Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.»




Скачать 161.99 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.»
Дата конвертации12.12.2013
Размер161.99 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа по психологии на тему:

«Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.»

Рекина Ксения Александровна, МОУ

Гимназия №3

г.Пролетарска

Ростовской области, 9-а класс.

Научный руководитель: Даниленко

Светлана Владимировна,

педагог-психолог высшей квалифи-

кационной категории

МОУ гимназии №3 г.Пролетарска

Ростовской области.

Адрес ОУ:347540; г.Пролетарск, пр.50 лет Октября, 33-а; т.8-863-74-9-61-96

Г.Пролетарск Ростовской области, ул.Первомайская, 102;т.8-863-74-9-94-22;

8-950-868-777-4

Г.Пролетарск

2008-2009 уч.год



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр.3-4
! ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН УХОДА ПОДРОСТКОВ В СУБКУЛЬТУРУ ЭМО:
1.1.Субкультура эмо. Стр.5-8
!! Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо. Стр. 8-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.9-10

ЛИТЕРАТУРА. Стр.11

ВВЕДЕНИЕ
Тема об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях –различных субкультурах - в наше время крайне актуальна, так как поведение многих подростков

не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Наука, искусство, литература, религия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. В рамках психологии (специальной психологической теории) в связи с актуальностью отклоняющегося поведения возникло особое направление – психология девиантного поведения, которая к концу ХХ столетия –начала ХХ1-го – переживает огромную популярность.

Все больше подростков во всех странах мира становятся неформалами. Я уверена, что каждый из нас встречал на улице людей, не похожих на других: кто-то весь в металле, у кого-то везде металлические шипы, у кого-то на голове ирокез, выкрашенные в розовый цвет челки и др. Это и есть неформалы - представители современных особых субкультур, на одной из которых я хотела бы остановиться подробнее.

Субкультура Эмо – это черный цвет волос, характерный макияж, эмо – значки, пирсинг; они играют самих себя, подчеркивая то, на что стараются обратить внимание, - эмоции. Необходимо знать о представителях данной субкультуры, понимать их и быть готовыми столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Итак, цель моей работы:

-выяснение и анализ причин ухода подростков в субкультуру Эмо.

Задачи:

-изучить основные литературно-публицистические источники и СМИ по проблеме субкультуры Эмо;

-исследовать причины ухода подростков в субкультуру Эмо через анкетирование старшеклассников.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, грубить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Мне обидно, что многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Говорят, что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу, как и я, потому что моя родная старшая сестра – представитель субкультуры ЭМО…

Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.
1.ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН УХОДА ПОДРОСТКОВ В СУБКУЛЬТУРУ ЭМО:

1.1. Субкультура Эмо.

Под субкультурой мы понимаем культуру различных социальных групп, которая существует в рамках официальной культуры. Традиционная субкультура не противоречит традиционным ценностям социума. Субкультуры, противоречащие традиционной культуре, называют инновационно-авангардными. В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности.
   Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
   Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
   В СССР молодёжные субкультуры в целом были малоразвиты. Причиной этого была цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов

Эмо (англ. еmo, сокращение от "эмоциональный") - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста. Отличительные особенности этого стиля - манера вокала, включающая в себя визг, плач, стоны, шепот. Субкультура поклонников эмо носит название "эмо-киды". В середине 2000-х годов "эмо" стало популярным культурным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образе жизни, находясь под влиянием инди-культуры.

Смысл в эмо - это прежде всего самовыражение, своеобразное откровение перед миром и выплеск эмоций, ярких, сочных и запоминающихся. Честность творчества всегда имела и имеет первостепенное значение, а фальшивку очень легко прочувствовать, не обязательно быть экспертом в роке, дабы понять: «Ага, вот здесь он спел так потому, что сейчас модно так петь» Искренность в выражении эмоций – это настоящее искусство. Красиво подать свои чувства нужно уметь, причем подать их так, что бы они наполнили каждого, как сосуд…Эмоция в чистом виде способна сильно повлиять на человека, полностью изменив его мироощущение и отношение к окружающему, в первую очередь к себе. Самая сильная эмоция - любовь. Значки эмо
 

Эмо
   Эмо (сокращение от «эмоциональный») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора.

История Эмо.
   После того как Minor Threat распался в конце 1983 г., полная жизни вашингтонская хардкор-панковая сцена, вспыхнувшая в 1981 г., кажется, стала терять запал и свежие идеи в рамках образовавшегося вашингтонского хардкорового звучания. Тоскливый, посмертный диск Minor Threat «Salad Days» вышел в 1984 г. и забил последний гвоздь в гроб вашингтонского хардкора. Группы по всей стране стали искать новые направления: DRI и Bad Brains начали играть легкий метал, 7Seconds ушел в U2 джангл-альтернатив, и т.д. Стиль Вашингтона стал изменяться в основном по направлению к мелодическому року с панковской чувственностью.
   1984 год обозначил выход альбома «Zen Arcade» группы Husker Du из Миннеаполиса, ставший свидетельством их нового сочного звука, сочетавшего мягкую, негативную вокальную подачу и средние гитары с замедленными роковыми темпами и более легким, хаотичным написанием песен.
   Весной 1984 из членов The Untouchables, Faith и Deadline сформировалась новая группа под названием Rites Of Spring. Эта группа сохранила панковскую скорость и бешенство, но подмешивает совершенно новую вокальную технику. Певец Guy Picciotto почти всё время удерживает неистовый панковый стиль пения, время от времени углубляясь в очень личную лирику, окрашенную эмоциями и духовными исканиями. В кульминационных моментах его голос превращается в горловой, сиплый, девчачий стон.

Первая волна (1985—1994).
   Лето 1985 стало известным как «Революционное лето», именно тогда в бассейне панковой музыки Вашингтона поднялась новая волна групп с разнообразным роковым звучанием, ориентированных на рок-темп, музыкальность и мелодичный вокал: Gray Matter, Soulside, Ignition, Marginal Man, Fire Party, Rain, Shudder to Think и др. Некоторые группы сохранили быстрое хардкоровое звучание, основанное на панке с новыми вокальными методами, заметным исключением можно считать Dag Nasty.

Айен Маккей — один из основоположников Эмо-движения.
   Вокалист Minor Threat, Айен Маккей (англ. Ian MacKaye), поет для группы Embrace (сравните название группы с более ранними DC группами Minor Threat, Void и State Of Alert), чья лирика была эмоциональная и самоаналитична, но всё еще ясна и недвусмысленна. В музыкальном плане, группа (сформированная в основном из бывших членов Faith) пишет несколько шумную музыку в среднем темпе, с большим числом гитарных поп-приемов. Вокал Маккея сохраняет свою фирменное солидное произнесение, с единичными проблесками эмоциональной передачи.Так же Айен Маккей основатель sXe движения , которое стало популярно среди эмокорщиков и хардкорщиков.
   Звучание этих групп со временем стало известно как «классическое вашингтонское звучание» Часть этого звучания была иронично названа «Эмо», как сокращение от «эмоциональный». Один из источников утверждает что этот термин впервые появился в флипсайдовском интервью с Айеном Маккеем. Вскоре после этого вашингтонские группы получили ярлык «Эмокор».
   Чуть позже (в 1986 г.) некоторые группы стали фокусироваться на элементе «Эмо» как таковом. Видимо, первыми после Rites of Spring это сделали The Hated в Аннаполисе (рядом с Вашингтоном). Вскоре после этого в том же городе появляются Moss Icon, которые разбирают Эмо-элемент до самого ядра и добавляют немалую долю изощренной, арпеджированной гитарной мелодии (Tonie Joy, позднее в Born Against, Lava, Universal Order of Armageddon и др.) с сильным ацентом на громких и мягких переходах. Вокал также покоряет новую землю, взлетая до настоящего крика на пределе легких в кульминациях песен.
   К началу 90-х этот стиль приобрёл достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру, появлялись новые подвиды этого стиля.
- «Хардкор Сан-Диего» (впервые проявился в Сан-Диего, в 1992 г.) — смесь классического хардкора и Эмо;
- «Скримо» (от англ. Scream — крик) — утяжелённый вариант Эмо, с большей долей криков и жёсткости в музыке;
- «Френч Эмокор» (англ. French emocore — «французский Эмокор») — смягчённый, много более мелодичный вариант «скримо».
   Все эти стили, за исключением «Хардкора Сан-Диего» существуют и активно развиваются до сих пор.

Вторая волна (1994—2000).
   В 1994 году благодаря выходу дебютного диска группы Sunny Day Real Estate «Diary» Эмо стал известен широкому кругу слушателей. В то же время он претерпел значительные изменения в плане музыки — стал более слушабельным, сказались влияния других стилей, таких как гранж и инди-рок. Появлялось множество групп схожих с Sunny Day Real Estate по стилю — Mineral, Christie Front Drive, Braid, Boys Life и т. д. Таким образом, благодаря этим группам Эмо попал в ротацию на радио- и телепрограммы.

Третья волна (2000—по наши дни).
   На данный момент Эмо прочно укрепилось в молодёжной культуре, появляется всё больше коммерчески успешных проектов, таких как The Used, Funeral For A Friend, и пр., но по звучанию они уже далеки от изначальных Эмо-коллективов. Эмо-стиль распространился не только на музыку, но и на одежду.

Зачем весь этот подростковый маскарад?А вот нужен, утверждают психологи. Причем чтобы сформировать в человеке такую важную вещь, как жизненные принципы.

А для этого нужна подготовительная стадия, во время которой человек учится разделять принципы своего социума, своей субкультуры. Подростки играют в "серьезные игры". Создавая для них свои собственные правила, они привыкают к правилам вообще: привыкают их принимать, исполнять, их придерживаться. Молодой человек учится быть субъектом морали. Это как пробный полигон, пробное пространство, где тренируется навык иметь какое-то мировоззрение. При этом в субкультурах есть вещи, которые вызывающи и оппозиционны по отношению к общепринятой морали. Но ребенок должен ощутить себя их творцом. Хорошие педагоги убеждены: потребность в негативизме и оппозиционности должна быть удовлетворена.

И все же какими бы взрослыми эти игры не были, это все же игры, а детям свойственно заигрываться, забредая иногда в очень опасную сторону. Чем могут помочь взрослые? Добьются ли чего-то хорошего, грубо критикуя или запрещая?

Детей надо воспитывать не только в масштабе семьи, но и в государственном масштабе. Тем, которые тусуются по подворотням, нужно внимание. Как своим собственным. Они в общем-то прислушаются до определенного момента. Если нормально объяснять, то долго прислушиваются. Если общество видит опасность в каких-то проявлениях, то действовать нужно уж точно не циркулярами и проработками.

Иногда взрослые сами вникают в смысл субкультуры, одухотворяют эту тусовку: устраивают музыкальные группы, проводят фестивали, выставки молодежного творчества. Оно, это творчество, бывает довольно страшненькое, как раз черно-белое, с рогами и копытами. Но когда взрослые могут про это общаться с молодыми, можно и влиять, не запрещая, а переосмысляя, усложняя, добавляя тонов, культурных контекстов. И помогают пережить этот возрастной период. К сожалению, взрослых, которые живут с этими детьми общей жизнью и в состоянии любую субкультуру соотнести с общечеловеческой культурой, дефицит.

- Мотивы смерти, черного цвета, болезни, добровольного ухода из жизни всплывают на рубеже веков и даже десятилетий. Вспомните рубеж XIX-XX веков и Бодлера во Франции с его знаменитыми "Цветами зла" или прерафаэлитов в Англии с их эстетизацией смерти, апологией перехода от жизни к смерти, любви к тому, что там, за пределами земного существования. У раннего Маяковского не без влияния Ницше стихи полны образов смерти, суицидальных в том числе мыслей, полны отчаяния молодого человека в огромном городе-, говорит Елена Николаева, искусствовед («Российская газета №4621 от 26.03.2008 г).

На мой взгляд, эмо бояться не надо! Что плохого в том, что они носят узкие джинсы, красят глаза и ногти, предпочитают черный и розовый и не стесняются демонстрировать свои эмоции?!
Эмо считают все рассказы про свою гомосексуальность и склонность к самоубийствам полной ерундой. Да, есть глупые девчонки, которые начинают резать вены, потому что в глянцевых журналах написано: все эмо режут руки, но это абсолютно не так, эмо не такие, и живой пример – моя сестра, которая занимается дзюдо, является старостой 11 класса и ярким представителем эмо!
!!Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.
Я провела анкетирование среди двенадцати человек группы эмо. Вопросы были следующие:

1.Кто такие эмо?

2.Почему люди уходят в эмо?

3.Как ты относишься к неформалам?

4.Сколько времени ты проводишь за компьютером?
Ответы были разные но самое главное, что меня удивило,-это то, что они говорили об эмо от третьего лица, как будто бы они сами не относятся к данной субкультуре. На первый вопрос были такие ответы:

-Эмо – это такие эмоциональные люди, которые стремятся пережить чистые и яркие эмоции различного характера.Эмо не рождаются, эмо становятся. Все они пытаются самовыразиться, противостоять несправедливости взрослого мира.Они постоянно демонстрируют свои чувства.Порой это ужасно бесит, уних вся душа нараспашку. И никогда не знаешь, что твой эмр выкинет на этот раз. Стиль эмо – черно-розовый, дуристика, он превратился в какую-то молнию. А эти челки…Вечные слезы…Но они не боятся быть собой, не боятся так тупо одеваться. Вот так-то…

-На мой взгляд, эмо-это обычные люди, которые выражают свои чувства с помощью эмоций. У них всегда милое детское лицо. Они прикольно одеваются: в черно-розовые или черно-белые цвета. Я слышала, что эмо-это люди, которые не хотят взрослеть. А их челка, закрывающая пол-лица, обозначает их душу, которую они скрывают от окружающих. Мне нравятся и другие неформальные группировки, но больше всего мне нравится эмо. Если честно, то я сама хочу быть эмо, но боюсь того, что многие их не любят, и могут быть плохие последствия. Но если у меня появится хорошая подруга, которая будет эмо, то я стану обязательно одной из них.

-Сопливая, ничтожная личность.

-Обыкновенный человек.

-Эмо – это человек, к которому должен быть свой подход. Он не такой, как все. У него два состояния: он либо ржет, либо плачет. А еще они какие-то противные. Их внешний вид ужасает, а порой отталкивает. Хотя некоторым нравится. А порой это черно-розовое сочетание действительно прикольно…

На второй вопрос «Почему люди уходят в эмо?» были следующие ответы:

-Не знаю, наверное, им просто «по кайфу» похитоваться с людьми с такими же идиотскими взглядами на жизнь.

-Для того, чтобы выделиться.

-Проблемы с родителями, проблемы в отношениях с людьми.

-Я думаю, что на них до этого никто не обращал внимания, и они решили привлечь его к себе таким образом.

-Эмо отличаются своим нестандартным мышлением. В однообразной серой толпе они чувствуют себя инопланетянами. Я думаю, что им надо выговориться, и для этого они объединяются.

-Во-первых, это общие интересы к музыке. Эмокор –это не те смазливые песенки, которые поют Tokio Hotel , а жесткие песни, в которых музыканты выставляют свои чувства напоказ и не боятся, что их засмеют.

На следующий вопрос об отношении к неформалам, отвечали так:

-Мне кажется, что все субкультуры, - это хорошо. Они должны помогать друг другу, ведь все субкультуры считаются изгоями нашего общества.

-Нормально ко всем.

-Самые нормальные неформские движения – это панки и металлисты.Моя душа больше лежит к панкам, хотя я сама тупо обычный нефор!

-Хорошо.

О времени, проведенном за компьютером:

-Много.

-По обстоятельствам.

-Как есть время.

-Очень много, почти все время, когда я дома.

-Много.

-Постоянно практически.

-Практически все свободное.

-По мере возможности, но на самом деле…

-Один час тридцать минут.

-Нет « компа.»

-Очень много.

-Все свободное время.
Итак, причины ухода подростков в субкультуру эмо:

-проблемы в общении с родителями и окружающими;

-общие интересы к музыке;

-открытое выражение эмоций, так как дефицит их явно прослеживается вследствие большого количества времени, проведенного за компьютером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, согласно русскому толковому словарю, неформал – член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. Неформальные группировки имеют отклоняющееся поведение, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. На основании данной работы можно сделать выводы: в большинстве своем подростки имеют довольно ограниченные познания в области неформальных течений, так как некоторые говорили резко негативно о представителях эмо.

Считаю, что задачи, поставленные передо мной, в ходе работы выполнены: изучены основные литературно-публицистические источники и СМИ по проблемам субкультуры Эмо; исследованы причины ухода подростков в субкультуру эмо через анкетирование. 80% исследуемых подтверждают, что причиной ухода подростков в эмо является непонимание со стороны как родителей, так и окружающих, открытое выражение эмоций, так как дефицит их явно прослеживается вследствие большого количества времени, проведенного за компьютером, и только 20% подростков причиной заявляют общие интересы к музыке.

Цель работы достигнута. Гипотеза моя: члены субкультуры эмо – потенциальные суицидники, фанаты своей субкультуры – не подтвердилась; они собираются просто для того, чтобы пообщаться с теми, кто их понимает! И некоторые даже с пренебрежением отзываются об эмо!

Беседы с родственниками и мои наблюдения показали, что большинство представителей эмо излишне раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы, что еще раз свидетельствует о психологическом аспекте негативного влияния компьютера, отсюда и все неформальные объединения, характерные для маленьких городов ( с необязательным выполнением всех условий , характерных для какой-либо группировки).

Считаю, что результаты анкетирования говорят о необходимости информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры, что, на мой взгляд, будет способствовать развитию толерантности у молодежи по отношению к отличающимся от них людям.

Таким образом, данная работа может быть использована как просветительский материал для классных родительских собраний.

ЛИТЕРАТУРА
1.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.-М., 2000.

2.Волков Б.С. Психология ранней юности. –М., 2001.

3.Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. –М., 1990.

4.Кон И.С. Молодежь. БСЭ. -3-е издание.

5.Шмелев А.Г. Мир непоправимых ошибок./Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры.-1988.№3.

6.Газета «Школьный психолог» -№3, 2003.

7.Point.ru

8.»Российская газета» -федеральный выпуск №4621 от 26.03.2008 г.

Похожие:

Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconИсследовательская работа на городскую научно-практическую конференцию «Предпринимательская деятельность подростков»
Возможности и реальности экономической деятельности современных подростков(исследование)
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «мифопоэтическая символика животных в «записках охотника»
Уважаемые председатель секции, секретарь и участники конференции, вашему вниманию предлагается научно-исследовательская работа на...
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconПетрозаводский государственный университет научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ,...
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Уровень владения английским языком в работе с информационными системами»
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа по русскому языку на тему «Исследование текстов современных песен и изучение их воздействия на человека»
В клубах и на дискотеках мы двигаемся под «Все танцуют босиком на песке!», повторяем запомнившиеся слова. Но задумываемся ли мы над...
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа на тему: Фикх мусульманских меньшинств
Статус меньшинства и проблема интеграции мусульманских общин в немусульманское общество
Научно-исследовательская работа по психологии на тему: «Исследование причин ухода подростков в субкультуру эмо.» iconНаучно-исследовательская работа по биологии «Наши любимцы кошки»
В связи с этим я и решила провести свое исследование, обозначив цель – выяснить, как и для чего появились кошки в жизни человека
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница