Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2




НазваниеКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2
страница1/8
Дата конвертации06.12.2013
Размер1.33 Mb.
ТипКонспект лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8



Большаков Б.Е., Шадров К.Н.
Стратегия–2020:

повестка дня для молодежных организаций России

Конспект лекций

МГГУ им. М.А. Шолохова

Москва 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1

Зачем нужна стратегия развития страны
Тема 2
Образ будущего: Россия – самая привлекательная страна
Тема 3
Проблемное поле инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020
Тема 4

Перспективные направления инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020: общая характеристика
Тема 5
Развитие человеческого капитала как ключевой фактор Стратегии–2020
Тема 6
Инновационное технологическое развитие как направление Стратегии–2020
Тема 7

Развитие финансовой системы России
Тема 8
Развитие инфраструктуры как ключевое направление развития

ТЕМА 1

Зачем нужна стратегия развития страны
— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Рождение Стратегии–2020

В нашей стране, впервые после долгого перерыва, разработан долгосрочный комплексный стратегический план развития России. Сначала его называли «Планом Путина», потому что совокупность мер по обеспечению стабильности, осуществлённых в последние годы, была названа В.В.Путиным планом в его Послании Федеральному Собранию 2007 года.

Затем прошёл почти целый год, и в течение этого времени велась активная общественная дискуссия о конкретном содержании стратегии. Считается, что основные приоритеты и направления «Плана Путина» были закреплены Президентом в ходе выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (8 февраля 2008 года). А в рамках речи на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» (15 февраля 2008 года) Д.А. Медведев сосредоточился на детализации конкретных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.




Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Из Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации


Наконец, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, по итогам состоявшегося ещё 21 июля 2006 года заседания Государственного совета Российской Федерации была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Совокупность целей, направлений, приоритетов и этапов устойчивого инновационного развития страны, выраженные в этой Концепции, а также в ключевых выступлениях руководителей государства, составляют Стратегию–2020. Содержание этого стратегического плана лежит в основе данного курса.
Почему появилась Стратегия–2020

Почти 20 лет страна жила без всесторонних и детально проработанных планов развития. И поэтому может сразу возникнуть вопрос: «А зачем нам нужна Стратегия–2020?»

По ощущениям каждого человека ответ на такой вопрос «само собой разумеется». Но мы не можем удовлетвориться смутными и, возможно, противоречивыми догадками. Нам необходимо договориться, какое обоснование мы подкладываем под Стратегию–2020, чтобы действовать согласованно, а, значит, максимально эффективно.

Стратегия является планом управления на долгий период времени, с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленной цели. Получается, что наличие стратегического плана есть принципиальное превосходство над ситуацией управления без него.

Представьте себе, что некий путник неожиданно для себя заблудился, оказался в незнакомой местности. Он начнёт искать свой путь. Поначалу действия человека будут робкими и неуверенными, порой очень ошибочными. Он будет определяться с местонахождением. Но постепенно он поймёт, куда попал, и куда ему нужно идти. И уверенными шагами пойдёт по своему пути.

Так и для нашей страны, последние годы были чем-то вроде поиска своей дороги. Потому появилась Стратегия–2020, что в России начался переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития. Другими словами, мы можем отметить качественно новое состояние управленческой культуры и общественного сознания в целом. И благодаря стратегии мы сможем ответить на вызовы современности.
Вызовы современности

Страна за последние годы решила задачу стабилизации социально-экономического состояния, отладки рыночных принципов в функционировании экономики, восстановила производство. Благодаря этому, с одной стороны, мы получили возможность ставить амбициозные стратегические задачи на основе имеющегося и перспективного потенциала. Но, с другой стороны, мы столкнулись с необходимостью решить как некоторые остающиеся острые проблемы, так и преодолеть новые вызовы.

Мы должны осознать, каков для нашей страны характер долговременных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики и ее способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых рынков.

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности, при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала. Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий.

В то же время, угроза отставания в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает беспрецедентное развитие человеческого капитала.

Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Стратегия–2020 призвана дать адекватный ответ на вызовы современности. При этом она должна обеспечить сочетание и взаимодополнение мероприятий по решению задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.
Экономическое развитие

Во-первых, наш новый стратегический план выступает как фактор, объединяющий усилия правительства, бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель развития. Характер инфраструктурных преобразований явно обусловливает рост качества жизни граждан, состояние кредитно-финансовой системы критически важно для обеспечения вложений в инновационно-технологические проекты, внимание правительства к повышению качества человеческого капитала прямо приводит к развитию инновационного поведения граждан. За счёт объединения усилий и согласования затрат достигается повышенная эффективность в реализации целей Стратегии–2020.

Во-вторых, Стратегия–2020 даёт бизнесу, в том числе иностранному, опираясь на предсказуемость развития России, выстраивать свои долгосрочные планы, находить своё, наиболее выгодное, место в деле устойчивого инновационного развития страны.

В-третьих, Стратегия–2020 позволяет гражданам быть уверенными в росте своего благосостояния, росте благосостояния своих детей. Это усиливает мотивацию людей к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации.
Политическое развитие

Во-первых, заданы основные ценности и приоритеты управления страной: ничего во вред России и всё – для роста благосостояния граждан.

Во-вторых, за счёт определённости перспектив движения страны, принятия общих приоритетов и согласованности интересов усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни.

В-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей.

Наконец, в-четвёртых, наличие Стратегии–2020 как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества.
Укрепление роли страны на мировой арене

Во-первых, Стратегия–2020 предполагает определение секторов национальной конкурентоспособности, в которых страна может занять лидирующие позиции в мире, и, благодаря этому, быть не просто участником мировой торговли, а входить в процессы глобальной кооперации и интеграции.

Во-вторых, предсказуемость направлений и целей развития России для зарубежных партнёров, руководителей других стран – прочное основание для доверия к политике российского руководства, возможность выстраивания долгосрочных, надёжных, отношений с Россией,

В-третьих, достижение целей Стратегии–2020 будет являться демонстрацией и укреплением российской глобальной политики, повысит авторитет страны на мировой арене за счёт привлекательности образа России в мире.
Чем Стратегия–2020 отличается от советских планов

Может возникнуть предположение, что создание стратегического плана, каковым является Стратегия–2020, – это возврат к советской плановой системе. Однако это не так по нескольким причинам.

1. Советские планы пытались всё зарегулировать, но это технически невозможно и, к тому же, лишает управленцев возможности гибко реагировать на вновь возникающие вызовы. Советские планы могли быть легко нарушены, если бы вдруг один из параметров вдруг резко изменялся. Так, например, когда в 1986 году упали цены на нефть, страна оказалась перед лицом голода и нехватки товаров массового спроса. Из-за такой жёсткой взаимоувязанности параметров, обычный советский план обладал низким запасом устойчивости. Недаром Советский Союз называли «колоссом на глиняных ногах». Стратегия–2020 призвана быть адекватной реальности, и контролирует только ключевые параметры.

В основу новой идеологии стратегического планирования положен принцип тактической гибкости, означающий возможность быстрого внесения изменений в случае измерения отдельных приоритетов или условий реализации Стратегии–2020.

2. Советские планы сковывали инициативу граждан, их творческую самореализацию. Советская культура управления, особенно в поздний период, содержала в себе недостаточно мотивации для повышения квалификации, творческого саморазвития людей. Стратегия–2020 опирается на частную инициативу, предполагает ключевую роль в развитии страны инициативности, творчества, предпринимательского духа масс, а также создание благоприятных условий для полной самореализации личности.

3. Советские планы были несовместимы с рыночным механизмом ввиду жёсткой заданности параметров. В то же время план – это целевое состояние объекта, а рынок – один из возможных механизмов достижения макроэкономических целей. Цель и средство противопоставлять друг другу абсурдно. Их необходимо грамотно сочетать. На совмещении рыночных механизмов и государственного регулирования строится Стратегия–2020.

4. Советские планы возникали и принимались недемократическим образом, т.к. заведомо претендовали на всеохватную регламентацию жизни советского общества.

Стратегия–2020 является результатом длительной общественной дискуссии о целях, средствах и приоритетах развития России. Другими словами, мы наблюдали процесс выработки и принятия решения такой, каким он должен происходить в условиях демократии. Эта стратегия складывалась в течение последних нескольких лет, и, наконец, была зафиксирована как документ к концу 2008 года.
Основные идеи и выводы

Итак, наличие стратегии устойчивого инновационного развития позволяет стране уверенно прокладывать путь своего развития в условиях вызовов современности. Стратегия–2020 определяет пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Новый стратегический план является стержнем, вокруг которого строится вся внутренняя и внешняя политика страны на много лет вперёд. Эта политика характеризуется следующим.

Стратегия–2020 является результатом многолетнего накопления опыта управления развитием России и отражает переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития.

Стратегия–2020 призвана дать адекватный ответ на долговременные системные вызовы: усиление глобальной конкуренции, новую волну технологических изменений, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, исчерпание источников экспортно-сырьевого развития.

Стратегия–2020 сочетает и взаимосвязывает решение задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.

Стратегия–2020 отличается от советских планов гибкостью, опорой на инициативу граждан, сочетанием государственного регулирования с рыночными принципами, а также демократичностью условий выработки и принятия решений.

На период до 2020 года в основе управления развитием России будут лежать положения Стратегии–2020.

Тема 2
Образ будущего: Россия – самая привлекательная страна

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Слова из одной известной песни
Представьте себе, что в один прекрасный день, допустим, под Новый год, Президент Российской Федерации объявит: «Позвольте поздравить всех нас! В этом году население страны выросло на миллион человек. Средняя продолжительность жизни составила 75 лет. Доходы людей достигли уровня ведущих мировых держав. А уровень преступности, загрязнения среды и техногенных аварий – самый низкий в мире!»

Фантастика? Отнюдь. Стратегия–2020 предусматривает, что именно такой будет страна в 2020-м году. Назовём её Россия–2020.



Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. И, уверен, мы сможем сделать это, не жертвуя настоящим ради так называемого светлого будущего, а напротив, день за днём улучшая благополучие людей.
В.В.Путин, Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 08.02.2008 г.


Образ настоящего

В середине текущего десятилетия в России завершена фаза стабилизации социально-экономического положения страны и заложена база для перехода к политике устойчивого инновационного развития.

Создана и функционирует система законов и соответствующих институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Частная инициатива, свобода предпринимательства стали актуальной экономической реальностью. Идёт процесс последовательной настройки функционирования этих социальных и экономических институтов под задачи развития.

В России сформировался мощный слой развивающихся компаний, которые осуществляют самостоятельные вложения, исходя из рыночных принципов успеха, эффективно конкурирующих как внутри страны, так и за её пределами. Многие граждане заняли активную экономическую позицию, находят применение своим предпринимательским талантам.

Россия, имея все возможности для этого, приступила к обеспечению глобальной конкурентоспособности страны. При этом уже достигнута высокая степень открытости. Так, например, объём внешней торговли составил в 2007 году 45% от ВВП. Особенно важно то, что российская экономика имеет колоссальный запас прочности по сравнению с другими странами, переживающими глобальный финансовый кризис.

Существенно снижается острота общественного противостояния, сложившаяся в 1990-е годы. Усиливаются институты гражданского общества. Укрепляется новая система государственного управления, имеющая в своей основе чёткое разделение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Растёт качество государственного и муниципального управления за счёт новых технологий, современных методов управления, а также за счёт усиления мотивации служащих.

Проведённые в последние годы преобразования позволяют уверенно говорить о снижении административного регулирования малого бизнеса, начале крупных инфраструктурных преобразований, особенно в энергетике и связи. А опыт осуществления национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволяет говорить как о заметной модернизации этих сфер, так и об управленческом потенциале, накопленном в ходе этой работы.
В цифрах достижения последних лет выглядят следующим образом:

  • темпы экономического роста около 7% в год;

  • объём ВВП по итогам 2007-го года составил 110% от уровня 1991-го года;

  • ВВП по паритету покупательной способности в 2007-м году превысил 2 трлн. долл. США, что вывело Россию на 6-е место в мире по данному показателю;

  • к концу 2009 года объём ВВП в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоение за 10 лет).


Итак, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы. По динамике развития и по масштабам экономики Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.
Образ России–2020

Как определено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», стратегической целью является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)».

Достижение этой цели означает качественно новый образ России-2020:

  1. Высокие стандарты благосостояния человека.

  2. Социальное благополучие и согласие.

  3. Экономика лидерства и инноваций.

  4. Сбалансированное пространственное развитие.

  5. Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне.

  6. Институты экономической свободы и справедливости.

  7. Безопасность граждан и общества.


Высокие стандарты благосостояния человека

К 2020-му году благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран. Стратегия–2020 содержит, в связи с этим, конкретные стандарты благосостояния:

  • Уровень жизни, то есть ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности, в ценах 2007 года – увеличится с 13,9 тыс. долл. США в 2007 году в 2007 году (42% от среднего уровня наиболее развитых стран мира) до более чем 30 тыс.долл. США в 2020 году (70%) (к 2030 году – около 50 тыс.долл. США).

Рост уровня жизни должен происходить опережающими темпами по сравнению с передовыми странами.

  • Средняя ожидаемая продолжительность жизни – вырастет с 66,5 года в 2007 году до 72-х лет (к 2025 году – 75 лет).

Это будет сделано путём создания условий, когда люди имеют возможность и желание поддерживать своё здоровье самостоятельно за счёт профилактики, физкультуры и спорта. Успеху гражданина, а, значит, общества, сопутствует только здоровый образ жизни.

  • Число граждан, имеющих высшее или среднее профессиональное образование – будет доведено до 60-70% от общей численности населения по сравнению с 50% в 2007 году.

Критически важный показатель для решения других задач развития. Будет создана лучшая в мире и доступная система непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни с использованием лучших технологий и привлечением лучших кадров.

  • Средний уровень обеспеченности жильём увеличится с 21,1 кв.м. на человека в 2006 году до уровня около 28-35 кв.м. на человека.

Но не только вырастет уровень обеспеченности жильём, также изменится его качество: резко повысится энергоэффективность новых домов, будут использоваться современные безопасные материалы. Более того, будет создана целая новая отрасль массового промышленного производства индивидуальных домов со стоимостью ниже городской квартиры и возможностью приобрести такой дом вместе с земельным участком.

  • Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году.

Качество жизни прямо зависит от чистоты природы. Стратегия–2020 предполагает, что мы не будем повторять ошибок других модернизирующихся стран, положивших на алтарь уровня жизни свою природу и вынужденных в последствии с бороться с загрязнениями.
Социальное благополучие и согласие

В нашей стране будет достигнут высокий уровень доверия людей к действиям государства и бизнеса. Частная собственность будет обоснованно восприниматься как заработанная честным трудом.

Стратегия–2020 содержит в себе такую задачу, как сокращение социальное неравенство с пятнадцатикратного разрыва до более умеренного. Это произойдёт путём обеспечения равных возможностей для профессиональной и творческой самореализации кадрового потенциала общества, путём целенаправленной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, а также путём проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов.

Доля среднего класса составит 0,6 или даже 0,7 от общей численности населения. Изменится и качественный состав среднего класса в связи с инновационной ориентацией Стратегии–2020. Значительную его часть образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
Экономика лидерства и инноваций

Россия уже сегодня претендует на статус «энергетической сверхдержавы», выходит на позицию мирового лидера в высокотехнологичном энергетическом секторе. Но упор в Стратегии–2020 сделан на создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий.



Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни – лучшей в поощрении таланта и успеха.
В.В.Путин, Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 08.02.2008 г.


Взращивание в обществе культуры инновационного поведения в самом широком смысле позволит появиться множеству инновационных предприятий во всех отраслях экономики. А в пяти-семи секторах национальной конкурентоспособности к 2020 году доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг достигнет 5-10 %.

В целом мы должны построить экономику стимулов к инновациям, а не экономику директив, даже не смотря на масштабы государственного участия в развитии. Это означает необходимость опоры на частную инициативу, на мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств.
Сбалансированное пространственное развитие

Требование устойчивого инновационного развития обусловливает создание новых центров роста. Они будут базироваться в районах освоения сырьевых ресурсов или на основе географической концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России.

Одна из задач пространственного размещения производительных сил – снизить степень различий в развитии регионов. Также будет создана разветвленная транспортная сеть для существенно большей межрегиональной интеграции, а также пространственной свободы населения.
Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Россия продолжит играть ведущую роль в процессах управления интеграцией евразийского пространства. Развитая энергетическая инфраструктура, разветвлённая сеть качественных автомобильных и железных дорог, а также мощные телекоммуникации сделают Россию одним из нескольких центров координации социально-экономического развития мира.

В условиях постоянной нестабильности традиционной финансовой системы мира, Россия будет опираться на свою собственную кредитно-финансовую систему, обеспечивающую стабильность и бескризисное развитие. Эта система будет максимально комфортна для инвестиций в высокотехнологичные отрасли, не даст обесцениться сбережениям, сделает вложения в российскую экономику более выгодными, чем в другие страны. А рубль завоюет статус региональной резервной валюты даже раньше 2020 года.

Отдельное место в вопросе роста конкурентоспособности национальной экономики занимает создание Международного финансового центра.
Институты экономической свободы и справедливости

При всей радикальности осуществляемых преобразований, неизменной останется гарантированность соблюдения конституционных прав граждан, включая институты демократии, эффективные механизмы правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности. В основе политической жизни останется принцип «ничего во вред России».

Демократичность преобразований выражается, в частности, в опоре Стратегии–2020 на свободу предпринимательства, рост эффективности государственного управления и защиту социальной справедливости.

К 2020-му году в России разовьются на качественно новом уровне механизмы самоорганизации граждан, что будет одним из способов воплотить стремление граждан к индивидуальной свободе и социальной справедливости. Устоится российская многопартийная система из нескольких крупных общенациональных партий – открытых к интересам граждан и конкурирующих за его доверие.

И, главное, «при любых разногласиях все общественные силы страны должны действовать по простому, но жизненно важному принципу: ничего – в ущерб России и её гражданам, всё – для блага России, для её национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого гражданина в России» (В.Путин).
Безопасность граждан и общества

Наше развитие надо защищать. Для успеха Стратегии–2020 продолжится рост уровня обороноспособности страны, которая станет не избыточной, а достаточной для проведения политики сдерживания. Высокий уровень боеспособности вооруженных сил позволит эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе инновационного и кадрового развития военной организации.

В ходе социально-экономического развития будет сохраняться повышенное внимание к продовольственной и экономической безопасности Российской Федерации. А показатель безопасности условий жизнедеятельности граждан, в том числе на производстве, в инфраструктуре, а также оздоровление природы – это не только один из показателей успеха модернизации, но и показатель качества жизни.
Все эти пункты в целом и есть то самое общество реальных и равных возможностей, общество без бедности и гарантирующее безопасность каждого человека.
Образ действий

Россия–2020 будет отличаться от сегодняшней опорой на инновационный тип развития. Формирование инновационной экономики означает превращения творчества масс в фактор социально-экономического развития. Это позволит России–2020 выдерживать конкуренцию и со странами с дешёвой рабочей силой, и со странами, развитыми в научно-технологическом отношении.

Инновационный характер социально-экономических отношений сделает Россию-2020 устойчивой к потрясениям, так как опирается на повышение национальной конкурентоспособности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. Вес этих отраслей останется значительным в ходе реализации Стратегии–2020.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в ведущих секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижение энергоёмкости в среднем в 1,6-1,8 раза. Доля инновационной продукции в объеме выпуска должна возрасти до 25-35% (2007 год – 5,5%).

В-третьих, новая экономика – экономики знаний и высоких технологий – станет одним из ведущих конкурентоспособных секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами.

Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2007 год – 10-11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 году (2007 год – 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.
Основные идеи и выводы

Итак, Стратегия–2020 – это построение такого общества, которое

  • задает лучшие стандарты жизни,

  • предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей,

  • развивает экономику инновационного типа и радикально повышает её эффективность,

  • опирается на развитие мощного среднего класса.

Россия-2020 будет страной, в которой граждане гордятся не только ее великим прошлым, но и ее настоящим. Считают нашу страну лучшим местом для жизни в современном мире.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Как и почему рождаются общественные инициативы Тема 2
Стратегическое планирование кампании по поддержке молодежной общественной инициативы
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Политическая карта современного мира Тема 2
Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Деловые коммуникации: что это такое Тема 2
Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс,...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание введение Основные тенденции мирового развития в XX начале XXI века Тема 1
Понять тенденцию и использовать ее. Чтобы понять, куда идти, нужно увидеть, в каком направлении движется мир вокруг нас. Дальше можно...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКурс лекций Москва 2010 содержание тема 1 Понятие историко-патриотического просвещения и его актуальность на современном этапе развития российского общества Тема 2
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как технологии историко-патриотического просвещения
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКурс лекций Москва 2009 содержание тема 1 Волонтерство: что это такое? Тема 2
Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconФандрайзинг для молодежной организации Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова
Наш курс называется «Фандрайзинг для молодежной организации», однако прежде, чем мы обратим наше внимание непосредственно на фандрайзинговую...
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconКонспект лекций ПО курсу литология 
Тема  Литология – наука об осадочных породах. Введение в дисциплину и структура 
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconОпорный конспект Составитель: д э. н., проф. А. Н. Цветков Содержание Желаю всем больших успехов в изучении основ менеджмента! 4 Раздел Основные понятия 5 Тема Сущность и категории менеджмента 5
Последовательность общих функций 12 Тема Связующие (фоновые) функции в менеджменте 13
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Зачем нужна стратегия развития страны Тема 2 iconФедеральное агентство по делам молодежи РФ
Международная  научная  конференция  проходила  в  мггу  им.  М. А.  Шолохова  20–21  июля 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница