становится понятной гражданская позиция Чехова, и ярче проступают тематика, идейно-нравственное содержание рассказа. Используются такие формы и методы, как самостоятельная подготовка определенного вопроса, блиц-дискуссия, обмен мнениями, постановка проблемных вопросов. Работа над составлением таблицы «Характеристика главных героев» позволяет лучше усвоить идейное содержание рассказа и систематизировать знания о персонажах. Комментарии к высказываниям подчеркивают значимость и важность, роль и место рассказа в общей эволюции творчества А.Чехова. Работа над композицией позволяет вспомнить и повторить теоретические литературоведческие знания и навыки учащихся. Тема: «Душевная боль человека» в рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» Цель:
Оборудование: таблицы с высказываниями критиков о рассказе «Ни в одном из прежних произведений автор не поднимался еще на такую высоту художественной красоты и серьезной, глубокой и ясной мысли, как в рассказе „Палата № 6". Простота, изящество и сила речи, яркость и живость красок, соблюдение строгой причинности событий, глубокий реализм психологии героев и соразмерность, гармония конструкции частей, выдержанность внутренней перспективы, или, как сказал бы Белинский, внутреннее единство произведения, выдвигают его не только из массы написанного автором, но и из всех лучших произведений русской текущей беллетристики» В. Голосов, «Быть может, одна из самых трудных задач в литературе - уметь передать душевную боль человека. На этом срывали голос самые большие «певцы». И как просто, тихо и сокрушительно умел это делать А.П. Чехов - самый негромкий и самый слышимый художник в мире». Ю.Нагибин; «Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» М. Горький «Всюду - палата № 6. Это Россия» (Лесков). Портрет А.Чехова, кадры из фильма К.Шахназхарова «Палата №6». План урока 1. Вступительное слово учителя: «Мы с вами познакомились со знаменитой трилогией Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Вы уже знаете, чем они объединены. Итак, какова же идея этих рассказов? Чему они учат нас, читателей? Ответы учащихся. 2.Слово учителя о дружбе А.Чехова и М.Горького «Дружба с Горьким многое дала Чехову. Именно от него Чехов узнавал атмосферу эпохи, уровень политического и общественного напряжения. В переписке с Горьким Чехов охотнее, чем с кем бы то ни было, обсуждал события общественной жизни России, которые становились все более неотложными и острыми на рубеже столетий. Знакомство Чехова и Горького началось заочно, в переписке, которая продолжалась с конца 1898 года до смерти Чехова. Горький вполне определенно называет главную, на его взгляд, черту Чехова-художника. Горький видит за образами слабых героев, "чеховских людей", совсем отличный от них образ автора: "Вы могучий талант"; "Вы так мощно волнуете душу мою". Мощь, могучесть - вот главное, в глазах Горького, качество Чехова-писателя. Свое понимание Чехова Горький готов отстаивать в борьбе с теми, кто "недостаточно внимательно читает" рассказы Чехова, кто "мало понимает их сердце и его голос". Горький рассматривает Чехова не как литературное явление прошлого, а как высочайший образец для будущей литературы. Понимая, что подражать Чехову, достигшему высот реализма, невозможно, Горький видит перспективу и цель дальнейшего развития литературы в том, чтобы на новых путях, на новом жизненном материале добиваться художественных открытий, равных по значимости чеховским. Имя Горького скоро становится общепризнанным символом борьбы с российским самодержавием. Чехова очень интересовало в Горьком именно это активное общественное начало. Выступления Горького, репрессии, которые на него обрушивались, Чехов воспринимал как знамения времени, в тесной связи с ростом общественного движения, когда сама жизнь в России начинала идти "по Горькому". Несомненно усиление интереса Чехова в последние годы его жизни к вопросам обновления общественного строя России - достаточно вспомнить взволнованные монологи героев его последних пьес. За год до событий 4 марта 1901 года Горький очень точно определил злободневное общественное значение чеховских пьес и рассказов: они возбуждают "в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни" и делают тем самым "огромное дело". Письма Чехова к Горькому отражают его интерес к человеку и художнику нового поколения. Познакомившись с рассказами Горького, он сразу признал в нем "талант несомненный, и притом настоящий, большой талант"». 3. Поработаем над отрывком из письма Горького к Чехову « Жизнь приняла характер напряженный, жуткий. Кажется, что где-то около тебя, в сумраке событий, притаился огромный черный зверь и ждет, и соображает -- кого пожрать. Лучшие люди в эти дни, ибо бесстрашно идут, дабы победить или погибнуть. Погибнут или победят -- неважно, важна драка, ибо драка -- жизнь. А. М. Горький - Чехову , март 1901 г. Н. Новгород 4. Творчество А.П.Чехова в 90-е годы (сообщение ученика) В 90-е годы Чехов — зрелый художник с европейской известностью. Он печатает в это десятилетие такие шедевры, как «Палата № 6», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Студент», «Три года», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Случай из практики», «Мужики», «Новая дача», «По делам службы», «Дама с собачкой», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» и др. В 1890 Чехов предпринял поездку на о. Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893—94; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог — повесть «Палата № 6», 1892). В этих произведениях Чехов откликается на самые насущные и острые вопросы современности. В законченных художественных образах он дает глубокий анализ действительности. В некоторых из этих произведений жизнь показана так, что возбуждает ненависть к самодержавию, к деспотизму. Особенно отчетливо это проявилось в самом значительном произведении этого периода- повести «Палата № 6», опубликованной в ноябрьской книжке журнала «Русская мысль» за 1892 год. Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 80 — начала 90-х гг. В «Палате № 6» Чехов дал обобщенную картину деспотизма в России. И это понимали даже далекие от революционных идей современники Чехова. Н. С. Лесков, например, писал: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия». Известно, как высоко оценил это произведение В. Ленин: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6. В рассказе «Палата № 6» Чехов выступает врагом деспотизма и обличает равнодушие и пассивность, осуждает толстовскую теорию непротивления злу насилием. 5. Попробуем разобраться в композиции рассказа «Палата №6». Определите в рассказе экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. (Произведение построено традиционно, в нем присутствуют все основные элементы композиции. «Палата №6» начинается с экспозиции, читатель попадает в обстановку больницы, знакомится с обитателями палаты №6. Затем Чехов подробно описывает жизнь доктора Рагина, дает представление о его мировоззрении. Это и есть завязка рассказа, тот исходный материал, вокруг которого и развиваются последующие события: пресыщение Рагина работой, знакомство с Громовым. Кульминацией рассказа является «заключение» доктора в палате для душевнобольных, переосмысление Андреем Ефимовичем своей философии примирения. И завершается конфликт развязкой – смертью Рагина.) 6. Вопрос к учащимся: «Есть ли в этом рассказе тема любви? Почему она здесь отсутствует? (Здесь отсутствует любовная тема. Чехов намеренно отказывается от нее, чтобы не отвлекать внимание читателей от общественно – политической основы рассказа.) 7. Характеристика героев рассказа. (Материал можно оформить в виде таблицы)
8. Вопросы к классу. Связана ли с этим произведением предыдущая книга А.Чехова - «Остров Сахалин»? Как же должна вести себя интеллигенция в условиях приближающейся революции? Комментирование отрывка из очерка В. Альбова «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова»: «Порядочные (...) люди шли сюда по нужде и потом бросали службу при первой возможности или спивались, сходили с ума, убивали себя, или же мало-помалу обстановка затягивала их в свою грязь, подобно спруту-осьминогу, и они тоже начинали красть, жестоко сечь"» Какой символ неоднократно встречается в рассказе и помогает понять его идейную подоплёку? (Мотив тюрьмы проходит через всю повесть. В ней неоднократно упоминаются «окна с решетками». И эта деталь становится реалистическим символом. В предсмертные минуты доктор Рагин видит, как «лунный свет шел через решетки, а на полу лежала тень, похожая на сеть». Громов, да и сам Рагин, воспринимает больницу как тюрьму. Все окружающее кажется им тюрьмой. «Андрей Ефимыч отошел к окну и посмотрел в поле. Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна. Недалеко от больничного забора, в ста саженях, не больше, стоял высокий белый дом, обнесенный каменною стеной. Это была тюрьма. «Вот она, действительность!» - подумал Андрей Ефимыч, и ему стало страшно».) Попробуем объяснить, почему именно этот символ является ведущим в этом рассказе? Поспорьте или согласитесь с этим утверждением : «Это мягкие интеллигенты типа доктора Рагина помогают грубой самодержавной силе держать в гигантской тюрьме весь народ.» 9. Блиц-дискуссия 1 тезис. А.М. Скабичевский видел основную идею «Палаты № 6» в том, «что десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе потому, что наше невежество неспособно отличить их от здоровых... Вы положительно теряете сознание, кого в этой среде можно считать здоровыми, кого душевнобольными людьми, где кончается палата № 6 и начинается область якобы здравого смысла...».
2 тезис. Один из современников Чехова заметил, что в «Палате № 6» «главная коллизия произведения – философские споры Рагина и Громова: должен ли человек реагировать на боль, подлость, мерзость? Естественна ли борьба, протест? Удел человека - борьба или подчинение злу, смирение перед ним? ».
10. Подведение итогов, выводы Обобщающая работа над высказыванием Ю.Нагибина «Быть может, одна из самых трудных задач в литературе - уметь передать душевную боль человека. На этом срывали голос самые большие «певцы». И как просто, тихо и сокрушительно умел это делать А.П. Чехов - самый негромкий и самый слышимый художник в мире». Передает ли «душевную боль человека» Чехов в рассказе «Палата № 6»? Услышали ли вы эту боль? Как вы понимаете мысль писателя о том, что Чехов - «самый негромкий и самый слышимый художник в мире»? Обмен мнениями по поводу просмотра фильма Карена Шахназарова «Палата №6», выдвинутого Россией на премию «Оскар» (Собственную современную версию чеховского рассказа режиссер снимал в психоневрологическом интернате, и все роли второго плана исполняли его пациенты. А исполнитель главной роли Владимир Ильин получил за свою игру приз Московского кинофестиваля.) 11. Домашнее задание. Написать сочинение на тему « Равнодушие – это паралич души» (по рассказу А.П.Чехова «Палата №6») |
![]() | В каком году родился Чехов? Сегодня у нас праздник «Путешествие в мир Чехова». Он посвящен 150-летию со дня рождения А. П. Чехова | ![]() | Конспект урока по произведению А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» (в сокращении) Задачи Коррекционно-обучающая: обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом и словом писателя, обеспечить умение читать по ролям,... |
![]() | Россия, Наполеон и 1812 год «Год российской истории»: экспозиции, посвящённые 1150-летию российской государственности; к 200-летию Отечественной войны 1812 года... | ![]() | Заседание В. В. Амелин М. Джалиля, 120-летию со дня рождения М. Файзи и 125-летию со дня рождения Г. Тукая |
![]() | Доклад на конкурс «Столыпин личность перед судом истории». 14 апреля 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения «последнего реформатора Российской империи» Петра Аркадьевича Столыпина. Петра Аркадьевича Столыпина. Учитывая значимость государственной деятельности Петра Столыпина, Президент Медведев подписал Указ «О... | ![]() | Сценарий конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему" Мы рады приветствовать вас на конкурсе чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича... |
![]() | Of the xxi Century Конференция посвящена 90-летию со дня рождения академика А. Д. Сахарова и 25-летию со дня Чернобыльской катастрофы Сахаровские чтения 2011 года: экологические проблемы xxi века : материалы 11-й междунар. науч. | ![]() | Библиографический указатель Махачкала 2012 талисман страны гор (К 80-летию со дня рождения Ф. Алиевой) Талисман страны гор: (К 80-летию со дня рождения Фазу Алиевой, нар поэтессы Дагестана): Библиогр указ. / Сост.: П. М. Асадулаева,... |
![]() | Урок экономики и литературы на тему: «Деньги. Тема денег в творчестве А. П. Чехова» Цели: формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка... | ![]() | Уроки молодых учителей России был посвящен 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича и наполнен большим количеством мероприятий, посвященных этому гению... |