План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе?




Скачать 145.79 Kb.
НазваниеПлан отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе?
Дата конвертации22.12.2012
Размер145.79 Kb.
ТипОтчет
План отчета

I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения
а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе?

Какую выбрать схему тестирования?
Они могут быть разные, привести пару примеров, схема выбирается в зависимости от целей мониторинга в ОУ. 3 среза или более
Кто будет проводить тестирование? Нужна ли специальная подготовка этих людей?
Если регулярно, должен быть в школе ответственный, для проводящих достаточно инструктирования перед процедурой (?).
Кто будет проверять работы и анализировать результаты? Нужна ли специальная подготовка этих людей?
….
Нужна ли предварительная подготовка перед тестированием, в чем она заключается?
мотивирование учеников и учителей, разъяснительная и просветительская работа. Кто это будет делать?
Какие административные решения можно и нельзя принимать по результатам мониторинга?
нельзя (ТО, ЧТО ХОТИМ ОТДАТЬ СУРГУТЦАМ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ)
Какая работа с результатами и в каких формах предполагается после среза? Кто организует эту работу? Нужно ли специально готовить таких людей?
нужно специально готовить (предложить схему Сургута)
По поводу кооперации с другими школами для объединения ресурсов
школы должны объединять ресурс не только для качественного проведения тестирования, но и для педагогической работы.

II. Методические рекомендации для учителей и аналитиков по оценке индивидуального прогресса учащихся
1. Какие данные (что видим по результатам среза)

в общем: уровень и профиль, что они характеризуют
2. Какие возможны интерпретации этих данных
наиболее часто встречающиеся формы профиля и примеры интерпретации:

изгиб вниз, вверх, прямая
типы динамик (приращений) и их интерпретации (положительные приращения, отрицательные, перераспределение ресурсов)
уровни: актуальный и в стадии освоения (примеры)
что означает «нет уровня»
3. Какие выводы о возможных причинах полученных результатов можно сделать
1. В отношении отдельного ребенка (например, используется ресурс ребенка для подтягивания других детей, а его самого не продвигает)
на всех срезах 2 уровень, мало меняется количество задач
линейное приращение на 1 уровне, хотя уровень не показывает (динамика слабых)
классический перескок с 1 на 2 и на 3

2. В отношении класса (проявляется в системных эффектах – общем снижении количество задач на 2 и повышении на 1 уровне, сменился учитель и его требования, программа)
у всех 1 высокий, второй упал – требования учителя
все показали прогресс на 2 уровень, но нет 3 – учитель умеет, делится опытом про 2, повышает квал про 3

III. Методические рекомендации по работе с результатами оценки индивидуального прогресса учащихся

Рекомендации по работе с учителями
Учитель, который привык обсуждать с детьми правила, рассказывать новый материал, передавать знания ученику, а не выращивать их в деятельности, не сможет без особой подготовки адекватно использовать результаты оценки индивидуального прогресса учеников.

Ключевая проблема передачи технологии оценки индивидуального прогресса состоит в том, что пользоваться данным инструментарием, построенным на уровневой модели индивидуального прогресса в мышлении и понимании, невозможно, не понимая саму модель.

При этом глубина понимания модели может быть разной: от теоретических представлений до опыта разработки уровневых заданий и проведения уроков по формированию способов действий в учебном предмете.

Как правило, педагог ничего не знает об оценке индивидуального прогресса, а администрация приняла решение проводить диагностику индивидуального прогресса для улучшения качества образования в школе.

В этом случае необходимо провести совместное обучение администрации и учителей-предметников. Администрации важно понимать, что учитель в процессе обучения не должен получать негативную оценку своей работы.

Первый этап.

Знакомство с современными подходами к оцениванию образовательных результатов школьников: международные исследования PISA, PIRLS, TIMSS, формирующее оценивание и т.д.

Изучить открытые тестовые материалы, результаты российских школьников в международных исследованиях, познакомиться с анализом причин низких результатов российских школьников по PISA, определить преимущества и ограничения разных подходов к оцениванию для изменения ситуации в конкретной школе.

Второй этап.

Изучение уровневой модели индивидуального прогресса как основы для построения системы предметных заданий. Обсуждая уровневое строение предметного действия, необходимо приводить примеры, как действует ребенок, решая задачи на разных уровнях в разных предметных областях (русский язык и математика).

Пример действия ребенка

Третий этап.

Решение, редактирование и конструирование системы уровневых заданий.

Если педагогу рассказать об уровнях строения предметного действия и показать примеры заданий, не разбирая их решения, то можно столкнуться со следующими проблемами:

  • отторжение учителя от работы с результатами в связи с тем, что задачи кажутся очень трудными, «мудреными», поэтому «как ни объясняй детям, лучше не будет». Так будет думать педагог, который привык давать готовые знания или тот, кто боится, что сам не смог бы решить эти задания;

  • не имея опыта конструирования уровневых заданий, учитель начнет объяснять на уроках решение задач олимпиадного типа (задавать образец) и думать, что он готовит детей к выполнению заданий 2 и 3 уровней диагностики индивидуального прогресса.

Основная проблема учителей в том, что они видят успешное, либо ошибочное решение ученика, но не понимают, какое действие лежит за правильным или неправильным решением и какое развитие это действие должно получать. Например, учителя решают задачи для младших школьников «взрослым» способом и не понимают, как это может сделать ребенок.

Таким образом, основную работу надо организовать вокруг интерпретации детских решений с точки зрения детского действия и вариативности способов выполнения того или иного задания.

Особую проблему представляет случай, когда у самого учителя предметное действие не сформировано на достаточно высоком уровне. В этом случае учителя, выполняя задания, демонстрируют детские ошибки, не замечая их.

Пример работы с задачей третьего уровня на два математических отношения (целого и частей, разностного).
Задача: «Периметр одного прямоугольника меньше периметра другого прямоугольника на 20 см. У первого прямоугольника увеличили длину на 12 см. На сколько сантиметров стали отличаться периметры этих прямоугольников?»
Задание учителям:

  1. Решите задачу.

  2. Предложите средство, с помощью которого младший школьник смог бы решить эту задачу.

  3. Рефлексия.


Решение задач обыгрывается так, чтобы учителя не чувствовали дискомфорт. Поэтому для обсуждения предлагаются задачи для учеников начальной школы, которые могут решать все: учителя русского языка и математики (начальной и основной школы) и администрация школы.
1. Учителя решают эту задачу практически в уме, при этом некоторые из них получают неправильный ответ.

Учитель 1: Конечно на 8 см, потому что надо из 20 вычесть 12.

Учитель 2: Неправильно! У прямоугольника две длины!

Учитель 1: Давайте нарисуем прямоугольник (рисует, но останавливается, увидев, что 20 см показать негде).

Учитель 3: Надо посчитать 12 см два раза, потому что у прямоугольника две длины.

После этого диалога Учитель 1 видит ошибку в решении и получает правильный ответ.
2. Пытаясь выполнить второе задание, учителя начинают снова рисовать прямоугольники, т.е. представляют себе периметр натурально, связывают его с формой конкретной фигуры (не могут построить модель ситуации). Находится учитель, понимающий, что для детского восприятия нужна модель, которая «сама расскажет» ребенку о решении. Он предлагает «вытянуть» периметр прямоугольника в одну линию, т.е. отделить периметр прямоугольника от самого прямоугольника, показав его с помощью отрезка (эту операцию выполняют некоторые второклассники). Если такого учителя не находится, то ведущий семинара спрашивает:

- Что такое периметр фигуры?

Учителя:

- Это сумма длин сторон прямоугольника.

Ведущий:

- Можно сказать иначе: «это длина границы прямоугольника».

Этого оказывается достаточно, чтобы нашелся учитель, который предлагает необходимое средство.

3. На этом этапе учителя должны отнестись к ситуации решения как к ситуации, моделирующей происходящее в классе с детьми, четко выделить предметное действие, причины затруднений и получения неверного ответа.
Для того, чтобы проводить диагностику индивидуального прогресса и понимать ее результаты, достаточно разобрать несколько подобных ситуаций в разных предметных областях. Однако для изменения ситуации обучения необходима практика конструирования таких заданий, проектирования, проведения и анализа уроков, на которых создаются условия для индивидуального прогресса ученика.
Четвертый этап.

Обсуждается вопрос, как создать положительный эмоциональный настрой у своих учеников перед выполнением диагностической работы.
Пятый этап.

Предъявление результатов ученикам и родителям и организация работы в классе с учетом результатов диагностики.
Рекомендации для администрации
Необходимо организовать работу в коллективе учителей после получения результатов диагностики индивидуального прогресса.

В школе должен быть ответственный за организацию диагностики и обсуждение результатов. Удобнее после получения результатов распределять учителей по учебным предметам и по ступеням образования (учителя начальной школы, учителя подростковой школы).
Правила, которые нельзя нарушать при предъявлении результатов учителям:


  1. Каждый раз напоминать уровни строения предметного действия и показывать модельные задачи

  2. На общем совещании обсуждать только общие проблемы

  3. Не сравнивать результаты работы разных учителей между собой на общем совещании педагогов

  4. Проблемные ситуации обсуждать с педагогом в индивидуальной беседе

  5. На этапе запуска работы в школе совместно разрабатывать и обсуждать формы предъявления результатов детям и родителям.


Соблюдение таких правил поможет администрации найти союзников в лице педагогов, желающим улучшить ситуацию своего класса., увидевших необходимость в анализе учебных программ относительно вклада учебного предмета в развитие ученика, дефицитов программ (уровневые задачи, проверочных работы, показывающие индивидуальное движение ребенка, …), выделение основных понятий в своем учебном предмете, определение, в деятельностном ли подходе выстроен предмет.
Хорошей формой работы является ежегодный 2-3-дневный интенсивный семинар, во время которого могут быть решены следующие задачи:

  1. Выработать общий язык: что такое уровневые задачи, каковы основания для их выделения, что они позволяют увидеть, для чего они нужны учителям и ученикам

  2. Научиться интерпретировать результаты

  3. Составить план дальнейшей работы по улучшению педагогических и детских достижений

На семинаре учителя совместно с администрацией выполняют следующие задания:

- проводят анализ заданий учебников относительно строения заданий (какого уровня задания используются, если есть задания второго уровня, то насколько они выстроены логично относительно изучаемого понятия или умения, есть ли задания третьего уровня)

- решают задания, выстроенные в идеологии уровневого строения, определяют предметные умения, которые формируются заданиями, интерпретируют уровни строения способа действия

- редактируют предложенные задания, оформленные в идеологии уровневого строения

- пробуют составлять задания в идеологии уровневого строения по своему учебному предмету

- выделяют возможные детские ошибки при выполнении заданий

- разрабатывают сценарии уроков по предъявлению результатов детям

- разрабатывают сценарии родительских собраний по предъявлению детских результатов

- администрация составляет план дальнейшей совместной работы.

В период между интенсивными семинарами по обсуждению результатов и планированию дальнейшей работы необходимо найти организационные формы, внутри которых будет происходить разработка изменений в учебном процессе. К примеру, это может быть:

  • общешкольный проект: проектная группа оформляет проблему, идеи по ихменению учебного процесса, планирует результаты и способы их достижения. В состав проектной группы должны входить не только педагоги, но и обязательно члены административной группы

  • мастерская (семинар), где будет происходить разработка уровневых заданий

  • регулярный семинар, где обсуждается изменение образовательного пространства школы

  • серия аналитических семинаров внутри предметных объединений (зачем предметному объединению нужны уровневые задания, где и как их можно использовать, зачем такие задания нужны ученикам; какие дефициты есть в предметном объединении; с чего начать составление заданий; оценить ресурсы учебного предмета; что развивает учебный предмет у ученика)


Что делать, чтобы учитель понимал модель?

рекламно-просветительский этап

организация условий для пробы

рефлексивно-аналитический этап (выход на постановку пед задач)
какие индикаторы позволяют увидеть, что учитель начал работать с результатами диагностики? сам организует группы, вкл. в работу других групп, включает в рабочую программу, запрос на повышение квалификации с конкретными требованиями
(материалы семинаров, программа)

перечислить типы работы с учителями:

решаем задачи. делаем задачи, разбираем модельные ситуации на уроке (решают сами), потом с детьми и обсуждают, подтвердились ли предположения.

наблюдение за действиями учеников (это проблема – учитель не видит действия детей, особенно, когда они не приводят к верному результату)

работаем с материалами не в тестовой форме, а в той форме, в которой их можно перенести в урок.
Познакомить учителей с разными методиками оценивания (формирующее и др)




Работа с учениками по результатам диагностики индивидуального прогресса
Понимание результатов диагностики поможет учителю увидеть ресурсы ученика и возможности его движения в освоении учебного предмета. Задача учителя – помочь понять это и самому ученику.

Необходимо вовлечь учащегося в процесс оценивания, постановки учебных целей. Учебные цели индивидуальны для каждого ученика и должны обсуждаться на понятном ему языке. Необходимо выделить специальное время для обсуждения с учащимися результатов диагностики и соответствия их учебным целям. В работе учащегося учитель должен оценивать конкретные умения и способы действия. Важно фиксировать положительные достижения ребенка и давать рекомендации по улучшению результатов. Не следует сравнивать работу одного ученика с работой другого.

Чтобы ученик мог планировать свою работу, на уроке и дома он должен иметь возможность выбрать разные виды деятельности, разные задания и разные способы решения. Чтобы содержательно задать процесс оценивания, учитель должен обсуждать с учеником критерии оценивания, предоставлять ему возможность редактирования собственных работ.

Полезно завести тетрадь достижений, в которой ученики фиксируют свои результаты выполнения проверочных, контрольных, самостоятельных работ, оценивая конкретные умения содержательно (не в форме балльной оценки).
Если правильно организовано обучение, то учащиеся должны уметь отвечать на вопросы:


  • Чему ты хочешь научиться на уроках математики и русского языка?

  • Что ты уже точно умеешь делать (какие задания ты решаешь, какие способы используешь и т.д.)?

  • Что тебе еще надо научиться делать?

  • Как ты можешь улучшить свои результаты по математике и русскому языку?


Рекомендации по предъявлению результатов родителям
Необходимость разработки специальных форм предъявления результатов родителям школьников, принимающих участие в тестировании «Дельта», связано с обеспечением обратной связи участникам тестирования от организаторов и разработчиков теста.

Необходимо продуктивно и содержательно выстраивать диалог с родителями относительно образовательных результатов учащихся:

  • совместно с родителями выявлять уровень притязаний ребенка и формировать образовательный запрос;

  • совместно с родителями выстраивать индивидуальную образовательную траекторию ребенка.


Необходимо формировать у родителей позицию заказчика. Для этого они должны иметь представление о назначении диагностики индивидуального прогресса, понимать, что результатом такой диагностики является выявление динамики учебных достижений ребенка.

Глубина обсуждения результатов диагностики зависит от целевых предпочтений родителей: являются ли результаты диагностики основанием для принятия решения о дополнительных формах обучения, о коррекционных занятиях, об особой организации домашних занятий (выполнение домашнего задания) или диагностика необходима родителю для подтверждения одаренности ребенка.

По результатам диагностики родителям сообщается не только показанный ребенком уровень, но и информация о характере его продвижения. Результаты предъявляются в форме индивидуальных профилей и динамических профилей учащегося. Индивидуальный профиль позволяет увидеть, какой тип работы с учебным материалом является для ребенка ведущим в освоении русского языка и математики. Динамический профиль отражает изменение образовательных результатов ребенка (индивидуальную динамику ребенка в освоении предметного содержания на разных уровнях).

Кроме того, по результатам каждого среза родители получают информацию о рейтинге учащегося. Рейтинг дает возможность увидеть позицию учащегося относительно максимального результата класса.

Работа с родителями построена на двух базовых этапах:

  • реклама и просвещение;

  • презентация результатов.


Организация рекламно-просветительского этапа

Перед диагностикой учитель, администратор или ответственный за ее проведение организует специальную встречу с родителями. На этой встрече необходимо обсудить:

  • какую информацию о своих детях будут получать родители в ходе диагностики (как ребенок умеет работать с учебным материалом и как изменяется его способ работы в ходе обучения);

  • чем этот тип результатов отличается от обычных школьных отметок (сравнение ребенка с самим собой);

  • какое представление о прогрессе ученика положено в основу диагностики (трехуровневая модель);

  • что такое линейное приращение и уровневый прогресс при изучении русского языка и математике;

  • как устроены диагностические материалы, как будет организована процедура диагностики, когда родители получат результаты и смогут обсудить их с учителем;

  • в какой форме будут предъявляться результаты ребенку.


Презентация результатов

Для предъявления результатов необходимо приготовить раздаточный материал в виде индивидуальных листов, на которых представлены результаты учащегося в форме рейтинга, индивидуального и динамического профилей, а также уровень после каждого среза. Эти листы могут быть как в печатном, так и в электронном виде. Индивидуальные листы выдаются родителям и учащимся после каждого среза. Пример индивидуального листа после второго среза см. в приложении 1.

Результаты школьникам и родителям предъявляются индивидуально (на консультации).

Нельзя:

  • обсуждать результаты ребенка публично (в присутствии других детей или родителей);

  • сравнивать результаты ребенка с результатами других детей;

  • публиковать результаты (на стендах, во внутришкольной сети и т.д.).


Вопросы, которые часто задают родители

Вопросы родителей на консультации могут быть связаны с уточнением условных обозначений, интерпретацией данных, с обсуждением перспектив обучения и ресурсных возможностей ученика.

Примеры вопросов родителей:

  • Рейтинг: Что означает цвет полоски? Профиль: что значит 15% для 1 уровня?

  • Как изменится рейтинговое число, если будет решено больше задач 2 уровня?

  • Изменился процент количества задач от первого среза ко второму, которое стал решать школьник на втором уровне, но уменьшился процент задач на третьем. Что это означает?

  • Какие будут последствия, если не предпринять никаких специальных действий?

  • Как помочь ребенку улучшить результаты?

  • Какие ресурсы есть в школе, крае, России в образовании, чтобы поддержать/изменить уровень?

  • На что работает репетитор: на образец или на способ?

  • Как взаимодействовать с учителем-предметником?

  • Каковы причины изменений или стабильности от среза к срезу?


Обсуждение перспектив обучения и ресурсных возможностей ученика. Этот этап зависит от ситуации в классном коллективе и требует специального планирования. Задача учителя организовать обсуждение таким образом, чтобы родители, обращаясь к пониманию уровневой модели прогресса, предлагали варианты образовательных форм, позволяющих достичь желаемых результатов. Тем самым учитель помогает родителям сформировать образ желаемого результата образования/обучения ребёнка. Если родители готовы, то возможно обсуждение типовых ситуаций на собрании. В этом случае они могут сами предлагать варианты ответов на вопросы.

При таком способе предъявления результатов, как правило, появляется позитивный настрой родителей, многие родители направляют школьников в летние школы, привлекают к участию в факультативах, олимпиадах и т.п.
Приложение 1
Результаты диагностики индивидуального прогресса (1 и 2 срезы)

ученицы Амелиной Яны

Уровень учащегося:

1 срез – 1 уровень

2 срез – 3 уровень

Профили учащегося на 1 и 2 срезах

Рейтинг учащегося относительно класса

Похожие:

План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? icon1. Цель мониторинга Мониторинг слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как
Мониторинг процесса воспитания в школе Начнем, по­жалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно?...
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconИнструкции для учителя физической культуры по проведению двигательных тестов. Методика тестирования по определению уровня физической подготовленности учащихся
Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30, 60 или 100 метров. Выбирается одна из дистанций, которая при­нята в вашей школе для...
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconМетодические рекомендации ( для педагогов, воспитателей, родителей)
Сенкубаева О. Г., начальник отдела мониторинга и информационно-аналитической деятельности
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья настоящие методические
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconМетодические рекомендации по составлению отчета по производственной практике «практика по профилю специальности» для специальности 230105
Методические указания для студентов по проведению практических работ для специальности
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconРекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет р\п Ковернино
Методические рекомендации по размещению информации на официальном сайте образовательного учреждения
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconпрактическое применение матрицы компетенций для мониторинга соответствия компетенций
В статье рассматривается организационный аспект применения матрицы компетенций для организации постоянного мониторинга компетенций...
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconМетодические рекомендации по организации и проведению егэ в субъекте российской федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconСистемы IP мониторинга ip pdu панели   ■ Контроль объектов   ■ ip мониторинг   ■ Управление электропитанием Системы Мониторинга / Распределитель Электропитания Системы мониторинга sc2100
Резервирование питания: 12В, встроенный датчик напряжения питания, можно подключить 
План отчета I. Методические рекомендации для администрации по проведению мониторинга и оценки индивидуального прогресса учащихся образовательного учреждения а) какие условия нужно учесть при организации регулярного тестирования (мониторинга) в школе? iconОценочный доклад
Бляхарчук Т. А. д б н., с н с., лаб мониторинга лесных экосистем, Институт мониторинга 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница