Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?




НазваниеРебенок плохо читает и пишет. Что делать?
Дата конвертации29.11.2013
Размер39.2 Kb.
ТипВопрос
Советы родителям первоклассников


Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?


Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизи-руются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформирован-ном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Бывают такие проблемы, когда ребенок  не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может  только специалист логопед. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?


В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов. ……………………………………………………………………….
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. ………………………………………………………… Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны ,которые надеваются на ручку, и  ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата – придуманы 3х гранные карандаши и ручки. Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?


Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее; ……………………………………………………
– лепка буквы из пластилина; ………………………………………………………
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым; …………………………
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе; ………………….
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами; ……………………
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым; ……………………………………………….
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.


Успехов Вам и Вашему ребенку!

Похожие:

Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconЧто делать если ребёнок плохо учится?
Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания даются...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconГотов ли Ваш ребенок к школе?
Взволнованная мама хватается за голову: что же делать? И начинает экзекуции обучением. Но так ли они уместны? И настолько не готов...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconРебенок бьет окружающих. Что делать?
Детская агрессия встречается не так редко и родители часто не знают как реагировать на то, что ребенок бьет окружающих и самих родителей....
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconДетская агрессия: хорошо или плохо
«Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать,...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconДелать или не делать?
Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия)
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? icon«Ребенок – левша»
Когда родители замечают, что ребенок берет ложку или карандаш в левую руку, то у них сразу же возникает устрашающий вопрос «Неужели...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconЧто делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?
Хорошо, если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. А что делать, если Ваш ребёнок не хочет идти в школу? И не...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconЧто школьнику делать?
...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? iconЕсли ребенок не учит уроки
Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый «ленивый»...
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? icon«Мотивация к учебе. Что делать, если ребенок не хочет учиться?» 
Мотивация  –  это  ключ  к  успеху  в  учебе.  Что  делать,  если  ребенок  не  хочет 
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница