Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»




НазваниеСеминар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
Дата конвертации23.11.2013
Размер63.3 Kb.
ТипСеминар



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»


Семинар-практикум
«ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений г. Югорска


Л. С. Лемешева

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

2011 г.

Учитель-логопед Лемешева Л. С.

МАДОУ «Д/с. «Радуга».

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Благодаря родному языку, малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

В детском саду большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Воспитатель должен научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.

Разделы работы
Основная цель состоит в том, чтобы научить ребёнка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.

Задачами воспитателя являются:

  1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта и т. д.);

  2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

  3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом

положении, что важно для произношения звуков.
Развитие артикуляционного аппарата
Что такое артикуляционный аппарат?

Артикуляционный аппарат – это совокупность органов обеспечивающих образование речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, губ, щёк, нижней челюсти, зубы.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.

Для тренировки органов речи существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня, желательно в игровой форме, т. к. дети лучше запоминают и с удовольствием выполняют упражнения. Вашему вниманию предлагается комплексы артикуляционной гимнастики (показ видеосюжета ).


В младшей группе 1 – 2 раза в месяц следует проводить специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Чёткое произношение, правильное речевое дыхание и т. д. отрабатываются и на других занятиях, в частности, на музыкальных.

На данном возрастном этапе работа педагога должна быть направлена на развитие у ребёнка слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного произношения звуков. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звукопроизношения. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Поэтому необходимо научить его слушать и слышать речь окружающих. Приучать реагировать на шёпотную речь. Использовать в работе игры: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?» и т. д.

Способствует развитию фонематического слуха слушание аудиозаписей с голосами животных, звуками окружающего мира.
Работе по формированию звукопроизношения должно быть уделено самое серьёзное внимание. В течение года постепенно отрабатывается произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ и звуков Л, Р, РЬ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И, и простых по артикуляции согласных: М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно их произносить.

В процессе формирования у ребёнка отчётливого произношения этих звуков его артикуляционный аппарат подготавливают к произнесению более сложных звуков.

Поэтому одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков. (Практикум с зеркалами).

Развитие мимики лица способствует правильной артикуляции гласных и простых согласных звуков, а в дальнейшем и более сложных звуков (лёгкий массаж лица, миогимнастика).

Чтобы речь была отчётливой и чистой, дети должны научиться широко открывать рот, что достигается правильным произношением гласного звука А. Для постановки звука А подойдут такие упражнения как:

«Покажи горлышко врачу», «Покачаем куклу», «Потянем ниточку» и т. д.

Дети должны научиться плотно смыкать губы. Этому способствует чёткое произнесение звуков :М, П, Б.

Упражнения: «Открой бутылочку», «Паровозик» - (п,п,п…), «Барабан» - (бом, бом…), «Поцелуй ручку», «Позови собачку», «Останови лошадку».

Научив ребёнка правильно произносить звук И, в дальнейшем проще научить произносить согласные С, З. При этом нужно обращать внимание на положение языка (за зубами у детей с межзубным сигматизмом). Правильный показ артикуляции воспитателем.

Упражнения: «Заборчик», «Улыбка», «Частушки», «Язычок спит и посвистывает», «Насос», «Водичка течёт», «Комар звенит».
Упражнения в чётком и правильном произношении звука Т создают благоприятные условия для усвоения звука Ц.

При звуках Т, Д, Н язык находится за верхними зубами, как при звуках Ш, Ж, Р, Л. Упражнения: «Барабан», «Пулемёт строчит», «Молоток стучит».

Правильное, чёткое произношение звуков О, У во многом обуславливает появление у ребёнка шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ.

Упражнения: «Хоботок», «Позови собачку», «Дудочка», «Рупор».

Процесс подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков длительный и не простой, требующий добросовестности и системы в работе.

Показ видеосюжетов.


Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов.

1. Сначала детей упражняют в произношении изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом в качестве речевого материала чаще всего используются звукоподражания. Знакомя ребёнка со звуком (или звукосочетанием), необходимо связывать его с определённым образом. Используются игры на звукоподражание.

2. Закрепляют произношение звука в словах в разных позициях (в начале, середине, конце) СОК, ЛИСА, НОС. При этом педагог добивается не только правильного произношения звуков, но и чёткого, внятного произнесения всего слова.

  1. Закрепление во фразовой речи.

Для закрепления звуков, выработки отчётливого произношения слов целесообразно использовать шутки – чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например:
СА – СА – СА - в лесу лиса.

СУ – СУ – СУ – видели лису

СЫ - СЫ - СЫ – нет лисы и т. д
При общей смягчённости речи следует обратить внимание на отработку твёрдости произношения согласных звуков, используя для этой цели больше упражнений на произнесение твёрдых согласных, например в звукоподражаниях типа: МУУУ, ТУК-ТУК и др.
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук – долбит дятел старый сук,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук – раздаётся громкий звук.. Тук-тук-тук…»
Мычит корова на лугу: «Мууу, мууу…

Я молока вам дать могу Мууу, мууу…

Хочу детей я напоить Мууу, мууу…

Молоко ребята будут пить Мууу, мууу…»

Речь воспитателя должна быть примером для детей. Педагог должен следить за темпом, интонационной выразительностью своей речи и, конечно, за чистотой звукопроизношения.



Похожие:

Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconПроект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме. Учитель-логопед: Пачкова Л. А
Ьтуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного...
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» icon«Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
Культура речи — это умение правильно, т е в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,...
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconИгры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая...
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconВоспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Воспитание культуры поведения является составной частью нравственного воспитания
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconПротокол №3 от 28 февраля 2011 года основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117 «синяя птица»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №117
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconСеменар – практикум для воспитателей Московского района г. Казани
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в контексте Федеральных Государственных Требований»
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconРазвлечение для детей младшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Агафье»
Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации девочек и мальчиков дошкольного возраста
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconМетодическая разработка «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика её компонентов через анализ изученной литературы
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconТимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста
Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий...
Семинар-практикум «воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» iconРазвитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения Участники проекта
Срок реализации проекта 9 месяцев (с сентября по май) и включает в себя 3 этапа
Разместите кнопку на своём сайте:
kak.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kak.znate.ru 2012
обратиться к администрации
KakZnate
Главная страница